Специализированное программное обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализированное программное обеспечение



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Им. Н. Н. БУРДЕНКО

 

Кафедра медицинской информатики и управления в здравоохранении

Кафедра гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы факультета усовершенствования врачей

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

АРМ ВРАЧА СТАЦИОНАРА.

I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ВРАЧА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.

История информатизации российского здравоохранения насчитывает почти полвека. Она восходит к работам Института хирургии им. А.В. Вишневского в области автоматизации диагностики. Разработки в этом направлении в системе охраны здоровья детей начались в 1970 году с созданием в МНИИ педиатрии и детской хирургии отдела ЭВМ-диагностики (ныне Медицинский центр новых информационных технологий).

От диагностических систем, основанных на анализе обучающих выборок, в 80-х годах произошел переход к системам, основанным на знаниях (экспертным, интеллектуальным). Это позволило преодолеть психологическое отчуждение компьютерных "консультантов", так как врач получил возможность ознакомиться с ходом "рассуждений" автоматизированной системы, база знаний которой построена на информации, полученной от высококвалифицированных специалистов.

Создаваемые в последнее десятилетие информационные системы (поликлинические и больничные, истории болезни, специализированные регистры, диспансерные системы, включая профилактические осмотры) все чаще содержат логические и, в ряде случаев, расчетные аналитические подсистемы. Появляются гибридные системы, наиболее совершенные из которых сочетают базы данных с интеллектуальными и мультимедийными системами поддержки принятия решений в области диагностики, прогноза, выбора тактики ведения больных. В одних случаях, при ориентации на конкретного врача-специалиста, их относят к интеллектуальным АРМам. В других случаях АРМы различной ориентации могут быть составной частью больших информационных систем. В функциональной диагностике и лабораторном деле все шире применяются программно-аппаратные комплексы, позволяющие значительно повышать эффективность использования обычной аппаратуры, обеспечивать возможность автоматического сравнения данных во временной последовательности. Новым является получение объемных (точнее, псевдообъемных) изображений путем обработки последовательных серий одномерных изображений, получаемых при ультразвуковых, МРТ/ЯМР-исследованиях, что получило название 3D-технологий. Расширяющееся применение мультимедийных технологий повышает как эффективность, так и привлекательность консультативных и обучающих или тестирующих систем.

Распространение Интернет, появление все новых медицинских сайтов вызвало к жизни создание интерактивных справочных систем, размещаемых на Web и круглосуточно доступных для врачей-пользователей (к примеру, система "Экотоксин" МНИИ педиатрии и детской хирургии (http://www.pediatr.mtu-net.ru/).

К сожалению, использование данного подхода пока ограничено в России числом ЛПУ, имеющих выход в глобальную мировую сеть. Принципиально новым аспектом информатизации, закладывающим основы для полномасштабного мониторинга здоровья населения Российской Федерации, является разработка региональных и глобальных проблемно ориентированных и общемедицинских интегрированных и корпоративных систем.

Созданные и создаваемые федеральные регистры (детей-инвалидов, генетический, врожденных пороков развития, онкологический, диабетический и др.) предполагают, в обязательном порядке, однотипный подход к их построению для всех типов учреждений - "сквозное" программирование. Это обеспечивает как полноценную статистическую информацию для руководителей всех уровней, так и возможность "поднимать" на любой уровень данные конкретного пациента в консультативных целях. Распределенные базы данных, предполагающие доступность всей медицинской информации о пациенте (с учетом дифференцированных прав доступа для различных пользователей), решат вопросы преемственности в наблюдении как детей, так и взрослых в сети учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь населению на различных уровнях (от ЦРБ до федеральных учреждений). Одновременно, аккумулируемые данные о состоянии здоровья пациентов, проведенных мероприятиях и обслуживающих их ЛПУ позволят перейти к более эффективному планированию службы здравоохранения. Интеграция информации о пациентах в сочетании с данными о факторах загрязнения окружающей природной среды создаст основу для повышения эффективности медико-экологических систем, для оптимального планирования природоохранных мероприятий с учетом результатов математического моделирования изменений в здоровье популяции при различных количественных и качественных характеристиках среды обитания. Однако, реализация такого подхода требует организации единого информационно-телекоммуникационного медицинского (еще лучше медико-экологического) пространства, которое должно включать не только решение сугубо технических вопросов доведения линий связи до каждого ЛПУ, а в них до каждого врача (через Интернет или Интранет/ЛВС), но и использование единых стандартов (типа HL7, SNOWMED, DICOM3), обеспечение конфиденциальности (защиты прав пациента) и юридической правомочности безбумажной технологии в клинической медицине.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.

Задание 1. Знакомство с работой АРМ врача-специалиста и способами ведения компьютерной истории болезни на примере программы "Valenta" фирмы Neo Ltd, г. Санкт-Петербург.

1. Работая с данной программой, вы знакомитесь с системой ввода информации в интегрированную компьютерную историю болезни.

2. Найдите в Norton Commander на диске I каталог (папку) ТЕМА_7, в нем —каталог "Valenta", далее найдите в данном каталоге — файл lesson1.exe. Запустите его, нажав клавишу ENTER.

3. После появления приглашения к работе в первом уроке работы в системе "Valenta" нажмите любую клавишу для продолжения работы.

4. В появившемся окне вам представлены наиболее часто используемые функциональные клавиши ввода информации (в правой части экрана). В левой части экрана приведен комментарий к возможным действиям с данными клавишами. Следую заданию, нажмите клавишу F11 — ввод данных о новом пациенте.

5. После получения подтверждения нажатия функциональных клавиш F11 и F3 вы можете ввести данные о предлагаемом пациенте — фамилии, возрасте и номере карты обследования. Следуйте указаниям правой части экрана о переключении режимов клавиатуры (русский/английский языки), перемещение по ячейкам ввода с помощью клавиши Tab.

6. В появившемся окне выбора пациента с помощью клавиши Ї выберите больную Жукову и нажмите клавишу Enter.

7. Вам предлагается познакомиться с работой системы ниспадающих меню и навигации в них с использованием клавиатуры. Ознакомьтесь с текстом комментария, выведенного на экран, затем нажмите клавишу F2, используя клавиши "Ї", "®", "­", "" выберите требуемый пункт меню или подменю и нажмите клавишу Enter. В качестве задания выберите пункт меню "Запись" и подпункт "Просмотр". После выполнения данного задания переходите к следующему пункту практического занятия.

Задание 2. Знакомство с работой АРМ врача-специалиста и способами ведения компьютерной истории болезни на примере программы "Valenta" фирмы Neo Ltd, г. Санкт-Петербург.

1. Работая с данной программой, вы знакомитесь с системой ввода информации в интегрированную компьютерную историю болезни.

2. Найдите в Norton Commander на диске I каталог (папку) ТЕМА_7, в нем —каталог "Valenta", далее найдите в данном каталоге — файл lesson2.exe. Запустите его, нажав клавишу ENTER.

3. После появления приглашения к работе в первом уроке работы в системе "Valenta" нажмите любую клавишу для продолжения работы.

4. Данный урок предоставляет вам возможность познакомиться с системной меню АРМ "Валента". Ознакомьтесь с информацией, о пунктах меню, предоставленной вам в информационном окне и нажмите любую клавишу для продолжения работы.

5. Для проведения исследования необходимо ввести данные о пациенте. Для этого выберите пункт "Пациент" в меню, в подменю — пункт "Карта обследования" и нажмите Enter.

6. После выполнения предыдущего пункта задания вы попадаете в интегрированную карту обследования и лечения больного. После знакомства с графами данной формы нажмите любую клавишу для продолжения работы. Познакомьтесь с информацией о возможных изменениях в данном окне (ввод данных нового пациента, поиск ранее обследовавшегося больного, выбор методики обследования и просмотр проводившихся ранее исследований).

7. Вам предлагается ввести данные о новом пациенте — Петрове Игоре Олеговиче, регистрационная карта №9, дата рождения 23 февраля 1943 года. После ввода указанных данных нажмите клавишу F5.

8. После создания индивидуальной карты обследования больного вам предлагается выбрать метод обследования пациента. Для этого нажмите клавишу F4 "Методика" и с помощью клавиш "Ї" и Enter выбрать обследование с использованием электрокардиографии (ЭКГ).

9. После выбора методики обследования нажмите клавишу F3 и ознакомьтесь с изменениями в интегрированной карте обследования больного, для этого нажмите клавишу F12. В рабочей версии программы нажатие клавиши F3 в данном режиме приведет к просмотру результатов обследования. На этом работа с программами знакомства методики ввода информации в интегрированном пакете "Валента" закончено. Для продолжения работы нажмите любую клавишу.

 

Задание 3. Знакомство с работой демонстрационной версии АРМ заведующего клинико-биохимической лабораторией QC фирмы "АО Аналитик", Москва.

1. Найдите в Norton Commander на диске I каталог (папку) ТЕМА_7, в нем —каталог "KONT_LAB", далее найдите в данном каталоге — файл demo.bat. Запустите его, нажав клавишу ENTER.

2. После появления информационного окна системы QC познакомьтесь с системой управления программой, информация о которой представлена в окне: так, регуляция скорости просмотра регулируется с помощью клавиш "-" и "+", листание окон демонстрационной программы — клавиши "PageUp" и "PageDown" и т.д. Для продолжения работы нажмите клавишу "PageDown".

3. В последовательно выводимых окнах вам представляется информация о заполнении контрольных карт, материалах, распределении, сервисе.

4. Просмотрите данные о вводе информации в контрольные карты, данных о материалах, проследите процедуру выбора в пределах контрольной карты.

5. Познакомьтесь с требованиями для создания новой контрольной карты, вводе данных об используемом материале и вычислениях кумулятивных сумм.

6. В следующем окне вам представляется график контроля качества анализа АлАТ. При вводе очередного измерения производится автоматический расчет, при выходе значений за рамки допустимых погрешностей выводится окно предупреждения. Возможно включение или выключение режима автоматического анализа.

7. В дальнейшем вы знакомитесь с различными методами контроля качества лабораторных исследований, описанных в теоретической части методического пособия.

8. Познакомьтесь с возможностями хранения и представления данных о распределении различных анализов и контроля качества их проведения в рамках различных подразделений.

9. Пункт меню "Сервис" представляет информацию о разнообразных настройках используемого комплекса контроля качества исследований.

10.После окончания демонстрации возможностей программы нажмите клавишу Esc для выхода из нее.

 

Контрольные вопросы

1. Изложите обоснование современной концепции информатизации управления лечебно-диагностическим процессом.

2. Роль АРМ врача-специалиста в реализации концепции управления лечебно-диагностическим процессом.

3. Взаимодействие АРМ врача с другими элементами системы управления здравоохранением.

4. Основные требования, предъявляемые к компьютерной истории болезни.

5. Опишите базовую страктуру электронной истории болезни и принципы ввода информации.

6. Формы вывода информации из электронной истории болезни и возможности ее использования и учета.

7. Охарактеризуйте понятие “активность компьютерной истории болезни”; приемы, обеспечивающие эту активность.

8. Источники контрольных материалов и методика проведения контроля воспроизводимости лабораторных исследований.

9. Методика проведения контроля правильности лабораторных исследований.

10. Методы контроля качества лабораторных исследований, не требующие контрольных материалов.

11. Методы межлабораторного контроля качества исследований: оценка отдельных лабораторий, метод Юдена.

12. Методы контроля качества работы лаборантов.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы .

1. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. - СПб: Питер, 2001.

2. Контроль качества лабораторных исследований. Лаб-Пресс, Москва, 2000 г.

3. Лабораторные методы исследования в клинической практике. Справочник. Под ред. В.В, Меньшикова, М, 1987.

4. Математические модели и методы в медицине. Новосибирск. ВЦ СОАН СССР. 1980.

5. Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.

6. Прикладные аспекты управления сложными системами. М.,1983.

7. Системный анализ и моделирование в здравоохранении. Новокузнецк, 1980.

8. Тавровский В.М. Лечебно-диагностический процесс. Теория. Алгоритмы. Автоматизация, 1997. Тюмень.

9. Управление системами здравоохранения. М., ВНИИМИ, 1982.

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Им. Н. Н. БУРДЕНКО

 

Кафедра медицинской информатики и управления в здравоохранении

Кафедра гигиены, эпидемиологии и организации госсанэпидслужбы факультета усовершенствования врачей

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

АРМ ВРАЧА СТАЦИОНАРА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.028 с.)