Другие виды дедуктивних умозаключений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие виды дедуктивних умозаключений.



Простой категорический силлогизм не исчервывает все виды умозаключений. Это – лишь не большая часть их.

Одной из особенностей простого категорического силлогизма является простота суждений. Но в практике мышления используются и сложные суждения. Поэтому целесообразно рассматривать и другие виды умозаключений:

- условно-категорический силлогизм;

- разделительно-категорический силлогизм;

Чисто условное умозаключение – обе посылки являются условными суждениями, заключение тоже является условным.

Пример:

Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких граждан (а), все они признаются соавторами изобретения (в).

Если они признаются соавторами изобретения (в), то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами (с).

Если изобретение создано совместно творческим трудом нескольких граждан (а), то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами (с).

если а то в

если в то с

если а то с

Помимо чисто условного умозаключения можно выделить: условно-категорическое умозаключение (одна из посылок – условное, а другая и заключение – категорические суждения); разделительно-категорическое умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая посылка и заключение - категорическое суждение; условно-разделительное умозаключение – одна посылка условное, а другая – разделительное суждении е; сокращенный силлогизм (энтимема) – силлогизм с пропущенной посылкой или заключением; сложные и сложно-сокращенные – соединение простых силлогизмов, в которых заключение предшествующего силлогизма становится посылкой последующего.

Контрольные вопросы.

1. Что такое умозаключение? На какие виды делятся умозаключения?

2. Какие умозаключения называются выводными?

3. Что такое простой категорический силлогизм и каков его состав?

4. Назовите общие правила категорического силлогизма.

Упражнения.

Постройте умозаключение и изобразите его кругами Эйлера:

1. Всякий лидер есть личность.

Некоторые индивиды личности.

Следовательно,

2. Ни один серьезный человек не является легкомысленным.

Некоторые люди являются легкомысленными.

Следовательно,

 

3. Тем кто лыс, расческа не нужна.

Ни одна ящерица не имеет волос.

Следовательно,

 

4. Всякая сказка – выдуманная история.

Некоторые необычные истории не есть выдуманные истории.

Следовательно,

 

5. Все мы друзья простудились.

Тому, кто простудился, нельзя петь.

Следовательно,

 

Литература:

А.Д. Гетманова. Логика. М., 1986, с. 125-165.

А. Є. Конверський. Логіка. К., 1998, с. 203-243.

В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. М., 1995, с. 120-163.

Индуктивные умозаключения.

Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных или социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль, что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания отдельных явлений к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения (от лат. induction – «наведение»).

Индуктивным – называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Пример:

Электропроводность у металлов – F

Схема S1 S2 …. Sn - элементы класса К

Всем предметом класса К присущ признак F

 

на основе этого метода, подтверждаемого практикой тысячелетий, выявлены закономерности развития мира, причинные связи, проявление необходимых признаков через их устойчивость и всеобщность.

Эти обобщения могут быть от простейших повседневных обобщений, до эмпирических обобщений в науке, или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы. На основе индуктивного метода были совершены открытия в физике (магнетизм, оптика, электричество), биологии (классификация растений, животных), юриспризденции (обобщения в судебно-следственной практике) и др.

В зависимости от полноты и законченности различают и неполную индукции.

Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом. Число элементов должно быть конечным, легко обозримым.

Пример:

Государства Европы, промышленные предприятия Ленинского района г. Днепропетровска

посылки S1 имеет признак Р1

S2 имеет признак Р2

S1 S2 … S n cоставляет класс К

Заключение: Всем предметам класса К присущ признак Р

 

Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основании принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Пример:

Избирательная кампания – рейтинг кандидатов определяется на основе выборочного опроса определенной части электората дающего срез, на основании которого делается обобщение.

Популярной индукцией – называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам, или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

Устойчивая повторяемость дает основание для обобщения, которые используют для предсказания будущих событий и явлений (погода, климат, болезни, поведение людей).

Повторяемость признаков действительно часто отражает всеобщее свойство явлений и является составной частью практики и процесса познания. Примером могут послужить: мореплавание, земледелие, создание орудий труда, социальная жизнь. Возможны ошибочные обобщения.

Научной индукцией – называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств и признаков. Отбор может осуществляться методом:

- исключения;

- сходства;

- различия;

- сопутствующих изменений;

- остатков.

 

Контрольные вопросы.

1. Как определить индукцию?

2. Чем неполная индукция отличается от полной?

3. В чем специфика рассуждений по методу сходства?

Умозаключение по аналогии (от греч. «сходство») это рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве в других признаках.

Структура умозаключения по аналогии:

а есть В, С,….Д,…F

в есть В, С……Д

в есть F

По степени достоверности заключения выделяют строгую и нестрогую аналогию. Основными функциями аналогии являются:

· эвристическая (от греч. «отыскиваю», «открываю») -- аналогия позволяет открыть новые факты;

· объясняющая - аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома);

· доказательная - аргументация не совпадающая полностью с доказательством, но частично выполняющая эту функцию;

· гносеологическая – аналогия выступает в качестве средства познания.

Аналогия лежит в основе моделирования.

Контрольные вопросы.

1. Каковы основные функции аналогии?

2. Основные виды умозаключений по аналогии.

3. Приведите примеры использования аналогии в моделировании как методе научного познания, искусстве, науке, технике.

Упражнения.

Определите состоятельность умозаключений в пословицах и приметах:

«Много снега – много хлеба; много воды – много травы».

«Легко воровать, да тяжело отвечать».

«Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют».

«Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать».

«Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет».

«Гусь лапу поднимает – к стуже».

«Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки».

«Май холодный – год хлебородный».

«Если убить змею т повесить на березу, пойдет дождь».

«Вора помиловать – доброго загубить».

«Подушку под собой перевернуть – собака выть перестанет».

«Ласточки летают низко – быть дождю».

Литература:

А.Д. Гетманова. Логика. М., 1986, с. 125-189.

А. Є. Конверський. Логіка. К., 1998, с. 203-256.

 

 

Занятие 5.

Законы логики

Логических законов бесконечно много. Они объединяются в логические системы, которые тоже обычно именуются логиками. Есть классические, предельно общие законы логики, составляющие основу правильного, логического мышления человека. Формальная логика выделяет четыре основных закона: тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе: (а=а); непротиворечия – (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно: (р р); исключенного третього (два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: (р р); достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание).

Литература:

А.Д. Гетманова. Логика. М., 1986, с. 125-189.

А. Є. Конверський. Логіка. К., 1998, с. 203-256.

Упражнения.

Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием, заключенным в скобках?:

1. Сельскохозяйственные предприятия области из убыточных превратились в

прибыльные (рентабельные, доходные).

2. Французские материалисты XVIII в. выступили с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах науки (безбожия, безверия, неверия).

3. После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).

4. При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения).

Опираясь на закон непротиворечия, установите могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

1. Все студенты 1-й группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 1-й группы к зачету по логике не подготовились.

2. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

3. Окна во всех этажах были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.

4. Для некоторых стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. Для всех стран Африки характерны переходные формы производственных отношений.

5. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

6. Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

1. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

2. Рабовладельческое общество является эксплуататорским, поэтому оно подавляет личность.

3. Солнце встает, так и утро настает.

4. Это суждение не является простым, значит оно сложное.

5. Перчатку потерять – к несчастью.

6. Студенту К. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

7. Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки - истинные суждения.

Укажите требования, каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

1. «Видишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»

- «Доедет»,- ответил другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?».

- «В Казань не доедет», - ответил другой. Этим разговор и кончился. (Гоголь. «Мертвые души»).

2. Прошу Вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего разрешения, но я согласия на развод не даю. (заявление в суд).

3. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради».

Том: «Я тоже на это надеюсь».

Контрольные вопросы.

1. Какие свойства логического мышления выражают основные формально-логические законы?

2. Что выражает закон тождества, какова его роль в процессе рассуждения?

3. В чем сущность закона непротиворечия и какова его роль в познании?

4. Что выражает закон исключенного третьего, в отношении каких суждений он действует?

5. В чем смысл и значение закона достаточного основания?

6. Охарактеризуйте роль основных формально-логических законов в работе менеджера.

 

Раздел III.

Публичное выступление как способ профессионального воздействия.

Публичное выступление в различных формах является важной формой речевой коммуникации, в ходе которой доказывают что-либо, отстаивают свое понимание обсуждаемого вопроса, опровергают мнение противника. Формами публичного выступления могут быть дискуссия, полемика, спор, речи на презентации и др.

Занятие 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.035 с.)