Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Персональные или групповые проекты.

Поиск

Содержание

1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или Цели имеют право на существование!

2. Джон Дьюи о ЕДИНСТВЕ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ

3. МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ: по следам отечественных разработок 1920-х гг.

4. Основные требования К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

5. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

6. Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

7. Распределение учащихся ПО ПРОЕКТНЫМ ГРУППАМ

8. Классификация проектов ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

9. Классификация проектов ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

10. Классификация проектов ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

11. Циклограмма ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

12. Пресс центр ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

13. Подведение итогов ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

14. Формы продуктов ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. Оформление ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

16. Виды ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ

17. Система оценки ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

18. ШКОЛЬНИКИ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по данным отечественных и зарубежных исследований

19. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: роль учителя

20. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ по системе IB

21. Что такое ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ?

22. Прием «СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ»

23. Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

24. ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

25. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

26. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

27. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

28. ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

29. СЛОВАРИК «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»

30. КАКИЕ ИМЕННО ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

31. ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

32. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ИЗ ОПЫТА МОСКОВСКИХ ШКОЛ (1991 - 2003 ГГ.)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

или Цели имеют право на существование!

 

Наверное, не будет сильным преувеличением утверждение, что подавляющее большинство тех, кто держат в руках эту "Ло­цию", значительную часть рабочего времени проводят в рит­ме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определенностью, четкостью и организованностью. Надеемся, что наших читателей при этом хотя бы раз посещал вопрос, каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? "А что это за условия и как их создавать?" - спросит учитель-практик, и не получит ответа. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выво­ду, что единственно реальная цель учителя при этом - "пройти про­грамму"; цель ученика, в лучшем случае, - "стать умнее", в ином -выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - пере­терпеть годы школьной учебы.

Пожалуй, одна из главных причин подобного отношения состоит в том, что большинство школьников перестало мотивировать идеал "человека знающего" как продукта классно-урочного обучения. В наше время одного такого обучения оказывается явно недоста­точно, и для достижения поставленных целей необходимо также ис­пользование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский уче­ный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нуж­ные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый ре­зультат.

"Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоя­тельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педаго­гическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из основопо­ложников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятель­ности школьников на результат, который достигается бла­годаря решению той или иной практически или теоретически зна­чимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний резуль­тат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учаще­гося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

 

***

Джон Дьюи о

ЕДИНСТВЕ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллектив­ным опытом человеческого общества.

С точки зрения ребенка самый И большой недостаток школы ill ^^ происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использо­вать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказы­вается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. Никакое число наглядных уроков, скомпонован­ных как наглядные уроки, не может даже в самой отдаленной степени заменить знакомства с рас­тениями в саду и животными на ферме, знаком­ства, приобретенного в условиях действитель­ной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введенное ради одного этого упражнения, не может выдер­жать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непо­средственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах ее занятий. Вербальную па­мять можно развить путем соответствующих уп­ражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдаленная тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящи­ми вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди - реальный опыт... Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, тканье, шитье, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения".

Из книги Джона Дьюи "Школа и общество"

***

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ: по следам отечественных разработок 1920-х гг.

 

Возьмем для примера опыт построения комплек­са "Пути сообщения". Обычно в этом случае ре­комендуются "практические" работы, не имею­щие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зари-совывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о кру­шении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме - проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются ро­дители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручно­го труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так да­лее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети зна­комятся с различными фактами из области географии, эко­номики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (ра­бочие, их объединения, борьба с капиталом), истории куль­туры (эволюция путей сообщения), литературы ("Шоссе и проселок" Некрасова, "Железная дорога" его же, "Стре­лочник" Серафимовича, "Сигнал" Гаршина, морские рас­сказы Станюковича и т. д.).

 

Основная разница в том, что при методе проектов комп­лексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог...

Проектный метод может воспитать деятельных, энергич­ных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества".

Из книги проф. Е.Г. /Сатарова "Метод проектов в трудовой школе "(1926) Ш

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование "метода проектов" в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют

• отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами

слабую разработанность методики проектной деятельности

• гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения

сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ"

***

Основные требования

К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

 

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, ин­формационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: уча­щиеся школы посещают спортивный клуб, ру­ководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение рабо­ты всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разра­ботка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - по­иск информации, которая затем обрабатыва­ется, осмысливается и представляется участ­никами проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе го­воря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в хо­де решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) обществен­ности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осу­ществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

 

Таким образом, проект - это "пять П":

- проб­лема

- проектирование (планирование)

- по­иск информации

- продукт

- презентация.

- Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие матери­алы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

 

***

Структура и циклограмма

УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

 

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

 

Этапы деятельности учащихся   Постановка проблемы     Выдвижение гипотез - путей решения проблемы. Деление на группы   Планирование дея­тельности по реали­зации проекта. Вы­бор форм продукта   Подготовка продукта   Выбор формы презентации   Подготовка презентации     Презентация Самооценка и самоанализ    
 
Сбор информации   Структурирование информации   Изготовление продукта   Оформление продукта    
Циклограмма долгосрочного (годичного) проекта и осо­бенности работы   Сентябрь - октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы   Октябрь Составление развёрнутого плана работы   Ноябрь - декабрь   Декабрь - февраль Проведение исследования   Март Подготовка чистового варианта   Апрель Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада   Май Защита    
Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели   До начала проектной недели   1-й день   2 - 3-й дни   3 -4-й дни   5-й день    
Циклограмма проекта, выполняемого на уроках 1 - и урок   Неделя между 1-м и 2- м уроками   2- й урок   2-й урок Одна - три недели между 2-ми 3- 4-м уроками       3 - 4-й уроки (спаренные)        
Циклограмма мини -проекта   1 -и урок (в числе двух спаренных): 0 - 20-я минуты   1 - 2-й уроки: 20 - 50-я минуты   2-й урок (в числе двух спаренных)    
50-70-я минуты   70 – 80--я минуты  
                           

 

Обязательное требование: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!


***

Распределение учащихся

ПО ПРОЕКТНЫМ ГРУППАМ

Решение этой педагогической задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть такой:

• На 1 этапе определяется минимальный и мак­симальный размер проектной группы. Напри­мер, для школы, в которой на одного учителя приходится 15 учащихся, эти цифры выглядят так - от 10 до 25 учащихся в одной группе. (Практика показывает, что оптимальное число членов группы - от 7 до 10 человек, но это ре­ально лишь в условиях частной школы). Ми­нимальное число участников необходи­мо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слиш­ком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.

• На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проек­та. Темы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатывать­ся в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.

• На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подго­товка к проектной неделе", включающая следующие графы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультан­та, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).

• На 4-м этапе каждый ученик, руководствуясь своим инте­ресом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фа­милию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, кото­рые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.

• На 5-м этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом за­вершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

 

 

 

***

Классификация проектов

Классификация проектов

ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два типа проекте

• Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одно­го учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дис­циплины. Монопроекты могут быть, например, литератур­но-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музы­кальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютер­ная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортив­ного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках клас­сно-урочной системы.

• Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специа­листов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки пробле­мы. Например, проект по теме "Проблема человече­ского достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературовед­ческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

• внутриклассными

• внутришкольными

• региональными (в пределах одной страны)

• международными

Последние два типа проектов являются телеком­муникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 

 

***

Классификация проектов

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

 

• Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктив­на для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в груп­пах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

• Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координа­ции деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготов­лению продукта и подготовке презентации выпол­няется в рамках внеклассной деятельности и до­ма. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, про­должительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отче­ты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презен­тация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

• Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с учас­тием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспе­диции, натурные видеосъемки и др.). Все это, бла­годаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организа­ции проектной работы.

• Долгосрочные (годичные) проекты могут вы­полняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь" цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

 

 

***

Циклограмма

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

К началу проектной недели (утро понедельника) в вестибюле школы оформляется стенд "Проектная неделя", содержащий следующую информацию

1. Правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;

2. Полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;

3. ежедневный лист "Места работы проектных групп" с информацией, где будет производится работа участников каждой проектной группы;

Понедельник

8.00 - 8.15. Директор школы (зам.

директора) проводит совещание

руководителей проектных групп.

8.30 - 15.30. Работа проектных групп.

1-Й урок: установочные собрания,

планирование работы над проектом.

2 - 7-й уроки: этап сбора информации

(установочные лекции, экскурсии, работа

в сети Internet). 8-й урок: обсуждение

итогов работы за день,

уборка кабинетов (ежедневно).

Итог дня: подробный план работы

Над проектом.

Вторник

Оформление стенда "Пресс-центр

проектной недели", который обновляется

Ежедневно.

8.30 - 15.30. Работа проектных групп.

Уточнение формы выхода проекта.

Завершение этапа сбора информации;

начало оформления выхода проекта.

По теме проекта.

Среда

8.30 - 15.30. Работа проектных групп.

Уточнение формы презентации проекта.

Оформление выхода проекта; начало

подготовки презентации.

Четверг

8.30 - 15.30. Работа проектных групп.

Обсуждение, что необходимо выполнить

за оставшийся день. Окончательное

оформление выхода проекта, подготовка

презентации, генеральная репетиция.

16.00. Совещание у директора

(зам. директора): распределение проектов

по секциям для защиты,

уточнение состава жюри.

И презентация проекта.

Пятница

Информация о графике защиты проектов

на стенде "Проектная неделя".

8.30 - 12.00. Защита проектов.

12.00 - 12.30. Работа объединенного

жюри (с одновременной демонстраций

видеохроники проектной недели),

подготовленной пресс-центром).

12.30 - 13.00. Общее собрание.

Награждение победителей.

13.00 - 14.00. Подведение итогов

в группах.

15.00. Совещание у директора

(зам. директора): общее подведение

Итогов проектной недели


 

***

Пресс центр

ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

диктофон, видеокаме­ра с видеомагнитофо­ном, фотоаппарат, ин­формационный стенд.

РОЛИ:

корреспонденты, ви-цеооператор, фото-граф, редактор (воз­можны варианты).

ПРОДУКТЫ:

видеофильм "Проект­ная неделя"; папка с репортажами о ра­боте всех проектных групп, снабженная фо­тоиллюстрациями; аналитическая запис­ка о ходе и результа­тах проектной недели.

ХОД ПРОЕКТА "ПРЕСС-ЦЕНТР"

Понедельник

Стартовая планерка: цели, задачи и прин­ципы работы. Определение маршрутов участников группы (в соответствии с программой работы других проектных групп). Проведение анкетирования учите­лей и учащихся по теме "Чего я жду от проектной недели?" Участие корреспон­дентов в наиболее интересных выездных мероприятиях проектных групп (экскур­сии, посещение музеев, интервью, встре­чи с интересными людьми и др.), фото-и видеосъемка. Итоговый сбор группы для обмена собранной информацией и создания репортажей.

Вторник

Оформление стенда пресс-центра: фотохроника и репортажи о первом дне проектной недели; почтовый ящик для об­ратной связи. В течение дня: участие в выездных мероприятиях проектных групп, интервьюирование проектантов, руководителей, администрации школы о ходе проектной недели. Итоговый сбор группы для подготовки информационных материалов.

Среда, четверг Обновление стенда. Фото- и видеосъемки работы проектных групп по кабинетам -изготовления выходов проектов, репети­ций презентаций - с интервьюированием участников проектов. Монтаж видеофиль­ма "Проектная неделя", оформление пап­ки репортажей.

Пятница

Участие учащихся-проектантов в жюри на конкурсе проектов. Демонстрация видео­фильма "Проектная неделя". Презентация папки репортажей. Анкетирование учите­лей и учащихся по теме "Итоги проектной недели". Подготовка аналитической за­писки о ходе и результатах проектной не­дели на основе анкетирований, интервью, других данных, и сдача его руководству школы.

 

 

 

***

Подведение итогов

ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ

 

 

Подведение итогов в проектных группах проводит­ся в последний день проектной недели, непосред­ственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен зат­ронуть различные аспекты работы над проектом: про­цесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения могут быть сформулиро­ваны следующим образом:

• Достигнута ли цель проекта?

• Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

• В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научи­лись, что поняли, к чему стали по-другому от­носиться, в чем изменились?

• Какой из этапов работы над проектом за­помнился вам больше всего и почему?

• Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычны­ми учебными неделями?

***

Наиболее полезно в деянии то, что наиболее истинно в познании

Фрэнсис Бэкон

Формы продуктов

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ряде случаев на вид продукта сразу указыва­ет тема проекта.

Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея": работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг, изучать важные законы фи­зики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку атласа несуще­ствующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:


•Web-сайт

• Анализ данных социологического опроса

•Атлас, карта

•Видеофильм

• Выставка

•Газета, журнал

•Действующая фирма

•Законопроект

•Игра

• Коллекция

• Костюм

•Модель

•Музыкальное произведение

• Мультимедийный продукт

•Оформление кабинета

• Постановка

• Праздник

• Прогноз

•Система школьного самоуправления

•Справочник

•Сравнительно-сопоставительный анализ

•Учебное пособие

• Экскурсия


Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

• Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием)

• Популярное пособие "Право на каждый день" (брошюра с рекомендациями и видеофильм)

• Частотный словарь английского молодежного сленга

•.Главы из учебника будущего "Биология и эколо­гия" 2500 года издания

• Манифест Николая II "О даровании народу России Конституции", каким он мог бы быть

• Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояний радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района)

• Сборник научно-фантастических сочинений уча­щихся 6-го класса "Как принимали гостей в средне­вековье"

• Коллекция софизмов, невозможных математичес­ких объектов и интересных чисел.

 

 

***

 

 

Действия людей - лучшие переводчики их мыслей

Джон Локк

Оформление

ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

@ паспорт проекта

@ планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол­госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа

@ промежуточные отчеты группы

@ вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet

@ результаты исследований и анализа

@ записи всех идей, гипотез и решений

@ отчеты о совещаниях группы, прове­денных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.

@ краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения

@ эскизы, чертежи, наброски продукта

@ материалы к презентации (сценарий)

@ другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности крат­кими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день пре­зентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:

@ организовать работу каждого участника проектной группы

@ создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом

@ объективно оценить ход работы над завершенным проектом

@ судить о личных достижениях

@ и развитии каждого участника проекта

@ сократить время

@ поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

 

***

 

В конце концов от всех приобретенных знаний у нас остается то, что мы применили на практике

Иоганн Эккермаи

"Разговоры о Гёте"

Виды

ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

• деловой игры

• демонстрации видео­фильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий

• диалога исторических или литературных персонажей

• защиты на Ученом Совете

• игры с залом

• иллюстрированного со­поставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

• инсценировки реально­го или вымышленного исторического события

• научной конференции

• научного доклада

• отчета исследовательской экспедиции

• пресс-конференции

• путешествия

• рекламы

• ролевой игры

• соревнования

• спектакля

• спортивной игры

• театрализации (воплощения в роль человека, одушев­ленного или неоду­шевленного существа)

• телепередачи

• экскурсии

Примерами удачных презентаций проектов могут служить:

• инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессознательного

• пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк

• ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике

• инсценировка драматиче­ской постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных хими­ческих опытов-парадоксов *;

• беседа Чацкого и представи­телей "фамусовской Москвы" с "современными людьми" по теме "Проблема ума и безумия»

 

 

 

***

Обладающий большими познаниями - щедр, обладающий малыми познаниями - любопытен

Лао-цзы

Система оценки

ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Для выработки системы оценки проектных работ предваритель­но требуется ответить на следующие вопросы:

• Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

• Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

• Как будет происходить оценка проектов - по предметным секци­ям (например, лингвистической, естественнонаучной, гуманитар­ной) или "единым списком"?

Проблемными местами при оценке проектных работ обычно яв­ляются:

Предметная компетентность жюри. Оно должно обязательно включать в свой состав специалистов по всем предметам, отражен­ным а проектах данной секции.

• Разрешение ситуации "Все приложили усилия, но не все полу­чили места и номинации". В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимально­сти их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько ка-

чество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть изве­стны всем проектантам задолго до защиты.

Ниже приведены примеры критериев, которые были использованы в двух московских школах (частной и государственной) при прове­дении проектной недели.

Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).

• Самостоятельность работы над проектом

• Актуальность и значимость темы

• Полнота раскрытия темы

• Оригинальность решения проблемы

• Артистизм и выразительность выступления

• Раскрытие содержания проекта на презентации

• Использование средств наглядности, технических средств

• Ответы на вопросы

Пример 2

• Важность темы проекта

• Глубина исследования проблемы

• Оригинальность предложенных решений

• Качество выполнения продукта

***

Постигая все до предела, будь бесконечен.

Лао-цзы

ШКОЛЬНИКИ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По итогам проектной

недели 2001 г.

 

 

***

Будущее - в руках школьного учителя Виктор Гюго

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Роль учителя

Работа по методу проектов требует от учителя не столько препо­давания, сколько создания условий для проявления у детей ин­тереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смыс­ле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен об­ладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способ­ностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка позна­вательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

Ø энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достиже­ние цели

Ø специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обя­зательно во всех областях)

Ø консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

Ø руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

Ø "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) -организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные,

Ø координатор группового процесса

Ø эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоя­тельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.131.112 (0.013 с.)