ТОП 10:

Тема 2. Становление и развитие Российской империи в XVIII веке.



1. Попытка модернизации России в первой четверти XVIII века: замыслы и итоги.

2. Эпоха Просвещения в Европе и просвещенный абсолютизм Екатерины II в России.

3. Внешняя политика России в XVIII в.: цели и результаты.

Литература:

1. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.

2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов; Отв. ред. А. П. Новосельцев; АН СССР. – М.: Наука, 1989.

3. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Молодая гвардия, 2000.

 

Электронные ресурсы:

1. ote4estvo.ru

2. http://xix-vek.ru

3. Суворов А.В. // http://knsuvorov.narod.ru

4. Семилетняя война // http://syw-cwg.narod.ru

5. Война 1812 г. // http://www.museum.ru/museum/1812/Library/index.html

Методические рекомендации

XVIII век в истории России связан с именами двух выдающихся реформаторов – Петра I (1682 – 1725) и Екатерины II (1762-1796).

Изучая первый вопрос, следует иметь в виду, что в н. XVIII в. проводимые Петром I реформы задумывались как возможные способы преодоления отсталости России от западноевропейских стран в экономическом, политическом и культурном развитии. И собственно Западная Европа становится образцом для подражания.

Кардинальные преобразования в области всех сфер жизни российского общества коснулись всех слоев населения. Результаты реформаторской деятельности Петра I были впечатляющи. Петр I меняет систему государственного управления, при нем формируются истоки промышленности, начинает активно развиваться торговая деятельность, утверждается новая культура.

Но зачастую непоследовательность и незавершенность преобразований Петра, методы их проведения, а также сохраняемые феодальные отношения и крепостное право не позволили России преодолеть отставание от Западной Европы. И не случайно реформаторская деятельность Петра вызывает дискуссии среди историков.

После смерти Петра I, Россия, пережив эпоху дворцовых переворотов, стала полем деятельности для императрицы Екатерины II, во многих отношениях ставшей преемницей замыслов Петра I.

Продолжая политику европеизации и модернизации страны, Екатерина II пытается применить в российской практике идеи европейского Просвещения. Изучая вопрос, необходимо выявить особенности российского просвещенного абсолютизма, что подразумевает под собой изучение замыслов и их реализации на практике в проводимой политике Екатерины II. При этом следует понимать, что культура европейского Просвещения получила распространение в большинстве государств Западной Европы, а феномен просвещенного абсолютизма был присущ не всем странам.

Идеалы Просвещения содержались в теориях об естественных правах человека, разделения властей, провозглашался культ разума человека. В ходе российской модернизации были опробованы на российской почве многие идеи Просвещения. Однако практика просвещенного абсолютизма в России привела к укреплению абсолютизма и власти дворянского сословия на фоне пика крепостничества.

Общество отвечало бунтами и восстаниями, крестьянской войной во главе с Пугачевым (1773-1776). Тем не менее реформы Екатерины II становятся благодатной почвой для наступившего в XIX в. «золотой века» русской культуры.

При изучении третьего вопроса необходимо иметь в виду, что к началу XVIII в. основной внешнеполитической задачей оставалась борьба за выход к морям. Военные действия Петра I не принесли решения проблемы присутствия России на Черном море. Однако, Россия, одержав, благодаря модернизированной армии и созданному флоту, победу в Северной войне (1700-1721), приобрела не только выход к Балтийскому морю, но и получила статус империи.

Во второй половине XVIII в. основное внимание внешней политики было сосредоточено на двух направлениях: южном – борьбе за выход к Черному морю и западном – стремлению распространения власти на польские земли с православным населением. В итоге русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.), трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Россия завоевывала выход в Черное море, присоединила Белоруссию, Литву, Правобережную Украину, Курляндию. В результате страна превратилась в мощную Российскую империю, заняв прочное и достойное место среди великих мировых держав.

В конце XVIII века начинает формироваться новое направление внешней политики России – появившееся в результате Великой Французской революции – участие в коалиционных войнах против Франции.

 

Персоналии

Меншиков А.Д. (1673-1729) –­ сподвижник Петра I, государственный и военный деятель. При Екатерине I ­– фактический правитель государства. Суворов А.В. (1729–1800) – русский полководец, генералиссимус. Прославился в сражениях с превосходящими силами противника в русско-турецких войнах при Рымнике, Фокшанах, взятии крепости Измаил. Во время участия России в антифранцузской коалиции осуществил знаменитые Итальянский и Швейцарский походы.

Ушаков Ф.Ф. (1744–1817) – русский флотоводец, адмирал. Участвовал в русско-турецких войнах 1768–1774 и 1787–1791 гг.

Румянцев П.А. (1725–1796) – русский полководец, генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны отличился под Гросс-Егерсдорфом и Кунерсдорфом. В 1764 г. генерал-губернатором Малороссии.

Мазепа И.С. (1644–1709) – гетман Украины (1687–1708). Стремился к отделению Украины от России. Во время Северной войны (1700–1721) перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каким образом культурные новшества Петра I отразились на разных слоях российского общества?

2. Назовите причины дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

3. Каково значение российского просветительства для развития общественной мысли в XVIII – XIX вв.?

4. Каким образом в политике просвещенного абсолютизма совмещались идеи Просвещения и крепостная политика?

5. Какие результаты принесло участие России в разделах Польши?

Практикум:

 

1. Историк Н.М. Карамзин утверждал, что благодаря Петру I «мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России». Прокомментируйте данное высказывание. Выскажите свою точку зрения о роли Петра I в истории России.

2. В царствование Петра I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на льготных условиях частным лицам. С какой целью проводилась такая политика?

3. В XVIII все усиливавшееся общение с Западной Европой приносило в Россию идеи, нравы, знания, культуру, но этот приток скользил лишь по верхушкам общества. Почему так происходило, ведь Западная Европа была образцом для России?

4. Главное в развитии любого государства – экономика. В то время как все страны шли по пути освобождения крестьян, по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

5. XVIII в. называют веком Просвещения. Как вы думаете, стал ли он таковым для России? Какие доводы «за» и «против» вы можете привести.

6. Оценивая тенденции развития Российского государства в XV-XVIII вв., В.О. Ключевский писал: «Государство пухло, а народ хирел». Справедливо ли это вы выражение? Обоснуйте свою точку зрения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.006 с.)