Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Психологические закономерности формирования личности нормального и умственно отсталого ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ Проблема личности, всестороннего и гармонического ее развития является одной из центральных в теории воспитания и обучения. Она привлекает внимание философов и экономистов, социологов и юристов, психологов и педагогов. Разделение аспектов изучения человеческой личности между различными отраслями знаний не исключает их тесной взаимосвязи, ибо личность представляет собой сложное, комплексное и целостное образование. Советские психологи рассматривают данную проблему с марксистско-ленинских позиций. Будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками, каждый человек представляет конкретную личность (индивид), для которой характерно определенное отношение к окружающему миру. Формирование личности всегда зависит от взаимодействия человека с общественно-производственной деятельностью других людей, благодаря чему происходит усвоение социального опыта во всех его проявлениях. Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Психологическую структуру личности составляет се направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств. Человек подчиняется общим законам развития общества, так как состоит в определенных отношениях с различными социальными группами и слоями. На основе общественных отношений индивид усваивает определенное мировоззрение, использует накопленный обществом запас знаний, усваивает принятые в нем правила поведения. Вместе с тем рассматривать однозначно влияние общественных отношений на структуру личности неправомерно. Человек как личность формируется не путем простого усвоения общественного опыта и общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Это процесс длительный и противоречивый. Начинается он с момента рождения и продолжается (в норме) в течение всей жизни. Остановка в психическом развитии ведет к деградации, распаду личности. Ребенок как субъект психической деятельности привлекает внимание многих советских исследователей, которые систематизируют и обобщают общие для всей советской психологии марксические положения. Новатором в изучении личности ребенка был Л. С. Выготский. Он из первых подверг критическому анализу господствовавшие 20-40-х гг. XX в. в детской психологии теории 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Согласно концепциям этих буржуазных ученых, психика ребенка рассматривалась как биологический аппарат, обеспечивающий наилучшее приспособление к действительности с целью удовлетворения влечений индивида. Отрицалось отсутствие качественного развития самих потребностей, а накопление темпа рассматривалось на инициативной биологической основе. Л.С. Выготский утверждал, что акт рождения ребенка является концом биологического способа существования и представляют переход к новому способу развития - социальному. Младенец неспособен к самостоятельному существованию. Для поддержания жизни и дальнейшего развития ребенка необходима деятельность взрослых людей, призванных осуществлять его воспитание. Это значит, что отношение ребенка к миру является зависимой и производной величиной от непосредственных его отношений к обществу. Л. С. Выготский считал невозможным и недопустимым игнорировать природу ребенка, его индивидуальность. Общественное воспитание, учитывающее индивидуальные способности детей и направляющее свои воздействия в желательную сторону, может дать и дает наилучший результат в формировании личности человека. Мысли Л. С. Выготского о формировании личности явились основополагающими для разработки данной проблемы в современной детской психологии и нашли отражение в работах С. Л. Рубинштейна, Г. С. Костюка, К. Н. Платонова. Л. И. Божович. и других авторов. Процесс формирования личности рассматривается С. Л. Рубинштейном как деятельность человека, в которой реализуется его взаимодействие с миром: «В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как их реальный носитель. Понятие личности есть общественная, а не психологическая категория»'. Вместе с тем С. Л. Рубинштейн уточняет, что личность не существует без психики, без сознания, так как психические явления вплетаются в целостную жизнь личности, регулируют ее деятельность. Известный советский психолог Л. И. Божович сформулировала выводы о конкретных психологических путях формирования личности ребенка. Предложенный ею генетический подход позволяет, опираясь на имеющиеся в психике факты, раскрыть особенности детей разных возрастов и попять возрастные психологические закономерности формирования личности. В теории Л. И. Божович и некоторых других психологов содержатся спорные вопросы. Так, например, Л. Л. Люблинская подвергает сомнению положение о том, что личность - это только такой человек, который достиг высокого уровня психического развития с определенным уровнем самопонимания. Согласно определению А. Л. Люблинской, человек на каждой ступени своего развития есть личность, характеризующаяся не только определенными индивидуально-психологическими, но и возрастными особенностями. Исследования советских психологов расширяют круг проблем, касающихся теории личности, и ставят чрезвычайно важный вопрос о применении понятия «личность» к ребенку с умственной недостаточностыо. В советской дефектологии утвердилось сформулированное Л. С. Выготским положение о том, что закономерности психического развития являются общими для нормальных и аномальных детей. В предыдущих разделах пособия указывалось на то, что обучаемые дети-олигофрены овладевают определенным кругом знаний. Они способны к самостоятельному и сознательному выполнению различных по содержанию социальных функций. Коррекционно-педагогичсское воздействие, направленное на развитие познавательных психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на эмоционально-волевую сферу, обеспечивает качественную динамику становления личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Это позволяет говорить о том, что умственно отсталый учащийся — развивающаяся и формирующая личность. Углубленное изучение механизмов и закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка — одна из важнейших задач учителя-дефектолога, так как знание этих закономерностей необходимо для совершенствования практики воспитания детей с умственной неполноценностью. Вопросы и задания 1. Определите сущность понятия «личность». 2. Почему личность является продуктом общественно-исторических условий? 3. Раскройте содержание теории Л. С. Выготского по проблеме развития личности ребенка. 4. Покажите на примерах из опыта работы роль коррекционного обучения и воспитания в развитии личности умственно отсталого школьника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.009 с.) |