ТОП 10:

РАСЧЁТ КЛАССА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ



В ЛЕСАХ

Лесные пожары есть природное бедствие, наносящее огромный ущерб. Пожарами разрушаются древостои, хвойные молодняки, полностью уничтожается лесной подрост, повреждается подлесок и живой напочвенный покров [4 и др.]. Причины лесных пожаров разные, это воздействие человека, наличие лесной захламлённости, буреломы и прочее. Исследование породного состава и возрастной структуры лесов в Республике Татарстан указывает на значительную долю хвойных молодняков в лесном фонде, что приводит к весьма высокой горимости лесов. Территория Среднего Поволжья по лесопожарному районированию относится к зоне «апрельских» лесных пожаров, пожароопасный сезон здесь длится с апреля по октябрь.

В лесах Республики Татарстан происходит ежегодно в среднем от 15 до 300 пожаров, в зависимости от погодных условий. В 2010 году, когда горели леса России, в Татарстане было отмечено 99 лесных пожаров на площади 167 га. В 2011 году лесных пожаров практически не было.

По Конституции каждый гражданин России обязан беречь природные ресурсы, в этой связи к тушению пожаров всегда привлекались различные ведомства, активно задействуется Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. На федеральном уровне и на местах борьба с лесными пожарами регламентируется различными законодательно-нормативными документами. Традиционно в России борьба с лесными пожарами являлась приоритетной для лесного хозяйства, уже более 200 лет представленного на высшем уровне государственной власти соответствующими структурами: департаментом, министерством, госкомитетом, лесной службой, федеральным агентством. Государственной лесной охраной накоплен огромный опыт, сложились традиционные представления об организации борьбы с лесными пожарами. Позитивные итоги работы государственной лесной охраны в современных условиях находят отражение в различных публикациях ведомственных изданий.

Необходимо обратить внимание на ряд проблемных вопросов, связанных с деятельностью специалистов гослесохраны и всей лесной отрасли. Остановимся на нескольких самых, на наш взгляд, важных:

1. Разрушена старая, ещё имперского периода традиция, когда почти все лесничие активно занимались научной работой.

2. Ликвидировано основное звено государственной лесной охраны – лесники-обходчики (около 1280 ставок только в Республике Татарстан).

Штат лесников в лесхозах формировался из представителей местного населения, знатоков традиционного природопользования, что адаптировало федеральные нормативы к местным условиям, путём (обоснованной местным опытом) корректировки регионального природоохранного законодательства.

Ставка на привлечение к охране природы людей не местных, проезжих- рейнджеров, есть путь разрушения традиционного общества, не способствующий пониманию гослесохраной специфически-местных условий и противоречащий традициям лесного хозяйства.

3. Осталось в прошлом рассредоточение сил и средств пожаротушения по территории государственного лесного фонда.

В современных условиях после ликвидации обходов и увольнения лесников гослесохрана утрачивает возможность раннего обнаружения, локализации и тушения очагов возгорания. Если возгорание в лесу не удалось потушить в самом начале нескольким лесникам с помощью дружинников, то пожар став верховым обязательно уничтожит весь лесной массив в пределах участка ограниченного противопожарными барьерами.

4. Раньше лесхоз сам хозяйствовал и сам эту хозяйственную деятельность контролировал. Сейчас функции контроля и хозяйствования разделены, это считается правильным.

Современный лесничий работу только контролирует, но не делает (что то же считается правильным), такого «знатока» необходимо учить, чтобы он не забыл, как эта работа делается. Объекты противопожарного устройства, - водоёмы, дороги, минерализованные полосы, противопожарные барьеры и другие, требуют должного восприятия, содержания и использования.

5. В Республике Татарстан неиспользуемые земли зарастают лесом и становятся источником пожарной опасности, очагами энтомовредителей.

Чрезвычайно высокий класс пожарной опасности имеют молодняки сосны, формирующиеся в массовом количестве на заброшенных землях даже в окрестностях Казани. Здесь следует регламентировать лесохозяйственную, противопожарную деятельность вне земель лесного фонда.

6. Противопожарную деятельность лесничеств, следует жёстко оценивать через среднюю площадь одного пожара, что позволит упорядочить лесопожарный мониторинг на местах.

7. Необходим реестр дорог противопожарного и лесохозяйственного назначения, с организацией работ по содержанию таких дорог.

Ревизию дорог могут выполнить лесоустроители, они же способны запланировать рациональное использование объектов противопожарного устройства лесов в конкретных условиях при чрезвычайных ситуациях.

8. В школьных лесничествах необходимо активно разъяснять основы лесной пирологии, по трудам В.Г. Нестерова [4], И.С. Мелехова [3] и других лесоводов (необходимы метеорологические посты для сохранения традиций лесохозяйственного расчёта пожарной опасности «по условиям погоды»).

Класс пожарной опасности в лесах устанавливается следующими способами: «по состоянию лесов», и «по условиям погоды».

Наличие хвойных молодняков, произрастающих в сухих условиях, на легкодоступных для граждан участках приводит к повышению класса пожарной опасности «по состоянию лесов» (табл. 5).

 

 

Таблица 5.

Класс пожарной опасности «по состоянию лесов»

Класс пожарной опасности Краткая характеристика лесов
Очень высокий (чрезвычайный) I Хвойные молодняки на сухих лёгкодоступных участках
Высокий II Хвойные и лиственные леса на периодически сухих доступных участках
Средний III Хвойные и лиственные леса на свежих доступных участках
Низкий IV Лиственные и хвойные леса на свежих труднодоступных участках
Очень низкий (отсутствует) V Лиственные леса на влажных труднодоступных участках

В условиях Республики Татарстан преобладают леса, относящиеся к III, среднему классу пожарной опасности. В зависимости от класса пожарной опасности «по состоянию лесов» планируются и соответствующим образом финансируются необходимые противопожарные мероприятия. Особенное внимание уделяется лесничествам, расположенным в сильно горимых лесах.

В лесах горимых, с очень высоким Iклассом пожарной опасности усиливается гослесохрана, обустраиваются дороги противопожарного назначения, устраиваются минерализованные полосы, противопожарные барьеры, пожарные водоёмы, места для курения и отдыха граждан, устанавливаются противопожарные аншлаги и плакаты. В лесничествах приобретаются средства пожаротушения, создаются пункты временного хранения инвентаря, пожарно-наблюдательные вышки (ПНВ), пожарно-химические станции (маломощные ПХС 1 и 2 типа, и качественно оборудованные ПХС 3 типа).

 

 

Большое внимание уделяется взаимодействию гослесохраны с местным населением, формируются пожарные дружины, проводится разъяснительная работа. Гослесохрана является инициатором составления и приведения в действие районных Планов борьбы с лесными пожарами, т.е. подготавливает и подаёт соответствующие документы на утверждение муниципальным органам власти. Интенсивность деятельности государственной лесной охраны во многом зависит от особенностей размещения и общей горимости, пожарной опасности лесов.

Класс пожарной опасности установленный «по состоянию лесов» является основой для организации противопожарных мероприятий в лесах. Кроме состояния лесов на интенсивность оперативной работы государственной лесной охраны влияет такой показатель как класс пожарной опасности установленный «по условиям погоды». Класс пожарной опасности «по условиям погоды» устанавливается на основе метеорологических наблюдений по методике Н.С. Нестерова и других исследователей (табл. 6).

Таблица 6.

Класс пожарной опасности «по условиям погоды»

Класс пожарной опасности Величина комплексного показателя пожарной опасности
Очень низкий I 1 – 300
Низкий II 301 – 1000
Средний III 1001 – 4000
Высокий IV 4001 – 10000
Чрезвычайно высокий V более 10000

Величина комплексного показателя пожарной опасности устанавливается ежедневно, путём суммирования этого показателя каждый день (по таблице 7) со времени последнего дождя.


Таблица 7

Вычисление комплексного показателя пожарной опасности погоды

по показаниям (t0 C) сухого и смоченного термометров (психрометра)

 

сухой   смочен.
                                         
                                     
                                   
                                 
                               
                             
                                         
                           
                         
                       
                       
                     
                                         
                     
                     
                     
                     
                   
                                         
                 
                 
                 
               
               
                                         

 

продолжение таблицы 7

 

сухой   смочен.
                                         
             
             
           
           
         
                                         
         
         
         
           
           
                                         
           
             
             
               
               
                                         
               
                 
                   
                   
                     
                                         

Дождливыми считаются дни, когда суточная норма осадков более 4 мм. Чрезвычайно высокая пожарная опасность в лесах (V класс пожарной опасности «по условиям погоды») служит основанием для объявления чрезвычайного положения в лесах, ограничения доступа граждан в лес, круглосуточного режима работы гослесохраны, тщательного исполнения всех мероприятий предусмотренных Планом борьбы с лесными пожарами.

В отношении интенсификации научных исследований по проблеме охраны лесов от пожаров есть ряд вопросов требующих решения, например:

- Составить перечень редких и ценных растительных сообществ, т.е. подготовить «Зелёную Книгу Республики Татарстан»;

-На основе изданий кадастра «Особо охраняемых природных территорий» разработать систему ООПТ - ОЗУ в Республике Татарстан;

- Для расчёта ущерба от лесных пожаров необходимо составить современные лесосортиментные и лесные товарные таблицы.

Противопожарная деятельность в значительной мере передаётся арендаторам, отсюда возникает вопрос - насколько эффективны арендаторы лесного фонда. Если лесной арендатор слабо-эффективен, то соблюдение природоохранного законодательства на местах возлагается на лесничего, на его теоретические знания и сохранённый им опыт практической работы. Лесничий- же в своей работе всегда опирался на лесников. Отсюда вытекает необходимость восстановления основного звена государственной лесной охраны – лесников обходчиков, что особенно важно для участков лесного фонда оставшихся вне аренды.

Эффективность охраны лесов от пожаров основывается на учёте имеющегося опыта, творческого использования традиционных приёмов организации государственной лесной охраны. От эффективной организации профилактики и борьбы с лесными пожарами зависит жизнедеятельность обширных регионов нашей страны, особенно на землях так называемого лесного фонда ( ̴ 70% территории РФ; ̴ 18% территории РТ).

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.011 с.)