Связи с Ганзейскими городами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связи с Ганзейскими городами



 

Начало XIII в. принесло новые веяния во взаимоотношения восточных славян с Европой. На смену шведскому присутствию стали утверждаться торговые связи Рижских и немецких купцов с городами белорусского Подвинья и Приднепровья. К этому времени на восточнославянских землях сложились государства – княжества, которые сами управляли вопросами экономической, политической и культурной жизни, в том числе и вопросами торговли. Торговые связи с викингами утратили свое значение.

С постройкой в 1201 г. в устье Двины крепости Исколь, выросшей в город Ригу, начинается новый этап в торговых и культурных отношениях между Западом и восточнославянскими землями. В этот период начинает активно действовать торговый путь по Двине, и это направление существовало вплоть до конца XVIII в. По Двине сплавляли лес, возили зерно и другие товары. Тогда Двина и Полоцк видели разные по названию и назначению суда. Например, зерно возили на шкутах, которые строили до 1840 г. Это судно 40х9 м, грузоподъемностью 20-40 лаштов (1 лашт – 1,5-3,0 т зерна). Шкуты имели закругленную форму и вытянутый нос в виде клюва, плоское дно, 1-2 мачты и команду до 20 чел.

В XVIII-XIX вв. на местах бывших древних волоков строились искусственные водные сооружения, в т.ч. и известная Березинская водная система, остатки которой сохранились до наших дней.

В XIV-XVI вв. монополией на торговлю в бассейне Северного и Балтийского морей стала владеть Ганза (со старонемецкого – товарищество) – торговый союз северных и центральных немецких городов во главе с Любеком. Этот город был перевалочным и политическим центром, здесь проходили съезды Ганзейских городов. В конце XV в. Ганзейская торговля пришла в упадок, торговать в розницу разрешалось только на ярмарках 2 раза в год, которые стали проводиться с 1498 г. Связано это с тем, что в 1494 г. перестал существовать Новгородский торговый двор, ведь в 1478 г. Новгород потерял свою независимость. Возродились или появились новые государства – Дания, Англия, Польша, Московская держава. К этому времени сложился единый союз Ливонских городов. Купцы Тарту, Таллинна, Пярну, Кокнесе и др. городов проникали в зоны, где господствовала Ганза.

За время существования Ганзейского союза в него входило почти 200 городов. Торговля восточноевропейского региона с Ганзой активизировалась после заключенного в 1229 г. договора, известного под названием "Смоленская торговая правда". Этот договор между Полоцком, Витебском, Смоленском, Ригой и Готландом открывал путь купцам Подвинья в Ригу, на остров Готланд и далее – в Любек, Мюнстер, Дортмун, Бремен, а немцам – свободную торговлю по Зап. Двине.

К середине XIII в. главным центром на Зап. Двине стал Полоцк, который контролировал обширный участок Двины и был главным партнером Ганзы в Двинском регионе. И тем не менее, Полоцк и другие восточнославянские города членами Ганзы не были, их взаимоотношения в торговле определялись договорами. До начала XVI в. в Полоцке была постоянная Ганзейская фактория, немецкие купцы пользовались полной свободой торговли, их права и льготы были шире, чем в других дворах и конторах Восточной Европы. Фактория и склады купцов в Полоцке находились при костеле, местонахождения которого пока не определено. Немецкие купцы в Полоцке жили постоянно, руководствуясь Статутом 1393 г., согласно которому верховная власть в торговых делах принадлежала Риге.

Расцвет Полоцкой Ганзейской фактории выпал на время княжения Витовта, который стабилизировал торговые отношения с Ригой Копыским миром 1407 г. Торговля с балтами и немецкими городами была главным направлением международной деятельности на протяжении всего Средневековья. Полоцк вошел в нач. XIV в. в ВКЛ, рос и развивался благодаря торговле. В 1498 г. город получил магдебургское право и оставался крупным торговым и политическим центром ВКЛ.

С тех пор прошло немало столетий, многое изменилось на этой земле, но неизменно катит свои воды в Балтику наша Двина, храня тайны прошлого, когда наши предки в силу геополитических обстоятельств были втянуты в международные культурно-торговые отношения как с Востоком, так и с Западом. Теперь об этом напоминают немногочисленные артефакты (находки), которые можно увидеть в музеях Полоцка, Витебска и Браслава.

Двина уже не является судоходной, она обмелела, пороги в отдельных местах не позволяют плыть даже небольшим судам. И хоть прошедшие века и изменили облик древнего торгового пути, но этот регион сохранил свою этно-культурную индивидуальность, живописную природу, обрел историческую и духовную значимость. Сегодня невозможно с точностью восстановить картину тех древних водных путей, поэтому попробуем виртуально сделать их частичную реконструкцию в нашей экскурсии. И мы сможем открыть для себя ценнейший пласт национальной культуры, увидеть особенности исторического и этно-культурного процесса северо-западного региона Витебщины.

Впервые за последнюю тысячу лет по бывшему водному пути в нач. XXI в. прошли белорусские и украинские ученые, доказав, что речные просторы Зап. Двины и Днепра могут быть объектом туризма в современных условиях. А Полоцк со временем может стать ключевым пунктом продвижения международного проекта "Панорама. Двина, Даугава", над которым работают белорусские, украинские, российские и шведские специалисты, стремясь сделать его своеобразной формой народной дипломатии, мостом дружбы между Востоком и Западом. Тем более, что с 2008 г. Полоцк стал белорусским центром Европы, отправной точкой европейских путей и дорог.

 

Развилка дороги на Браслав

 

Наряду с главной водной транспортной артерией Зап. Двиной в древности формировались и сухопутные дороги. На Полоцкой земле в XII в. уже существовало 7 дорог, которые соединяли город с разными городами. Сеть сухопутных коммуникаций соединяли Полоцк с Ригой, Новгородом, Псковом, Витебском, Минском и Литвой. Настоящие дороги стали прокладываться в эпоху Ольгерда и Витовта, т.е. в XV в. А до этого времени пути сообщения проходили по сложившимся ранее торговым коммуникациям. Предполагают, что дорога, по которой мы едем в сторону Браслава, шла через Бездедовичи в Литву мимо некоего Медвежьего озера через Чертов мост. В XVI в. в грамоте короля Стефана Батория она упоминалась, как нуждающаяся в ремонте. И наше путешествие будет проходить по старинной дороге, которая, как и Двина, была свидетельницей многих событий. Теперь это современная магистраль, связывающая Полоцк и Браслав. Эта дорога каким-то причудливым образом объединяет многие исторические события, происходившие здесь, а также судьбы выдающихся людей, связанных с этой землей.

Полоцкая земля была привлекательной для многих известных людей, которые оставили свой след в истории и культуре страны. Одни родились здесь и своими корнями связаны с Полотчиной, другие приобрели здесь землю и поместья, третьи получали земельные наделы в награду за заслуги перед Отечеством. Одной из таких усадеб являлось поместье в д. Бездедовичи, принадлежавшее российскому сенатору Александру Римскому-Корсакову.

 

 

Деревня Бездедовичи. Усадьба Римского-Корсакова

Справа от нашего автобуса, буквально у дороги, просматриваются остатки старинного парка, в центре которого виден 2-этажный кирпичный дом. Это поместье принадлежало российскому сенатору Александру Римскому-Корсакову. Дом этот возвели в 1910 или 1911 году. В 1911 г. здесь праздновали двадцатипятилетие со дня свадьбы хозяев. Как видим, дом стоит и сегодня, с очень толстыми стенами: "Это для того, чтобы дом оставался в нашем роду тысячу лет", – сохранилась такая запись владельца усадьбы. Управлял этим домом еврей Янкель.

Усадьба Римского-Корсакова включала 2-этажный барский дом, пейзажный парк с системой прудов-копанок и хозяйственных построек. Один из прудов можно и теперь видеть в 100 м от дома. Усадьба расположена на левом берегу реки Ушача.

Усадебный дом стоит на небольшой возвышенности в центре ансамбля. Объемно-пространственная композиция основана на использовании разных по форме ризолитов, которые выступают из основного кубовидного двухэтажного объема. В декоре видны разные по форме оконные проемы. Планировка дома коридорно-анфиладная, все помещения группируются вокруг трехмаршевой лестницы центрального вестибюля.

Небольшой парк пейзажного типа разбит со стороны южного фасада дома, в нем преобладают липы и тополя, в центре пруд и система каналов. Одноэтажная хозяйственная постройка выполнена из кирпича с использованием элементов неоготики. В целом усадьба является памятником архитектуры классицизма.

Усадьба довольно неплохо сохранилась, несмотря на бурные события XX в. Здесь теперь располагается больница.

 

Свято-Иверская церковь. Также сохранилась на северной окраине деревни церковь, построенная из бутового камня и кирпича в 1910 г. как домовая, в псевдорусском стиле. Она у нас теперь слева от дороги. Это Свято-Иверская православная церковь. При ее строительстве использованы камни темно-серого цвета и яркий красный кирпич, отчего фасад этого небольшого храма кажется чрезвычайно декоративным. Долгое время находилась в полуразрушенном состоянии, но в 1990 г. отремонтирована и является действующей, приписана к Спасо-Преображенской церкви д. Шпаковщина.

Церковь является памятником ретроспективно-русского стиля. Прямоугольный в плане объем завершается 8-гранным барабаном, шатер которого завершается маковкой и декорирован у основания кокошниками. Вход решен массивным шатровым рундуком с могучими арочными проемами на столбах-дыньках. В интерьере храма был высокохудожественный иконостас в стиле нео-рококо. В советское время он оказался разбитым. Под алтарной частью церкви была устроена крипта-усыпальница владельцев имения, но она не сохранилась.

Добрую память на Ветринской земле оставил Александр Александрович Римский-Корсаков – свояк знаменитого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Известный деятель царской России А.Римский-Корсаков – дворянин, владел здесь 1000 десятинами земли и 500 десятинами леса, усадьбами Бездедовичи и Старый Двор (не сохранилась), а его жена дворянка Людмила Павловна, урожденная Раздеришина, владела усадьбой Дубровки и тремя фольварками.

Память земляков сохранила добрые воспоминания об этой семье, у которой не было своих детей, они воспитывали приемного сына Илью, племянника Людмилы Павловны, в будущем казачьего офицера. Хозяйка имения умерла в 1912 г., отпевали ее в Дубровской церкви и похоронили на кладбище д. Дубровки. Могилу отыскать не удалось.

Владельцы усадьбы построили три церкви, семейную часовню, которая сохранилась, школу для детей, хорошо относились к крестьянам.

Хозяин усадьбы А.А. Римский-Корсаков, 1850 г.р., тверской помещик. Закончил Московский университет, был юристом. Служил в Министерстве юстиции, был прокуратором Петербургской судебной палаты, губернатором в Ярославле с 1904 по 1908 г., членом Сената – высшего государственного органа со времен Петра I и работал в кассационном департаменте Сената, имел придворный чин 3 класса, заведовал царскими конюшнями, с 1915 г. он стал членом Государственного Совета, действительным тайным советником.

В национальном историческом архиве Беларуси есть сведения о владельце д. Бездедовичи. В 1905 г. от Лепельского уезда, когда Ветринская волость была в его составе, А. Римский-Корсаков избирался в члены Государственного Совета России. Был он почетным мировым судьей Лепельского уезда и постоянным попечителем Дубровского училища, здание которого и церковь в этой деревне построены на его средства. В годы Первой мировой войны с группой монархистов составил проект конституции для России по образцу Пруссии.

После Февральской (1917 г.) революции и свержения царского режима, Римский-Корсаков выступил против позиции большевиков, поддержал генерала Л.Г. Корнилова. Он со ст. Фариново послал телеграмму в Могилев, в ставку Верховного Главнокомандующего генералу Корнилову: "Горячо молю Бога помочь Вам спасти Россию, предоставляю себя в полное Ваше распоряжение" и подписался: Сенатор Государственного Совета Александр Римский-Корсаков.

Телеграмма была задержана, а ее автор в своей усадьбе в Бездедовичах арестован Полоцким Советом рабочих и солдатских депутатов. Но ему удалось в той неразберихе сбежать в Москву. Весной 1918 г. он поселился в Москве на квартире князя А.Д. Голицына. В Москве Римский-Корсаков пытается организовать общественное мнение в защиту царской семьи, собранные для этого деньги отправил в Екатеринбург, где в то время находилась царская семья под большевистским арестом.

Власти заинтересовались деятельностью Римского-Корсакова, его хотели арестовать, но дворник предупредил хозяина об этом. В тот же день Римский-Корсаков отбыл в свое имение на Полотчине, отсюда сумел эмигрировать за рубеж. Помогли ему в этом евреи, к которым он относился с симпатией и уважением. И это при том, что Римский-Корсаков состоял в руководстве таких монархических организаций, как "Союз русского народа" и "Русское знамя". Взгляды его были нетипичными. Членов этих организаций он называл злодеями и проходимцами, резко негативно относился к черносотенцам. Он, видимо, считал, что шовинизм, погромы, антисемитизм несовместимы с настоящим русским патриотизмом и монархизмом.

Умер А.А. Римский-Корсаков в эмиграции в Берлине, похоронен на русском кладбище, рядом с могилой композитора М.И. Глинки, прах которого перевезли в Россию. На могиле установлен крест с надписью "Александр Александрович Римский-Корсаков, 03.07.1850–26.09.1922".

Потомки Римского-Корсакова живут в Париже и Москве. Усадьба в Бездедовичах и церковь на кладбище, как историко-культурное наследие охраняется государством, занимают определенное место в нашем путешествии.

Кроме Бездедович, на Ветринской земле в разное время были усадьбы других известных людей. Особое место среди них занимает Бронислав Игнатьевич Эпимах-Шипило, имение которого было в д. Залесье, в нескольких километрах слева от нашей дороги.

Б.Эпимах-Шипило (1859-1934) стоял у истоков белорусского национального возрождения начала 20 ст. Почти всю свою жизнь он жил и работал в северной столице России, но ни на один день не порывал связей с родной землей. По его инициативе и на его средства в 1906 г. было создано первое белорусское издательство после Скорины "Загляне сонца і ў наша аконца", которое в начале 20 ст. выпустило более 40 книг на белорусском языке. Он оказал действенную помощь материально и духовно в становлении Янки Купалы как человека и поэта. На его квартире в Санкт-Петербурге жил Купала, когда учился на Высших курсах Черняева (1909-1913 гг.).

Эпимах-Шипило активно поддерживал студентов-белорусов университета и католической академии, где он преподавал языки. Сам, владея двадцатью языками, передавал свои знания студентам. Он сотрудничал с известными деятелями белорусской культуры Ф.Богушевичем, Я.Коласом, К.Буйло, А.Сапуновым, Я.Дроздовичем. Благодаря ему с триумфом в Санкт-Петербурге выступала театральная труппа Игнатия Буйницкого.

Он собирал редкие и запрещенные правительством произведения белорусских авторов в знаменитую "Белорусскую хрестоматию".

На месте усадьбы Эпимах-Шипило в Залесье установлен мемориальный камень, а в Ветринской средней школе создан музей, который рассказывает о жизни и творчестве этого выдающегося деятеля белорусской национальной культуры, воспитанного на идеях возрождения, пропагандируемых первой легальной белорусской газетой "Наша нива", вышедшей в 1906 г. в Вильно.

 

Недалеко отсюда была усадьба Заболотье, которая принадлежала роду Мисунов, в семье которых родилась известный геолог Анна Болеславовна Мисуна (1868-1922). Получив хорошее образование в Риге и Москве, она свою жизнь посвятила науке и практическому исследованию геологии Беларуси, особенно ледниковых отложений. Она была первой женщиной в России и Беларуси, которая проводила полевые исследования в сложных природных условиях, что под силу только подготовленному и физически крепкому человеку. Она справедливо считала, что трусливый человек умирает постоянно, а мужественный – один раз.

Вся ее семья с приходом Советской власти эмигрировала в Польшу и погибла во время бомбежки во Вторую мировую войну. А Анна Мисуна осталась жить в СССР, в последние годы она работала доцентом Московского университета и умерла в Москве в 1922 г., похоронена на Новодевичьем кладбище. От бывшей усадьбы Мисунов остался только дуб-великан и старый заросший пруд-копанка. В начале XXI в. на месте дома установлен памятный камень.

 

В 3-х км от д. Полюдовичи, которую мы проезжаем, была усадьба Ивановщина, принадлежавшая Антону Антоновичу Гриневичу (1877-1937), собирателю белорусского музыкального фольклора, педагогу. Некоторое время находился на государственной службе в Казенной палате в Санкт-Петербурге и в Министерстве торговли и промышленности. Но лучшие годы своей жизни Гриневич посвятил белорусскому национальному возрождению начала 20 ст. С 1906 г. он стал членом легального белорусского издательства, что было создано Эпимах-Шипило, – "Загляне сонца і ў наша аконца". В 1910 г. он сам в Санкт-Петербурге основал издательство Антона Гриневича, которое выпускало произведения белорусской литературы и музыки.

После этого служил в армии, был секретарем товарищества Белорусской школы, преподавателем музыки в Виленской белорусской гимназии.

В 1925 г. вернулся на родную землю и работал в Институте белорусской культуры, получил звание академика наук.

Собрал около тысячи образцов белорусского песенного фольклора, описания народных танцев, игр и т.д. Не только собрал, но и издавал произведения белорусской музыки, фольклора и хореографии.

Не имея специального музыкального образования, он всю жизнь интересовался музыкой и песнями родного края.

К сожалению, его не минула трагическая доля деятелей культуры и науки того времени. В 1933 г. он был сослан в лагерь на 10 лет, где и умер в 1937 г. Все фольклорно-музыкальное наследие Антона Гриневича имеет большую значимость для наших современников. На месте усадьбы установлен мемориальный знак – камень-валун с надписью.

 

В д. Нача установлен мемориальный камень – знак, увековечивающий память литераторов, известных в довоенное время, Виссариона Габрука, Николая и Степана Семашков.

 

Недалеко от Ветрино в д. Петюлёво родился известный белорусский филолог Михаил Романович Судник (1910-1995). Закончил Минский пединститут в 1938 г., учительствовал, работал в научных учреждениях, кандидат филологических наук с 1954 г., член-корреспондент АН Беларуси (1970).

Этот человек много сделал для развития белорусского языка. Долгие годы возглавлял Институт языкознания АН БССР (1957-1983). Его исследования по белорусской лексикологии, лексикографии, орфографии, терминологии, истории белорусского языковедения, создание словарей обогатили белорусскую науку. И то, что белорусский язык живет и все более активно входит в наши дома – это также заслуги ученого Судника.

 

Среди живописной природы в д. Быковщина, что в нескольких километрах от Ветрино, была усадьба шляхтичей Козел-Паклевских, старинный род которых восходит к XIII в. Паклевские в XIX в. были известны как меценаты, основатели речного Сибирского пароходства. В музее российского города Екатеринбурга находятся материалы, рассказывающие об этом. До наших дней сохранился двухэтажный жилой дом XIX в. Козел-Паклевских, часть хозяйственных построек, здание водяной мельницы и водно-парковая система. В настоящее время в этом здании находится детский дом.

 

А еще на Полотчине имели свои поместья академик живописи художник Иван Хруцкий, один из родоначальников белорусской классической литературы Ян Барщевский, но никаких усадебных построек не сохранилось.

 

Покидаем пределы Полоцкого района, который был образован 17.07.1924 г. Проживает в районе 28600 человек (по состоянию на 2006 г.). В границах района находится 312 озер, в том числе гидрологические заказники Большое Островито и Глубокое-Чербомысло, ландшафтный заказник Козьянский, биологический заказник Лоно и лесные хозяйства. Около 61% территории района занимают леса – сосновые, еловые, березняк, чаще всего смешанные.

Условная теперь граница между Полоцким и Миорским районами почти 20 лет была государственной границей между СССР и Польшей – с 1921 по 1939 г. Путешествие продолжаем в пределах Полоцкой низменности, частью которой является Дисненская низина, в которой находится самый маленький город в Беларуси – Дисна.

 

Город Дисна

Подъезжаем к г. Дисне. Слева у дороги просматривается индустриальный пейзаж – большие серого цвета круглые емкости, в которых находится нефть. Это нефтеперекачивающая станция на трассе нефтепровода "Дружба", протяженность которого более 5 тыс. км. Российская нефть прокачивается через Украину, Беларусь, Литву в Западную Европу. От Полоцка в сторону латышского города Вентспилс под землей идут трубы этого нефтепровода. Первая очередь нефтепровода "Дружба" вошла в строй в 1962 г, вторая – в 1974 г. В 2006 г. через Беларусь прокачивалось 80 миллионов тонн нефти, что играет большую роль в экономике Беларуси.

 

С правой стороны мы вдали видим панораму самого маленького белорусского города Дисны. Название Дисна краеведы объясняют старославянским словом "десьня", что обозначает "справа". Люди, поселившись на левом берегу Двины, где теперь находится город, видели реку Дисну с правой стороны. Возможно, есть и другое толкование этого слова. Река Дисна является левым притоком Зап. Двины и вытекает она из озера Диснай в Литве, длина ее 178 км, по Беларуси течет 149 км.

В глубокой лощине в удобном и очень красивом месте, где с Двиной сливается река Дисна, славяне-кривичи основали в 11 в. небольшое поселение – Копец-городок, что значит земляная крепость, от слова "копать". Мимо Копец-городка проплывали разные торговые суда: аски, шнеки и ладьи лучших торговцев и воинов того времени – викингов. И в более позднее время Дисна оставалась торговым городом, а Копец-городок и Дисненский замок защищали столичный Полоцк с запада.

Так чаще всего в литературе описывается самая древняя часть истории Дисны. Археологи никогда не проводили здесь больших исследований, поэтому эти сведения можно считать весьма условными. Нет документальных свидетельств и археологических находок, которые бы говорили о контактах дисненцев с варягами и городами Ганзы. Более поздние источники дают представление о торговле с Ригой.

Первое письменное упоминание о Дисне мы находим в "Хронике" Генриха Ливонского, где говорится о нападении рыцарей Ливонского ордена на "новый город русских" с мостом к замку. А непосредственное письменное упоминание о Дисне относится к 1461 г. "Литовская метрика" писала: "…А судил сам король в Диснах." А.П. Сапунов сообщал, что князь Скиргайло отдал приписанную к Полоцкому воеводству Дисну какому-то помещику Стефану Дяку, которого одновременно освободил от поставки куниц, бобров, хмеля и др. повинностей. Этот привилей подтвердил король Александр Казимирович на том основании, что владелец имущества по древнему обычаю предков своих исполняет конную службу в полном вооружении. По сведениям Полоцкой писцовой книги Дисна значится под 1563 г. До 2-й пол. XV в. эта земля принадлежала Полоцкому воеводству. С 1563 г. Дисна становится местечком, а земля принадлежит государству.

В начале XVI в. владельцами вотчины являлись полоцкие бояре Матвей и Никита Шпырковичи, Степан и Сафрон Дорошковичи, Филимон и Олесян Фефяловичи. Видимо, неслучайно до наших дней сохранилось название пригорода Дисны, а ранее усадьбы Дорожковичи.

Настоящей трагедией для этой земли стала Ливонская война (1558-1583), когда великий князь московский завоевал город и замок Полоцкий, а русские войска заняли Дисненскую, Прозорокскую, Глубокскую и др. волости. На 50 верст вокруг Полоцка образовалась пустыня, такие опустошения принесла война, которую часто историки называют Полоцкой, ведь главной победой в Ливонской войне для Грозного стало взятие Полоцка в 1563 г.

После изгнания русских войск Стефаном Баторием Дисна стала постепенно возрождаться. Город строился по регулярному плану, разработанному немецким архитектором Хедеманном. На новом месте он рос быстро. Через три года после возрождения получил право беспошлинной торговли, а еще через год король Жигимонт Аугуст в 1567 г. дал Дисне некоторые льготы и герб – три каменные башни. В привилеи Жигимонта Аугуста от 27.02.1567 г. на саморуправление в Дисне сказано: "Присылали до нас войт и вси мещане места нашого Дисненского братью сваю мещан тамошних Олексея Романовича и Ивана Богдановича… ино били нам чолом, абыхмо мещаном того места для справ их и тех печатованья… герб дали".

Одновременно строился замок, возведением которого занимался архитектор С.Генго, приглашенный из Италии. Настоящим полноценным городом Дисна стала с 1569 г., когда 20 декабря город посетил великий князь Жигимонт Аугуст и даровал второй герб – Ладью – символ торговых связей и право на самоуправление – магдебургское право. В привилее говорилось: "А печать тому месту нашому Дисеньскому на вечные часы надаем герб, ладью, которою врад местний судовые и иные всякие справы печатавати и отправовати мают звычаем иных мест у привильеваных вечне." Печать и герб стали свидетельством, что местечко является единым социально-экономическим организмом, атрибутом самоуправления, символом независимости. В позднегеральдический период после второго и третьего разделов Речи Посполитой по всей территории Беларуси создавались новые гербы. Дисна получила третий по счету герб в 1796 г. – в золотом поле золотой сноп льна, что обозначало богатство в этих местах урожая льна. Это позволяло дисненцам торговать с Ригой и иметь прибыли.

В Ливонскую войну часть жителей Полоцка покинула свой город и перешла под королевскую власть, осев в Дисне. Скореев всего, именно этим жителям был дан герб с изображением ладьи. Похоже, что количество людей из Полоцка значительно превосходило по численности коренных дисненцев. В годы Ливонской войны Дисна была какое-то время резиденцией польского короля Стефана Батория, местом сбора огромной армии, готовящейся к штурму Полоцка, захваченного русским царем Иваном Грозным. Стефан Баторий проявлял большой интерес к Дисне. Во время Полоцкого похода 1579 г. он остановился здесь лагерем и сделал генеральный смотр войск 17 июля 1579 г., которые потом двинулись походом по Двине на Полоцк. 19 сентября 1579 г., возвращаясь из Полоцка, Стефан Батория оставил Дисне орудия. Еще раз он посетил Дисну в Июне 1581 г., когда был в Полоцке на открытии иезуитского коллегиума.

Стефан Баторий хотел превратить Дисну в крепость, а заодно и в оплот католицизма. С этой целью он укреплял Дисненский замок и основал костел. В 17 в. Дисна вместе со всем белорусским народом пережила тяжелую русско-польскую войну. Летом 1656 г. во время войны "тишайший" царь Алексей Михайлович – отец Петра I оказался в Дисне. "…пришел государь к городу Дисна и стали по сю сторону Двины в шатрах; 17 июля пошол государь из Дисны к Друе". Московское войско грабило местное население, жгло деревни. Терпение продолжалось недолго – мещане устроили заговор и вырезали неприятельский гарнизон, а своего бурмистра, который предал дисненцев, повесили на замковых вратах. За это король Казимир, посетивший Дисну в ноябре 1661 г., дал ее жителям амнистию, в которой выражалась благодарность за верность королю и Речи Посполитой. Сейм освободил город от податей сроком на четыре года и подтвердил все ранее данные привилегии, в т.ч. и магдебургское право. В результате русско-польской войны город разрушен, победы поляков оплачены кровью.

После русско-польской войны Дисна постепенно отстраивалась и становилась торгово-ремесленным центром. По Двине активно велась торговля с Ригой, куда дисненцы отправляли сало, мед, воск, рыбу, дичь и лен. Из Риги везли ткани и галантерею. В местечке три раза в год проходили ярмарки. В Дисне находился своеобразный таможенный пункт, где досматривались товары. В XVII в. в Дисне по документам значилось 3 церкви, 2 костела, униатская церковь, 9 ремесленных цехов, 3 братства. В XVIII в. в местечке был возведен францисканский костел, руины которого и сегодня высятся на берегу Двины, в настоящее время храм отстраивается.

События русско-шведской войны (1700-1721), к счастью, обошли город стороной, но в течение военных лет он дважды горел и приходил в упадок. Главой администрации Дисны тогда был князь Александр Меньшиков. После войны 1812 г. дисненские купцы вновь грузили струги – большие суда с командой в 20-40 чел. – льном, шкурами, зерном, пенькой и воском. Известно, что в 1848 г. в Ригу по Двине прошло 1332 купеческих корабля и 800 плотов с лесом и лесоматериалами.

В это время Дисна опять стала крупным торговым центром на Зап. Двине. И не только потому, что еще с 1632 г. здесь действовали и развивались цеха обувщиков, швейников, кузнецов и строителей. Судьба города и горожан зависела от реки. Покуда основным торговым путем оставалась Двина, Дисна каждое десятилетие горела в огне пожаров, затоплялась наводнениями, но город каждый раз восстанавливался, росло количество населения. В 1825 г. здесь жило 2801 чел. Замедление роста города произошло во 2-й пол. 19 в., когда железная дорога обошла его стороной.

В 1-й пол. XIX в. внешнеторговые связи переместились с запада на восток. Сюда стали поступать товары из России. В городе проходили ярмарки, собиравшие торговцев из разных мест – в иной раз их собиралось до 13 тыс. Из России сюда везли хлопчатобумажные, пеньковые и шелковые ткани, фарфор, фаянс, хрусталь, стекло, рыбу, сахар, мыло, табак, бумагу, чай и пр. Дисненский уезд оставался сельскохозяйственным, он поставлял на внешний рынок ежегодно до 74 пудов волокна льна (1,2 т), продавался лес.

Но транспортное значение Двины падало из-за дисненских порогов, которые мешали торговцам во все времена. Сюда из Риги могли попасть только в период весеннего наводнения. Экономика региона стала терять историческую самобытность. Особенно это произошло после восстания 1830-31 гг., когда повсеместно было введено российское законодательство, отменено действие Статута ВКЛ.

Постепенно лучшие люди стали искать работу и эмигрировать в более развитые страны – до 1907 г. таких было 12% от всего населения Дисны. На рубеже XX в. в Дисне действовало только 2 кирпичных завода, несколько гончарных мастерских. В конце XIX в. жило 6756 чел. Уездный город в начале 20 в. имел 2 больницы, аптеку, 2 церкви, 4 синагоги, 14 питейных заведений. В это время здесь была построена тюрьма, в которой содержалось 200 заключенных, ибо старая тюрьма по ветхости в 1901 г. развалилась, арестованных вынуждены были перевести в помещение винного склада. Тогда в заключении было 7 дворян, 60 мещан, 158 крестьян и 10 нигде не прописанных лиц.

Восстание 1830-31 гг. коснулось Дисненского уезда. В марте 1831 г. здесь началась подготовка к восстанию. Начальником по подготовке восстания был помещик из Иодов Александр Лопатинский. Активное участие в восстании принимали ксендзы. Зачинщики собрались в Лужках 13 апреля, более 50 помещиков написали акт и дали клятву выступить против России и создать Польскую державу в границах 1772 г. – т.е. до 1-го раздела Речи Посполитой. Самые влиятельные помещики сформировали повстанческий отряд и восстание охватило уезд. Отряд Лопатинского три дня находился в Дисне, однако был разбит русскими войсками. 114 представителей шляхты и магнатов карали как простых людей, их били бизунами, группами отправляли на каторгу, целыми деревнями выселяли в Сибирь.

В XIX в. Дисна, как и другие местечки, заполнилась еврейским населением. К нач. XX ст. их было больше половины населения. Трагическая судьба постигла этот народ в годы второй мировой войны. Только в одной могиле на кладбище в юго-восточной части Дисны покоится 3800 жертв геноцида, евреев, расстрелянных 14.06.1942 г. В 1952 г. на могиле установлен обелиск. Братская могила евреев находится на дисненском кладбище, что расположено в лесу при въезде в Дисну справа. И теперь здесь живет менее 2,5 тыс. чел., а ведь было и 10 тыс. С 1921 по 1939 гг. Дисна находилась в составе Польши.

 

Мы уже въезжаем в этот самый маленький городок Беларуси (соперничает с Дисной город Косово Брестской обл., где живет 2,5 тыс. чел. Этот город известен дворцом 1-й пол. XIX в. в стиле средневекового замка, а еще тем, что там родился в 1746 г. Тадеуш Костюшко – руководитель освободительного восстания 1794 г.) и видим его буквально весь, как на ладони. Здесь многое будет уникально и увидено вами впервые. Такой столетний мост с деревянным покрытием можно встретить только в Дисне. Оказавшись на узких и маленьких улочках городка, ощущаешь дух уездного города XIX ст. По обеим сторонам улиц кирпичные и деревянные одноэтажные дома. Кажется, что сюда пока даже не пожаловало XXI столетие. По плану XVIII ст. Дисна расположилась на мысу при слиянии рек Дисны и Западной Двины. В центре две основные магистральные улицы – Замковая (теперь Юбилейная) и Воскресенская (современная Кирова), от которых прямоугольные кварталы города берут свое начало. Все остальные улицы получили ориентацию на бывшие дороги, подходившие к местечку с разных сторон. Здесь, в старой части, улочки сохранили брусчатку.

Сразу на память приходят местечковые балы, дававшиеся на Рождество местным дворянством, где женам помещиков Адам Мицкевич писал стихи, где в августе 1910 г. выступала труппа знаменитого Игнатия Буйницкого – основателя белорусского профессионального театра. В сказочной Дисне черпал вдохновение российский писатель Александр Грин, под переливы рек пела романсы цыганка Роза Черная.

Тогда в городе мирно сосуществовали представители разных христианских конфессий – православные, католики, униаты. Об этом в центре города напоминает белое здание Свято-Воскресенской церкви (храма Воскресения Христова), построенной в ретроспективно-русском стиле и освященной в 1870 г. На освящении православного храма присутствовали именитые гости – и.о. генерал-губернатора князь Багратион и виленский губернатор.

 

Свято-Воскресенская церковь. Свято-Воскресенская церковь известна в Дисне с 1568 г. В 1670 г. во время городского пожара она сгорела и в 1730-е гг. построена новая. По другим данным, она создана в 1727 г. на средства влиятельного фундатора дисненского бургомистра Тимофея Бородульского и его жены Анны. При церкви действовал православнеый монастырь с 1633 по 1810 г. Принадлежность монастыря к православию подтверждалась королевскими привилеями Владислава IV, Яна Казимира, Яна III Собесского, Аугуста II и Аугуста III. В XVII в. монастырь имел небольшое имение Горки и в 1663 г. он потерял это земельное владение. Тогда при церкви было три братства.

В 1810 г. монастырь был закрыт, церковь стала приходской, и она тоже сгорела. Теперешний храм заново построен в 1870 г. Освящение очередной "муравьtвки" на территории Беларуси, построенной по распоряжению Н.Н. Муравьева, виленского генерал-губернатора произошло 12 июля 1870 г. На торжествах присутствовал сам епископ Ковенский Иосиф, помогал ему ключарь Виленского кафедрального собора и многочисленное местное духовенство, а также и.о. генерал-губернатора князь Багратион и виленский губернатор.

В июле 1882 г. пожар почти полностью уничтожил город. Сгорел монастырь при церкви с иконами и другими ценностями, а также древний архив магистрата. После этого в Дисне было создано Вольное пожарное общество, которое не уступало виленскому, а строительство в городе велось только кирпичное.

При теперешней церкви находится колокол, являющийся памятником художественного литья. Отлит он из бронзы 30 августа 1751 г. литейщиками Иваном, Степаном и Максимом Синицами специально для этой церкви. Высота его ок. 40 см, диаметр 30 см, украшен растительным и волнистым орнаментом. На колоколе написаны имена его создателей. Кроме того, в Дисне в XVII в. были Воздвиженская, Спасо-Преображенская и униатская Михайловская церкви, парафиальный костел и францисканский монастырь.

 

В церкви нахо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.051 с.)