Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Становление и развитие экономической науки. Современные экономические школы↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Экономическая сфера занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Экономика - это именно та наука, которая тесно связана с распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы. Современная экономическая теория отражает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. ощутила на себе грандиозные перемены во всей системе экономических отношений как в мировом масштабе, так и в отдельных странах. А факт наступления научно-технической революции, определил переход к информационному обществу и большой подъем эффективности производства. По всему миру начинают быстро развиваться транснациональные и международные интеграционные связи. В некоторых странах Запада, таких как Германия, утверждается смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, которая предполагает, что государство будет выполнять множество социально - экономических функций. Тем не менее, порядок общества и хозяйства должен основываться на более сильных и более лучших побуждениях человека. С самого момента существования экономическая наука исходит из сильного человеческого побуждения, такого как собственный интерес. Экономическая теория анализирует и конструирует социальные институты и порядки деятельности, базирующиеся на собственном интересе. Сама экономическая теория является одним из инструментов, служащих для анализа рациональной деятельности и ее эффективной координации. Когда разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, а этика и политика стараются способствовать ему на индивидуальном и социальном уровнях, то становится понятно, что им будет необходимо прибегнуть к экономической теории и экономическому принципу. Экономика - это такая область общественной жизни, с которой сталкиваются все люди. Человек с самого детства старается что-то узнать из повседневной практики и затем на протяжении всей жизни расширяет свой кругозор. Отсюда и складывается экономическое мышление, обобщаются многие существенные черты хозяйствования. Так возникают многие ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности. Экономическое мышление стремится выяснить объективную истину, то есть продемонстрировать мир таким, каким он является в действительности - независимо от чьих-либо мнений и желаний. Научное мышление в своей целостности стремится увидеть всю панораму событий и старается отразить экономику со всех сторон. Как раз в это время появляется возможность понять: то, что выгодно и хорошо при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть убыточно и плохо для общества. Можно предположить ситуацию, когда покупатель замечает на рынке, что стоимость продукта зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. На каком же уровне остановится цена, если предложение и спрос уравновесятся? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, надо знать законы рыночной экономики. Актуальность данной темы обосновывается тем, что экономическими связями и экономическими отношениями проникнуты все сферы общества и практически все виды деятельности людей. Лишь подготовленные на теоретическом уровне и экономически грамотные специалисты, могут воплотить на практике приобретенные знания, осуществляя задуманную цель своей деятельности - эффективное функционирование рыночного механизма, а соответственно и всего народного хозяйства страны. Целью данной работы является рассмотрение сущности экономической теории, ее роли в жизни общества.
Неоклассическое направление Неоклассической именовала себя школа, пытавшаяся объединить учение классика буржуазной политической экономики (а скорее, их эпигонов) и теорию «предельной полезности». [1]В марксисткой литературе вскрыт эклектический характер этого направления, и показаны выполнявшиеся им апологетические функции. Но в рассматриваемой нами области данная школа выработала ряд конкретных понятий, представляющих известный интерес. Заслуживает внимания, в частности, попытка исследования не идеальных принципов функционирования экономической системы, а конкретных случаев отклонения от них в реальной хозяйственной практике. Компромиссный характер неоклассической теории отчетливо проявляется в формулируемом ею понятии экономического богатства. Рассматривая его вместе с маржиналистами сквозь призму удовлетворения потребностей, т.е. исходя из концепции полезности, она в то же время ограничивает свой анализ теми потребностями, которые связаны с материальной стороной жизни общества и могут получить денежную оценку. Далее, признавая вместе со школой полезности в качестве важнейшего хозяйственного принципа максимум производства по отношению к затратам, неоклассики одновременно с этим подчеркивают и исключительно большую роль институциональных факторов, регулирующих объем трудовых ресурсов общества и накопление капитала, технический уровень производства. А.Маршаллу принадлежит высказывание о том, что методы производства и их влияние на человеческий характер – более важные условия экономического благосостояния, чем механическая эффективность размещения ресурсов для удовлетворения данных потребностей. Но более всего отличает неоклассическое направление его отмежевание от постулируемого и классиками, и маржиналистами положения о гармонизирующих функциях рыночной конкуренции, якобы приводящей хозяйство к состоянию равновесия. Представителем неоклассического направления в экономической мысли является один из наиболее выдающихся экономистов конца XIX— нач. XX в. — Альфред Маршалл и его труд «Принципы экономической науки», изданный в 1890 г. Исследования А. Маршалла опирались на теорию маржинализма (теорию предельной полезности). При этом А. Маршалл, используя методологическую основу маржинализма, в развитии экономической теории пошел дальше. Маржинализм трактовал наиболее сложную категорию экономической теории — стоимость — с позиций, противоположных теории трудовой стоимости. Но А. Маршалл и здесь, в отличие от других маржиналистов, проявил оригинальное видение этой проблемы. Кейнсианство Кейнсианство – названо так в честь ее основателя, выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США, сформировалось под влиянием резкого обострения противоречий капиталистического воспроизводства в эпоху общего кризиса капитализма с возникновением государственно-монополистического капитализма (мировой экономический кризис 1929-1933 гг.). Сущность кейнсианства — это обоснование необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в целях бесперебойного хода капиталистического воспроизводства в интересах монополий. При рассмотрении экономических явлений в их народно-хозяйственном (макроэкономическом) аспекте для кейнсианства характерно затушевывание социальной сущности экономических явлений, игнорирование исторического характера объективных экономических законов капитализма, преувеличение роли субъективного фактора — психологии людей в экономической жизни общества. Кейнс выступил с резкой критикой центрального положения классической школы о способности рыночного механизма поддерживать экономическую систему в состоянии равновесия, обеспечивать экономический рост и полную занятость. Обычно кейнсианство трактуется как теория, впервые обосновавшая необходимость систематического и глубокого участия государства в регулировании экономической жизни. Кейнс высказал новые положения, перевернувшие привычные представления, - идеи об эффективном спросе и роли государства в обеспечении его объема. Именно недостаточность такого спроса — основа кризисов и безработицы. Необходимость активного стимулирования спроса, в том числе увеличением государственных расходов, связана с тем, что у людей преобладает стремление к сбережению доходов. Потребление возрастает в меньшей степени, чем растут доходы. Это — следствие открытого им психологического закона. Кейнс разработал концепцию мультипликатора. Мультипликатор — коэффициент, отражающий зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций: прирост дохода равен приросту инвестиций, помноженному на мультипликатор. Это означало, что 100 ед. инвестиций, вложенных в производство через систему межотраслевых связей, дает многократный прирост национального дохода. Исходные категории — потребительские, инвестиционные и государственные расходы — определяют объем совокупного спроса, стимулируют производство и занятость. Монетаризм Термин был введен в 1968 году американским экономистом Карлом Бруннером. Но рождение монетаризма можно датировать 1956 годом, когда вышла фундаментальная работа Фридмена «Исследование в области количественной теории денег». Название школы отражает смысл главного тезиса, который эта школа отстаивает. Она утверждает, что деньги играют ключевую роль в экономике. Зависимость между массой денег в обращении и важнейшими экономическими показателями (уровень расходов и номинальных доходов) является устойчивой. Главным представителем этого течения является американский экономист Милтон Фридмен (род. 1912 г.), профессор экономики Чикагского университета (с 1948 г.), получивший в 1976 году Нобелевскую премию.
В теории монетаризма меняется направление вектора стимулирования со спроса на предложение. В основу этой теории положена концепция о тесной связи объема денежной массы и скорости денежного обращения, с одной стороны, и объема внутреннего национального продукта и уровня цен — с другой. Уравнение Фишера: МV= PQ M =PQ/V где М — объем денежной массы; V— скорость обращения денежных единиц; Q – объем ВНП; Р— общий уровень цен. Государству отводят скромную роль — регулировать денежное обращение и создавать условия для развития частного предпринимательства. На практике ускорению процесса накопления капитала, росту производства и занятости препятствуют необоснованно высокие налоги и ошибки правительства в экономической политике. Рост необоснованных государственных расходов ведет к раскручиванию инфляционной спирали, росту процентных ставок, удорожанию кредита, ограничению инвестиционного процесса, сокращению производства, росту безработицы. Монетаристы предлагают через сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита добиться сокращения спроса, что приведет к банкротству нерентабельных предприятий и временному спаду производства. В то же время на рынке сохранятся лишь сильные товаропроизводители, для которых необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, сократить налоги на бизнес и удешевить кредиты. И следствием станет рост инвестиций, производства и занятости, а увеличение товарного предложения приведет к снижению цен. Институционализм В 90-х годах XX в. популярность приобрел институционализм. Представители этой школы — Торстейн Веблен, Джон Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт — исходят в своих трудах из тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов. Основное внимание теория уделяет роли, которую выполняют различные институты в принятии экономических решений, причем, под общественными институтами понимаются самые различные структуры и отношения — от собственности и рынка до семьи и профсоюза. Особое значение приобретают элементы социальной структуры, формы организации и регулирования экономической деятельности. Без социального контроля со стороны общества за деятельностью всей совокупности институтов, прежде всего экономических, нельзя добиться эффективного функционирования системы. Особенно важно в тех сферах, где наиболее отчетливо проявляется несостоятельность рынка — экономические, социально-культурные и региональные современные проблемы. Исходя из данных первого и второго параграфа, можно сделать вывод, что возникновение и развитие экономической науки довольно длительный и сложный процесс. Довольно сложно понять и грамотно оценить состояние российской экономики в настоящее время, не зная ее исторического прошлого. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их «отпечатки». Можно сказать, что экономика — это процесс, развитие, а современное ее состояние — всего лишь момент в этом процессе. Заключение
Экономика играет очень большую роль в развитие нашей жизни. Ведь от того, какой путь она за собой понесёт, зависит не только благосостояние страны в целом, но ещё и благополучие жизни и условий потребления её ресурсов. Нам сложно представить свою жизнь без инновационных технологий. А ведь всё это дала именно она. Большие капиталы и вложения, реализации которых способствует экономика, поддерживают стабильность условий, как на рынке, так и во всём обществе в целом. Но надо помнить, что только сосредоточившись в правильных руках, она способна добиться такой силы и могущества. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, и именно она определяет ход всех происходящих в нем процессов. Экономическая наука очень масштабна. Как и любая другая наука, она имеет свой инструментарий, свои законы, включает набор аксиом и доказательств. Экономика затрагивает не отдельного человека, а общество, а именно, экономические процессы, происходящие в обществе. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Она рассматривает куда более глобальные вопросы, чем просто изменение цены на товар. В наше время экономика играет огромную роль в жизни каждого человека. Можно смело сказать, что знание хотя бы части основ экономики поможет каждому человеку в его дальнейшей жизни, ведь эта наука стала неотъемлемой частью жизни современного общества.
Библиографический список
1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ» 1999. – 431 с. 2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002 г. 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с. 4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996 г. 5. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998 6. Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999. 356 с. 7. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. – 344 с. 8. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997. – 736 с. 9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 1991. 10. Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9класса общеобразоват. Учрежд.- 3-е изд..- М.: Вита-Пресс, 1998. 11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992 12. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 г 13. Пономарев Л.Н., Попов В Д., Чичканов ВТ. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987. 14. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.-М.,: Наталис, 1998. – 56 с. 15. Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. – 160 с. 16. Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное.-М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993. 17. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.
[1]Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999, с. 35. [2]Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996, с. 98. [3]Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996, с. 102. [4]Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997, с. 324.. [5]Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001, с. 536. Введение Экономическая сфера занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Экономика - это именно та наука, которая тесно связана с распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы. Современная экономическая теория отражает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. ощутила на себе грандиозные перемены во всей системе экономических отношений как в мировом масштабе, так и в отдельных странах. А факт наступления научно-технической революции, определил переход к информационному обществу и большой подъем эффективности производства. По всему миру начинают быстро развиваться транснациональные и международные интеграционные связи. В некоторых странах Запада, таких как Германия, утверждается смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, которая предполагает, что государство будет выполнять множество социально - экономических функций. Тем не менее, порядок общества и хозяйства должен основываться на более сильных и более лучших побуждениях человека. С самого момента существования экономическая наука исходит из сильного человеческого побуждения, такого как собственный интерес. Экономическая теория анализирует и конструирует социальные институты и порядки деятельности, базирующиеся на собственном интересе. Сама экономическая теория является одним из инструментов, служащих для анализа рациональной деятельности и ее эффективной координации. Когда разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, а этика и политика стараются способствовать ему на индивидуальном и социальном уровнях, то становится понятно, что им будет необходимо прибегнуть к экономической теории и экономическому принципу. Экономика - это такая область общественной жизни, с которой сталкиваются все люди. Человек с самого детства старается что-то узнать из повседневной практики и затем на протяжении всей жизни расширяет свой кругозор. Отсюда и складывается экономическое мышление, обобщаются многие существенные черты хозяйствования. Так возникают многие ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности. Экономическое мышление стремится выяснить объективную истину, то есть продемонстрировать мир таким, каким он является в действительности - независимо от чьих-либо мнений и желаний. Научное мышление в своей целостности стремится увидеть всю панораму событий и старается отразить экономику со всех сторон. Как раз в это время появляется возможность понять: то, что выгодно и хорошо при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть убыточно и плохо для общества. Можно предположить ситуацию, когда покупатель замечает на рынке, что стоимость продукта зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. На каком же уровне остановится цена, если предложение и спрос уравновесятся? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, надо знать законы рыночной экономики. Актуальность данной темы обосновывается тем, что экономическими связями и экономическими отношениями проникнуты все сферы общества и практически все виды деятельности людей. Лишь подготовленные на теоретическом уровне и экономически грамотные специалисты, могут воплотить на практике приобретенные знания, осуществляя задуманную цель своей деятельности - эффективное функционирование рыночного механизма, а соответственно и всего народного хозяйства страны. Целью данной работы является рассмотрение сущности экономической теории, ее роли в жизни общества.
Глава 1. Становление и развитие экономической науки. Современные экономические школы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.017 с.) |