Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заметки о рассеянности, осуждении и необходимом смирении

Поиск

 

Милость Божия буди с вами!

У вас так много затронуто предметов, что я, чтоб не запутаться, берусь писать заметки по порядку чтения.

Вам захотелось получить сокрушение духа. Вы и встретили беседы о покаянии, которые указали вам, как это дело делается. Беседы те расположили вас наблюдать за своими помыслами. Вы взялись, и нашли, что и пяти минут не могли поиметь собранности внутренней. Неужели это вы только в первый раз заметили? Замечаете ли, что вы словами этими обличили свою всегдашнюю рассеянность? Если так, то кайтесь. Потом еще книжка научила вас не осуждать; вы же пошли к N.N. обедать, и там, вероятно, весь мир перебрали по ниточке, и, выходя, исповедали свое поражение. И тут неустой. Положили не блуждать мыслями и не осуждать. Ни в том, ни в другом не успели. И пришлось сознать, что самое лучшее для вас исповедать свою немощь.

Целая история идет неудач по устроению внутренней жизни. Но итог очень плохой, исповедали немощь свою, и руки опустили, это обозначает, что вы совершенно равнодушны к своему духовному благобытию, и, не скорбя, оставляете его, как оно есть, не смотря на сознание, что оно неодобрительно. Дополню, что следует вам сделать. Чтоб мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом, и сторонним помыслам места не будет. Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве.

Спрашиваете, что значат слова св. Лествичника: "невозможно лишенному простоты увидеть когда либо смирение". Смысл этого можно было бы определить лучше, если бы знать, где это изречение находится и прочитать все в связи.

Скажу однако ж, что простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, ни какого себе значения не придает, не мудрствует и проч. Все сие смирение означает. Вы сознаете, что бываете смиренноречивы, но смирения не имеете. Так позаботьтесь возыметь.

Главная черта смирения - чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие. Далее, у вас любви нет, и вы выставляете лица, пользующиеся вашим нелюбием. Что же дальше то? Увидели, и все тут. Хоть бы пальцем пошевелили на возымение недостающего. Желаю вам проводить время в покое, с меньшею разволокою со стороны.

Слишком вы осуетились, N.N. блюл вас и лучше было, а теперь вы со всем расползлись.

1887 г.

Усевшейся на новом месте. О своем глазе

 

Наездились, наговорились, надумались. Теперь предлежит вам сесть и насидеться. Теперь вы не гожи для прежней жизни. И Господь дал вам и новое место, и новое жилье, чтобы вы беспрепятственно могли заново устроиться и установиться в новых порядках. Вразуми вас Господи и помоги, не спеша, все устроить без хлопот, но все обдумайте, и не затевайте ничего неподходящего к новому быту вашему. Впрочем, вы, кажется, уж на возрасте, - и не требуете, да кто учит вас. Благодарю за то, что писали вы с дороги. Я в Москву поеду, когда глаз перестанет служить. И, если операция возможна, передам себя в руки эскулапов. Теперь глаз еще служит, - и мне горя мало. Мне будет очень приятно знать, как вы находитесь. Напишите пожалуйста.

1888 г.

После посещения монастырей

 

Благодарю, что вспомнили обо мне. Значит, вы прощаете мое неотвечание вам. Спаси Господи вас за кротость вашу. Полагаю, что вы теперь уже воротились в свою келью. Как гулявший по цветнику приносит с собою цветочное благоухание, так, полагаю, и вы распространяете теперь вокруг себя дух подвижничества. Однако же не распускайте его из себя весь. Задержите в себе наибольшую часть. Хоть вы и не монахиня, но как взялись жить по-монашески, то все монашеское надлежит собирать в себе отовсюду. Это великая милость, что вы встретили не мало лиц благодатных на..., и имели очи увидеть это. Вы были пчела. Теперь насладитесь медом сами и других насладите.

Видели вы там строгости и снисходительности и спрашиваете, что лучше. Ответ прямой: нам с вами какое до них дело? Как знают, так творят - не маленькие. Обще же вот так: и строгость, и снисходительность в своем месте, в свое время и в своей мере, одинаково и потребны и благотворны. Кто ищет всегда душеспасительного, тот из той и другой умеет извлекать пользу. Посылаю вам 3 том "Добротолюбия". Тут попались статьи все отборные. Стоит посидеть и подумать. Спрашиваете, каково мое здоровье? Ничего сойдет. Глаз еще служит.

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 1889 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.122 (0.008 с.)