Тема 20. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации



План занятия:

1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления.

2. Принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Система местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Организационные, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления.

5. Органы местного самоуправления.

6. Гарантии местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «муниципальное образование»?

2. Что такое «вопросы местного значения»?

3. Каковы формы осуществления местного самоуправления?

4. Какова система органов местного самоуправления?

5. Каковы полномочия государственных органов в отношении органов местного самоуправления?

Литература:

1. Бондарь Н.С. Муниципальное право: учебник для бакалавров, М. 2013.

2. Конституционное право России: Учебник /Козлова Е.И., Кутафин О.Е. М.: Проспект, 2013.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Выдрин. М. 2015.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М. 2016.

2. Европейская Хартия местного самоуправления (Официальный перевод на русский язык) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36.

3. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.

5. Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 48.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период для бакалавров

 

Самостоятельная работа по данному курсу предполагает выполнение письменной (контрольной) работы, комплексно раскрывающей содержание ключевых тем и проблем конституционного права. Выполнение задания является обязательным условием программы прохождения дисциплины.

При выполнении задания № 1 и 2 (предполагающие проведение теоретической работы) необходимо изучить соответствующий круг научной и учебной литературы (см. список рекомендованной литературы ко всем темам курса в РУПД), нормативные правовые акты, и представить результаты в виде последовательных, развернутых и аргументированных выводов, с изложением разнообразных точек зрения на вопрос (если таковые имеются).

Выполнив задание №1 и 2, должен:

знать: сущность и содержание основных теоретических понятий Конституционного права РФ (предмет, метод, система, принципы, функции, источники, правоотношения и т.д.);

уметь: дать основные определения, назвать основания классификаций и перечислить их;

владеть: навыками анализа и систематизации информации.

При выполнении задания № 3 (предполагающего решение задачи) необходимо изучить соответствующий круг нормативных правовых актов (см. список рекомендованных нормативных правовых актов к теме, по которой представлена задача, в РУПД), судебную практику, при необходимости научную и учебную литературу. Результат оформляется в виде решения задачи - в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Решение, представляющее собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверное. Наличие в решении грубой юридической ошибки (использование норм, утративших юридическую силу, норм, не имеющих отношения к вопросам, поставленным в задаче) является основанием для признания задачи решенной неверно.

При выполнении задания в нем обязательно должны быть отражены:

- виды правоотношений, возникающие в конкретной ситуации;

- субъектный состав (коротко изложен правовой статус субъектов);

- аргументированные;

- ссылки на нормы права, на основании которых были сделаны выводы.

Выполнив задание№3, должен:

знать: сущность и содержание основных понятий и категорий Конституционного права РФ, субъектов Конституционного права РФ и их правовой статус, виды правоотношений, входящих в предмет Конституционного права РФ; систему актов регулирующих соответствующее правоотношение.

уметь: дать основные определения, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, определить вид правоотношения, толковать и правильно применять нормы Конституции РФ и законодательства;

владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными правовыми актами, навыками применения норм материального и процедурно-процессуального права.

Варианты контрольных работ установлены следующим образом: учащиеся, фамилии которых начинаются с буквы «А» до «Д» включительно, выполняют первый вариант, от «Е» до «Л»- второй вариант, от «М» до «Р»- третий вариант, от «С» до «Я»- четвертый вариант.

Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. Должны быть использованы действующие нормативные правовые акты, судебная практика, научные и учебные издания. В конце решения задачи должен содержаться вывод.

Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена.

 

Вариант 1.

Задание № 1.

Опишите основные этапы развития конституционализма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Задание №2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Президенту Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти и порядок взаимодействия с ними, порядок выборов, вступления в должность и прекращения полномочий.

Задание № 3.

Президент России Дмитрий Медведев 28.09.2010 подписал указ о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы Юрия Лужкова. Мэр отстранен с формулировкой «в связи с утратой доверия Президента России».

Дайте юридическую оценку ситуации. Правомерно ли поступил Президент России. Опишите основания и порядок отрешения от должности глав субъектов федерации Президентом России.

 

Вариант 2.

Задание №1.

Опишите основные этапы развития института Президентства в нашей стране (СССР, Российская Федерация)

Задание №2.

Охарактеризуйте механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.

Задание №3.

В 1999 г. государственная дума выдвинула обвинения против Президента России Ельцина Б.Н., инициируя его отрешение от должности (импичмент), на основании пяти обвинений: развал СССР; расстрел Белого дома в 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа.

Ни по одному из пунктов обвинения не набрано необходимых голосов для принятия решения Госдумой.

Дайте юридическую оценку ситуации, оцените правомерность действий Государственной Думы. Опишите процедуру «импичмента» Президента России.

 

Вариант 3.

Задание №1.

Опишите основные этапы развития системы органов власти в нашей стране с 1918 г. (СССР, Российская Федерация). Сравните советскую и современную модели.

Задание № 2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Федеральному Собранию. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте статус его членов.

Задание №3.

13 октября2011 г. Суд наложил штраф на бизнесмена Виталия Л. за то, что он раздавал кружки с надписью ««Е. Россия» — партия жуликов и воров. Оценочное суждение».

Председатель избирательной комиссии области так прокомментировал ситуацию: «Закон запрещает ведение агитации за или против кандидата субъектом, который сам не является кандидатом. Более того, формы агитации, которые требуют финансовых затрат, могут осуществляться только за счет средств избирательного фонда. Этот гражданин не является ни кандидатом, ни представителем избирательного объединения. И изготавливать кружки с надписями агитационного содержания он не имел права. Мировой судья уже привлек его к административной ответственности. Если ты хочешь чего-то добиться, надо действовать по закону».

Дайте юридическую оценку ситуации. Оцените с правовой позиции суждение Председатель избирательной комиссии.

Вариант 4.

Задание №1.

Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Задание №2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.

Задание №3.

16 мая 2011 года, Правительство Москвы в очередной раз отказало представителям московского ЛГБТ-движения (сексуальных меньшинств) в проведении массового мероприятия на Болотной площади 28 мая 2011 г. Организаторы гей-парада получили письмо, в котором говорилось, что в правительство Москвы поступают многочисленные обращения с просьбой не допускать проведения постыдной аморальной акции, так как оно может спровоцировать протесты и нарушения общественного порядка.

Европейский суд по правам человека признал неправомерным запреты гей-парадов в Москве в 2006, 2007 и 2008 годах.

Оцените правомерность решения Правительства Москвы. Охарактеризуйте порядок реализации права граждан на массовые мероприятий в Российской Федерации.

4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

 

 

4.3. Рекомендации по самостоятельной работе студента.

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

 

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Для выставления итоговой оценки используется следующая балльная система:

5.1. Самостоятельная работа в межсессионный период (30 баллов):

Каждое задание оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 5 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов.

Правила оценивания:

правильный и полный ответ – 9-10 баллов;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 5 - 6 балла;

неточный и неполный ответ или неправильный ответ – 0 баллов.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);

- не использована научная и учебная литература (список рекомендуемой литературы приведен к каждой теме в рабочей учебной программе дисциплины) (на 3-4 балла);

- работа содержит описание вопроса, но не содержит решения и вывода (на 2-3 балла);

- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк (на 1-2 балла).

Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:

- другим студентом была сдана аналогичная работа;

- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;

- работа скопирована из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.

Работа оценивается положительно, если решены все три задания и минимум по двум из них была выставлена положительная оценка (5 и более баллов), при этом в сумме должно быть набрано не менее 15 баллов.

5.2. Аудиторная работа в рамках семинаров:

Индивидуальное задание (тест), максимум 5 баллов. Всего 4 задания (20 баллов). Количество баллов пропорционально проценту правильных ответов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.035 с.)