Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Cтруктура современной психологии

Поиск

Фундаментальная часть психологии представлена общей психоло­гией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные во­просы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического позна­ния, сформулировать основные закономерности существования и раз­вития психической реальности. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психо­логия рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психи­ческим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, обще­нием, познавательными процессами человека, изучая их как в теорети­ческом плане, так и экспериментально.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в цен­тре более частных отраслей психологической науки, являющихся отно­сительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы раз­вития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравни­тельной психологии и зоопсихологии. Сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют подназванием «эволюционная биопсихология».

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Закономерности онтогенетического развития психики в связи с воз­растом изучает возрастная психоло­гии; соотношение мозга и пси­хики – в психофизиологии и ней­ропсихология; проблемы аномального развития психики – специальная психология; закономерности взаимодействия личности и социума, фор­мирования и развития групп – социальная психология; закономерности трудовой деятельности – психология труда.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно авто­номные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами про­блематики. Так, в возрастной психологии выделяются: детская психоло­гия (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого воз­раста и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Специальная психология вклю­чает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых; тифлопсихологию (психология сле­пых); сурдопсихологию (психология глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, со­циальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся ин­женерная психология, изучающая деятельность человека в системе «че­ловек – машина», авиационная психология, психология управления и др.

Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дис­циплин оказывается возможным только благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработанным в них теоретическим схемам, эксперимен­тальным данным, методам работы.

Психология тесно взаимосвязана с различными науками. Так, ф илософия является методологической основой психологии.

Естественные науки (биология, физиология, химия, физика и др.) способствуют изучению физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Кибернетика оказывает помощь в изу­чении процессов психической саморегуляции человеческой личности; со­циология – в решении задач социальной психологии, в изучении роли психологии в социальном процессе; педагогика – в решении задач обуче­ния и воспитания, формирования личности; технические науки – в разра­ботке технических средств для исследования психики, а также оптималь­ных условий деятельности человека в условиях технического прогресса.

 

Психика и организм

 

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, же­лания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, пережи­вания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных со­стояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результа­тах и других внешне выражаемых реакциях.
Психика – это свойство высокоорганизованной материи - нервной системы отражать объективную действительность и на основе формируе­мого при этом психического образа целесообразно регулировать деятель­ность субъекта и его поведение. У человека носителем психики является головной мозг.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует созна­ние как результат общественно-трудовой деятельности человека, его об­щения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельно­сти.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только чело­веку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокуп­ность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздей­ствиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (по­требностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция от­ражения, формирования образа, функция смыслообразования и понима­ния, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопозна­ния.

Все многообразие форм существования психики объединяют в сле­дующие группы (рисунок 1).

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

б) эмоционально-волевые.

2.Психические свойства человека:

- направленность,

- темперамент,

- характер,

- способности.

3. Психические состояния (апатия, неуверенность, угнетенность, уныние, бодрсть и др.)

 

Рисунок 1 – Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Строение нервной системы

Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь че­ловека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.

Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или ней­роны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рисунок 2). Нейрон состоит из тела клетки, дендритов – нескольких ко­ротких отростков, воспринимающих возбуждение, и аксона – одного длинного отростка, передающего возбуждение другим нейронам. Место контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называ­ется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом месте осуществляется функциональная связь между нейронами.

 

 

1 – дендриты; 2 – аксон; 3 – синапс; 4 – тело нейрона

 

Рисунок 2 – Строение нейрона

 

Существует два основных принципа разделения нервной системы человека: по функциональному и анатомическому принципу. По функ­циональному принципу ее делят на вегетативную (она управляет внут­ренними органами и обменом веществ) и соматическую (управляет свя­зью с внешней средой). По анатомическому принципу нервную систему принято разделять на две части – центральную (центры принятия решений) и периферическую (чувствительные, исполнительные и вспомога­тельные компоненты) (рисунок 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.103 (0.011 с.)