Глава 1. Становление и развитие экономической науки. Современные экономические школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Становление и развитие экономической науки. Современные экономические школы



Введение

Экономическая сфера занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Экономика - это именно та наука, которая тесно связана с распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Современная экономическая теория отражает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. ощутила на себе грандиозные перемены во всей системе экономических отношений как в мировом масштабе, так и в отдельных странах. А факт наступления научно-технической революции, определил переход к информационному обществу и большой подъем эффективности производства. По всему миру начинают быстро развиваться транснациональные и международные интеграционные связи. В некоторых странах Запада, таких как Германия, утверждается смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, которая предполагает, что государство будет выполнять множество социально - экономических функций.

Тем не менее, порядок общества и хозяйства должен основываться на более сильных и более лучших побуждениях человека. С самого момента существования экономическая наука исходит из сильного человеческого побуждения, такого как собственный интерес. Экономическая теория анализирует и конструирует социальные институты и порядки деятельности, базирующиеся на собственном интересе.

Сама экономическая теория является одним из инструментов, служащих для анализа рациональной деятельности и ее эффективной координации. Когда разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, а этика и политика стараются способствовать ему на индивидуальном и социальном уровнях, то становится понятно, что им будет необходимо прибегнуть к экономической теории и экономическому принципу.

Экономика - это такая область общественной жизни, с которой сталкиваются все люди. Человек с самого детства старается что-то узнать из повседневной практики и затем на протяжении всей жизни расширяет свой кругозор. Отсюда и складывается экономическое мышление, обобщаются многие существенные черты хозяйствования. Так возникают многие ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности.

Экономическое мышление стремится выяснить объективную истину, то есть продемонстрировать мир таким, каким он является в действительности - независимо от чьих-либо мнений и желаний. Научное мышление в своей целостности стремится увидеть всю панораму событий и старается отразить экономику со всех сторон. Как раз в это время появляется возможность понять: то, что выгодно и хорошо при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть убыточно и плохо для общества. Можно предположить ситуацию, когда покупатель замечает на рынке, что стоимость продукта зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. На каком же уровне остановится цена, если предложение и спрос уравновесятся? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, надо знать законы рыночной экономики.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что экономическими связями и экономическими отношениями проникнуты все сферы общества и практически все виды деятельности людей. Лишь подготовленные на теоретическом уровне и экономически грамотные специалисты, могут воплотить на практике приобретенные знания, осуществляя задуманную цель своей деятельности - эффективное функционирование рыночного механизма, а соответственно и всего народного хозяйства страны.

Целью данной работы является рассмотрение сущности экономической теории, ее роли в жизни общества.

 


 

Неоклассическое направление

Неоклассической именовала себя школа, пытавшаяся объединить учение классика буржуазной политической экономики (а скорее, их эпигонов) и теорию «предельной полезности». [1]В марксисткой литературе вскрыт эклектический характер этого направления, и показаны выполнявшиеся им апологетические функции. Но в рассматриваемой нами области данная школа выработала ряд конкретных понятий, представляющих известный интерес. Заслуживает внимания, в частности, попытка исследования не идеальных принципов функционирования экономической системы, а конкретных случаев отклонения от них в реальной хозяйственной практике.

Компромиссный характер неоклассической теории отчетливо проявляется в формулируемом ею понятии экономического богатства. Рассматривая его вместе с маржиналистами сквозь призму удовлетворения потребностей, т.е. исходя из концепции полезности, она в то же время ограничивает свой анализ теми потребностями, которые связаны с материальной стороной жизни общества и могут получить денежную оценку. Далее, признавая вместе со школой полезности в качестве важнейшего хозяйственного принципа максимум производства по отношению к затратам, неоклассики одновременно с этим подчеркивают и исключительно большую роль институциональных факторов, регулирующих объем трудовых ресурсов общества и накопление капитала, технический уровень производства. А.Маршаллу принадлежит высказывание о том, что методы производства и их влияние на человеческий характер – более важные условия экономического благосостояния, чем механическая эффективность размещения ресурсов для удовлетворения данных потребностей.

Но более всего отличает неоклассическое направление его отмежевание от постулируемого и классиками, и маржиналистами положения о гармонизирующих функциях рыночной конкуренции, якобы приводящей хозяйство к состоянию равновесия.

Представителем неоклассического направления в экономической мысли является один из наиболее выдающихся экономистов конца XIX— нач. XX в. — Альфред Маршалл и его труд «Принципы экономической науки», изданный в 1890 г. Исследования А. Маршалла опирались на теорию маржинализма (теорию предельной полезности). При этом А. Маршалл, используя методологическую основу маржинализма, в развитии экономической теории пошел дальше. Маржинализм трактовал наиболее сложную категорию экономической теории — стоимость — с позиций, противоположных теории трудовой стоимости. Но А. Маршалл и здесь, в отличие от других маржиналистов, проявил оригинальное видение этой проблемы.

Кейнсианство

Кейнсианство – названо так в честь ее основателя, выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США, сформировалось под влиянием резкого обострения противоречий капиталистического воспроизводства в эпоху общего кризиса капитализма с возникновением государственно-монополистического капитализма (мировой экономический кризис 1929-1933 гг.).

Сущность кейнсианства — это обоснование необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в целях бесперебойного хода капиталистического воспроизводства в интересах монополий. При рассмотрении экономических явлений в их народно-хозяйственном (макроэкономическом) аспекте для кейнсианства характерно затушевывание социальной сущности экономических явлений, игнорирование исторического характера объективных экономических законов капитализма, преувеличение роли субъективного фактора — психологии людей в экономической жизни общества.

Кейнс выступил с резкой критикой центрального положения классической школы о способности рыночного механизма поддерживать экономическую систему в состоянии равновесия, обеспечивать экономический рост и полную занятость. Обычно кейнсианство трактуется как теория, впервые обосновавшая необходимость систематического и глубокого участия государства в регулировании экономической жизни. Кейнс высказал новые положения, перевернувшие привычные представления, - идеи об эффективном спросе и роли государства в обеспечении его объема. Именно недостаточность такого спроса — основа кризисов и безработицы. Необходимость активного стимулирования спроса, в том числе увеличением государственных расходов, связана с тем, что у людей преобладает стремление к сбережению доходов. Потребление возрастает в меньшей степени, чем растут доходы. Это — следствие открытого им психологического закона. Кейнс разработал концепцию мультипликатора. Мультипликатор — коэффициент, отражающий зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций: прирост дохода равен приросту инвестиций, помноженному на мультипликатор. Это означало, что 100 ед. инвестиций, вложенных в производство через систему межотраслевых связей, дает многократный прирост национального дохода. Исходные категории — потребительские, инвестиционные и государственные расходы — определяют объем совокупного спроса, стимулируют производство и занятость.

Монетаризм

Термин был введен в 1968 году американским экономистом Карлом Бруннером. Но рождение монетаризма можно датировать 1956 годом, когда вышла фундаментальная работа Фридмена «Исследование в области количественной теории денег». Название школы отражает смысл главного тезиса, который эта школа отстаивает. Она утверждает, что деньги играют ключевую роль в экономике. Зависимость между массой денег в обращении и важнейшими экономическими показателями (уровень расходов и номинальных доходов) является устойчивой.

Главным представителем этого течения является американский экономист Милтон Фридмен (род. 1912 г.), профессор экономики Чикагского университета (с 1948 г.), получивший в 1976 году Нобелевскую премию.

 

В теории монетаризма меняется направление вектора стимулирования со спроса на предложение. В основу этой теории положена концепция о тесной связи объема денежной массы и скорости денежного обращения, с одной стороны, и объема внутреннего национального продукта и уровня цен — с другой. Уравнение Фишера:

МV= PQ M =PQ/V

где М — объем денежной массы; V— скорость обращения денежных единиц; Q – объем ВНП; Р— общий уровень цен.

Государству отводят скромную роль — регулировать денежное обращение и создавать условия для развития частного предпринимательства. На практике ускорению процесса накопления капитала, росту производства и занятости препятствуют необоснованно высокие налоги и ошибки правительства в экономической политике. Рост необоснованных государственных расходов ведет к раскручиванию инфляционной спирали, росту процентных ставок, удорожанию кредита, ограничению инвестиционного процесса, сокращению производства, росту безработицы. Монетаристы предлагают через сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита добиться сокращения спроса, что приведет к банкротству нерентабельных предприятий и временному спаду производства. В то же время на рынке сохранятся лишь сильные товаропроизводители, для которых необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, сократить налоги на бизнес и удешевить кредиты. И следствием станет рост инвестиций, производства и занятости, а увеличение товарного предложения приведет к снижению цен.

Институционализм

В 90-х годах XX в. популярность приобрел институционализм. Представители этой школы — Торстейн Веблен, Джон Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт — исходят в своих трудах из тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов. Основное внимание теория уделяет роли, которую выполняют различные институты в принятии экономических решений, причем, под общественными институтами понимаются самые различные структуры и отношения — от собственности и рынка до семьи и профсоюза. Особое значение приобретают элементы социальной структуры, формы организации и регулирования экономической деятельности. Без социального контроля со стороны общества за деятельностью всей совокупности институтов, прежде всего экономических, нельзя добиться эффективного функционирования системы. Особенно важно в тех сферах, где наиболее отчетливо проявляется несостоятельность рынка — экономические, социально-культурные и региональные современные проблемы.

Исходя из данных первого и второго параграфа, можно сделать вывод, что возникновение и развитие экономической науки довольно длительный и сложный процесс. Довольно сложно понять и грамотно оценить состояние российской экономики в настоящее время, не зная ее исторического прошлого. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их «отпечатки». Можно сказать, что экономика — это процесс, развитие, а современное ее состояние — всего лишь момент в этом процессе.


Заключение

 

Экономика играет очень большую роль в развитие нашей жизни. Ведь от того, какой путь она за собой понесёт, зависит не только благосостояние страны в целом, но ещё и благополучие жизни и условий потребления её ресурсов. Нам сложно представить свою жизнь без инновационных технологий. А ведь всё это дала именно она. Большие капиталы и вложения, реализации которых способствует экономика, поддерживают стабильность условий, как на рынке, так и во всём обществе в целом. Но надо помнить, что только сосредоточившись в правильных руках, она способна добиться такой силы и могущества.

Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, и именно она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономическая наука очень масштабна. Как и любая другая наука, она имеет свой инструментарий, свои законы, включает набор аксиом и доказательств. Экономика затрагивает не отдельного человека, а общество, а именно, экономические процессы, происходящие в обществе. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Она рассматривает куда более глобальные вопросы, чем просто изменение цены на товар. В наше время экономика играет огромную роль в жизни каждого человека.

Можно смело сказать, что знание хотя бы части основ экономики поможет каждому человеку в его дальнейшей жизни, ведь эта наука стала неотъемлемой частью жизни современного общества.


 

Библиографический список

 

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ» 1999. – 431 с.

2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002 г.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996 г.

5. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998

6. Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999. 356 с.

7. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. – 344 с.

8. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997. – 736 с.

9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 1991.

10. Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9класса общеобразоват. Учрежд.- 3-е изд..- М.: Вита-Пресс, 1998.

11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992

12. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 г

13. Пономарев Л.Н., Попов В Д., Чичканов ВТ. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987.

14. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.-М.,: Наталис, 1998. – 56 с.

15. Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. – 160 с.

16. Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное.-М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.

17. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.

 

 


[1]Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999, с. 35.

[2]Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996, с. 98.

[3]Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996, с. 102.

[4]Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997, с. 324..

[5]Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001, с. 536.

Введение

Экономическая сфера занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Экономика - это именно та наука, которая тесно связана с распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Современная экономическая теория отражает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. ощутила на себе грандиозные перемены во всей системе экономических отношений как в мировом масштабе, так и в отдельных странах. А факт наступления научно-технической революции, определил переход к информационному обществу и большой подъем эффективности производства. По всему миру начинают быстро развиваться транснациональные и международные интеграционные связи. В некоторых странах Запада, таких как Германия, утверждается смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, которая предполагает, что государство будет выполнять множество социально - экономических функций.

Тем не менее, порядок общества и хозяйства должен основываться на более сильных и более лучших побуждениях человека. С самого момента существования экономическая наука исходит из сильного человеческого побуждения, такого как собственный интерес. Экономическая теория анализирует и конструирует социальные институты и порядки деятельности, базирующиеся на собственном интересе.

Сама экономическая теория является одним из инструментов, служащих для анализа рациональной деятельности и ее эффективной координации. Когда разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, а этика и политика стараются способствовать ему на индивидуальном и социальном уровнях, то становится понятно, что им будет необходимо прибегнуть к экономической теории и экономическому принципу.

Экономика - это такая область общественной жизни, с которой сталкиваются все люди. Человек с самого детства старается что-то узнать из повседневной практики и затем на протяжении всей жизни расширяет свой кругозор. Отсюда и складывается экономическое мышление, обобщаются многие существенные черты хозяйствования. Так возникают многие ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности.

Экономическое мышление стремится выяснить объективную истину, то есть продемонстрировать мир таким, каким он является в действительности - независимо от чьих-либо мнений и желаний. Научное мышление в своей целостности стремится увидеть всю панораму событий и старается отразить экономику со всех сторон. Как раз в это время появляется возможность понять: то, что выгодно и хорошо при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть убыточно и плохо для общества. Можно предположить ситуацию, когда покупатель замечает на рынке, что стоимость продукта зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. На каком же уровне остановится цена, если предложение и спрос уравновесятся? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, надо знать законы рыночной экономики.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что экономическими связями и экономическими отношениями проникнуты все сферы общества и практически все виды деятельности людей. Лишь подготовленные на теоретическом уровне и экономически грамотные специалисты, могут воплотить на практике приобретенные знания, осуществляя задуманную цель своей деятельности - эффективное функционирование рыночного механизма, а соответственно и всего народного хозяйства страны.

Целью данной работы является рассмотрение сущности экономической теории, ее роли в жизни общества.

 


 

Глава 1. Становление и развитие экономической науки. Современные экономические школы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.048 с.)