Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и методы стимулирования трудовой деятельности
Методы стимулирования сотрудников прямо коррелируют с такими факторами, как своеобразность деятельности организации или фирмы, действующая система стимулирования в ней, отличительными чертами совокупной управленческой системы. В последнее время все чаще наблюдается дифференцированный инструментарий стимулирования для многообразных профессий и квалификаций. Есть три группы методов стимулирования в зависимости от источников стимулирования. Благодаря этим группам стимулирование представлено тремя видами. Первая группа – экономические методы (компоненты механизма экономики, они ориентированы на гарантию процветания организации или фирмы, фундаментом деятельности подобных предприятий можно назвать материальную мотивацию, а именно достижение поставленных целей и задач, после их выполнения возможно получить запланированное материальное вознаграждение по результатам своей деятельности). Суть методов заключается в следующем: сотрудник достигает поставленных фирмой или предприятием перед ним целей и задач с целью заработать (извлечь) материальную выгоду, что увеличивает его денежное благосостояние. Экономическая мотивация служит для извлечения денежной выгоды от трудовой деятельности. Вторая группа – организационно-административные методы (их фундаментом являются директивные указания, непосредственное централизованное влияние). Они ориентированы на осознание сохранения и подкрепления рабочей дисциплины, чувства долга, намерения сотрудника работать собственно в данной фирме или в данном предприятии. Здесь выделяют три вида методов: а) дисциплинарные (они связаны с использованием в качестве инструментов влияния, воздействия отрицательных стимулов – штрафов, угроз увольнения; формирование и исполнение различных видов ответственности); б) организационное воздействие непосредственно внутри фирмы/предприятия (нормы труда, организационные схемы, инструкции для исполнения, установление правил для регламентирования деятельности; по ходу оперативного руководства наиболее часто практикуются распорядительные документы – распоряжения, постановления, приказы); в) организационно-стабилизирующие (нормы и акты правового характера, которые оформлены и одобрены в законодательном порядке государственными органами – государственные стандарты, законодательные акты, федеральные законы, указы, уставы, постановления). Третья группа – методы социально-психологического характера (они необходимы для возрастания общественной ценности штатных сотрудников, содействуют, благоприятствуют оживлению и стимуляции гражданских и патриотических чувств, постоянно совершая регулирование ценностных интересов сотрудников с помощью влияния мотивациями на их поведение, нормы поведения, организации социально-психологической атмосферы, благоприятных условий в коллективе и системы стимулов). К ним относятся такие методы, как: а) образование коллективов с принятием во внимание типа личности сотрудников, их темпераментов и характеров, а также благоприятной психологической атмосферы и условий для творческой деятельности; б) предоставление мотивационного влияния на работников, чтобы они смогли самовыразиться и были заинтересованы в работе в организации или на предприятии с результативным руководством, на основании персонального примера; в) стимулирование гибкого времени – сокращенное время работы, гибкий график, увеличенный во времени отпуск, компенсация высоких материальных затрат, предоставление отгулов за счет сбереженного времени в процессе выполнения работы; г) участие в деятельности фирмы или предприятия сотрудников дает им право голоса в решении некоторых вопросов, особенно социальных – участие в творчестве коллектива, консультирование по определенным моментам, передача некоторых прав и должностных обязанностей (примеры части функций работника)[15].
Все эти методы лежат в основе разделения стимулирования трудовой деятельности на виды[16],[17]. На рисунке 2 представлены виды стимулирования труда и некоторые их компоненты (элементы). Рисунок 2. Разновидности стимулирования трудовой деятельности Материальное стимулирование характеризуется совокупностью (системой) разнообразных материальных благ, приобретаемых сотрудниками за персональную или коллективную роль (участие) в результатах деятельности фирмы/предприятия при помощи творческой и трудовой деятельности и предписываемых правил поведения.
Рассмотрим основные формы материального денежного вознаграждения. Заработная плата – цена или стоимость трудовых ресурсов, использованных в производственном процессе; выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда; часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия; регулярное материальное вознаграждение труда в зависимости от его сложности, условий, квалификации и опыта, необходимого для его осуществления в целях воспроизводства рабочей силы и обеспечения стимулирования его эффективности. Имеются два её вида: основная – заработная плата, которая исчисляется либо по отработанному времени по факту, либо по количеству выпущенной продукции также по факту (качественно сделанной), сюда же присоединяют доплату за работу в ночное и сверхурочное время, а также оплату простоя, случившегося не по вине рабочего (данный вид заработной платы вычисляют по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам); дополнительная – вид заработной платы, состоящий из выплат очередных календарных отпусков, перерывов в работе для кормящих матерей, выходного пособия при увольнении, за неотработанное время, отраженные в трудовом законодательстве. Это все относится к номинальной заработной плате, реальная же коррелирует с изменением тарифных ставок, включением компенсационных выплат и с инфляционным индексированием. Доплаты – прибавки к тарифам, носящие компенсационную ориентацию, компонент заработной платы, выплата к тарифной сумме заработка, которая возмещает дополнительные издержки трудовой деятельности, возникающие при своеобразном характере осуществления работ, их условиями и мотивирующие к проведению этих работ. Надбавки – прибавки к тарифам, носящие мотивирующий характер, коррелируют с конкретными заслугами сотрудника, компонент заработной платы, который выплачивается к тарифной сумме заработка, ориентированы на мотивацию сотрудника к достижению конкретных заслуг и росту (улучшению) персональных параметров и черт, которые превосходят желательные требования для выполнения конкретного типа работ. Организация автономно определяет вид и величину надбавок, опираясь на специфичность своей деятельности и значительности, важности ее целей. Компенсации – 1) возмещающие, мотивирующие выплаты и поощрение за труд (входят в заработную плату); 2) выплаты денежных средств, которые необходимы для компенсации, покрытия расходов сотрудников, сопряженных с осуществлением трудовых и других функций (не включаются в заработную плату). Ко второму виду относится, например, доплата за работу с вредными условиями труда. Премия – сумма денежных средств, выплачиваемая сотруднику за достижение показателей количества и качества, указанных работодателем. Вид и величина премирования определяются, опираясь на стратегические цели и задачи фирмы (предприятия) с принятием во внимание интересов сотрудников и сообразных им стимулов. Считается своеобразным, специфическим вознаграждением, поскольку согласно проведенному учеными анализу она сильнее мотивирует сотрудника, чем рост заработной платы каждый год, выплачивается только в конкретных случаях. Бонусы – единовременные выплаты из прибыли фирмы или организации, к примеру – премии, вознаграждения; начисляются за отсутствие прогулов, за экспортную деятельность, за трудовые заслуги, за выслугу лет, за конкретные достижения и успехи, по итогам года. В некоторых странах могут выдаваться бонусы тоже по итогам года, а также как новогоднее и рождественское поощрение, а также коррелируют со стажем и величиной заработной платы. Участие в акционерном капитале – связано с приобретением акций: на платной основе (в том числе на льготной) или безвозмездно, при этом сотрудник получает доход в виде дивидендов. Участие в прибылях – измеряется и утверждается часть прибыли, которая необходима для образования поощрительного фонда. Направлена на те группы сотрудников, которые принимают участие в формировании прибыли (в большинстве своем управленческие кадры). Не относится к единовременным бонусам. Часть такой прибыли соотносится с категорией (разрядом) руководителя в должностной иерархии, рассчитывается долей к основной заработной плате. Планы дополнительных выплат – наблюдается в большинстве своем у сотрудников организаций сбытовой деятельности, мотивируют людей осуществлять поиск новых рынков продаж (реализации), достигать максимума в сбыте. Это презенты от организации, финансирование деловых расходов, возмещение персональных затрат, не напрямую сопряженные с рабочим процессом (деловые командировки друзей, родных сотрудника). Относятся к косвенным издержкам, которые не облагаются налогами, что очень привлекательно.
Косвенно-материальное стимулирование (материальное неденежное) – затраты финансовых ресурсов на сотрудников, не имеют всеобщего характера, выделяются (предоставляются) по первому требованию персонально, необходимы для оказания влияния на социально-психологическую атмосферу в команде сотрудников, ускорение и усиление деятельности организаций социальной направленности, содействуют упрочнению морального климата, веры в административно-управленческий персонал предприятия или фирмы. Рассмотрим основные формы данного вида стимулирования. Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом – предоставляются денежные средства на оплату затрат на транспорт, на его покупку; может быть с полным обслуживанием (транспортное средство + водитель) и с частным (сотрудникам, сопряженным с личными, индивидуальными разъездами, административно-управленческому персоналу фирмы). Сберегательные фонды – создание и развитие фондов сбережения денежных средств для сотрудников фирмы/предприятия с выплатой процентов. Могут быть льготные условия приумножения денежных средств. Организация питания – денежные средства предоставляются на формирование и развитие питания в фирме/на предприятии, на выплату пособий на питание. Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру, – денежные средства предоставляются на скидку с реализации данных товаров. Стипендиальные программы – денежные средства предоставляются на обучение, компенсация, возмещение затрат на образование на стороне. Программы обучения организации – компенсация, возмещение затрат на дополнительное образование, переобучение или обучение внутри фирмы/предприятия или в центрах, учреждениях образования. Программы медицинского обслуживания – создание и развитие медицинского сервиса или подписание договоров с учреждениями медицинской помощи, предоставление денежных средств на данные цели. Программы жилищного строительства – предоставление денежных средств на строительство своего, личного жилья на условиях паев. Консультативные службы – формирование и развитие служб для консультаций сотрудников либо подписание договоров с этими службами. Также предоставляются денежные средства на эти цели. Программы, связанные с воспитанием и обучением детей, – предоставление денежных средств на создание и развитие дошкольного и школьного детского воспитания персонала фирмы/предприятия, а также привилегированных стипендий. Страхование жизни – за счет денежных средств предприятия/фирмы (страхование жизни сотрудника) или за символическую плату членов семьи, при несчастном случае – производится выплата в размере годового дохода сотрудника из денежных средств, отчисляемых на страхование; при несчастном случае со смертельным исходом – в двукратном размере этих денежных средств. Гибкие социальные выплаты – определяется фирмой или предприятием количество денежных средств, которые необходимы для покупки нужных услуг и льгот. Сотрудник их выбирает самостоятельно. Программы выплат по временной нетрудоспособности – выплачиваются в дополнение к компенсациям из фонда социального страхования. При несчастном случае производится выплата в размере годового дохода сотрудника. Медицинское страхование – и сотрудников, и участников их семей. Ассоциации получения кредитов – введение кредитов на льготной основе для возведения жилья, покупка товаров довольно продолжительного пользования, услуг. Отчисления в пенсионный фонд – этот фонд может быть на стороне (тогда с ним подписывается договор) или в самой организации. Есть государственный и негосударственные пенсионные фонды (не только организационные, но и при коммерческих банках). Льготы и компенсации, не связанные с результатами труда, – выплаты денежных средств, напрямую не коррелирующие с достижением конкретных результатов трудовой деятельности (возмещение перевода на работу в иную организацию или другое предприятие – затраты на переезд, реализацией и приобретением жилого помещения, трудоустройство, премии, выплаты в связи с уходом на пенсию, увольнением). Эти выплаты («золотые парашюты» в зарубежных странах) назначаются в основном управленцам высшего порядка и в большинстве случаев состоят из дополнительного оклада, премий, компенсаций, длительных по времени, бесспорных пенсионных выплат. Эти выплаты показывают высокий статус сотрудника. Социальные выплаты – издержки сотрудника, которые закреплены на законодательном уровне и подлежат компенсации, их величина определяется, основываясь (опираясь) на затраты, понесенные в результате осуществления должностных обязанностей. Социальные гарантии – выплаты и льготы, которые зафиксированы на законодательном уровне и ориентированы на сохранение интересов сотрудника, а также обеспечивают гарантию осуществления его прав со стороны руководства. Различие с социальными выплатами – величина и последовательность выплаты гарантий чаще всего устанавливается на законодательном уровне (государственными законодательными документами), в то время как величина социальных выплат колеблется в зависимости от ситуаций, а на законодательном уровне установлены лишь обязанности работодателя по компенсации издержек сотруднику. Социальный пакет – комплекс (совокупность) особых льгот, выделяющихся руководством, не принимая в расчет установленные на законодательном уровне прав работника. Применение социального пакета как компонента системы материального стимулирования при благополучном его образовании (создании) с принятием к сведению персональных предпочтений работников и осуществления (выполнения) дифференцированного подхода к установлению его величины дает возможность организации/компании усилить конкурентоспособность и результативность трудовой деятельности сотрудников[18].
Структура системы материального (денежного и неденежного) стимулирования трудовой деятельности продемонстрирована на рисунке 3. Рисунок 3. Строение системы материального денежного и косвенно-материального стимулирования Нематериальное стимулирование – характеризуется стимулами моральной направленности или мотивацией. Рассмотрим основные формы этого вида стимулирования. Стимулирование моральное – координация поведения персонала с помощью различных предметов и явлений, которые выражают признание социума (награды: кубки, вымпелы, медали, почетные грамоты, знаки отличия, благодарственные письма; осведомление, извещение о наградах, достижениях и заслугах; координация взаимоотношений между людьми и коллективами). Методы: совещания, собрания, презентации, корпоративные средства массовой информации – для оповещений, извещений о чем-либо; конкурсы, мастер-классы, корпоративные праздничные мероприятия, соревнования в трудовой деятельности, тимбилдинг – для укрепления командных, коллективных отношений; прошение, ходатайство о получении наград, званий, награждение денежными средствами, подарками, дипломами, путевками, грамотами, Доска почета – для признания и отражения заслуг; демократичный тип руководства, обучение и аттестация персонала, социально-психологические методы – для корректировки и координации взаимоотношений между людьми[19]. Стимулирование организационное – координация поведения персонала с помощью преобразования чувства удовлетворенности рабочим процессом в фирме/компании, на предприятии. Подразумевает формирование и координацию трудовой деятельности так, что вырастет число творческих компонентов, будет гарантироваться участие в руководстве, карьерный рост, развитие личности. Методы: преобразование формирования и координации трудового процесса, расширение сферы деятельности и количества работ, изменение условий трудового процесса и оборудования рабочих мест – для усовершенствования качества трудовой деятельности; мониторинг и помощь молодым талантам, стимуляция творческих способностей, креативности, инициативы, формирование определенного уровня подготовки профессионалов, профессиональный рост, мониторинг и анализ результатов работы, качеств персонала (как личных, так и профессиональных) – для руководства процессом продвижения по службе; выполнение сотрудником помимо основной и дополнительных функций и должностных обязанностей, передача полномочий, формирование и координация обратной связи, разрешение долевого участия в организации персоналу, коллективное обсуждение решений – для привлечения сотрудников в управленческий процесс; конкурсы на профессиональное мастерство, мастер-классы от передовых специалистов, коллективные соревнования (достижение максимальных результатов, бережливость ресурсов, денежных средств) – для формирования и координации соревнований в трудовой деятельности[20]. Стимулирование свободным временем – координация поведения персонала с помощью совершенствования затрат времени на рабочий процесс: дополнительные выходные дни или отгулы, в подходящее для сотрудника время он может взять отпуск, снижение длительности рабочего времени благодаря росту производительности труда, рациональное использование рабочего времени сотрудником (гибкий график, работа на дому). Методы: дополнительный отпуск с оплатой или без оставления заработной платы, творческий отпуск, самостоятельное управление рабочим временем, методы распределения рабочих обязанностей, работа на дому, агентом, самозанятость, фриланс, временная, сезонная занятость, гибкий график. Дисциплинарные взыскания – гарантия правомерности и законности взысканий – еще одна форма стимулирования, выделяемая не так давно отдельно в структуре нематериального стимулирования[21],[22],[23].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.008 с.) |