В РЕГИОНЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В РЕГИОНЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ



Гибель еловых лесов, занимавших на рубеже XIX- XX веков северную часть Предкамского региона современной Республики Татарстан (РТ) оказала существенное воздействие на растительную биоту Среднего Поволжья. Снижение лесистости региона за последние два века втрое, затопление 8% территории РТ водами водохранилищ, техногенное загрязнение, распашка лесов, лугов и степей изменила растительную биоту. Роль лесов в формировании природной среды, лесорастительных условий Приволжского региона сильно изменилась [14].

Через систему природных взаимосвязей нарушения-изменения передаются повсеместно, затрагивая ещё ненарушенные природные объекты. Экология, понимаемая не как «среда» или «сбор денег за среду», а как «логос» исследует взаимосвязь природных явлений. В регионах развиваются антропогенные процессы, существенно изменённые лесорастительные условия провоцируют смены (сукцессии) в ходе которых формируются длительно, устойчиво и необратимо производные леса [21,22 и др.], формируются новые условия жизнедеятельности.

В чём же здесь катастрофа? Зачем таксировать антропогенные лесные экосистемы, оценивать состояние природной среды, лесорастительные условия региона? Приведём аргументы в пользу принятия экстренных мер по развитию лесоводственных исследований в регионе:

1. Спелые ельники практически исчезли и вероятно произрастать на севере РТ больше не могут. Отличное состояние и рост молодых культур ели это только подтверждает (экология).

2. Сосняки наиболее продуктивная лесная формация для условий РТ, но сосна здесь порода почти серийная. Сосновые леса на богатых почвах замещаются липой, а на бедных почвах берёзой. Перспективы устойчивости культур сосны в РТ требуют дополнительного исследования.

3. Судьбу ельников РТ в наше время готовы разделить местные дубравы. Ценопопуляции дуба отличаются от ели, по своему фитоценотипу [8], что сказывается на различном состоянии их культур.

4. Деградируют хвойно-широколиственные леса Среднего Поволжья, особенно заметно в полосе с дубом выделенной ещё С.Ф. Курнаевым [24].

5. Повсеместно развивается массовое усыхание древостоев тополя, осины, берёзы; по разным причинам, но усыханию подвержены древостои практически всех основных лесообразующих пород региона, кроме липы.

6. Тяжёлое положение с системой подготовки специалистов лесного дела. На практике постулируется отказ от лесоведения («просто создай культуры ели», и т.п.) с подменой лесной науки на т.н. «экологию».

Кафедрой таксации и экономики лесной отрасли (ФГБОУ ВПО «Казанский ГАУ») для региона Предкамья РТ установлено [22, и др.], что без должного ухода (высокополнотные) древостои сосны искусственного происхождения с 30 летнего возраста находятся в ослабленном состоянии и предрасположены к гибели. В таких культурах сосны анализ хода роста модельных деревьев даёт снижение (после 30-40 лет) показателей абсолютного среднепериодического (текущего) и среднего объёмного приростов, что (по Н.П. Анучину и др.) свидетельствует о наступлении стадийной спелости древостоев. Поспевшие к 30-40 годам высокополнотные древостои сосны с ослабленным естественным отбором, в отсутствии конкуренции, минимизированными взаимоотношениями, находятся в процессе перехода от антропогенного «псевдо- сообщества» к стадии формирования лесного сообщества, когда резко активизируются конкурентные внутривидовые взаимоотношения. Сосновые древостои на данной стадии часто приобретают форму «жердняка».

Важным фактом является то, что в «жердняках» сосны не срабатывает в должной мере индивидуальный отбор. Разбалансировка механизма элиминации неприспособленных особей, вероятно, связана с пионерным – эксплерентным обликом (фитоценотипом) культурных сообществ сосны. Общее ослабление всех высокополнотных молодых сообществ сосны (жердняков) свидетельствует о включении механизмов группового отбора, что приводит если не к гибели всего сообщества, то к кардинальной смене стадии- серии- этапа его развития. Переход от индивидуального к групповому отбору, отмеченный нами при формировании лесных сообществ, заслуживает более детального исследования.

Данными лесоустройства отмечаются большие масштабы повреждения высокополнотных культур сосны. В возрасте от 30 до 60 лет практически все культуры сосны повреждены корневой губкой или ветровалами. После 60 лет изреживание древесного полога обусловило инвазию в сосновые сообщества новых пород и даже новых поколений сосны, придав насаждениям необходимую сложность, смешанность, близость к условно-коренному состоянию, т.е. устойчивость. Практически все древостои сосны старших возрастов имеют смешанный состав и сложную возрастную структуру

Рубки ухода (и санитарные рубки) в культурах сосны есть необходимейшее мероприятие по оптимизации лесообразовательного процесса, способствующее не только улучшению состояния, но и спасению существенной части сосновых лесов. В целом состояние сосняков региона может быть охарактеризовано как состояние динамического равновесия, когда деградация древостоев сосны от болезней (корневой губки), ветровалов, неблагоприятных смен на липу и берёзу отчасти компенсируется новыми культурами, а так же хорошим естественным возобновлением сосны на неиспользуемых землях.

Задача любого научного исследования – поиск истины. Задача лесохозяйственной науки состоит ещё и в поиске на основе истины наиболее оптимального решения хозяйственных и экологических проблем. То, что леса РТ гибнут уже не от топора, огня и т.д., а усыхают сами, как бы естественно (ельники, сосняки, дубравы, березняки), говорит о существенном, вероятно необратимом изменении природной среды – лесорастительных условий региона. Необратимое изменение природной среды, ведущее к массовой гибели лесов, свидетельствует о деградации природных систем, подтверждает гипотезу о развитии экологической катастрофы в регионе [14].

Природа региона деградирует до определённого (кем?) предела устойчивости и там, наверное, стабилизируется, обеспечивая устойчивость агроценозов и проч. Окончательно исчезнут крупные массивы спелых ельников, дубрав (записанных в «Зелёной книге РТ»?), но что-то останется. В данной ситуации задача лесной науки – обозначить наличие проблемы и приступить к её исследованию, с целью сохранить шанс решения этой проблемы на основе знания природы.

Исследование устойчивости лесов позволяет провести разграничение между биогеосистемами устойчивыми (коренными и производными - восстанавливающимися) и неустойчивыми (необратимо-производными). Биогеосистемы неустойчивые и переходные с неясными перспективами их дальнейшего генезиса формируются на обширных территориях затронутых антропогенным воздействием, которое изменяет важнейшие средообразующие процессы в пределах биосферы. Проблема устойчивости лесов, приобретает особую остроту в следствии антропогенного изменения биотической составляющей лесорастительных условий (ЛУ) вплоть до смены типа лесорастительных условий, что делает невозможным естественное восстановление лесов в состояние близкое к исходному в таких ТЛУ.

Характерная для устойчивых лесов цикличность восстановительно-возрастного развития заслуживает детального исследования. Цикл развития – лесной цикл – представляет собой возврат (восстановление) лесного сообщества в ходе сукцессии в состояние близкое к исходному, по образно говоря, «спирали развития». Лесные циклы образуют витки на такой спирали. Незамкнутость витков связана с накоплением необратимых изменений, которые могут иметь как естественную (эволюция) так и антропогенную природу, в этом смысле всякая устойчивость лесов относительна [21,22]. Если продолжить аналогию со «спиралью развития» то ускорение эволюционных процессов и т.п. необратимых изменений как бы растягивает рассматриваемую спираль (пружину) развития, усиливая различия между каждым циклом (витком).

Накопление антропогенных лесов формально относящихся сейчас к длительно-производным, устойчиво-производным, необратимо-производным лесам, неясности с дальнейшей динамикой производных (нарушенных) лесов, - всё это обуславливает потребность дальнейшего развития географо-генетического направления исследований, изучения вопросов фило-флорогенеза, проблем устойчивости лесов, синтеза отечественной биогеоценологии с теорией экосистем [20]. Исследование стабильности и устойчивости лесов необходимо в целях систематизации сведений о теории лесообразовательного процесса.

В прикладном аспекте лесной таксации пора оценить и совместно с лесоустройством привести в известность леса на предмет их нарушенности, производности, и устойчивости [22,25 и др.].

Важно продолжать научную работу, например, определяя жизнеспособность дубрав РТ. Ссылки на морозы 1978-79 гг. вероятно сопоставимы со ссылками на морозы 1812 и 1941 гг. На наш взгляд более перспективны аналогии с вымерзанием кедра сибирского в Приморском крае, на широте города Сочи. В РТ дуб оказался в меняющихся условиях, уже не позволяющих ему нормально подготавливаться к зиме. Перестали выдерживать местные условия спелые ельники, к 30 годам поспевают и ослабевают без уходов культуры сосны – всё это изучают лесоводы [9,29,30].

Изменение природной среды в регионе состоялось и проявляется (мороз 1978 г., ветер 2007 г., жара 2010 г.), более того включились механизмы необратимой трансформации среды. Как далеко зайдут эти изменения, затронут заповедники, ООПТ и т.п., воздействуют ли на местную антропосферу – участок ноосферы? Необходимо развернуть исследования связанные с оценкой, мониторингом, поиском путей и мер оптимизации, смягчения последствий развивающейся экологической катастрофы. Проявления состоявшейся экологической катастрофы имеют теоретическое и практическое значение, независимо от уровня администрирования.

Лесной план субъекта Российской Федерации должен содержать программы конкретных мероприятий реализующих основные положения государственной лесной и экологической политики в регионе. Одной из таких программ следует предусмотреть развитие научно–исследовательских работ в целях сохранения устойчивости крупных природных систем и обеспечения экологической безопасности территорий [17,21 и др.].

Поиск истины связан с гласными размышлениями, высказываниями, искренним обменом мнений, что иногда кажется угрожающим. Нерационален псевдо- академический снобизм и пренебрежение научными исследованиями в условиях глобального изменения природной среды, затрагивающего основы жизнедеятельности государства и общества.

В современных условиях, в отношении экологической катастрофы развивающейся в регионе Среднего Поволжья, возможна исследовательская работа, для организации которой достаточно принятие организационных решений, при минимально необходимом материальном обеспечении.

Практическая работа, выполняемая вне сколько-нибудь разумной системы ООПТ, без понимания особенностей размещения узловых участков (территорий, популяций и иных объектов) «экологического каркаса», без расчёта пределов устойчивости лесных биогеосистем, и даже без перечня ценных растительных сообществ (Зелёная Книга) сводится к хаотическому «освоению» средств, в целях далёких от охраны природы. В лесной отрасли должны быть задействованы инженеры лесного хозяйства, бакалавры и магистры лесного дела, экологи, способные осуществить инженерный расчёт интенсивности эксплуатации конкретных участков биосферы вплоть до расчёта пределов устойчивости природных систем (лесных биогеосистем) с установлением допустимого размера пользования и обязательным сохранением нерыночных по своей сути средств само- воспроизводства живой природы (биоты), воспроизводства жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на факультете Лесного хозяйства и экологии планируется в соответствии с учебным Планом и с использованием имеющихся в библиотеке факультета учебников, учебных пособий, учебно-методических рекомендаций.

Учитывая специфику высшего лесного и экологического образования, считаем важным, обратить особое внимание на высокое защитное значение лесов. В Республике Татарстан леса, относящиеся к категории «Защитные» (бывшая первая группа лесов) составляют половину лесного фонда. Другая часть лесфонда, так называемые эксплуатационные леса, так же имеют определённое биосферное значение. В целом леса, слагая большую часть биосферы, в значительное мере определяют состояние этой «сферы жизни».

Работа лесника, бакалавра и магистра лесного дела, эколога и биолога состоит не только в извлечении из природы необходимых человечеству ресурсов, но и в расчёте допустимого размера природопользования, сохранении нетоварных средств само- воспроизводства лесной биоты, жизни.

Деятельность специалиста лесного дела должна способствовать экологической безопасности, сохранению экологической устойчивости на огромных территориях. Лесник должен понимать, что нарушение правил природопользования может запустить процессы необратимого ухудшения качества природной среды, стать причиной деградации крупных природных систем, и привести к масштабной экологической катастрофе. Учитывая живой характер леса, его деградацию трудно компенсировать на основе имеющихся знаний и материально-технических средств, эффективнее обеспечить рациональное природопользование, охрану и защиту лесов.

Высокий уровень образования вальдмейстеров, в корпусе лесничих, особое отношение лесников к творческой деятельности и науке необходимо сохранить. В той связи участие лесников в решении вопросов экологической безопасности теоретически обоснованно и традиционно профессионально.

РЕкомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Омега – Л», 2007. – 55 с.

2. Лесоводство: Учебник. Часть I. / В.И. Желдак, В.Г. Атрохин. М.: ВНИИЛМ, 2003. – 336 с.

3. Мелехов И.С. Лесоводство. М.: Агропромиздат, 1989. - 362 с.

4. Нестеров В.Г. Горимость лесов и методы ее определения. М.: Гос­лесбумиздат, 1949. - 75 с.

5. Обливин.В.Н., Никитин Л.И., Гуревич А.А. Безопасность жизнедеятельности в лесопромышленном производстве и лесном хозяйстве: Учебник. 3-е изд./ Под ред. А.С. Щербакова.- М.: МГУЛ, 2002.- 496 с.

6. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатываю-щем производствах и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ 001-07. – 499 с.

7. Прокофьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. – М.: Наука, 1991. – 136 с.

8. Работнов Т.А. Фитоценология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 293 с.

9. Сукачёв В.Н. Основы лесной биогеоценологии. М. - 1964.

10. Шариков Л.П. Справочник по охране окружающей среды. – Л., 1978.- 560 с.

11. Щербаков А.С., Никитин Л.И., Бобков Н.Г. Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности.– М.: Лесная пром-сть, 1990.- 430с.

 

Дополнительная литература:

12. Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983.- 248 с.

13. Вернадский В.И. Биосфера.- М.: Мысль, 1967.- 376 с.

14. Галиуллин И.Р., Глушко С.Г., Саитов И.Р. Деградация лесов в регионе Среднего Поволжья и её исследование // Современные аспекты сохранения биоразнообразия и пользования природными ресурсами. Мат-лы Всерос. научно-практ. конф. Вып. 1. – Казань, 2011.- С. 6-10.

15. Гаянов А.Г. Леса и лесное хозяйство Республики Татарстан. – Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2001. – 240 с.

16. Глушко С.Г. Особенности размещения лесов в бассейне реки Большая Уссурка (р. Иман). Уссурийск, 1996.- 24 с., Деп. в ВИНИТИ, № 3373 - В 96.

17. Глушко С.Г. К вопросу о принципах природоохранной систематизации территорий Приморского края // Мониторинг лесных и сельскохозяйственных земель Дальнего Востока. Владивосток: РАН, ДВ отделение Докучаевского общества почвоведов, 1997.- С. 46 - 55.

18. Глушко С.Г. Оценка стабильности природной среды // Проблемы использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов. Материалы научно-практической конференции посвящённой 80 - летию Татарской лесной опытной станции ВНИИЛМ (25-27 октября 2006г.). – Казань, 2006.- С. 101-104.

19. Глушко С.Г. Исследования гидрогеоморфологии лесов // Эколого-гидрологические проблемы изучения и использования водных ресурсов.- Казань, 2006. – С. 20-22.

20. Глушко С.Г. О соотнесении понятий биогеоценоз и биогеосистема // Лесные экосистемы в условиях изменения климата: биологическая продуктивность, мониторинг и адаптационные технологии: материалы международной конференции с элементами научной школы для молодёжи (Электронный ресурс). - Йошкар-Ола: Марийский ГТУ, - 2010. – С. 24 – 27. - url: http://csfm.marstu.net/publications.html.

21. Глушко С.Г. Устойчивые лесные сообщества. / Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока. Чтения памяти Л.М. Черепнина: мат-лы 5 Всерос. конф. с междунар. участием. Том 2.- Красноярск, 2011. – С. 283-286.

22. Глушко С.Г. К вопросу исследования эколого-сукцессионных рядов в восстанавливающихся лесах // Инновационное развитие агропромышленного комплекса. Мат-лы Всерос. научно-практ. конф.. Том 78, часть 2 – Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2011. – С. 277-281.

23. Колесников Б.П. Генетический этап в лесной типологии и его задачи//Лесоведение.-1974.-№ 2.- С. 3-20.

24. Курнаев С.Ф. Лесорастительное районирование подзоны южной тайги и хвойно-широколиственных лесов европейской части СССР. М.: Типография МЛТИ, 1958. 22 с.

25. Лесоустроительная инструкция. М. - 2012.

26. Лесоустройство. Лесное картирование. Учебное пособие / Казанский ГАУ; Сост. С.Г. Глушко. Казань, 2011. – 43 с.

27. Лесотаксационный справочник / Казанский ГАУ; Сост. С.Г. Глушко, Ш.Х. Исмагилов. Казань, 2006. – 186 с.

28. Полевой справочник лесоустроителя. Поволжское лесоустроитель-ное предприятие ВО «Леспроект». Горький. 1966. - 172 с.

29. Программа и методика биогеоценологических исследований. / Под ред. В.Н. Сукачева, Н.В. Дылиса. М.: Наука, 1966. - 334 с.

30. Сукачёв В.Н. Соотношение понятий биогеоценоз, экосистема и фация. Почвоведение. 1960. № 6.- С. 1-10.

31. Сочава В.Б. Растительные сообщества и динамика природных систем.- «Докл. ин-та геогр. Сибири и Д.Востока», 1968. вып. 20.

32. Уиттекер Р.Х. Сообщества и экосистемы.- М.: Изд-во Прогресс, 1980.- 327 с.

33. Tansley A.G. The use and abuse of vegetation concepts and terms. - «Ecology», 1935. vol. 16, № 3.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ..…………………………………..……………………….. 3

 

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ..…………………………………………………. 7

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ………….………….. 8

 

3. ОСОБЕННОСТИ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ЛЕСОВ …………….. 10

 

4. РАСЧЁТ КЛАССА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

В ЛЕСАХ ………………………………………………………………. 18

 

5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЛЕСОВ …………………………. 26

 

6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА В РЕГИОНЕ

СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………….. 30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 36

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………..……….. 37

 

ГАЛИУЛЛИН ИЛЬФИР РАВИЛОВИЧ

ГЛУШКО СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.012 с.)