Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Свт. Феофан Затворник
Письма. Выпуск 5
Оглавление 759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору. 1 760. К нему же письмо с Выши. 3 761. Общие наставления желающей идти по пути спасения. 4 762. Мнимый ленивец. Отсоветование ехать на Вышу. Место сретения Господа. 4 763. Бодрая старость. О неспешном совершении молитвы.. 5 764. Духовное внимание должно соединять с рассуждением. О посещении Выши. 6 765. По случаю долгого молчания. 6 766. О покорном перенесении скорбных случаев. 6 767. Отсоветование ехать на Вышу. 7 768. Надо ли вести список своих дел, добрых и худых. 7 769. Жалеющей о невозможности посещать Святителя. Главное условие духовной жизни и значение христианского упования. 8 770. О самоуничижении, молитве Иисусовой и беседах. 9 771. О дневниках. Грамотка на сердце. Забота о заблудшей. 9 772. О впечатлительности характера. Проявления страстей и как бороться с ними. 10 773. О провождении свободного времени. Как вычитывать домашнее правило. 11 774. О душевном покое, всегдашнем предстоянии Богу и отречении от мира. Скромный отзыв о своем руководительстве. 12 775. Ободрение ищущей дара молитвы.. 12 776. О своих толкованиях Священного Писания. О частом говении. Дорога к детству о Христе. 13 777. О говении в рождественский пост. 13 778. Куделька и прядево. 14 779. Разные наставления и размышления по благочестию.. 14 780. Духовная невежливость. 15 781. Исповедание своих немощей святителем.. 15 782. Слово добре текущей путем спасения. 16 783. Отзыв на известие о потерях и семейных тревогах. Вечно новая книга. 16 784. Страх перед чумой. 17 785. Духовное трение. 17 786. Ответ ищущей согреться, насытиться и успокоиться. 17 787. Неизменяемость Божия и изменчивость человека. Как вести себя при похвалах. О молитве Иисусовой 18 788. На склоне дней, в ожидании последнего указа. 19 789. Обличение молоканских заблуждений. Важность церковного предания. Прибавление к апологии иконопочитания. 19 790. Насколько уместна скорбь об усопших. Умершие живы и общение с нами продолжают. 22 791. Предисловие. Латинский тариф на индульгенции. Возражения против его существования и опровержение этих возражений при участии святителя Феофана. 22 792. Злые посевы. Вред причиняемый сочинениями Льва Толстого для веры, церкви и отечества. 64 793. Совет жалующемуся на сокращение деятельности и об инвиргийцах. 65 794. О самоиспытании при порыве к уединению.. 65 795. Искушения и тщеславие везде нападать могут. О благоустройстве дел и хлопот житейских неразорительном для духовной жизни. 33 796. Проба духовной жизни. 67 797. Ободрение добре текущему путем христианской жизни. 67 798. Хорош ли улов? Наставление обретшей покой на новом месте. 34 799. Опять об улове, прошедшем и будущем.. 70 800. Заметки о рассеянности, осуждении и необходимом смирении. 35 801. Усевшейся на новом месте. О своем глазе. 36 802. После посещения монастырей. 36 803. В ответ спорщикам о земном жребии праведников. Слово для долголетней труженицы и для вступающего в двери покаяния. О своей старости. 73 804. О продолжении образования по отношению к делу духовной жизни. 37 Письма к лицу искавшему спасения в скитском уединении М-ской С-кой пустыни К-кой губернии 37 805. Дается совет установиться на определенном образе жизни и предаться духовным руководителям с отсечением своей воли. 75 806. Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте. 76 807. Безопасная пристань. 77 808. Благословение в Саров. 78 809. Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи. 79 810 Ему же после неудавшейся попытки. 80 811 Ему же на вопрос о продолжении науки. 81 812. Доброму воину о военной службе. 41 813. О том же. 82 814. Ловушка врага. О малакии. 82 815. Возбуждение ревности. Дыхание души. Уголок для уединения. 42 816. Опасная прогулка. 84 817. О том же. Обличение непочтения к матери. 84 818. Предостережение угрожаемому любовною страстью. Плеть для усмирения плоти. 43 819. При перерыве искушения; напоминание о непрестанной борьбе. 86 820. Колеблющемуся убеждение к решимости порвать со страстью. Примеры доброй решимости. 86 821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы.. 88 822. Слово ободрения и наставление кающемуся. 89 823. Рвотное для грешной души. 45 824. По получении Божией милости. 90 825. Значение молитвы Иисусовой и способ приучить себя к ней. 90 826. О терпеливом упражнении в делании молитвы.. 91 827. О том же. 92 828. Пасхальное поздравление. 93 829. Посетителю Выши. Условие частого причащения. О солдатчине. 93 830. Наставление мечтателю о службе и женитьбе. 94 831. Об опущениях по благочестию.. 94 832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой. 95 833. Как побеждать гордость, гнев и осуждение. 96 834. Будущему воину о воинствовании духовном.. 49 835. Благословение и предупреждение. 97 836. Ответ ищущему совета по житейскому делу. 97 837. Жаждущему духовного просвещения. 97 838. Наставление против похоти плотской. 50 839. Смущаемому помыслом о прежних искушениях. 50 840. Последнее благословение с Выши. 99 841. Первое общее наставление о христианском провождении времени. 99 842. Долг родителей. 100 843. Долготерпение Божие. 100 844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем "Что есть духовная жизнь". 101 845. Домашнее говение. Скорбь вменяется в епитимию.. 102 846. В чем совершенство терпения. Как праведник на суд не приидет. 103 847. Разъяснение текста: где труп, там орлы. Неровности жизни. 53 848. Что от Господа - все к лучшему. О страхе смерти. 104 849. Пребывающему с Господом - везде храм. Вражье искушение. 105 850. О прискорбностях жизни. 54 851. Знающим Бога - нет извинения. О невнимательных сыновьях и добрых дочках. 106 852. Благословение на путь в Москву. 107 853. Введение в труд покаяния. 55 854. Вкусившей плодов Причащения. 108 855. Христианская счастливица. 108 856. Слово болящей. Ободрение бегущей от мира. Наглядный опыт мирского счастья. О своем глазе 56 857. Утешение скорбящей о болезни дочери. 110 858. О благодарении за скорби и послушании мужу. 111 859. Отравленная черничка. 111 860. Наставление о провождении поста. Утешительный сон. 112 861. Источник утешения. В болезни должно учиться памяти смертной. 113 862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима. 113 863. Неустанный советник. Наставление о духе уныния. 114 864. Отзыв на известие о болезни и о состоянии близких родных. 59 865. Утешенной Божиею помощью и духовною отрадой. 115 866. Благословение матери семейства и отзыв о путешествии в Саров. 116 867. Отзыв на известие о новом иерее, о детях, о сборах в Саров и об ожидании смерти. 60 868. О памяти смертной и Божием Промысле. Рецепт против ушибов. 117 869. О заблуждающемся сыне. 118 870. Для христиан потребен подвиг терпения. 61 871. Благословение красавицам, едущим в Москву для лечения и предупреждение. 119 872. Что от Бога - все ко спасению. Ответ о духовнике и о сыне с переэкзаменовкой, благословившемся в Саров. 119 873. По приезде в Москву. О том же сыне. 120 874. Наставление о семейных. Соболезнование и благословение. 121 875. Поздравление и благословение. О своем здоровье. 121 876. Светлый луч жизни. Соболезнование и радование о семейных. 122 877. Всем сестрам по серьгам.. 123 878. Откуда приходит тоска и как прогоняется. 123 879. На скорбь о болезни близкого человека. Чем дети привлекают благословение и пресекают его 124 880. Снова о терпении. Сын от врага воюемый. К истории Арзамасской обители и о своем здоровье 124 881. Болящей матери семейства ободрение и наставление о вере и уповании. 125 882. Наши небесные покровители. Тишина Вышенской обители и ее Авва. 126 883. Изменчивость духовного настроения. Добрый гостинец к посту. 126 884. Благословение посетительнице Вышенской обители. Ясный день. 127 885. В день ангела. Поучительный сон. Думы при таянии снега. 128 886. При посылке иконы.. 128 887. Заболевшей среди трудов для больного. 129 888. Великопостное наставление. Бесчеловечные монахи. 129 889. В праздник Вознесения. 130 890. Мысли при наступлении страстной седмицы и о домашних. 131 891. Благословение возвращающейся с Выши. 132 892. Слово участия и благословение разным членам семейства. 132 893. Последнее благословение с Выши. 133 894. Печатные руководства к духовной жизни. Условие вступления на добрый путь. Цвет и плод преуспеяния. 134 895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы 134 896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия. 135 897. Подтверждение сказанного о молитве. 138 898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах. 138 899. Новое разъяснение о существе молитвы, с устранением изобретенных новыми старцами внешних приемов, могущих неопытных вовлечь в прелесть. 140 900. Программа Богомыслия и внутренних чувств христианина. Книги, руководствующие к молитве 141 901. Всегдашнее начинание. Добрый руководитель ко страху Божию. Молиться ли за иноверцев и самоубийц. 142 902. Ответ на вопрос об умной молитве. О представлении при молитве образа Троицы и других. Монах состоящий в прелести и заблуждении. Запрещенный Авва. 144 903. Постепенное развитие добродетелей из памяти Божией и памяти смерти. О поведении в церкви, воздержании перед службой. О лености и молитве за иноверцев. 147 904. Недосуг святителя. 148 905. Взаимное откровение помыслов и исповедь. 148 906. Молитва духовная не зависит от телесного напряжения. О праве исповедывать послушников 149 907. Каких образов должно бояться. Об отправлении служб поклонами. О молитве без движения языка и непрестанном внимании. 150 908. О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве. 151 909. Наставление о старчестве. О сочинениях преосв. Игнатия. Прибаутки. 153 910. Шепотники, сопуны и кликуши. 154 911. Неправильный образ совершения молитвы Иисусовой и способ перехода к надлежащему молитвованию.. 155 912. Молитвенный огонек приобретается трудом и не дается никаким художеством. Размер келейного правила. Об откровении помыслов, чтении книг и принимании ищущих старческого совета. 156 913. Разъяснение об истинном молитвенном огоньке и о теплоте, порождаемой внешним художественным образом молитвы. Об употреблении денег монахами. 158 914. Совет - доброе дело. Сожаление об умалении старчества. Послушник должен терпеть, а не шататься по другим монастырям.. 159 Письма к монастырскому духовнику. 159 915. О молитве, - в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате. 160 916. О молитве и всегдашнем внимании к Богу. Нож в поучение духовнику. 161 917. О приучении к должному молитвованию новоначальных. О руководителях в духовной жизни 162 918. Причины неотвечания святителя. 164 919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи. 164 920. Наставление о духовничестве. 165 921. О книге Душа и Ангел и сочинениях преосв. Игнатия. Кровяной жар при искусственном делании молитвы Иисусовой. Уволенному от череды. Об уединении. 166 922. Причуды при совершении молитвы Иисусовой. 167 923. О своем затворе. Ободрение духовнику. 168 924. Ответ просящему что-либо из одежд святителя. О Льве Толстом. Наши врачеватели. Ответ на вопросы по духовничеству. Всезнайка. 169 925. О ночных осквернениях. О старце стужаемом духами. 171 926. Признак для различения стоящего в прелести. Совет духовнику. 172 927. Разъяснение о схиме. Прежде надо распяться, а потом схимиться. 173 928. Дух жизни подвижников. Сребролюбие и любоимание. Об о. Иоанне Кронштадтском.. 174 929. Новоначальным не сразу дается правило молитвы Иисусовой. Чего главным образом должно искать чрез упражнение в молитве. О разрешении на исповеди. 175 930. Разные наставления о духовнической практике. 176 931. Продолжаются советы о духовничестве. Испытание серафиму. 178 932. Разъяснение духовнику о помедлении разрешением, слышимых некими голосах, книгах для новоначальных и утомлении. К истории молитвы Иисусовой. 179 933. Затруднительные вопросы о причащении. 180 934. О молитве до поту. 181 935. Кто должен читать разрешительную молитву над отпеваемым. О приемных отцах, духовнической строгости и о чудотворных иконах. 182 936. Перед кучей вопросов. О бумажной иконе. Календари. О труде ухода за больными. 183 937. О молитве устной, умной и сердечной. 184 938. Любовь и закон. 187 939. О молитве Иисусовой. 188 940. Монахиня без пострига и обетов. 188 941. Смерть - дверь в отечество. Спасение наше в Кресте. 189
К нему же письмо с Выши
Высокопреосвященнейший Владыко Милостивейший Архипастырь! Прошу извинения, что до сих пор не извещал о благополучном приезде в обитель. Желалось получить понятие о положении здешних дел. Благодарение Господу! Пустынь обещает покой. Монастырские порядки здесь прекрасные, братия хороша. Служба долговата, но можно привыкнуть. Утреня в 3 часа. За нею тотчас - ранняя. Поздняя в 8-мь. Вечерня в 4-ре. В 7-мь еще собираются помолиться на сон. Есть труженики крепкие, которые все службы выстаивают и не присядут, серчают даже, если кто попросит присесть. Пустынь в лесу. К каждому воскресенью и празднику собирается порядочно народа и черного и белого. Помещаются на гостиницах и питаются от монастыря. Ни одного дня еще не проходило, с тех пор как приехал, чтоб не было причастников. По всему Выша - преутешительная и преблаженная обитель! Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует! По случаю долгого молчания
Милость Божия буди с вами! Что вы в молчальницы записались, что от вас так долго нет вести? - Берусь писать к вам, чтобы развязать язык ваш, а вместе узнать, не я ли причиной того. И молчание ваше не есть ли подражание смиренное? Я писал к вам летом, и догадываюсь, что письмо могло не пойти по принадлежности. В таком случае на ком вина? Успокоимся на том, что верно так надо. Время подошло, которое невольно располагает к собранности. Домоседству и вниманию к себе теперь череда вместо развлечений, к каким всегда почти повод подает лето. Что ж это я? Да здоровы ли вы? И даже живы ли? Главного-то и не допытываюсь. Апостол писал: всячески - животом ли, или смертию - да прославляется в нас Бог. Этого и вам желаю. Кто в жизни славит Господа, того и смерть будет в славу Его. Что-то вы поминали о письмах, по поводу писем Сперанского. Как будто там встретилось вам что-то или неясное, или несообразное. Прошу пояснить. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Еп. Феофан. 27 сент. 72 г. Отсоветование ехать на Вышу
Милость Божия буди с вами! Спешу вам написать несколько слов по поводу последнего вашего письма и желаю, чтобы эти строки застали вас еще дома. Пишете, что едете к великому прозорливцу, который все сразу разгадает в вас и распишет вам все, что вы, и что подобает вам творить и проч. Решительно вам говорю, что в этих видах поездка ваша совсем пустое дело. Ничего я не могу в вас увидеть и поговорить даже путем не смогу, так что лучше вам не ездить и довольствоваться тем, что придется к вам написать мне. К тому же Тамбовцы непрестанно зовут меня к себе. Это преосвященный и некоторые другие. По лености моей отнекиваюсь, но кажется не устою, и должен буду отправиться. Когда же и как - не могу сказать, ибо буду противостоять до последней возможности. А возможно, что и совсем не поеду. Все сие вам прописываю к сведению. Вывод же один! Сидите и не двигайтесь с места. Когда умру, тогда приедете на Вышу. Какой толк разъезжать?! Там вы еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что?! Кроме суеты, развлечения, пустых ожиданий - ничего. Но! Поражение! Увидеть вместо города - лукошко!! Так нет, не хочу, чтобы вы ехали сюда. Сидите дома. И делайте заведенные дела. Пишу спешно. Извините. Всех вам благ от Господа желаю. Кто такая Р. и как мог я ее знать? Господь все принимает, что кто делает по любви к ближнему, во славу Святого имени Его. Благослови Господи ваше спребывание. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 февр. 72 г. Куделька и прядево
Милость Божия буди с вами! Уж я думаю вы меня браните, браните - и из сил выбились. Не пишу, плохо пишу, все вы сами виноваты. Как назвать ту барыню, которая прядева требует, а кудельки не дает?! Злая барыня. Вот это вы и есть. Дали вы мне кудельку? Нет. А прядево подай. Вы дайте мне кудельку-то: я вам напряду столько, что и не рады будете. Вот я берусь отвечать. Смотрю в письмо, к чему бы придраться, чтобы что-нибудь сказать. И не к чему. Что прикажете писать? Я жив, здоров, чего и вам желаю, и проч. Общие-то истины в книгах все прописаны, да еще какими умами? не нашему скудоумию чета. Там и читайте и себе на ус мотайте. Если моего марания хотите, мои статьи идут в Домашней Беседе и в Душеполезном Чтении. Что за беда, что вы должны обвинить или сына, или сестру! Отчего же не оставить дела без обвинения? Отчего не взять всего на себя, если можно прикрыть других? Вы начали речь - и ничего не сказали. Или бы не начинать, или начавши, сказать определенно, в чем суть. Извольте за это поклон положить, и потом прочитать: прощаю и разрешаю, и след. нравоучение: вперед не грешить, а то горше одного поклона будет. Исполнить сие пунктуально. Вот пост. Верно в церковь ходите, если здоровы, поститесь, уединяетесь, читаете, размышляете. Господа имейте с собою - и Ему всякую свою нужду открывайте. Он умеет, как удовольствовать искренно к Нему прибегающих. Прошу ваших молитв о моей грешности. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Е. Феофан. 26 февр. 74. Духовная невежливость
Милость Божия буди с вами! Взыщите Господа! Ищите лица Его выну! Как человек человека видит лицом к лицу, так постарайтесь поставить душу пред Господом, чтоб были они с глазу на глаз. Быть сему так естественно, что и поминать бы о том не следовало. Ибо душа по природе к Господу должна стремиться. А Господь всегда близ есть. И рекомендовать их друг другу нечего, ибо они старые знакомые. Зачем дело? Душа дура все ко Господу спиною оборачивается, то вертится пред Ним бесчинно, внимания на Него не обращая. Ведь это очень невежливо. Возьмите же в руки сию сударыню невежду и приучите ее законам вежливости, так вам известным. Объясните, как Господь сносит такое невежество? - Или нет Его?! А мы и еще грешим!! Когда же конец?! Долготерпению Божию бывает ли конец? Надо с опытом свериться. Если бывает конец, то на каком основании мы будем уверены, что этого конца не будет в отношении к нам? Если нет оснований так думать, а напротив, надо верить, что и для нас оно может кончиться, то определите, в какой момент кончится. Завтра или сию минуту? Как ни обычно нам завтракать, но не можем того отвергнуть, что для нас долготерпение Божие сейчас, сию минуту может кончиться. Приложите сие к сердцу, и что оно скажет? Как ни грубо оно, но не может обойтись при сей мысли без ужасаний, а вследствие того без вопияний: О, Господи, спаси и помилуй! Боже, милостив буди мне грешному! Станьте на эту точку и не сходите с нее. Она самая спасительная. Из нее бьет фонтаном спасительная духовная вода, отрезвляя от опьянения пустомыслием, а иногда худомыслием. Спаси вас Господи и помилуй. Молите Бога о мне многогрешном. Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 февр. 75 г. Страх перед чумой
Милость Божия буди с вами! "Гроза идет". Да где вы ее видите? На месте, где показалась чума, все уже кончено. Стало, нечего томить себя неосновательными страхами. Разве только то хорошо, что можно, пользуясь сим случаем, разбудить постоянный страх смерти и направить его к побуждению покаянных чувств в наставший пост. Эту хитрость извольте употребить против себя самой. Но всяко еще не ведомо, что породит весна. Может быть и в самом деле пойдет чума. Готовьтесь умирать, ведь все же одно надобно. Что прибавить к обычной смерти чума? Ничего; говорят, еще тише умирают чумою. Так вот и выгода! Как готовиться? И об этом нечего хлопотать. Теперь пост. Поговели, исповедались, причастились и готовы. Надо только сохранить непрестающею сию готовность. И все тут. Желаю вам быть благодушными. Спасайтесь! Прошу ваших молитв о моей грешности. Ваш богомолец Е. Феофан. 15 февр. 79 г. Духовное трение
Милость Божия буди с вами! Смущает вас нечувствие. Думаю это послед болезненного изнеможения. Оправитесь совсем, и все силы, а след. и чувства войдут в свое очередное действие. Вот вы уже чувствовали нечто, услышав "на реках Вавилонских". Походите в церковь, потретесь духовным трением, и отойдет онемение сердца. Прибавьте к сему размышление об утешительных свойствах и действиях Божиих, кои являют нам в Нем попечительнейшего Отца. А то и устрашить себя потрудитесь. Ибо вот, вот смерть, а там - отчет. Господи помилуй и пощади, многомилостиве! Сына вашего да вразумит Господь. Молитесь о нем материнскою молитвою. Иногда и ему словечко скажите, только от любви жалеющей и плачущей, без укоров и сетований. Время ныне действительно дурно. Но если не доберутся до источника и не заградят его, то зло все будет расти и множить злодеев. Источник есть тот, что позволили пустить в общество книги материалистические, по коим мир сам образовался и души у человека нет. Если нет Бога и души, то на чем стоять вере? Она и падает. И все будет больше падать, если не уничтожат этих книг. Между тем некоторые профессоры и в уроках не стыдятся пропускать такие же мысли. И в литературе их много идет. Есть журналы такого духа. Пока все это не пресекут - зло не кончится, а расти будет. Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 9 мар. 80 г. Предисловие. Латинский тариф на индульгенции. Возражения против его существования и опровержение этих возражений при участии святителя Феофана
Обличение святителем Феофаном латинских индульгенций В вышеприведенном письме свят. Феофана (№790) к Е.И. Снегиревой говорится, что умершие и общение с нами продолжают. Выписав эти слова, журнал Душеполезное Чтение (1895 г. Окт.), переходя к печатанию статьи "Тариф на индульгенции", в которой указывается участие св. Феофана в обличении индульгенций, предпосылает ей несколько слов, которые мы и приводим здесь, а затем и самую статью о тарифе, возражении Аббата Гада и опровержение его при участии святителя Феофана. "Они и общение с нами продолжают!" Эти слова об "Общении" усопших с живыми невольно припомнились нам, когда в борьбе с епископом Симоном, по поводу папской таксы за грехи, нам доставили статью преосвященного Феофана о том же самом предмете, - именно о таксе за грехи. В Бозе почивший святитель, всегда с особенным благоволением относившийся к Душеполезному Чтению при своей жизни, как бы наглядно доказывает свое живое "общение" с ним и по своей кончине, помогая ему своим веским словом и всем высоким авторитетом своей ученой и подвижнической жизни рассеивать папские и иезуитские ухищрения, с которыми он и сам вел упорную борьбу. Вот это слово: Тариф на индульгенции В 1857 году, в виду усилившейся на православном Востоке римско-католической пропаганды, в издающейся в Афинах газете Век (Αιών) №№ 1525, 1526 и 1530 перепечатан был тариф на индульгенции (Ταρίφα των σογχωροχαρτίων), как он в последний раз напечатан в Париже Julien de Saint Achel в 1820 году. К своему изданию папского тарифа на индульгенции J. de Saint Achel сделал предисловие. У нас перед глазами это предисловие в русском переводе, почти дострочно пройденное рукою святителя Феофана. Следующие строки написаны рукой его: "Мы решились поместить его (тариф) в переводе в нашем журнале: Эон - в общее сведение всех восточных христиан. Мы уверены, что, изображая римскую церковь, столько враждебную нам и столько нас поносящую - в истинном ее виде, эта статья больше всего другого будет содействовать к тому, чтобы усилить в нас чувства благоговейного почтения, какие мы, восточные христиане, питаем к Матери нашей Церкви, никогда не уклонявшейся к такого рода неподобным действиям. А не будет ли это вместе с тем красноречивейшим ответом на притязания Западной Церкви, которая, считая себя одну православною, нас называет всегда схизматиками?" Не желание полемики, - нет: истинно-пастырская ревность о спасении душ христианских и глубокая, беззаветная преданность к православию руководили рукой писавшего сие. А вот и некоторые данные из самого предисловия к изданию папского тарифа на индульгенции в русском переводе, исправленном в Бозе почившим святителем Феофаном. Мы отметим курсивом то, что писано рукой самого святителя Феофана. "Альвар Пелагий, защитник папы Иоанна XXII, в своем сочинении "Об опустошении Церкви", так описывает жадность римского двора: "Никто не может удостоиться видеть папу без платы, - у дверей его; и бедняки никогда не могут явиться пред лице папы, потому что им нечего дать. А что кардиналы? Руки их всегда отверзты на то, чтобы брать, и никто из них не скажет: довольно". Тот же автор присовокупляет, что и теперь еще - к общему негодованию всего мира - свинец папских печатей продается на вес золота. "Всякий раз, говорит он, как случалось мне входить во внутренние покои папы, я видал столы, покрытые талерами, и духовных, исправляющих должность менял". Этого Альвара Пелагия нельзя здесь подозревать в гиперболе, когда есть положительное свидетельство, что папа Иоанн XXII по смерти своей оставил 25.000.000 золота, количество, какого не имели все вместе владыки Европы. Также и знаменитый богослов Клавдий Еспенсий (Espensaus) не скрывает своего негодования, внушенного ему жадностью папского престола. "Кто, говорит он, смотрит на одни только деньги, у того все возможно и все простительно. В каком бы злодействе ни был кто виновен, в Риме тотчас получить прощение, как только заплатит деньги, как бы ни было велико преступление. Какое бесчестие! Священникам дозволяется иметь наложниц, жить с ними и иметь от них детей, лишь бы вносили каждогодно известную сумму денег. Может быть, скажет кто-нибудь, что все это клевета, выдуманная для того, чтобы папу представить ненавистным, но такие дела творятся всенародно, и они всем известны". Бернард, признаваемый в римской церкви святым, также упрекает пап в симонии и жадности к деньгам. Да и сами папы никогда не заботились о том, чтобы скрывать эту срамоту римского двора. Матвей Парм приводит следующие слова из одного послания папы Гонория III-го: "Любовь к золоту издавна была соблазном и позором папской кафедры. Кто не имеет денег и ничего не может дать, тот ничего не получит от Рима!" Папа Пий II выражается почти такими же словами: "Римский двор все отдает за золото, он продает Св. Духа, таинства, священство; отпускает все преступления тому, кто может заплатить за это отпущение". Самые хладнокровные из писателей не могли быть равнодушными, когда рассуждали об этом предмете: Аббат Конрад говорит: "радуйся и торжествуй, Ватикан! Сокровища открыты пред тобою, истощай их небрежно. В преступлениях чад человеческих твой прибыток, радуйся! Сыны человеческие обогащают тебя и утопают в нечестии и заблуждениях. Посевай между ними раздор - он доставит тебе слиток золота. Радуйся и пой торжественные гимны! Небеса отверзты тем, кто приносит тебе золото? Что я говорю? И Самого Господа Иисуса Христа ты в состоянии продать за него!" Настоятель кармелитский Батист из Мантуи говорит следующее: "в Риме все продается - храмы, священники, могильные холмы, алтари, жертва, молитвы, прошения, небо и Сам Бог!!" Иной может быть подумает, что в просвещенный век, как настоящий, Рим уничтожил свои поборы. Отнюдь нет! Еще и теперь продается множество отпущений". Далее следуют самые статьи тарифа за индульгенции, а потом и доказательства преосвященного Феофана в подтверждение несомненного существования этого тарифа, вопреки возражениям Павла Гада, настоятеля римско-католической церкви в Афинах, защищавшего тоже неблагодарное дело, какое в наше время взялся защищать "епископ Сымон". Но об этом скажем в следующей книжке. Статьи Душеполезного Чтения о таксе уже получили широкое распространение. Голос преосвященного Феофана представляет новые неопровержимые данные о таксе "непогрешимых" пап и не "за стулья", а именно за грехи. В прошлом году на статью Душеполезного Чтения: "Такса непогрешимых пап за грехи" римско-католический епископ Сымон (?) доказывал, что "ни французы, ни немцы, ни итальянцы католики ничего подобного не слышали". А когда издатель Русского Архива П.И. Бартенев заявил, "что в 1881 году в Амиене, осматривая тамошний великолепный собор, у входной двери на стене видел я большую таблицу в три столбца: в одном столбце перечислены грехи, в другом означение молитв, в третьем число франков. Тут же под таблицей стоит и кружка для опускания монет"; то Амьенский епископ Рену утверждал, что то была не такса "за грехи, а тариф за... стулья". В виду такого чисто иезуитского отрицания фактов, даже самых общеизвестных и происходивших пред лицом всего света, какова например продажа индульгенций, в №№ 5, 10, 11 и 12 Душеполезного Чтения 1895 года, приведено было много изданий "таксы", за грехи, авторизованных папами, и потом еще было присоединено: "голос преосвященного Феофана представляет новые неопровержимые данные о таксе "непогрешимых" пап и не "за стулья", а именно за грехи. Об этом скажем в следующей книжке". Но в начале текущего года явилась настоятельная потребность ответить на энциклику нынешнего папы Льва XIII. В февральской, мартовской и апрельской книжках и напечатан "Новейший ответ на старые и новые римские заблуждения". Потом настали дни Священного Коронования. Естественно, что все мысли и по возможности все статьи журнала направлены были к этому торжественному событию. С сентября месяца все с обычною серьезностью принимаются за дело. Теперь печатаем полное разъяснение вопроса об индульгенциях и о тарифе, как оно было сделано в газете Αιών при непосредственном участии преосвященного Феофана. В 1857 году, в виду усилившейся на православном Востоке католической пропаганды, в издающейся в Афинах газете Век (Αιών), в № 1.525, 1.526 и 1.530, напечатан был тариф за прощение грехов (Ταρίφα των σογχωροχαρτίων) или за индульгенции, что послужило к любопытному обмену мыслей между редактором газеты и Павлом Гадом, настоятелем римско-католической церкви в Афинах. Мы сперва познакомим наших читателей с некоторыми статьями указанного тарифа, так как полное воспроизведение его, с перечислением всех грехов, невозможно без оскорбления чувств приличия и скромности. Самый тариф последний раз был издан в Париже Julien de Saint-Acheul'ем в 1820 году, причем в надписании значилось, что означенный тариф установлен папою Иоанном XXII и обнародован папою Львом X, в 1514 году. Гл.XVI. §1. "Изувечивший клирика получает прощение за 63 лиры и 14 сольдо". §2. "Простое разрешение от этого преступления стоит 27 лир и 1 сольдо". §3. "Если будет изувечен аббат или настоятель какого-нибудь церковного учреждения, - прибавляется шесть лир". §4. "За изувечение епископа прибавляется к прежней цене 27 лир". §5. "Мирянин, изувечивший мирянина, уплачивает за полное прошение 27 лир и 1 сольдо". Гл.XVII. §1. "Добровольный убийца, желая вступить в клир, может купить себе прощение за 45 лир, 19 сольдо и 6 динарий". §4. Если убитый умер не от удара, но от чего-либо другого, и убийца не имел в виду причинить смерть, - чтобы стать священником и получить полное прощение, он должен уплатить 131 лиру, 14 сольдо и 6 динарий". §5. "Прощение за убийство, совершенное епископом, священником, начальником церковного учреждения или рыцарем ордена св. Иоанна, стоит 179 лир, 14 сольдо". §6. "Если убийца - игумен, апостольский протонотарий или занимающий равную должность, доплачивает 146 лир, 5 сольдо, за каждое, совершенное им, убийство". §8. "Если двое сговорятся убить одного, - получают прощение за 134 лиры, 14 сольдо". §9. "Если один убьет зараз многих, - платит за прощение 131 лиру, 14 сольдо". §10. Если один убьет многих при разных обстоятельствах, получает прощение, приплачивая за каждое убийство 90 лир, 11 сольдо". Гл.XVIII. §1. "Клирик, убивший случайно, платит 27 лир и 1 сольдо". §3. "Желающий заблаговременно запастись прощением за всякое случайное убийство, которое он может сделать в будущем, платит 168 лир, 15 сольдо". §5. "Совершивший случайное убийство, без принятия всех предосторожностей, уплачивает 87 лир, 3 сольдо". §7. "Если убийство произойдет при зрелищах или играх, запрещенных для духовенства, клирики и священники должны заплатить за прощение 141 лиру, 14 сольдо". Гл.XIX. §1. "Если клирик убьет кого-либо из самозащиты, платит 27 лир". §2. "Чтобы получить заблаговременно отпущение подобного убийства в будущем, следует уплатить 76 лир и 6 сольдо". Гл.XX. §1. "Мирянин, убивший клирика, получает прощение, подвергшись публичному покаянию по правилам и уплатив 27 лир". §2. "Клирик, имея обритую бороду или поставленный на священнодействие, убив священника, подвергается запрещению, доколе не подвергнется публичному покаянию по правилам и не уплатит 137 лир, 6 сольдо". §3. "Если сговорятся многие и убьют священника, виновник сообщества уплачивает за прощение полную цену, сообщники его - половину". §4. "Если при одном и том же обстоятельстве один убьет многих священников, сколько бы их ни было, платит за прощение в шесть раз больше". §5. "Если кто-либо убьет многих священников при разных обстоятельствах, за первое убийство уплачивает положенную цену полностью, за другие - половину". §6. "Если убийца священника не пожелал бы подвергаться публичному покаянию, - приплачивает 63 лиры и 14 сольдо". §7. "Если пожелает этого убийца многих священников, приплачивает еще 18 лир". §8. "Убивший епископа или какого-либо клирика высшего ранга платит 131 лиру, 14 сольдо". §9. "Убивший аббата платит 24 лиры". Гл.XXI. §1. "Прощение простого убийства мирянина стоит 15 лир, 2 сольдо, 6 динарий". §2. "Убийца многих мирян при одном и том же случае платит столько же, как и за убийство одного". Гл.XXII. "За убийство отца, или матери, или сестры следует уплатить для прощения 17 лир, 14 сольдо, 6 динарий". Гл.XXIII. §1. "Убивший свою жену платит за прощение столько же, как и отцеубийца". §2. "Убивший жену и пожелавший вступить в новый брак за получение прощения платит 32 лиры, 13 сольдо". §3. "Помогавшие мужу в убийстве жены платят по 2 лиры с головы". Гл.XXIV. §1. "Отец или мать, задушив свое дитя, платит за прощение 17 лир, 14 сольдо". §2. "Отец и мать, задушивши свое дитя по обоюдному согласию, уплачивают 26 лир, 1 сольдо". Гл.XXV. §1. "Женщина, принявшая снадобье, с целью умертвить плод во чреве, и отец, приготовивший оное, платят каждый по 17 лир, 14 сольдо". §2. "Если приготовит снадобье не муж, а посторонний, - платит 16 лир, 18 сольдо, 6 динарий". Гл.XXVI. "Колдунья или колдун, отрекшись от чародейства, прощаются за 27 лир". Гл.XXVIII. "Святотатец, вор, поджигатель, грабитель и им подобные получают прощение за 131 лиру, 6 сольдо".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.018 с.) |