Кафедра Таксации и экономики лесной отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Таксации и экономики лесной отрасли



Кафедра Таксации и экономики лесной отрасли

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ВОПРОСЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ЭКОЛОГИИ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

 


 

 
 

 

 


 

Казань - 2012

Составители: Галиуллин И.Р., Глушко С.Г.

 

УДК *

 

Безопасность жизнедеятельности. Вопросы лесного хозяйства и экологии. Учебное пособие / Галиуллин И.Р., Глушко С.Г. – Казань: ФГБОУ ВПО Казанский ГАУ, 2012. – 40 с.

 

Табл. 7. Рис. 1. Библиогр. 33 назв.

 

В пособии обосновывается значимость лесного дела для жизнедеятельности биоты. Дана характеристика мероприятий необходимых для сохранения лесо- пожарной и экологической безопасности, представлен список рекомендуемой литературы. Учебное пособие содержит сведения из рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемой студентам факультета Лесного хозяйства и экологии Казанского государственного аграрного университета.

 

Допущено к публикации решением методического совета ФГБОУ ВПО «Казанский ГАУ», протокол № 0 от 00.00.2012 г.

Рассмотрено и рекомендовано к публикации решением кафедры Таксации и экономики лесной отрасли, протокол № 3 от 1.11.2012 г.

Рецензенты: Директор Казанского филиала ФГУП «Рослесинфорг»

А.Я. Юсупов

Доцент кафедры Ботаники КФУ, к.б.н.

Н.Б. Прохоренко

© Глушко С.Г., 2010.

© Казанский государственный аграрный университет, 2010.

 

© Галиуллин И.Р., Глушко С.Г. 2012 г.

© Казанский государственный аграрный университет, 2012 г.

© Глушко С.Г., 2010.

© Казанский государственный аграрный университет, 2010.

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности сотрудников лесных учреждений, предприятий и ведомств есть основа выполнения ими производственных планов связанных с организацией лесного хозяйства, изучением, учётом, воспроизводством, охраной, и использованием лесных ресурсов [1,2,3].

В настоящем пособии рассмотрены специфически - лесохозяйственные темы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», даны пояснения по вопросам, имеющим важнейшее значение для учебно-практической и теоретической подготовки бакалавров лесного дела.

Работа в лесу всегда имела свою специфику. Для специалиста лесного хозяйства, бакалавра и магистра лесного дела даже простое пребывание на объектах в лесу требует соблюдения определённых правил, и проявления соответствующих навыков. Лесник обязан хорошо ориентироваться в лесу, он должен иметь спецодежду, качественное оборудование, инструмент, средства связи и транспорт. Полноценная медицинская и любая иная помощь для лесника зачастую затруднительна. Лесник должен быть готов к выживанию в условиях стихийных бедствий. Высокая травматическая опасность лесных работ, связанных с использованием тяжёлой техники на валке, трелёвке, и погрузке леса, применение ядохимикатов при лесозащите, использование взрывчатки при борьбе с лесными пожарами, клещевой энцефалит и т.д., наряду с отдалённостью и труднодоступностью лесных объектов вынуждают лесника особо тщательно соблюдать требования техники безопасности. Лесник должен не только знать правила, но и опираться на имеющийся опыт работы, творчески применяя его к конкретным условиям природной среды, исходя из имеющихся технических средств, трудовых ресурсов, и поставленных производственных задач.

Кроме соблюдения собственно техники безопасности для лесной отрасли большое значение имеет работа по сохранению лесной биоты как основы жизнедеятельности государства и общества [9,31,32 и др.]. Лесная биота составляет основную часть биосферы земного шара, и в этой связи формирует ход средообразовательных процессов, определяет качество природной среды лесных, малолесных, и иных регионов [13 и др.]. Состояние природной среды является существенным фактором для жизнедеятельности человека, ведения сельского хозяйства, промышленного освоения территорий, сохранения флоры и фауны, функционирования биосферы.

В целях обеспечения устойчивого функционирования биосферы специалист (бакалавр, магистр) лесного дела должен избавиться от так называемой «огородной» психологии. На огороде можно уничтожить всю растительность, превратить её в «товар-деньги-товар» в духе революционно-демократических, т.е. рыночных отношений. К лесам необходимо относиться несколько иначе, как к объектам в существенной части живым, биогеоценотическим, определяющим состояние всей биоты земного шара. Лесные системы взаимосвязаны, поэтому разрушение лесной надсистемы может привести к деградации и гибели её подсистем, пусть даже среди этих подсистем будут ООПТ (особо охраняемые природные территории), ОЗУ (особо защитные участки) или иные ценные объекты лесного фонда [17].

Гибель лесного массива в ряде случаев сопоставима с разложением погибшего организма. Для предотвращения массовой гибели лесов необходим расчёт допустимого размера пользования лесными ресурсами, с тщательным разделением всех лесных богатств на товарные ресурсы и нетоварные средства самовоспроизводства лесов. Обоснованный расчёт размера пользования (расчётная лесосека) и жёсткие меры борьбы с лесонарушениями (перерубы и т.п.) необходимы для сохранения среды обитания (экос) человека. Здесь большое значение имеет исследовательская работа (логос) – экология. Поэтому среди вальдмейстеров, в корпусе царских лесничих, отчасти и для советских лесников-лесничих было свойственно наличие среднего, а так же высшего образования, свойственно присущее всем лесникам стремление творчески подходить к своей работе, уважение к лесной науке, понимание значения леса как основы жизнедеятельности.

Правильное понимание роли леса, и других воспроизводимых ресурсов, в жизнедеятельности общества необходимо для проведения эффективной природоохранной политики. Господство современных, неомальтузианских по сути мер борьбы против человека (untermensch) на благо «природы» и для «другого» человека (ubermensch), отсечение подавляющего большинства от традиционного пользования природными ресурсами, всяческое ограничение (и не только рождаемости), не должны подаваться как единственно возможная основа рациональной жизнедеятельности человека и общества. Неомальтузианство есть достаточно эффективное обоснование теории «золотого миллиарда» паразитирующего на достигнутом уровне производственных отношений, обоснование возможного исключительно на тотальном ограничении – подавляющего большинства человечества. Неомальтузианские «борцы за природу» создавать экологически обоснованную систему ООПТ не будут, а вот убрать из экологии логос, переиначить экологию в «среду» и в «сбор денег за среду», вполне смогут.

Альтернативой господствующих, неомальтузианских теорий могут стать отечественные «космические» идеи, утверждающие наличие во вселенной достаточного количества неживых абиотических ресурсов, подтверждающие способность земной биоты воспроизводиться так же неограниченно [13]. Достаточно посмотреть на звёздное небо и на высочайшую вершину мира (гора Джомолунгма) сложенную осадочными породами органического происхождения. Конечно, использование ресурсов вселенной становится возможным не на основе паразитизма, а на основе творческой (именно творческой) работы. Противоречия между основными теоретическими направлениями, обосновывающими пути общественной жизнедеятельности должны стать предметом обсуждения в процессе учебной работы студента факультета лесного хозяйства и экологии. Высокий уровень теоретизирования в лесной науке был задан ещё основоположниками отечественного лесоведения Морозовым Г.Ф., Президентом АН СССР Комаровым В.Н., Президентом ВАСХНИИЛ Сукачёвым В.Н., и другими.

Компоненты некоторых лесных систем настолько взаимосвязаны, что система обратных связей (кибернетическая) формирует лесное сообщество – ценоз. Биотические составляющие лесного сообщества образуют биоценоз (биоценология). Растительная биота лесного сообщества образует фитоценоз (фитоценология). Социальные взаимоотношения внутри растительных сообществ настолько интересны, что классический лесовод, Президент ВАСХНИИЛ Сукачёв В.Н. одну из своих первых крупных работ назвал: «Введение в фитосоциологию». Результаты фитосоциологических исследований, могут быть перенесены (редукция) на уровень человеческого социума. Исследование взаимосвязей (кибернетика) способствующих формообразованию (селекция), ведущих к закреплению признаков и приспособлений (генетика) в том числе на уровне человека (евгеника) имеют большое значение для жизнедеятельности общества и государства.

Положение отечественной биологической науки и в середине ХХ века и сегодня остаётся достаточно сложным. Фитосоциология переименована в фитоценологию, редукционизм стал словом ругательным, кибернетика и генетика были объявлены служанками империализма, селекция пострадала попозже не меньше генетики, евгеника продолжает числиться лженаукой.

Развитие научных знаний идёт явно нелинейно, за периодами прогресса, отслеживается очевидный регресс. На спаде творческой активности, в периоды деградации, возможны резкие изменения условий жизнедеятельности общества. В резко меняющихся условиях сохранению устойчивости растительных сообществ, благоприятствует теснота взаимосвязей, коллективизм, оптимизированный к групповым формам естественного отбора. Поддержанию необходимого уровня взаимосвязи (и взаимовыручки) внутри сообществ находящихся в резко (экстремально) меняющихся условиях внешней среды весьма способствует культура, в том числе культура безопасности жизнедеятельности.

Лесники по роду своей деятельности вынуждены не только находиться и работать в экстремальных условиях, но и обязаны обеспечивать условия для стабильного функционирования биоты, государства и общества. Лесник обязан грамотно соблюдать требования техники безопасности [5,6,11], а так же квалифицировано оценивать (таксировать) состояние лесов, своевременно принимать меры профилактики экологических катастроф [7]. Работа лесника в своей основе, это работа по обеспечению условий нормальной, здоровой жизни на огромных территориях с незагрязнённой средой, экологически чистой продукцией, высоким рекреационным потенциалом, работа по сохранению ценных природных объектов имеющих большое хозяйственное, научно-познавательное и эстетическое значение.

Понимание теоретических основ безопасности жизнедеятельности, знание техники безопасности на работах в лесу, умение правильно применять их в своей практической деятельности необходимо квалифицированному специалисту лесного хозяйства. Поэтому в системе подготовки бакалавров лесного дела имеет место специальная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», обучение которой на выпускном IV курсе бакалавриата предусмотрено действующими учебными планами Факультета лесного хозяйства и экологии Казанского государственного аграрного университета.

 

Общие указания

Для студентов проходящих обучение по направлению подготовки «лесное дело» одной из важнейших учебных дисциплин является «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Чтобы качественно усвоить программу курса, студенты за период обучения работают с программным материалом и литературой. Для изучения данной дисциплины студентами очного обучения, предусмотрено проведение аудиторных занятий. В зависимости от сложности материала, на каждые 2 часа аудиторных (лекционно-лабораторных) занятий студенту необходимо затратить так же до 2 часов самостоятельной работы.

На лекциях студентам излагается основной учебный материал, знание которого закрепляется путем самостоятельной работы над конспектами лекций и рекомендуемой литературой. Если в процессе самостоятельной работы у студента возникают проблемы с усвоением учебного материала по БЖД, рекомендуется обращаться на кафедру Таксации и экономики лесной отрасли для получения необходимых консультаций.

Учебное пособие разработано с целью содействия работе студентов в соответствии с учебными планами и задачами высшего лесного образования. Пособие поможет студенту более равномерно распределить рабочее время при изучении отдельных тем курса, будет способствовать повышению эффективности поиска и обработки необходимой информации, поможет студенту правильно организовать свое рабочее время. С этой целью в настоящем пособии приводятся выдержки из рабочей программа учебной дисциплины БЖД, даются необходимые пояснения и предложен список рекомендуемой литературы.

Особенностью настоящего учебного пособия является рассмотрение вопросов безопасности жизнедеятельности отражающих специфику лесного дела. Указывается на экологическую значимость лесов, обеспечивающих устойчивое функционирование биосферы. В пособии даны разъяснения необходимые для качественной подготовки специалистов лесных отраслей (лесное дело), а так же смежных специальностей (экология, биология, природообустройство, природопользование, и т.п.).

 

2. Цели и задачи УЧЕБНОЙ дисциплины

Рис. 1. Нумерация бассейнов по порядковому номеру их водотоков

 

В данном случае порядок водотока будет определять и порядок водосбора. Для того, чтобы выстроить все водосборы в эволюционный ряд от верхней части речного бассейна к нижней, следует ввести порядок примыкания водосбора. Границы водосбора (бассейна) устанавливаются по выраженным на местности водоразделам или хребтам. Порядок примыкания водосбора указывает к водотоку (водосбору) какого порядка примыкает рассматриваемый водоток (водосбор). Определение порядка примыкания водотоков и их бассейнов производится по схеме (табл. 3). Нумерация бассейнов с учётом порядка их примыкания приведена на рис. 1.

По схеме, приведённой в табл. 3 можно определить порядок прикрепления расположенных выше по течению более мелких водосборов к относительно более крупным. Данная схема рассчитана для определения прикрепления водосборов не выше пятого порядка. В верхней части схемы группируются водосборы из верховий речного бассейна. Соответственно в нижней части таблицы группируются водосборы из низовий речных систем.

Таблица 3.

Систематизация бассейнов по номеру их водотоков,

и по порядку примыкания

 

порядок водосбора порядок водосбора (выше по течению, примыкаемый)
(принимающий)          
  1 к 1        
  1 к 2 2 к 2      
  1 к 3 2 к 3 3 к 3    
  1 к 4 2 к 4 3 к 4 4 к 4  
  1 к 5 2 к 5 3 к 5 4 к 5 5 к 5
  1 к 6 2 к 6 3 к 6 4 к 6 5 к 6

 

Ординация водотоков и водосборов в пространстве с учётом достижений типологии речных систем, геоморфологии, лесоведения, генетического ландшафтоведения, и экологии может принимать различные формы [19 и др.]. Вариант генетической систематизации бассейнов приводится в табл. 4.

Таблица 4.

Генетическая систематизация бассейнов рек

Бассейн водосбор порядок водосбора (ниже по течению- принимающий)
реки примыкаемый             и т.д.
(малый)   1 к 2     2 к 3     3 к 4        
    1 к 2   2 к 3     3 к 4   4 к 5      
    1 к 2   2 к 3     3 к 4   4 к 5     5 к 6    
и т.д.                

Создание водохранилищ (например, в Республике Татарстан затоплено около 8% территории), проекты создания новых искусственных морей, привели, и дальше будут приводить к существенному изменению гидрогеоморфологических параметров обширных территорий России. В связи с изменением гидрогеоморфологических факторов формирующих природные условия, существенно изменяются лесорастительные условия, меняется ход лесообразовательных процессов и лесорастительный эффект ряда регионов, изменяются условия жизнедеятельности.

Генетический ряд развития ландшафтов, разработанный в Лесной экспедиции Докучаевым В.В., следует положить в основу пространственно-временной (генетической) ординации территорий. Прикладной характер подобных построений не вызывает сомнений. Например, простое распространение порядкового номера водотока у места плотины на всю площадь водохранилища позволит отследить существенное изменение в генетических рядах развития ландшафтов примыкающих к водохранилищам.

Оценка (прогноз) основных тенденций динамики природных условий в регионах с существенно изменяемыми речными системами имеет большое прикладное значение. Именно в данном вопросе отработка методики и технических вопросов будет вполне естественным для лесных учёных. Присвоение порядковых номеров водотоков соответствующим водосборам, последующее приравнивание водосборных площадей элементарным ландшафтам, проведение смысловых параллелей геоморфологии с генетическими рядами развития ландшафтов может стать перспективным направлением дальнейшего развития методологии географо-генетических лесоводственных исследований [19,23 и др.].

Возведение зданий и сооружений с учётом гидрогеоморфологии ландшафтов позволит снизить ущерб от стихийных бедствий (Крымск и т.д.).

В целом леса отличаются сложным характером размещения. Сходные элементы рельефа зачастую заняты разными сообществами, и наоборот, на различных местоположениях можно встретить одинаковые сообщества.

На равнинах северные (холодные) условия местообитания отстоят от южных (более тёплых) как правило, на многие десятки, иногда сотни километров. В горах эти условия зачастую располагаются в десятках - сотнях метров друг от друга. Общее разнообразие природно- климатических условий нарастающее в южных регионах северного умеренного пояса, ещё более усиливается в горах Кавказа, Урала, Алтая, и других горных систем.

Пересечённый рельеф порождает мозаичность условий местообитаний растений, поэтому целый ряд исследователей высказывался в пользу разработки и классификации экологических вариантов типов леса. Классификация экологических вариантов типов леса может значительно сократить ассортимент коренных типов леса. Классифицируя коренные сообщества, исследователь выявляет особенности размещения коренных лесов. Коренные леса обычно объединяются в некоторое количество основных типов леса, охватывающих в свою очередь наиболее распространённые сообщества, остальные типы леса (кроме уникальных, особо ценных) можно принять за экологические варианты основных.

В соответствии с принципами климатического зонирования территорий, выделяются следующие экологические варианты типов леса:

1.Широтные; 2.Высотные; 3.Экспозиционные; 4.Инверсионные; 5.Барьерные. Кроме перечисленных, выделяются переходные экологические варианты типов леса, такие как: 1.Широтно- экспозиционные; 2.Высотно- экспозиционные; 3.Барьерно- экспозиционные и иные [19].

Широтные экологические варианты учитывают переходные лесные сообщества на широтных пределах распространения основного типа леса.

Высотные экологические варианты объединяют сообщества на высотных пределах встречаемости типа леса.

Инверсионные экологические варианты охватывают сообщества, чьё распространение определяется действием тепловой инверсии.

Существование барьерных экологических вариантов обуславливается специфическими изменениями климата, вызванными особенностями расположения горных хребтов - барьеров, здесь важное значение для конкретного местоположения имеет открытость горизонта.

Применение экологических вариантов позволит, указывая на существующие в сообществах отличия, всё же свести всё разнообразие типов леса к нескольким основным, со множеством их эковариантов. Типологическая принадлежность лесов в их названиях примет новый вид, например: верхний высотный вариант типа леса, верхний высотно-экспозиционный вариант, северный широтно-экспозиционный вариант и т.д.

Леса разнообразны, их детальное обследование заслуживает внимания в целях объективной оценки (индикации) условий обитания, обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека, флоры и фауны.

 

В ЛЕСАХ

Лесные пожары есть природное бедствие, наносящее огромный ущерб. Пожарами разрушаются древостои, хвойные молодняки, полностью уничтожается лесной подрост, повреждается подлесок и живой напочвенный покров [4 и др.]. Причины лесных пожаров разные, это воздействие человека, наличие лесной захламлённости, буреломы и прочее. Исследование породного состава и возрастной структуры лесов в Республике Татарстан указывает на значительную долю хвойных молодняков в лесном фонде, что приводит к весьма высокой горимости лесов. Территория Среднего Поволжья по лесопожарному районированию относится к зоне «апрельских» лесных пожаров, пожароопасный сезон здесь длится с апреля по октябрь.

В лесах Республики Татарстан происходит ежегодно в среднем от 15 до 300 пожаров, в зависимости от погодных условий. В 2010 году, когда горели леса России, в Татарстане было отмечено 99 лесных пожаров на площади 167 га. В 2011 году лесных пожаров практически не было.

По Конституции каждый гражданин России обязан беречь природные ресурсы, в этой связи к тушению пожаров всегда привлекались различные ведомства, активно задействуется Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. На федеральном уровне и на местах борьба с лесными пожарами регламентируется различными законодательно-нормативными документами. Традиционно в России борьба с лесными пожарами являлась приоритетной для лесного хозяйства, уже более 200 лет представленного на высшем уровне государственной власти соответствующими структурами: департаментом, министерством, госкомитетом, лесной службой, федеральным агентством. Государственной лесной охраной накоплен огромный опыт, сложились традиционные представления об организации борьбы с лесными пожарами. Позитивные итоги работы государственной лесной охраны в современных условиях находят отражение в различных публикациях ведомственных изданий.

Необходимо обратить внимание на ряд проблемных вопросов, связанных с деятельностью специалистов гослесохраны и всей лесной отрасли. Остановимся на нескольких самых, на наш взгляд, важных:

1. Разрушена старая, ещё имперского периода традиция, когда почти все лесничие активно занимались научной работой.

2. Ликвидировано основное звено государственной лесной охраны – лесники-обходчики (около 1280 ставок только в Республике Татарстан).

Штат лесников в лесхозах формировался из представителей местного населения, знатоков традиционного природопользования, что адаптировало федеральные нормативы к местным условиям, путём (обоснованной местным опытом) корректировки регионального природоохранного законодательства.

Ставка на привлечение к охране природы людей не местных, проезжих- рейнджеров, есть путь разрушения традиционного общества, не способствующий пониманию гослесохраной специфически-местных условий и противоречащий традициям лесного хозяйства.

3. Осталось в прошлом рассредоточение сил и средств пожаротушения по территории государственного лесного фонда.

В современных условиях после ликвидации обходов и увольнения лесников гослесохрана утрачивает возможность раннего обнаружения, локализации и тушения очагов возгорания. Если возгорание в лесу не удалось потушить в самом начале нескольким лесникам с помощью дружинников, то пожар став верховым обязательно уничтожит весь лесной массив в пределах участка ограниченного противопожарными барьерами.

4. Раньше лесхоз сам хозяйствовал и сам эту хозяйственную деятельность контролировал. Сейчас функции контроля и хозяйствования разделены, это считается правильным.

Современный лесничий работу только контролирует, но не делает (что то же считается правильным), такого «знатока» необходимо учить, чтобы он не забыл, как эта работа делается. Объекты противопожарного устройства, - водоёмы, дороги, минерализованные полосы, противопожарные барьеры и другие, требуют должного восприятия, содержания и использования.

5. В Республике Татарстан неиспользуемые земли зарастают лесом и становятся источником пожарной опасности, очагами энтомовредителей.

Чрезвычайно высокий класс пожарной опасности имеют молодняки сосны, формирующиеся в массовом количестве на заброшенных землях даже в окрестностях Казани. Здесь следует регламентировать лесохозяйственную, противопожарную деятельность вне земель лесного фонда.

6. Противопожарную деятельность лесничеств, следует жёстко оценивать через среднюю площадь одного пожара, что позволит упорядочить лесопожарный мониторинг на местах.

7. Необходим реестр дорог противопожарного и лесохозяйственного назначения, с организацией работ по содержанию таких дорог.

Ревизию дорог могут выполнить лесоустроители, они же способны запланировать рациональное использование объектов противопожарного устройства лесов в конкретных условиях при чрезвычайных ситуациях.

8. В школьных лесничествах необходимо активно разъяснять основы лесной пирологии, по трудам В.Г. Нестерова [4], И.С. Мелехова [3] и других лесоводов (необходимы метеорологические посты для сохранения традиций лесохозяйственного расчёта пожарной опасности «по условиям погоды»).

Класс пожарной опасности в лесах устанавливается следующими способами: «по состоянию лесов», и «по условиям погоды».

Наличие хвойных молодняков, произрастающих в сухих условиях, на легкодоступных для граждан участках приводит к повышению класса пожарной опасности «по состоянию лесов» (табл. 5).

 

 

Таблица 5.

Класс пожарной опасности «по состоянию лесов»

Класс пожарной опасности Краткая характеристика лесов
Очень высокий (чрезвычайный) I Хвойные молодняки на сухих лёгкодоступных участках
Высокий II Хвойные и лиственные леса на периодически сухих доступных участках
Средний III Хвойные и лиственные леса на свежих доступных участках
Низкий IV Лиственные и хвойные леса на свежих труднодоступных участках
Очень низкий (отсутствует) V Лиственные леса на влажных труднодоступных участках

В условиях Республики Татарстан преобладают леса, относящиеся к III, среднему классу пожарной опасности. В зависимости от класса пожарной опасности «по состоянию лесов» планируются и соответствующим образом финансируются необходимые противопожарные мероприятия. Особенное внимание уделяется лесничествам, расположенным в сильно горимых лесах.

В лесах горимых, с очень высоким I классом пожарной опасности усиливается гослесохрана, обустраиваются дороги противопожарного назначения, устраиваются минерализованные полосы, противопожарные барьеры, пожарные водоёмы, места для курения и отдыха граждан, устанавливаются противопожарные аншлаги и плакаты. В лесничествах приобретаются средства пожаротушения, создаются пункты временного хранения инвентаря, пожарно-наблюдательные вышки (ПНВ), пожарно-химические станции (маломощные ПХС 1 и 2 типа, и качественно оборудованные ПХС 3 типа).

 

 

Большое внимание уделяется взаимодействию гослесохраны с местным населением, формируются пожарные дружины, проводится разъяснительная работа. Гослесохрана является инициатором составления и приведения в действие районных Планов борьбы с лесными пожарами, т.е. подготавливает и подаёт соответствующие документы на утверждение муниципальным органам власти. Интенсивность деятельности государственной лесной охраны во многом зависит от особенностей размещения и общей горимости, пожарной опасности лесов.

Класс пожарной опасности установленный «по состоянию лесов» является основой для организации противопожарных мероприятий в лесах. Кроме состояния лесов на интенсивность оперативной работы государственной лесной охраны влияет такой показатель как класс пожарной опасности установленный «по условиям погоды». Класс пожарной опасности «по условиям погоды» устанавливается на основе метеорологических наблюдений по методике Н.С. Нестерова и других исследователей (табл. 6).

Таблица 6.

Класс пожарной опасности «по условиям погоды»

Класс пожарной опасности Величина комплексного показателя пожарной опасности
Очень низкий I 1 – 300
Низкий II 301 – 1000
Средний III 1001 – 4000
Высокий IV 4001 – 10000
Чрезвычайно высокий V более 10000

Величина комплексного показателя пожарной опасности устанавливается ежедневно, путём суммирования этого показателя каждый день (по таблице 7) со времени последнего дождя.


Таблица 7

Вычисление комплексного показателя пожарной опасности погоды

по показаниям (t0 C) сухого и смоченного термометров (психрометра)

 

сухой   смочен.                                        
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

 

продолжение таблицы 7

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.075 с.)