Содержательный модуль «медицинская рецептура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль «медицинская рецептура»



Кафедра фармакологии

Методические указания для студентов

По курсу рецептуры, общей и частной фармакологии

Донецк. 2009 г.


УДК 615.015 (075)

Методические указания для студентов по курсу общей и частной фармакологии.

 

Авторы: Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н. Евдокимов Д. В. Кидин Ю. В. Фролков В. В.

Донецк. – 2009. – с. 104.

 

 

Пособие предназначено для руководства самоподготовкой студентов к модульным занятиям по фармакологии. Содержит тесты для самоконтроля исходного уровня знаний по базовым дисциплинам, перечень теоретических вопросов в изучаемой теме, ориентировочную основу действий для выписывания рецептов по показаниям, тесты для проверки усвоения темы.

 

 

Рецензенты: проф. С. В. Налетов.

проф. Є. Ф. Баринов.

 

 

Утверждено Ученым Советом ДонГМУ им. М. Горького

Протокол № 8 25.12.2008 г.

 

© Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н. В. Н. Евдокимов Д. В. Кидин Ю. В. Фролков В. В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к модулю «МЕДИЦИНСКАЯ РЕЦЕПТУРА. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ».

 

Цели модуля: Научиться выписывать в рецептах основные готовые лекарственные формы.

Овладеть основными фармакологическими терминами, дифференцировать фармакокинетические и фармакодинамические процессы, интерпретировать их роль в конечных эффектах медикаментов.

Уметь определять групповую принадлежность лекарственных веществ, действующих на синаптическую передачу, и осуществлять обоснованный выбор групп лекарственных веществ, действующих на периферическую и центральную нервную систему при типовых патологических синдромах.

Уметь выбирать адекватную форму назначения лекарственных веществ, выписывать рецепт на одно из веществ выбранной группы, предвидеть возможные побочные эффекты и осложнения.

 

Содержательные модули:

1.Медицинская рецептура.

2.Общая фармакология.

3.Фармакология периферической нервной системы.

4.Фармакология центральной нервной системы.

 

Кафедра фармакологии

Методические указания для студентов

По курсу рецептуры, общей и частной фармакологии

Донецк. 2009 г.


УДК 615.015 (075)

Методические указания для студентов по курсу общей и частной фармакологии.

 

Авторы: Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н. Евдокимов Д. В. Кидин Ю. В. Фролков В. В.

Донецк. – 2009. – с. 104.

 

 

Пособие предназначено для руководства самоподготовкой студентов к модульным занятиям по фармакологии. Содержит тесты для самоконтроля исходного уровня знаний по базовым дисциплинам, перечень теоретических вопросов в изучаемой теме, ориентировочную основу действий для выписывания рецептов по показаниям, тесты для проверки усвоения темы.

 

 

Рецензенты: проф. С. В. Налетов.

проф. Є. Ф. Баринов.

 

 

Утверждено Ученым Советом ДонГМУ им. М. Горького

Протокол № 8 25.12.2008 г.

 

© Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н. В. Н. Евдокимов Д. В. Кидин Ю. В. Фролков В. В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к модулю «МЕДИЦИНСКАЯ РЕЦЕПТУРА. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ».

 

Цели модуля: Научиться выписывать в рецептах основные готовые лекарственные формы.

Овладеть основными фармакологическими терминами, дифференцировать фармакокинетические и фармакодинамические процессы, интерпретировать их роль в конечных эффектах медикаментов.

Уметь определять групповую принадлежность лекарственных веществ, действующих на синаптическую передачу, и осуществлять обоснованный выбор групп лекарственных веществ, действующих на периферическую и центральную нервную систему при типовых патологических синдромах.

Уметь выбирать адекватную форму назначения лекарственных веществ, выписывать рецепт на одно из веществ выбранной группы, предвидеть возможные побочные эффекты и осложнения.

 

Содержательные модули:

1.Медицинская рецептура.

2.Общая фармакология.

3.Фармакология периферической нервной системы.

4.Фармакология центральной нервной системы.

 

Содержательный модуль «МЕДИЦИНСКАЯ РЕЦЕПТУРА»

Актуальность раздела. Так как обеспечение больных медикаментами осуществляется через специализированные учреждения – аптеки, любой практикующий врач должен овладеть умением выписывать рецепты, являющиеся способом общения с провизором. Удобство приема медикаментов больным обеспечивается адекватным выбором лекарственных форм, знакомство с которыми достигается при изучении рецептуры.

 

Цели модуля Исходный уровень
Научиться выписывать в рецептах основные готовые лекарственные формы. Склонять латинские существительные (лат. язык). Использовать проценты для расчета концентрации растворов, дозы вещества и объема содержащего ее раствора (неорган. химия).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

Выберите один правильный ответ.

1.Назовите в винительном падеже множественного числа слово tabuletta:

А.Tabulettas, Б.Tabulettarum, В.Tabulettae;

слово dragee:

А.Dragees. Б.Dragee. В.Drageum;

слово suppositorium

А.Suppositoria. Б.Suppositoriae. В.Suppositorium.

2.Назовите в родительном падеже единственного числа слово unguentum:

А.Unguentum. Б.Unguenti. В.Unguenta.

слово solutio:

А.Solutiae. Б.Solutio. В.Solutionis.

слово pasta:

А.Pasti. Б.Pasta. В.Pastae.

3.Какова процентная концентрация раствора, содержащего 1 сг вещества в 1 мл?

А.0,1 % Б.0,01 %. В.1 %.

6 мг вещества в 3 мл?

А.2 %. Б.0,2 %. В.20 %.

5 дг вещества в 10 мл?

А.0,5. Б. 5. В.50.

4.Какое весовое количество вещества содержится в 1 мл 10 % раствора?

А.1,0. Б.0,1. В.10,0.

5 мл 2 % раствора?

А.1,0. Б.0,1. В.0,01.

3 мл 1 % раствора?

А. 0,3. Б.0,03. В.3,0.

5.Какой объем 1 % раствора будет содержать 5 сг вещества?

А.0,5 мл. Б.5 мл. В.50 мл.

0,05 % раствора — 1 мг вещества?

А.0,2 мл. Б.20 мл. В.2 мл.

4 % раствора — 20 мг вещества

А.5 мл. Б.0,05 мл. В.0,5 мл.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1.Учебник латинского языка

2.Учебник неорганической химии

Эталон ответов к заданиям: 1:А, Б, А. 2:Б, В, В. 3:В, Б, Б, 4:Б, Б, Б. 5:Б, В, В.

 

 

ТЕМА 1.ВВЕДЕНИЕ В РЕЦЕПТУРУ. РЕЦЕПТ И ПРАВИЛА ЕГО ВЫПИСЫВАНИЯ. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ГОТОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.

 

Цели занятия: Научиться выписывать в рецептах основные виды таблеток и драже, гранулы, капсулы, суппозитории, мази, пасты и линименты.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите пособие «Медицинская рецептура». Комиссаров И. В. и др. Донецк: ДонГМУ, 2001, с. 3-20.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Введение в рецептуру. Основные термины: лекарственное вещество, лекарственная форма, лекарственный препарат. Рецепт и правила его выписывания. Приказы МОЗ Украины о правилах оформления рецептов. Твердые готовые лекарственные формы: таблетки, драже, гранулы. Выписывание лекарственных веществ в капсулах.

Мягкие лекарственные формы: суппозитории, мази, пасты, линименты.

 

Для проверки усвоения изученного материала решите следующие задания.

1.В каком падеже ставится название лекарственной формы при прописывании разделенных лекарственных форм?

А.Именительном единственного числа. Б.Именительном множественного числа. В.Родительном единственного числа. Г.Винительном множественного числа.

2.В каком падеже и числе ставится название лекарственной формы при выписывании неразделенных лекарственных форм?

А.Именительном единственного числа. Б.Именительном множественного числа. В.Родительном единственного числа. Г.Винительном множественного числа.

 

Эталон ответа: 1 Г.

Ориентировочная основа действий при прописывании готовых лекарственных форм (сокращенный способ)

После Recipe последовательно в нужном числе и падеже назвать лекарственную форму, вещество и его количественную характеристику.

Если выписываемая лекарственная форма является неразделенной (или используется коммерческое название средства), во второй строке пишется Da. Signa.

Если выписываемая лекарственная форма является разделенной, во второй строке пишется Da tales doses numero (число). Signa.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Ознакомление студентов с условиями обучения: план лекций и занятий, учебники и пособия, тетради, требование к внутрикафедральной дисциплине и пр.

II. Обсуждение содержания занятия.

III. Выписывание рецептов на готовые лекарственные формы.

 

ТЕМА 2.ИНЪЕКЦИОННЫЕ И ПРОЧИЕ ГОТОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.

Цели занятия: Научиться выписывать в рецептах инъекционные порошки, растворы, суспензии, новогаленовы препараты, настойки, экстракты, аэрозоли.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите пособие «Медицинская рецептура». Комиссаров И. В. и др. Донецк: ДонГМУ, 2001, с. 20-34.

3.Для закрепления навыков в рабочей тетради выпишите следующие рецепты:

1. Табл. Anaesthesinum по 3 дециграмма (дг).

2. Табл. Butadionum по 15 сантиграммов (сг).

3. Табл., содержащие по 15 мг Codeinum и 3 дг Natrii hydrocarbonas.

4. Драже Phepranonum по 25 мг.

5. Табл. под названием "Aeronum".

6. Драже под названием "Belloid".

7. Гранулы Calcii glycerophosphatis для приема внутрь по 1/2 чайной ложке на прием.

8. Methacyclini hydrochloridum в капсулах по 15 сг.

9. Свечи ректальные с 2 мг Cornerinum.

10. Свечи ректальные под названием "Bethiolum".

11. Свечи вагинальные с 5 сг Trichomonacidum.

12. Свечи вагинальные под названием "Osarbonum".

13. Мазь нистатина (Nystatinum).

14. Мазь под названием "Viprosalum".

15. Паста грамицидина (Gramicidinum).

16. Линимент стрептоцида (Streptocidum).

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Лекарственные формы для инъекций. Требования к ним. Растворители. Выписывание инъекционных порошков, растворов, суспензий, новогаленовых препаратов. Прочие готовые лекарственные формы: галеновы препараты, аэрозоли, пленки.

Представление об особенностях выписывания экстемпоральных лекарственных форм.

 

Для проверки усвоения изученного материала решите следующие задания.

1.Каким способом можно инъецировать водные растворы?

А.Подкожно. Б.Внутримышечно. В.Внутривенно. Г.Любым названным.

2. Каким способом можно инъецировать масляные растворы?

А.Подкожно. Б.Внутримышечно. В.Внутривенно. Г.Любым названным.

3.Каким способом можно инъецировать суспензии?

А.Подкожно. Б.Внутримышечно. В.Внутривенно. Г.Любым названным.

Эталон ответа: 1 Г.

 

Ориентировочная основа действий при выписывании экстемпоральных лекарственных форм (развернутый способ)

После Recipe последовательно в родительном падеже единственного числа назвать вещества (каждое в отдельной строке) и указать нужное их количество (твердые – в граммах, жидкие – в миллилитрах).

Сделать указания фармацевту на необходимые действия при изготовлении лекарства (например, Misce или Sterilisetur!)

Если выписываемая лекарственная форма является неразделенной, в следующей строке пишется Da. Signa.

Если выписываемая лекарственная форма является разделенной, во второй строке пишется Da tales doses numero (число). Signa.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Самостоятельная работа по твердым и мягким лекарственным формам.

II. Обсуждение содержания занятия.

III. Выписывание рецептов по готовым инъекционным и прочим лекарственным формам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.047 с.)