Чтобы поставить точку и резко ее оборвать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы поставить точку и резко ее оборвать.



· У него нет опоры, в какой либо организации.

 

Общественное мнение рисовало кандидата по образу Джона Кеннеди – красивым, остроумным, атлетически сложенным. Имидж Милтона Шаппа никак не совпадал с подобным имиджем. Все оборачивалось против него…

В ходе опроса общественного мнения в штате Пенсильвания выяснилось одно любопытное обстоятельство. Многие избиратели были уверены, что руководители демократической партии - это оторванные от масс боссы из Филадельфии и Питсбурга, а эти два города для многих пенсильванцев были синонимами Содома и Гоморры. Нейполитен ухватился за эту мысль. Манипулируя сознанием избирателей, он сумел создать легенду о противоборстве Давида и Голиафа – противоборстве Шаппа с партийной машиной демократической партии. Был придуман лозунг Политической кампании Шаппа: "Человек против Машины".

С помощью телевизионной рекламы ему удалось продать этот миф избирателям. Причем предвыборная легенда была чистой воды спекуляцией: Шапп с удовольствием принял бы выдвижение в кандидаты от демократической партии. Однако "Машина" поддерживала конкурента. Шапп победил на выборах. И сработала тут удачно найденная Нейполитеном "больная" общественная проблема: отношение избирателей к бюрократизированной партийной машине штата, тормозящей здоровое общественное развитие. Избиратели охотно встали на сторону "вступившего в противоборство" с этой замшелой "Машиной" маленького человека.

В России также активно используются архетипические образы при проведении избирательных кампаний. (Подробнее эта тема будет раскрыта в семинаре одиннадцатом).

Использования архетипических образов в предвыборной борьбе является очень эффективным приемом, но возможность применения этого метода довольно ограничены. Но в арсенале специалистов PR имеется довольно разнообразный спектр приемов.

Политолог Иосиф Дзялошинский в своей статье "Как создаются "герои" и "дьяволы" приводит следующие наиболее часто используемые манипулятивные психотехнологиии.

Метод фрагментации. Заключается он в том, что на потребителя массовой информации обрушивается непрерывный поток разнородных не комментированных сообщений, создающих мелькающую разрозненную картину мира, в которой невозможно уловить какие-то тенденции. Человек оказывается дезориентированным, сбитым с толку. Манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. Часто повторяющиеся разрозненные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их "будят". При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.

Метод «органического совпадения точек зрения» означает, что точка зрения, целиком поддерживаемая общественным мнением, не атакуется теми, кого она не устраивает, а разрушается исподволь: имеющиеся взгляды поэтапно конвертируются до приемлемых манипулятору.

Метод отвлечения применяется, чтобы отвлечь внимание аудитории от неугодной управляющим информации, другой информацией, поданной в максимально сенсационной форме.

Метод объективного подхода заключается в подборе фактов и умелом их комментировании. Исключая или добавляя малоизвестные факты, можно «выявить» несуществующую тенденцию и таким образом «запустить» её на самом деле.

Метод апеллирования к государственным интересам и общественным потребностям. Он хорош тем, что активизирует стереотипные эмоции, отключающие интеллект. В настоящий момент его прекрасно используют СМИ.

Метод «забрасывания грязью» состоит в подборе таких фактов, образов, эпитетов и определений, которые дают предмету разговора жёстко негативную окраску. Данный метод причисляется, пожалуй, к самым грубым пропагандистским приёмам. Но, тем не менее, наиболее часто используется нынешними политическими фигурантами.

Семантическое манипулирование заключается в целенаправленном подборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, и влияющих таким образом на восприятие информации (мы- освободители, они – оккупанты; мы – борцы за независимость, они – боевики; у нас – войска, у них – незаконные бандформирования).

Использование слухов. Слухи – передаваемая в межличностном общении актуальная, общественно значимая информация, отражающая стремление людей домыслить неясную ситуацию. Это явление нами уже рассматривалось в семинаре восьмом.

Очевидно и то, что сложившиеся в стране условия нисколько не препятствуют эффективности манипулятивных программ, ориентированных на трансформацию массового сознания. У российского избирателя, в отличие от западного, ещё не сложился иммунитет от воздействия откровенной пропаганды. Поэтому освоение технологий манипулирования массовым сознанием уже сейчас значительно влияет на политический процесс в стране.

 

Резюме

1. Под манипулированием обычно понимают способы информационного, социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам

2. В основе любой манипуляции лежит искажение реальной картины мира. Это может достигаться следующими способами: утаиванием информации, ее "селекцией", передергиванием фактов, искажением пропорций и подменой понятий.

3. Манипуляция массовым сознанием в основе своей имеет применение различных психотехнологий. В последнее время для нужд воздействия на массовое сознание в PR широко используются разработки из области психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия.

4. Наиболее эффективным методом изменения массового сознания является мифологизация и использование архетипических образов. Однако довольно широкое распространение получили и другие методы: фрагментации, «органического совпадения точек зрения», отвлечения, метод объективного подхода, апеллирования к государственным интересам,«забрасывания грязью», семантического манипулирования, использование слухов.

Тренировочные задания

 

1.К какому способу манипуляции прибе­гает и свидетель, если он утаивает от следствия важные подробности пре­ступления и тем самым вводит орга­ны правосудия в заблуждение, хотя формально и не говорит неправды.

2.Когда человек говорит неправду, то собеседник может об этом догадаться по невербальной информации. Обратимся к Ал­лану Пирзу и его книге «Язык тело­движений»: «Для того чтобы не выдать себя в момент произнесения неправды, не­обходимо…

3.В советских учеб­никах имя Троцкого встречалось только тогда, когда описывались его ошибки, но оно исчезало тогда, когда речь шла о его достижениях. Так, совершенно замалчивалась огромная роль Троц­кого в проведении октябрьского восстания и организации Красной Армии, но зато подробно рассказы­валось о негативной роли Троцкого в срыве Брест-Литовских мирных переговоров с немцами в 1918 году или его нежелании арестовывать Вре­менное правительство накануне Ок­тябрьского восстания. К какому способу манипуляции можно отнести такое изложение истории?

4.Во время воору­женного конфликта в Чечне офици­альное российское командование, как правило, несколько занижало цифры наших потерь, и преувеличи­вало потери чеченских боевиков, в то время как чеченские боевики, напротив, скрывали свои потери и преувеличи­вали число погибших и пленных из федеральных войск. Это очень распространенный прием манипулирования информацией. Как он называется и зачем применяется?

5. Супруга бывшего президента США Хиллари Клинтон выпустила книгу «Всем миром. И другие уроки, которые нам задают дети» о подрастающем поколении. Книга еще не дошла до прилавков, как в Вашингтоне пополз слух о том, будто авторство принадлежит совсем иному лицу, а экс-первая леди лишь поставила свое имя на обложке. Напрасно Хиллари Клинтон печатно утверждала, что книгу написала сама «от первой до последней буквы». Шептуны не унимались. Какие конкретные действия следует предпринять в этой ситуации Хиллари Клинтон?

6. В США политкорректность требует: говорить вместо "негр" – "афро – американец"; вместо инвалид – "человек с ограниченными физическими возможностями" вместо «дебил» - "человек с инакоразвитыми способностями". Чем вызван такой подход? Какие положительные и отрицательные последствия он может иметь?

7.В России 90-х годов в неудачах реформ, издержках приватизации, в кризисе 1998 года и т.д. всегда были виноваты премьер-министры, которые менялись с невероятной быстротой. Зачем это делалось? Как называется этот прием?

8. В 1996 году в избирательной кампании по выборам президента имел успех слоган: "Голосуй, а то проиграешь!" Однако мало кто знает, что это перелицованный слоган одной из американских избирательных кампаний. Попробуйте реконструировать первоначальную формулировку слогана с учетом позитивного мышления американцев.

 

Использованная литература

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы,

защита - М., 1996

2. Дзялошинский И.М. Как создаются "герои" и "дьяволы"

// - Советник,1997. №1,

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием - М.: Алгоритм, 2000

4. Юнг К. Человек и его символы - М., 1998.

5. Феофанов О. США: реклама и общество. - М., 1974

Семинар десятый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.019 с.)