Основные качества восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные качества восприятия



Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность – отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. По внешнему виду предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность. Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия.

Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

1. Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам бόльшими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рисунок 7 а)

2. Иллюзии переоценки вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунке 7 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается бόльшим по длине, чем горизонтальное основание его, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рисунок 7 в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рисунок 7 г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большого различия двух соседних частей возникает впечатление ошибочного различия фигур в целом. На рисунке 7 д изображены две одинаковые фигуры. Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.

5. Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других, расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рисунок 7 е). Известна иллюзия излома прямой (рисунок 7 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, не воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).

6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величин острых углов. На рис. 7 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рисунок 7 и).

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, в том, что если поднимать два одинаковых по весу и по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два.

 

Рисунок 7 — Зрительные иллюзии

 

Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: бόльшим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета и т.д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.п.

Виды восприятия

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память – памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95 %) человеку дает зрение.

Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.

Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речиявляется внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. По характеру «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия.

Так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.

 

4.2 Мнемические процессы

 

Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром.

Благодаря им человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности.

Без мнемических процессов наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

К мнемическим процессам относятся представления и память.

Представления – образы предметов или явлений реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.

Представления классифицируются по следующим основаниям:

1) по виду преобладающего ощущения, лежащего в основе представления (зрительного, слухового, кинестетического, обонятельного, вкусового, тактильного, осязательного);

2) по характеру отражения воспринятого ранее в представлениях:

а) представления памяти – являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств;

б) представления воображения – это представления о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения;

3) по участию волевого усилия в возникновении представления:

а) произвольное представление возникает в том случае, когда мы прилагаем определенное волевое усилие;

б) непроизвольное представление возникает без каких-либо волевых усилий (чаще всего в основе его лежит яркое, эмоционально окрашенное явление, событие).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.013 с.)