Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Костел Успения Пресвятой Девы Марии

Поиск

Архитектурной доминантой Миор является здание костела Успения Пресвятой Девы Марии, возведенного на восточном берегу Миорского озера в 1907 г. из красного кирпича.

Появился костел в это время не случайно. 17 апреля 1905 г. был принят "Именной Высочайший Указ Правительстующему Сенату", который получил широкую известность как указ о веротерпимости. После антироссийских восстаний 19 в., в которых католическая церковь принимала участие на стороне повстанцев, наконец-то появилась возможность строить костелы. Правда, их разрешали возводить не выше православных храмов и общественных сооружений, но это повсеместно нарушалось. Католические храмы в тот период стали возводить в Миорах, Прозороках, Ушачах и др. местечках.

История костела связана с передачей в 1728 г. униатской церкви католическому духовенству. Однако, есть сведения, что Миорский костел упоминается под 1691, а затем под 1717, 1744. 1775, 1789 гг. В Гродненском историческом архиве обнаружено "Инвентарное описание Миорского костела и его имущества от 14 октября 1823 г." В этом документе говорится, что костел очень древний, построен в народной традиции из дерева более двухсот лет тому. Там же перечисляется более 130 деревень и владений, которые принадлежали парафии. Упоминается также имя ксендза Юрия Чепулевича, исполнявшего душепастырские обязанности в Миорской парафии в течение 20 лет и пользовавшегося большим уважением среди верующих. Он выступал против активного противника унии митрополита Семашко, за что был сослан царскими властями в глубь России. В конце 19 в. храм хотели закрыть из-за аварийного состояния.

В начале XX в. было решено построить кирпичный костел. В 1905 г. в Канцелярию виленского губернатора поступил рапорт от вновь назначенного в Миорский костел ксендза Юзефа Бородича, который стал вдохновителем и талантливым организатором строительства нового храма. Виленский губернатор разрешил строительство с условием, чтобы пожертвования на костел не собирались на месте, т.к. три года подряд миорская земля страдала от неурожая. Ксендз Бородич для сбора средств сформировал группы активистов, которые разъехались по Российской империи для сбора денег. Сам он направился в Варшаву к рабочим в заводские цеха. Недалеко от Миор за озером был специально построен завод по производству кирпича, а для доставки его к месту строительства через озеро соорудили паромную переправу.

Биография ксендза Бородича очень яркая, наполненная драматическими событиями. Родился он в 1861 г., учился в духовной семинарии в Вильно, закончил ее в 1897 г., в 1900 г. в Риме папа Лев XIII благословил его на миссионерскую деятельность. Он служил в Вильно, в других местах, в 1905 г. был направлен в Миорскую парафию. Ксендз Бородич сумел организовать работу по строительству костела так, что святыню возвели за один год. Ежедневно на строительстве трудилось по 200 чел. Работа кипела, и над Миорами взметнулся храм на месте ранее существовавшего деревянного костела и католического кладбища.

Ксендз нарушил предписание властей не строить храм выше всех зданий в Миорах и после первого богослужения в новом костеле был арестован. Строительство продолжил ксендз Кшыштофик и закончил его в 1909 г. А Бородича сослали на Ошмянщину, где он тоже провинился и был выслан в Россию, вначале в Ярославль, а потом в Рыбинск. Но и там каким-то образом ему удалось получить право на миссионерскую деятельность и строительство костела. После этого последовала новая ссылка – в Аглонский доминиканский монастырь в Латвии, куда ссылали священников для исправления. Над ним состоялись суды в Гродно и Пскове, на которых были вынесены приговоры – отбывать наказание в Динабургской крепости (теперь г. Даугавпилс). Однако ему удалось убежать с поезда, за российский рубль пограничник пропустил его на польскую территорию. После этого ксендз Бородич какое-то время преподавал философию в Краковском ягеллонском университете, работал в "райском" уголке Европы – Сан-Ремо, где служил в костеле св. Роха. Там на средства сестры строил заезжий дом "Полония" и небольшой готический костел. На здании нарисовал белого орла – символ польской государственности, чего царские власти ему не простили. Его через Флоренцию, Испанию кораблем повезли как узника в Одессу на расправу. Это было время первой мировой войны, корабль подорвался на мине, английские моряки спасли ксендза вместе с другими тонущими людьми и отвезли в Стамбул. Там он узнает о независимости Польши и торопится в Варшаву, где собирает деньги для голодающих. Однако судьба ему посылает новые испытания: его обвиняют в шпионаже в пользу большевистской России, в Сан-Ремо начинают судебный процесс по делу строительства заезжего дома и костела будто бы на средства от пожертвований. Не в ладах священник с польскими властями и прессой, вновь суды и подозрения, но миорские парафияне его спасли – они собрали в его защиту 5 тыс. подписей. К сожалению, дальнейшая судьба ксендза неизвестна, когда он умер и где похоронен, никто не знает.

В этом костеле первую проповедь на белорусском языке вел известный священник Адам Станкевич, который считал, что в храме слово Божье должно звучать на родном языке.

В нач. XX ст. в костельной архитектуре преобладал стиль неоготики. Давайте всмотримся в это монументальное сооружение, и увидим, что это трехнефный двухбашенный храм с пятигранной апсидой для алтаря, к которой с южной стороны присоединено сокрыстие. Фасады на высоком цоколе ритмично членятся ступенчатыми контрфорсами и стрельчатыми оконными проемами.

Главный фасад подчеркивается входным порталом и окном – розой. Трехъярусные башни завершаются высокими шпилями. Башня-фонарь венчает центральный аркатурный щит. Две башни, будто две руки, тянутся к небу, к Богу, символизируя двойственность происхождения Иисуса Христа – Божественную и человеческую. Оконные проемы придают храму легкость и возвышенность, окно-роза из цветного стекла над входом красиво сверкает, особенно ночью.

Перед зданием костела в 1998 г. установлена скульптура Божьей Матери с Младенцем Иисусом (скульптор Игорь Голубев). Ранее скульптура Божьей Матери с Иисусом стояла на небольшом возвышении в озере. Во все времена это озеро забирало много людей, поэтому верующие поставили скульптуру Божьей Матери с надеждой, чтобы Она предотвращала гибель людей.

Костел и его территория обнесены каменной оградой.

 

Алтарная часть храма. На улице за костелом, со стороны алтаря, напротив родильного отделения районной больницы, установлен уникальный и своеобразный памятник Нерожденному ребенку (скульпторы Юрий Аношко и Алесь Дранец, архитектор Владимир Попруго). Памятник представляет собой вытянутую дугообразную стелу, в верхней части которой закреплен нож в виде гильотины, а в нижней части стелы – беззащитная фигурка ребенка, находящегося в утробе матери. Этот памятник напоминает о вечной человеческой проблеме – прерывании беременности, что католическая церковь рассматривает, как грех нерожденного ребенка, как умышленное убийство уже живого существа. А еще этот памятник говорит о том, что главной ценностью на земле является человеческая жизнь, даже жизнь нерожденного ребенка.

У правой стены костела можно видеть старые захоронения – напоминание о том, что здесь ранее было кладбище.

Монументальное здание костела в ясную погоду отражается в зеркальных водах озера, создавая неповторимое зрелище.

 

Интерьер костела. Внутреннее оформление костела соответствует стилистике неоготики и выдержано в ярких тонах, что оставляет впечатление праздничности и торжественности. Внутри нефы соединяются стрельчатыми перекрытиями. Костел освящен в честь Успения Божьей Матери и Святого Иосафата Кунцевича. На колонне справа перед алтарем есть памятная надпись о создателе храма ксендзе Юзефе Бородиче и время его строительства – 1906- 1907 гг. На параллельном столбе, что слева, другая надпись, которая свидетельствует о том, что здесь похоронена мать ксендза Бородича, пожертвовавшая свои средства на возведение костела.

На одном из столбов слева находится икона Божьей Матери Миорской, которая очень почитаема верующими. Также в храме есть иконы, имеющие художественную ценность – "Матерь Божья Ружанцовая" и "Иосиф с Младенцем Иисусом" – начала XIX ст., "Матерь Божья Ченстаховская" (1878), деревянная скульптура "Распятие" XIX ст., привезенное из часовни д. Каменполье, на хорах – орган 20-30-х гг. XX ст., теперь работает от электричества. Под костелом находится подземелье, где похоронены основатели храма Святополк-Мирские и родители ксендза Юзефа Бородича.

Во время боев в 1944 г. в храм попало пять снарядов, была пробита крыша, но он уцелел. В послевоенное время власти закрыли его и отдали под зернохранилище. В конце XX в. здесь вновь стала вестись служба и зазвучала белорусская речь.

В 2007 г. к 100-летию костела проведен ремонт, обустройство храма продолжается. Верующие стремятся передать в будущее эту духовную святыню, символизирующую мировоззрение, талант и утонченное чувство красоты, миролюбие нашего народа.

 

По нашему маршруту недалеко от Миор находится усадьба Каменполье XIX – нач. ХХ в., принадлежавшая роду Святополк-Мирских. Последний отпрыск миорской линии этого рода жил здесь до 1939 г., занимаясь разведением виноградной улитки, которую отправляли во Францию. Восстановленная усадьба могла бы быть интересным объектом туризма.

 

Миоры считались небольшим поселением, теперь это центр района, вскоре по дороге мы увидим д. Перебродье, которая была самым маленьким местечком Западного региона Витебщины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.007 с.)