Тема 1.3. Лирика М. Ю. Лермонтова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3. Лирика М. Ю. Лермонтова.



Студент должен

знать:

основные факты творческой биографии М. Ю. Лермонтова;

– проблематику и основные мотивы лирики поэта;

уметь:

– анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

– об основных фактах творческой биографии М. Ю. Лермонтова.

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Поэт», «Я не унижусь пред тобою...», «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель».

Очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. Развитие в лирике М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

 

Тема 1.4. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Студент должен

знать:

основные факты творческой биографии Н. В. Гоголя;

– содержание и проблематику повести «Невский проспект»;

уметь:

– давать характеристику отдельным персонажам повести;

– комментировать избранные фрагменты повести, содержащие описание Петербурга;

иметь представление:

– о жанровом и сюжетно-композиционном новаторстве «петербургских» повестей Н. В. Гоголя;

– об особенностях поэтики писателя;

– об отзывах критиков о творчестве Н. В. Гоголя.

Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя, образ города в «петербургских» повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях писателя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект».

Раздел II. Русская литература второй половины XIX века.

Тема 2.1. Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Студент должен

знать:

– основные тенденции развития реализма в литературе;

уметь:

– формулировать теоретическое определение реализма;

иметь представление:

– об основных идейно-художественных направлениях в русской критике второй половины XIX века.

Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Особая роль литературы в жизни общества, её эстетические и нравственно-философские достижения. Литература как выражение духовных исканий русского общества. Расцвет реализма, усиление критического пафоса и гражданской проблематики в произведениях русских писателей.

«Натуральная школа». Русская журналистика второй половины XIX века. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX века. Мировое признание достижений русской классической литературы.

 

Тема 2.2. Творчество А. Н. Островского: драма «Гроза»,

Комедия «Лес».

Студент должен

знать:

– основные факты творческой биографии А. Н. Островского;

– содержание драмы «Гроза», комедии «Лес»;

– особенности проблематики драмы «Гроза», комедии «Лес»;

уметь:

– определять основные жанровые и сюжетно-композиционные особенности драмы «Гроза», комедии «Лес»;

– составлять развёрнутую характеристику главных действующих лиц драмы «Гроза», комедии «Лес»;

иметь представление о:

– своеобразии системы персонажей и конфликта драмы «Гроза», комедии «Лес»;

– содержании критических статей Н. Добролюбова, Д. Писарева, А. Григорьева и др., посвящённых творчеству А. Н. Островского.

Краткий очерк жизни и творчества. А. Н. Островский - основоположник русского репертуарного театра.

Драма «Гроза» как выражение народного духа. Семейный и социальный конфликт в драме. Использование приёма антитезы в пьесе. Герои пьесы. Тема «горячего сердца» и «тёмного царства». «Самодурство» как социально-психологическое явление. Конфликт личности с социально-бытовым укладом за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Живописность, красочность языка, важность символических образов и мотивов. «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского».

Комедия «Лес» Своеобразие конфликта и система персонажей в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и денежного расчёта в пьесе. Тема искусства и образы актёров. Развитие темы «горячего сердца». Идеалы народной нравственности в драматургии А. Н. Островского.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.01 с.)