Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательный модуль: «фармакология патологических процессов»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) средства, действующие на патологические процессы при соответствующих видах патологии.
Конкретные цели Уметь: Исходный уровень
Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ 1.Какой из перечисленных органов не участвует в работе иммунной системы? А. Тимус. Б. Лимфоузлы. В. Лимфатические бляшки. Г. Селезенка. Д. Печень. 2.В каком случае возможен перенос гиперчувствительности замедленного типа от одного животного к другому? При введении: А. Гранулоцитов. Б. Иммуноглобулинов G. В. Иммуноглобулинов Е. Г. Т-лимфоцитов. 3.В каком случае возможен перенос гиперчувствительности немедленного типа от одного животного к другому? При введении: А. Гранулоцитов. Б. Иммуноглобулинов G. В. Иммуноглобулинов Е. Г. Т-лимфоцитов. 4.Почему аллергическая реакция возможна лишь спустя недели после первого контакта с аллергеном? Это время необходимо для: А. Распознавания антигена. Б. Его трансформации в действенную форму. В. Накопления антиген-специфичных продуктов. Г. Возникновения генов, кодирующих структуру антител. 5. В какой внутриклеточной структуре сосредоточены гидролитические ферменты клетки? А. Митохондиях. Б. Рибосомах. В. Эндоплазматическом ретикулюме. Г. Лизосомах. 6. Животному с экспериментальным воспалением внутривенно введен краситель, способный проходить через стенку капилляров. Какая из фаз воспаления способствует его переходу в ткани? А. Альтерации. Б. Экссудации. В. Пролиферации. 7. У животных с экспериментальным воспалением брали срезы воспаленных и здоровых участков однотипной ткани. В какой фазе воспаления увеличивается число митозов в срезах? А. Альтерации. Б. Экссудации. В. Пролиферации. 8. В тканях животных определяли содержание свободных гидролаз. В какой фазе воспаления больше концентрация этих ферментов в ткани? А. Альтерации. Б. Экссудации. В. Пролиферации. 9. Кровь в стеклянной пробирке свертывается. Что является пусковым фактором этого процесса? А. Образование активного тромбопластина. Б. Активация фактора Хагемана. В. Активация тромбина. Г. Образование фибрина. 10. Патология печени может сопровождаться нарушениями гемостаза. Какой из названных факторов синтезируется в печени без участия витамина К? А. Протромбин. Б. Проконвертин. В. Антигемофильный глобулин В (ФIX). Г. Фибриноген. 11. Что характеризует цветовой показатель? А. Количество гемоглобина в организме. Б. Количество эритроцитов в единице объема крови. В.Относительное количество гемоглобина в эритроците. Г.Абсолютное количество гемоглобина в эритроците. 12. Патология эритропоэза выражается изменением количества зрелых клеток, их размеров и количества гемоглобина в них. Какая анемия возникает при дефиците В12 и фолиевой кислоты? А. Гипохромная микроцитарная. Б. Гипохромная макроцитарная. В. Гиперхромная микроцитарная. Г. Гиперхромная макроцитарная. 13. Патология эритропоэза выражается изменением количества зрелых клеток, их размеров и количества гемоглобина в них. Какая анемия возникает при дефиците железа? А. Гипохромная микроцитарная. Б. Гипохромная макроцитарная. В. Гиперхромная микроцитарная. Г. Гиперхромная макроцитарная.
Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках: 1. Пяткин К. Д. Кривошеін Ю. С. Мікробіологія. Київ. «Вища школа». 1992. С. 165-172. 2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 599-607. 3. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 244-286. 5. Струков А. І., Серов В. В. Патологічна анатомія. Харків, «Факт». 1999. С. 164-187. 6. Зайко Н. Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 211-236.
Эталонные ответы к заданиям: 1:Д, 2:Г, 3:В, 4:В, 5:Г, 6:Б, 7:В, 8:А, 9:Б, 10:Г, 11:В, 12:Г, 13:А.
ТЕМА 20. СРЕДСТВА,ПРИМЕНЯЕМЫЕПРИПАТОЛОГИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Актуальность темы: Фармакологические воздействия на типовые патологические процессы являются основой терапии многих заболеваний воспалительного и аллергического характера. Умения, приобретенные студентами при усвоении данной темы, будут использованы как при изучении последующих клинических дисциплин, так и в процессе профессиональной деятельности. Значимость этой темы в курсе обучения фармакологии определяется и тем обстоятельством, что некоторые аллергические заболевания (состояния) могут быть причиной смерти и требуют неотложной помощи, а воспалительные заболевания нарушают работоспособность и могут быть причиной развития тяжелых осложнений, снижающих качество и продолжительность жизни. Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) противоаллергические и иммуномодулирующие средства в соответствии с патогенезом и симптомами заболеваний иммунной системы, противовоспалительные средства для лечения воспалительных процессов разного генеза и локализации.
Конкретные цели Уметь: 1. Интерпретировать групповую принадлежность противовоспалительных средств, и средств, влияющих на иммунную систему. 2. Предвидеть изменение иммунной реактивности организма и течения воспаления под влиянием изучаемых средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 3. Выбирать желательное направление действия лекарственных средств при анафилактическом шоке, крапивнице, бронхоспазме, коллагенозах, вторичном иммунодефиците, различных типах воспаления. 4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов
После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию): 1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию. 2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 181-195 и лекцию. 3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала. 4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме. 5.В рабочей тетради выпишите: димедрол для лечения крапивницы, эфедрина гидрохлорид для лечения аллергического вазомоторного ринита, преднизолон для купирования анафилактического шока, преднизолон для лечения ревматизма, тималин для лечения иммунодефицитного состояния, эуфиллин для лечения бронхиальной астмы, преднизолон, диклофенак для лечения ревматизма, ацетилсалициловую кислоту для лечения подагры, раствор квасцов для лечения катаральной ангины, дерматол в мази для лечения дерматита. Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Иммуностимуляторы: тималин, левамизол, метилурацил, пентоксил. Механизм действия, клиническое применение. Антиаллергические средства. Антилибераторы биологически активных веществ, посредников немедленных аллергических реакций: адреналина гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, эуфиллин, бекламетазона дипропионат, кромолин натрий. Противогистаминные средства: димедрол, дипразин, лоратадин. Механизмы действия, показания к применению. Принципы и средства для купирования анафилактического шока: антилибераторы гистамина, противогистаминные средства, глюкокортикоиды, плазмозамещающие жидкости. Иммунодепрессанты: циклофосфан, азатиоприн, преднизолон, дексаметазон, циклоспорин А, хингамин. Механизмы действия, клиническое применение. Противовоспалительные средства резорбтивного действия. Стероидные противовоспалительные средства: гидрокортизона ацетат, преднизолон, метилпреднизолон, дексаметазон. Механизмы противовоспалительного действия, клиническое применение. Нестероидные противовоспалительные средства: кислота ацетилсалициловая, ибупрофен, бутадион, индометацин, диклофенак-натрий, пироксикам, мелоксикам. Ингибиторы протеолиза: трасилол. Механизмы действия, клиническое применение. Противовоспалительные средства местного действия. Вяжущие средства: танин, танальбин, кора дуба, квасцы, висмута субнитрат, дерматол, ксероформ; ферментные препараты: трипсин, рибонуклеаза. Механизмы действия, клиническое применение.
Для проверки усвоения темы решите следующие задачи 1. Какое из перечисленных веществ следует применять для лечения вторичного иммунодефицита? А. Преднизолон. Б. Тималин. В. Циклофосфан. Г. Циклоспорин. 2. Какое вещество можно использовать для лечения гиперчувствительности замедленного типа? А. Димедрол. Б. Эфедрин. В. Пентоксил. Г. Дексаметазон. 3. Какое вещество может предупредить анафилактический шок, вызванный у морской свинки разрешающей дозой чужеродной сыворотки, при предварительном (за несколько недель или дней) введении? А. Адреналин. Б. Димедрол. В. Преднизолон. Г. Лоратадин. 4. Какое из веществ будет более эффективно при введении на фоне уже возникшего анафилактического шока? А. Ранитидин. Б. Адреналин. В. Фамотидин. Г. Циклофосфан. 5. Какое антигистаминное средство следует назначить для амбулаторного лечения водителю, страдающему крапивницей? А. Димедрол. Б. Дипразин. В. Эуфиллин. Г. Лоратадин. 6. Развитие воспаления связано с образованием “медиаторов”. Какое из перечисленных противовоспалительных средств блокирует высвобождение арахидоновой кислоты? А. Преднизолон. Б. Ацетилсалициловая кислота. В. Трасилол. Г. Бутадион. 7. Развитие воспаления связано с образованием “медиаторов”. Какое из перечисленных противовоспалительных средств избирательно блокирует образование простагландинов? А. Преднизолон. Б. Трасилол. В. Дексаметазон. Г. Диклофенак. 8. Развитие воспаления связано с образованием “медиаторов”. Какое из перечисленных противовоспалительных средств блокирует образование лейкотриенов? А. Мелоксикам. Б. Трасилол. В. Гидрокортизон. Г. Диклофенак. 9. Развитие воспаления связано с образованием “медиаторов”. Какое из перечисленных противовоспалительных средств блокирует кининов? А. Индометацин. Б. Трасилол. В. Ибупрофен. Г. Диклофенак. 10. Какое из названных веществ будет существенно подавлять пролиферацию? А. Преднизолон. Б. Ацетилсалициловая кислота. В. Трасилол. Г. Бутадион. 11. Какое из названных выществ не обладает резорбтивным антиэкссудативным действием? А. Мелоксикам. Б. Трасилол. В. Гидрокортизон. Г. Квасцы. 12. Какое из названных веществ будет обладать наибольшим антиальтеративным эффектом? А. Преднизолон. Б. Ацетилсалициловая кислота. В. Трасилол. Г. Бутадион. 13. Больного с локальной стафилококковой инфекцией лечили дексаметазоном. Какое осложнение в наибольшей степени угрожает больному? А. Гипертензия. Б. Стероидный диабет. В. Тромбоэмболический синдром. Г. Сепсис.
Эталон ответа: 1 Б.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕНИЯ ИММУННОЙ ПАТОЛОГИИ И ВОСПАЛЕНИЯ.
1.В соответствии с клинической картиной болезни или ее патогенезом наметьте цель медикаментозного воздействия при лечении ревматизма, крапивницы, аллергического насморка, бронхиальной астмы, анафилактического шока, недостаточности иммунитета, артрита, дерматита, стоматита. 2.Найдите способы достижения поставленной цели и соответствующие группы средств в соответствии с патогенезом болезни и физиологическими механизмами регуляции функций. 3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.
Пример: купирование анафилактического шока. 1.Противодействовать основному и наиболее опасному проявлению анафилактического шока – падению артериального давления, вызванного гиповолемией из-за повышения проницаемости капилляров, обусловленной высвобождением БАВ (гистамина и других медиаторов аллергии) тучными клетками и базофилами под действием комплексов антиген-антитело. 2.Воздействовать на тучные клетки и базофилы с помощью быстро действующих антилибераторов БАВ. Сузить сосуды с помощью адреномиметиков. Устранить действие гистамина с помощью антигистаминных средств. Уменьшить проницаемость сосудов с помощью глюкокортикоидов. Компенсировать дефицит объема крови с помощью плазмозаменителей. 3.Избрать адреналин как сильное, быстродействующее средство, сочетающее антилиберирующую и сосудосуживающую активность с повышением МОК и бронхорасширяющим эффектом, пригодное для инъекционного применения.
Пример: лечение ревматизма: 1.Подавить аутоиммунное воспаление, обусловленное ГЧЗТ. 2.Воздействовать на иммунологическую стадию с помощью иммунодепрессоров (ослабить сенсибилизацию). Воздействовать на патогенетические механизмы развития альтерации, экссудации и пролиферации с помощью резорбтивнодействующих противовоспалительных средств. 3.Избрать преднизолон как средство, сочетающее иммунодепрессивную и универсальную противовоспалительную активность и пригодное для перорального применения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий). II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов. 1.Работа с тестами. 2.Решение задач. III. Выписывание рецептов по показаниям: иммунодефицитное состояние, крапивница, аллергический вазомоторный ринит, бронхиальная астма, анафилактический шок, ревматизм, катаральная ангина, дерматит, подагра. IV. Итоговый тестовый контроль.
ТЕМА 21. ЛЕКАРСТВЕННЫЕСРЕДСТВА,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕДЛЯКОРРЕКЦИИНАРУШЕНИЙСИСТЕМЫКРОВИ. Актуальность темы. Нарушения свертываемости крови нередко являются причиной остро возникающих нарушений здоровья, угрожающих жизни (тромбозы, эмболии, кровотечения). Знание фармакологии средств, воздействующих на агрегатное состояние крови, необходимо для создания профессионального умения корригировать эти нарушения с помощью медикаментозных средств, изучения последующих клинических дисциплин (терапия, хирургия, акушерство и гинекология). Умение использовать средства стимуляции эритропоэза потребуется при изучении многих последующих предметов, особенно внутренних и детских болезней. Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и выписывать) средства, воздействующие на систему крови.
Конкретные цели Уметь: 1. Интерпретировать групповую принадлежность средств, влияющих на кровь и кроветворение. 2. Предвидеть изменение агрегатного состояния крови и цитопоэза под влиянием этих веществ в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах). 3. Выбирать желательное направление действия лекарственных средств при кровотечениях, тромбэмболическом синдроме, анемиях, лейкопении, гемобластозах. 4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов.
После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию): 1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию. 2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 198-206 и лекцию. 3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала. 4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме. 5.В рабочей тетради выпишите: квасцы для остановки капиллярного кровотечения, викасол для лечения кровоточивости, кислоту аминокапроновую для остановки внутреннего кровотечения, гепарин для профилактики тромбоза при флебите, гемостимулин для лечения гипохромной микроцитарной анемии, цианокобаламин для лечения гиперхромной макроцитарной анемии метилурацил для лечения лейкопении, циклофосфан для лечения лейкоза. Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Гемостатические средства резорбтивного (викасол, фибриноген) и местного действия (адреналина гидрохлорид, квасцы, губка гемостатическая, перекись водорода разведенная). Ингибиторы фибринолиза (кислота аминокапроновая). Механизмы действия, клиническое применение. Антикоагулянты прямого (гепарин) и непрямого действия (фенилин, неодикумарин). Фибринолитические средства (фибринолизин, стрептокиназа). Антиагреганты (кислота ацетилсалициловая, пентоксифиллин, дипиридамол). Механизмы действия, клиническое применение. Средства, стимулирующие эритропоэз: железа лактат, фербитол, ферковен, цианокобаламин, кислота фолиевая. Механизмы действия. Применение для лечения железо- и витаминодефицитных анемий. Стимуляторы лейкопоэза: пентоксил, метилурацил. Механизм действия, клиническое применение. Ингибиторы эритро- и лейкопоэза: циклофосфан, метотрексат, меркаптопурин, рубомицина гидрохлорид, винбластин. Механизмы действия, клиническое применение.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.009 с.) |