Лекция 8. Психология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Психология личности



Цель: Рассмотреть личность как совокупность устойчивых психологических качеств человека.

План:

1. Общее представление личности.

2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

3. Структуры личности.

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, коллектив, лидер

Наряду с понятиями "человек", "личность", в науке нередко употребляются термины "индивид", "индивидуальность". Их отличие от понятия "личность" состоит в следующем. Если понятие "человек" включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие "индивид" характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие "индивид" входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других свойства.

Итак, личность - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Человек как вид, - это представитель вполне определенного биологического вида отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физического и психического развития.

Индивид - это человек как целостный неповторимый представитель рода, с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающейся определенным видом деятельности, осознающей свое отношение к окружающим и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии, характеризуется:

1. Развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированных на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

2. Наличием "Я образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, который обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживается в его самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.

3. Активностью - стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки волевых притязаний.

4. Направленность - система мотивов, потребностей.

5. Свойствами, качествами, способностями и т.д.

Индивидуальность - это своеобразие психики личности индивидуума и ее неповторимость, проявляется в чертах темперамента и характера, а также в потребностях, деталях и т.д.

 

1. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

 

Социогенетический Биогенетический Психогенетический
Ø Теория социализации Ø Теория научения Ø Теория ролей   Ø Психодинамическая ориентация Ø Когнетивистская ор. Ø Персонологическая ориентация.

 

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно этой теории, человек рождаясь биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Теория научения: жизнь личности, ее отношение, есть результат подкрепляемого научения.

Теория ролей: Исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей) определяемых ее статусом.

Биогенетический подход: ведущую роль отводит биологическим процессам созревания организма, считая, что основные психологические свойства человека, заложены в самой природе человека. Закон "рекапитуляции", согласно этому закону, индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества. Данный подход рассматривался представителями конституционной психологии. Эрнст Кречь, - разрабатывал проблемы типологии личности, на основе телосложения человека, считая, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать связь. З. Фрейд считал, что поведение личности обусловлено бессознательным биологическим влечением (инстинктом). Данный подход не отрицает значение биологии и среды, но на первый план выдвигает развитие собственных признаков.

Психогенетический подход. Представители, объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечение и другие внерациональные компоненты психики.

Представители когентивисткой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности.

Персонологическая ориентация и ее сторонники акцентируют внимание на развитие личности в целом.

 

Рассмотрим структуру личности.. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Обо всех этих структурных составляющих личности будет идти подробный разговор в следующих лекциях, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

Обрисовав в общих чертах сущность личности, мы можем перейти к рассмотрению некоторых мифов о ней.

Существует известный психологический тест под названием "Кто я?" [175]. От человека требуется за пять минут написать на листочке бумаги как можно больше характеристик, дающих ответ на вопрос "кто я?". Эти характеристики представляют собой интереснейший материал для анализа того, что видит человек в самом себе (изнутри) и каким он видит себя (извне). Отталкиваясь от этих самоописаний, чрезвычайно удобно будет рассмотреть "из чего состоит" личность.

Довольно часто встречаются предельно общие характеристики: кто я? – "человек", "личность". Нет сомнения в том, что человечество принципиально едино и люди едины, то есть всех их связывает между собой общая человеческая сущность, человеческая природа, принадлежность человечеству, и это более существенно, чем то, что их различает, разъединяет. Любой человек может сказать другому человеку знаменитую киплинговскую фразу: "Мы с тобой одной крови - ты и я".

Встречаются и, наоборот, характеристики сугубо индивидуальные. В анализ такого рода характеристик мы не будем вдаваться: написать на любого человека подробную характеристику, включающую множество его индивидуальных черточек очень легко, а систематизировать эти черточки гораздо труднее.

Исходя из целей, которые были сформулированы в самом начале данного раздела, прежде всего следует сосредоточиться на том, что объединяет людей между собой и что их одновременно различает, то есть на каких-то общих характеристиках, которые присущи не всем, но более чем одному человеку.

Из такого рода характеристик прежде всего следует назвать типологические "ярлыки". Клеить на себя и на других ярлыки - это один из наших самых любимых способов познания личности. В самоописаниях это один из любимых способов ответа на вопрос "кто я?", а в обыденной жизни - на вопрос "кто ты такой?". Когда мы описываем себя и других с помощью таких ярлыков, мы относим себя и других к каким-то типам.

С типологиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Приведем несколько примеров. Скажем, нозологический подход в психиатрии относит людей с теми или иными признаками психических аномалий к типам невротиков, психопатов, шизофреников и т. д. Астрология описывает "львов" и "близнецов", "стрельцов" и "водолеев", а также "крыс", "петухов", "собак", "драконов"...

Еще один вариант типологий характерен сейчас для нашей общественной и политической жизни: "левые" и "правые", "радикалы" и "консерваторы", "экстремисты" и "прагматики" и т. д. Наконец, надо вспомнить господствовавшую в педагогической и психолого-педагогической литературе, особенно в 60-70-х гг., но бытующую кое-где и по сей день типологию школьников, студентов по "направленности" их личности. Она различает "индивидуалистов" и "коллективистов"; иногда еще выделяется дополнительно "деловой" тип направленности.

Итак, отнесение человека к определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т. д. Оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации - возьмем ту же нозологию в психиатрии - тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые я называл, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности не несут.

И второй вывод, который можно сделать из сказанного: если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию, - это путь познания личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению.

Задания для СРС:

  1. Тезисы основных теорий личности в психологии.
  2. Презентация по различным теориям личности

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д,2005.-672 с (электронный вариант).

2..Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-Спб.: Питер, 2004.-583 (электронный вариант)

3.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. -М., 1988 (электронный вариант).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.007 с.)