Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура профессиональной адаптацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды? Поэтому следует различать активную адаптацию, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств. По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии. Для молодого сотрудника это достаточно продолжительный и психологически сложный период. По мнению многих исследователей, устойчивая адаптация достигается лишь спустя пять лет работы в данной структуре [3.482]. И вторичную - при последующей смене работы или в условиях нововведений. Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны организации [8.32]. В структуру адаптации также входит процесс управления адаптацией работников. Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий. Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего, так и факторов производственной среды. Каковы эти факторы? Личность адаптанта: пол, возраст, тип темперамента, черты характера, способности, уровень образования, стаж работы, актуальные потребности и мотивы, цели, ценностные ориентации, ожидания, опасения. Учет личных интересов сотрудника при введении его в должность и включении в новые условия деятельности ускорит процесс его адаптации. На успешность адаптации влияют также уровень образования и профессиональной компетентности нового сотрудника. Высокий уровень подготовки облегчает процесс адаптации. Вчерашние выпускники, молодые специалисты, поступая на работу, часто сталкиваются с необходимостью выполнять скучные, несложные, малосодержательные и однообразные поручения. С одной стороны, такая ситуация является оправданной. «Новичок», действительно, является непроверенным сотрудником и зачастую не имеет достаточно опыта для того, чтобы справится со сложным и ответственным заданием. С другой стороны, подобный подход затрудняет адаптацию и влечет за собой разочарование в работе, неудовлетворенность. Ускорить процесс адаптации «новичка» позволяет наличие перспектив роста [3.513]. Факторы среды: Условия труда, организация рабочего места, наличие необходимого оборудования, технологический процесс способны повлиять на темпы адаптации. Чем более комфортной является рабочая обстановка, чем более благоприятны условия труда, тем успешней и быстрее пройдет включение человека в новую для него среду. Группа: Новый сотрудник попадает в коллектив с уже состоявшимися нормами, ценностям, сложившейся статусно-ролевой структурой. Адаптация предполагает не только овладение профессиональной деятельностью, но и включение в группу в качестве ее полноправного члена, усвоение групповых норм и ценностей, обретение определенной статусно-ролевой позиции, удовлетворительных отношений с коллегами. Социально-психологический климат: благоприятная атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и взаимного уважения создают условия для успешной и быстрой адаптации [8.129]. Итак, конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Так, применительно к молодым рабочим она включает в себя: · анализ ожиданий поступающих рабочих; · прием и прогноз стабильности новичка; · введение новичка в коллектив; · собственно контроль адаптации в ходе периодических встреч или заочно; · ликвидацию причин конфликтных ситуаций или неудовлетворенности решением проблем адаптантов [1.23]. Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов. Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) - в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей системы управления кадрами на предприятии [9.48].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.006 с.) |