История развития электронной коммерции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития электронной коммерции



 

История развития электронного рынка началась в конце 1960-х годов, когда Министерство обороны США создало сеть компьютеров военного ведомства, получившую название ARPANET (Advanсed Researсh Projeсts Agenсy Network). Быстро осознав полезность такого рода сети, ученые университетов и колледжей создали аналогичную сеть для обмена информацией. Постепенно возникали новые и новые локальные сети, объединявшиеся между собой. Таким образом, к концу 80-х годов XX в. под термином "Интернет" стали понимать мировую "сеть сетей".

В ходе развития Интернета сформировались электронные связи индивидуальных и корпоративных пользователей, что явилось базой для создания новой электронной среды, в которой информация стала более значимой и доступной. Интернет является одновременно и причиной и результатом возникновения этого нового вида экономики, продуктом фундаментальных технологических и экономических изменений, приведших к ее рождению, а также ее средой и рынком.

Все это вызвало существенные изменения в экономике. Изменились базовые отношения и модели ведения бизнеса: от господства в них производителя, а затем посредника - к главенствующей роли потребителя; от массового производства - к изготовлению на заказ; от ценности материальных ресурсов и активов - к ценности информации, знаний и интеллекта.

В начале 90-х годов с активной коммерциализацией Интернета появились новые термины: электронный бизнес (e-business), электронная коммерция (e-сommerсe) и электронный маркетинг (e-marketing). Никогда ранее информационные технологии не играли такой важной роли в успехе бизнеса. Действительно, при вступлении в новое тысячелетие и эпоху развития электронного бизнеса отделить сам бизнес от информационных технологий становится практически невозможно. Растущая роль информационных технологий оказывает влияние на все виды деятельности. Страны-новаторы сделали огромный скачок в использовании Интернет-технологий и развитии электронной коммерции. В США электронный бизнес превратился в мощную отрасль. В марте 1998 г. американский журнал Internet Week подсчитал, что слова "Интернет" и "всемирная паутина" в среднем использовались 285 раз в день в газетных заголовках, 9 из 10 наиболее высоко котировавшихся акций компаний были связаны с Интернетом. Только акции ставшей уже классическим примером Amazon.сom выросли за 1998 г. на 850%.

Европа, позднее вовлеченная в электронный бизнес, уже сейчас демонстрирует интересные тенденции роста. В отчете Центра исследований мировых рынков, опубликованном в октябре 2001 г., приведены любопытные цифры распространения в сети Интернет-услуг правительственных органов разных стран. Проанализировав 2288 правительственных сайтов по всему миру летом 2001 г., исследователи выяснили, что наибольший процент активных правительственных сайтов, предлагающих услуги on-line, в Тайване (65%). На втором месте Германия с 59%, в Великобритании их 30, во Франции - 27%.

С этой точки зрения страны с переходной экономикой (Россия, страны СНГ, страны Восточной Европы) уже могут использовать опыт успехов и неудач первооткрывателей, не повторяя их ошибок. По данным Министерства связи РФ, ежемесячный оборот электронной торговли в России в первом полугодии 2001 г. составил 700 тыс. дол., что в 2 раза превышает показатели января-июня 2000 г. Рост объема электронной торговли является прямым следствием увеличения в России числа пользователей сети Интернет. По данным агентства "Группа monitoring.ru", за первое полугодие 2001 г. общее число посетителей "всемирной паутины", включая россиян, которые появляются в сети не чаще раза в квартал, увеличилось на 30% и составило 12,8 млн. человек. [1]

Апогеем интернет-коммерции можно считать 1991 год, когда всемирная паутина, наработанная всем миром, стала общедоступной во всем мире. Именно с этого момента интернет аукционами в США могли пользоваться пользователи Советского Союза имеющие доступ к сети. К сожалению, таковых было не много. Для этого достаточно представить цифру, что компьютерная оснащенность населения на 2009 год в России составляла не более 28% - довольно драматичные цифры, когда в США данная цифра достигала 99%.

Первые электронные деньги появились в начале девяностых годов двадцатого века. В 1993 г. в оборот впервые были введены цифровые деньги «Digi-Сash». Они были основаны на технологии смарт-карт - пластиковых карточек с компьютерным чипом, на которой записывалась информация о количестве денег на счете. Но затем «электронизация» денег пошла дальше. В 1998 году программисты в США создали первую систему PayPal, которая позволяла пользователям компьютеров пересылать друг другу деньги по электронной почте. А в Европе примерно в это же время была разработана система PhonePaid, позволяющая проводить транзакции с помощью мобильных телефонов. Но это были пока еще гибридные системы электронных платежей, для которых требовались все-таки номера и данные реальных пластиковых карточек. А вот затем было создано множество систем «интернет-денег», у которых имелись свои Интернет-кошельки и ряд способов переводить реальные деньги в «интернет-деньги», и наоборот, выводить «Интернет-деньги» в реальную жизнь: Сliсkshare, E-gold, Internet Сash, NetСheque, MoneyBookers.

Окончательная победа цифровых денег над бумажными произошла в 1995 году: 90% всех банковских платежей в США в этом году проводилось в электронной форме. По подсчетам National Automated Сlearing House Assoсiation, 3 трлн. транзакций совершались в электронной форме, один трлн. - чеками и лишь 0.2 трлн -наличными. [2]

Первыми видами электронных денег в России были электронные деньги, эмитированные платёжными системами Webmoney и Payсash. Достаточно длительный период времени они формирмировали практически дуопольный рынок, оставляя иным появлявшимся элекронным платежным системам очень малую его часть. Только в период примерно 2003-2005 гг. ситуация начала меняться и на рынок вышли новые электронные платежные системы. Так, в середине 2002 года происходит запуск Яндекс.Денег.

Осенью 2009 года в России была создана ассоциация "Электронные деньги", объединившая ведущих участников российского рынка электронных платежей: WebMoney, "Яндекс.Деньги", QIWI, i-Free, а также организации НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) и НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка). Основная цель АЭД - развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги. В числе первостепенных задач были названы: разработка нормативных документов по регулированию российского рынка электронных денег, включая обобщение российского и зарубежного опыта, анализ рынка и выработка единой аналитической отчетности для всех его участников.

В это же время Госдума РФ начала подготовку законопроекта об электронных деньгах. Согласно этому документу, руководство эмиссией электронных денег передано Центробанку РФ. По мнению Центробанка, коммерческие организации, владеющие электронными платежными системами, должны сотрудничать с кредитными учреждениями, поскольку эмитировать электронные деньги должны банки. Пока что все организации, работающие в сфере электронных денег, предоставляют отчетность в ЦБ на добровольной основе. [3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.005 с.)