Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование оперантного методаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ниже приводится описание терапевтического приема, направленного на развитие навыков речи у ребенка, страдающего аутизмом (Lovaas, 1977). Представленный диалог-фрагмент записи сеанса, проводившегося на третьем месяце лечения. На всем протяжении разговора всякий раз, когда ребенок дает правильный ответ, он получает конфету. Терапевт. - Рики, как тебя зовут? Рики. Рики. - Хорошо. (Рики получает конфету.) Теперь спроси меня то же самое. - Как ты себя чувствуешь? - Нет. Спроси меня то же, о чем я тебя спросила. Рики, скажи: «как тебя зовут?» - Рики. - Нет. Скажи «как»... - Как... (пауза). - «Тебя»... - Тебя... (пауза). - Скажи «зовут». - Зовут. - Теперь скажи все вместе. - Как тебя зовут? - Меня зовут Жоан. Хороший мальчик, Рики. Хорошо (конфета). Хорошо. Пойди сюда, Рики. Встань, Рики. Рики, как ты себя чувствуешь? - Я себя чувствую хорошо. - Хорошо (конфета). Рики, пойди сюда. Рики, подойди. Теперь спроси меня. - Как ты себя чувствуешь? - Я чувствую себя хорошо. (Конфета.) - Ляг, пожалуйста. Ляг (в предшествующий период Рики научился приказывать терапевту вставать, ложиться, улыбаться и т.п.). - Рики, сколько тебе лет? - Мне 7 лет. - Хорошо (конфета). Теперь спроси меня, Рики. - Спроси меня. - Нет, я не об этом тебя просила. Спроси, сколько мне лет. Скажи: «сколько»... - Тебе. - Скажи: «лет». - Лет. - Хорошо (конфета). Теперь скажи все вместе. Скажи мне: «сколько тебе лет?» - Мне 7 лет. Сколько тебе лет? - Мне 21 год. Очень хорошо. Хорошо (конфета). «Иные» 203 Резюме 1. Большое значение для выживания высших животных имеют такие механизмы, как тревога. Изменение условий существования человека привело к тому, что этот механизм стал играть в его жизни меньшую роль. Он, однако, сохранился и бывает причиной стресса и таких его вредных для организма последствий, как психосоматические расстройства. 2. Психологическая реакция на стресс у разных людей не одинакова. Трудно поэтому установить точные критерии, кого можно считать нормальным человеком, а кого-нет. 3. Аномальным люди обычно склонны считать поведение, встречающееся сравнительно редко, выходящее за рамки принятых социальных норм или представляющее опасность для самого человека или других людей. Об аномальном поведении, таким образом, говорят в тех случаях, когда восприятие человеком действительности отличается от социально принятого или же этот человек подвержен галлюцинациям. Кроме того, внимание других чаще всего рискует привлечь к себе человек, обнаруживающий подавленность или неспособность преодолеть жизненный стресс, ведущую к разрыву нормальных контактов с другими людьми. 4. Отношение к людям с аномальным поведением сильно зависело от исторической эпохи. Считавшееся в средние века признаком одержимости бесом, «безумие» затем на несколько столетий нашло себе место в приютах и, наконец, начиная с 19-го века было взято под защиту медицинской наукой. Медицинский подход к «душевным болезням» главное внимание уделял классификации психических расстройств и поискам их биологических корней. 5. В свою очередь психоаналитический подход предложил модель, в которой поведенческое расстройство рассматривается как результат конфликта между «Оно» и «Сверх-Я», который не в состоянии разрешить «Я». Согласно Фрейду, если такие механизмы психологической защиты, как подавление, реактивное обучение, отрицание, вытеснение, сублимация, проекция или рационализация, оказываются недостаточно эффективными, то возникает угроза развития менее адаптивных форм поведения, характерных для неврозов, или распада личности с развитием психоза. 6. Бихевиоризм рассматривает аномальные формы поведения, подобно всем другим формам, исключительно как результат научения. Поэтому их можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами научения, выявленными в лабораторных исследованиях. 7. Когнитивный подход видит в аномальном поведении следствие неправильного истолкования активирующих ситуаций из-за появления иррациональных мыслей, основанных на имеющихся у каждого из нас фундаментальных потребностях. 8. Для гуманистов неадаптивное поведение есть результат наруше- 204 Глава 12 ния соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальными представлениями о самом себе - с другой. 9. Понятие «психическая болезнь» вновь было поставлено под сомнение главным образом сторонниками социокультурного подхода. Они подчеркивают, что и само это понятие, и классификация симптомов психических заболеваний в официальной психиатрии суть «досужие вымыслы», вынуждающие общество брать на себя ответственность за проблемы человека, изолируя его как «больного» и доводя его «отклонение» до крайности, вместо того чтобы помочь ему благополучно закончить «переход», воспринимаемый нами как погружение в «безумие». 10. Руководство DSM III, в котором представлена новейшая классификация психических расстройств, группирует все их симптомы в 17 категорий-от аномалий, свойственных детскому возрасту, до расстройств органической и функциональной природы. Категории, относящиеся к группе функциональных расстройств и называемые также неврозами и психозами, подвергаются наибольшей критике со стороны тех исследователей, по мнению которых наклеивание на больных «ярлыка» без видимых биологических оснований способствует дегуманизации отношений между больным и теми, кто о нем заботится, и приводит к психиатризации больного. 11. Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход отдает предпочтение биологической терапии - в настоящее время это в основном химиотерапия. Что касается общинной психиатрии, то, позволив сократить время пребывания пациентов в клинике, она не смогла уменьшить число людей, нуждающихся в психиатрической помощи. 12. Все психотерапевтические методы можно разделить на две большие группы: интрапсихические подходы, которые делают упор на осознании больным своих проблем, и' поведенческие подходы, стремящиеся изменить само поведение пациента. 13. Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделить психоанализ, цель которого - дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чувства. 14. Терапия, центрированная на клиенте, стремится развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для того, чтобы восстановить соответствие реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. 15. Гештальттерапия стремится распознать различные компоненты личности и таким образом помочь больному достичь полного самосознания. 16. Эмотивно-рациональная терапия пытается выяснить ход мыслей клиента и помочь ему осознать, что в его мышлении иррационально. 17. Существуют и другие индивидуальные психотерапевтические подходы: экзистенциальная терапия, акцентирующая свободную волю «Иные» 205 человека; терапия реальностью, которая стремится побудить клиента взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора»; трансакционный анализ, направленный на осознание больным характера его взаимодействий с другими людьми; психодрама, с помощью которой пациент может освободиться от своих переживаний во время «импровизации». 18. Социальная психотерапия позволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапию и групповую терапию. 19. Поведенческая терапия включает четыре подхода: контр-обус-ловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля. 20. К контр-обусловливанию относят: систематическую десенсибилизацию, при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию, стремящуюся вызвать у пациента «внутренний взрыв тревоги», к которому его организм должен привыкнуть; аверсивное обусловливание, при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовлетворение. 21. Оперантные методы включают процедуры формирования поведения, позволяющие вытеснить старые формы поведения новыми; таков, например, метод накопления жетонов, цель которого изменить определенные формы поведения путем выдачи жетонов, дающих какую-то привилегию, за любую модификацию поведения в желательном направлении. 22. Терапия с предъявлением модели стремится к выработке у больного новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролем рассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент. 23. Биологические методы и психотерапевтические подходы отводят социальной среде как фактору, изменяющему поведение, довольно скромную роль. Однако опыт деятельности групп взаимопомощи и терапевтических групп показывает, что социальную реинтеграцию пациента сильно облегчает внутренняя эволюция, совершающаяся в нем при поддержке терапевта в социальной среде, проникнутой желанием изменить поведение. 24. И все-таки очевидно, что до тех пор, пока не произойдет глубокого изменения общества в целом, эффективность терапевтических сообществ и программ предупреждения психических расстройств останется невысокой. Возможные варианты ответов на ситуации, описанные в документе 12.2. 1. Подавление. 2. Отрицание. 3. Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное обучение. 9. Вытеснение. 10. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация. Гшви 12 Материал для самопроверки Заполнить пробелы 1 Важную роль в жизни наших предков, которых сильно зависело от способности противостоять опасным ситуациям, должна была играть 2 Одним из пагубных посчедствий стресса у человека могут быть нарушения, называемые расстройствами 3 Определенное поведение обычно считают аномальным, если оно встречается , выходит за рамки общепринятых или сопровождается от нормальной интерпретации реальности,, или преодолевать жизненные трудности 4 В средние века безумие считалось следствием 5 Сначала «безумных» бросали в, позднее, начиная с 16-го века, их помещали в, и только в начале 19-го столетия заботу о них взяла на себя 6 В конце 19-го века появилось первое руководство по, в котором были описаны и классифицированы болезни 7 Успехи в изучении функций мозга и прогресс, изучающей действие некоторых лекарственных препаратов, убедили в том, что поведение человека можно корректировать методами 8 Рассматривая психическую структуру человека Фрейд показал, что руководствуется принципом, а «Я» принципом 9 Подсознательные стратегии, которыми пользуется, чтобы избежать, порождающих, называются 10 обучение проявляется в переживании чувств и совершении действий тем, которые были 11 представляет собой одну из форм вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение 12 Суть состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше расценивает как неприемлемые 13 Согласно бихевиористскому подходу, аномальные формы поведения, как и все другие, являются результатом, а их причины могут быть только 14 В основе подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать, когда истолкование им ситуаций основано на мыслях 15 С точки зрения Роджерса и основанного им гуманистического подхода неспособность человека к адаптации это результат нарушения его «Я» 16 По мнению сторонников подхода, психические заболевания это всего-навсего, а классификация их симптомов, будучи плодом чистого умозрения, только мешает человеку принимать на себя за собственные проблемы 17 Все расстройства поведения можно разделить на четыре большие группы в зависимости от того в каком они возникают, имеют та они или природу или связаны с изменениями личности человека 18 Среди психических расстройств органического происхождения можно выде лить нарушения, связанные с физическими или, и нарушения, обусловленные старостью, например 19 Такие функциональные расстройства, как шизофрения и параноидные состо «Иные» 207 \ яния, проявляются главным образом в сфере, а расстройсгва ' характеризуются эмоционального контроля 20 Нарушения, связанные с тревогой, включают, и расстройства 21 Нарушение какой-либо функции организма, не вызванное органической причиной, называется расстройством 22 Характерной чертой диссоциативных расстройств явтяется личности или отдельных ее структур 23 К психосексуальным расстройствам относят только нарушения потовой , сексуальные проявления, направ генные на объекты, расстройства половой и, связанную с гомосексуализмом 24 О расстройствах личности говорят в тех случаях, когда человек обнаруживает недостаточную и недостаточную поведения приводящие к заметному 25 Главная проблема, связанная с «приклеиванием ярлыков» состоит в том что человек, превращаясь в, перестает быть личностью, переживающей, вызванный опредетенными обстоятельствами 26 Биологическая терапия предполагает воздействие на больного такими средствами, как, и особенно 27 Групповая терапия позволила время пребывания в психиатрической больнице, но от этого число людей, нуждающихся в психиатрической помощи, не 28 В недавно проведенных исследованиях показано, что люди, подвергавшиеся психотерапии, по-видимому, чувствуют себя адаптированными 29 Все психотерапевтические подходы можно разделить на две большие группы и 30 Цель психоанализа заключается в том, чтобы человек смог отыскать корни своих проблем, порожденных ранее конфликтами 31 Терапия, центрированная на клиенте, стремится к развитию у него более глубокого чувства, что позволило бы ему достичь большего реального «Я» 32 Гештальттерапия стремится, к тому, чтобы чечовек наиболее полно собственное «Я» и превратился в гармоничное 33 Эмотивно-рациональная терапия предполагает анализ, в которой оказался человек, и тех выводов, которые он из нее извлекает, с учетом возникающих у него мыслей 34 Среди индивидуальных подходов к лечению можно выделить терапию, терапию, анализ и 35 Социальная терапия преследует двоякую цель позволить человеку самого себя и восстановить его взаимоотношения с другими людьми 36 Систематическая десенсибилизация метод, с помощью которого внешний раздражитель связывается у пациента с ответом, по своим результатам ответу 37 Метод накопления стремится изменить человека, предоставляя ему некоторые за всякое замечаемое терапевтом улучшение 38 Процедуры основаны на том, что пациент должен сам себя за всякое изменение поведения в желаемом направлении 39 Группы взаимопомощи стремятся избавить человека от и, помогая ему и, получить которую по обычным каналам трудно 40 сообщества пытаются создать в которой человек чувствовал бы себя совершать ошибки, себя, развиваться и учиться жить лучше 208 Глава 12 Верно или неверно 1. Тревога-один из самых полезных механизмов, позволяющих человеку противостоять условиям современной жизни. 2. Язва желудка чаще всего возникает вследствие причин органического характера. 3 Понятие «психическая болезнь» восходит к средним векам. 4. По теории Фрейда, чем сильнее «Я», тем выше вероятность того, что человек примет реалистическое решение. 5. Вытеснение-механизм психологической защиты, который состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, неприемлемые с точки зрения нашего «Сверх-Я». 6. Согласно когнитивному подходу, неадаптивное поведение человека - это результат интерпретации обстоятельств на основе иррациональных мыслей. 7. Когда поведение и установки индивидуума расходятся с его идеальным «Я». равновесие реального «Я» нарушается. 8. Социо-культурный подход подчеркивает важную роль повышения ответственности человека за свои проблемы в развитии у него поведенческих расстройств. 9. В настоящее время известны органические причины большинства функциональных нарушений. 10. Деменци я-результат патологического старения нервной системы. 11. Эпигенетический подход не в состоянии объяснить развитие шизофренических расстройств. 12. В случае расстройств, выражающихся в тревоге, последняя имеет либо генерализованный характер, либо связана с каким-то определенным предметом, мыслью или действием. 13. Все отклонения полового поведения от нормы можно рассматривать как психосексуальные расстройства. 14. DSM Ill-руководство, предназначенное главным образом для психиатров, рассматривающих расстройства поведения в таких понятиях, как «симптом», «заболевание», «диагноз» и «уход за больным». 15. Благодаря блестящим результатам, полученным с помощью психохирургии, этот метод находит все большее применение. 16. Химиотерапию, пожалуй, следует относить к области ухода за больными, а не их лечения. 17. Недавние исследования показывают, что невротическое расстройство с одинаковой вероятностью может исчезнуть у людей, подвергавшихся и не подвергавшихся психотерапии. 18. Суть катарсиса заключается в аффективном переживании человеком событий детства и их соотнесении с имеющимися у него симптомами. 19. По Роджерсу, роль терапевта состоит в том, чтобы дать клиенту возможность выразить свои чувства и мысли и таким образом помочь ему лучше осознать то, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие. 20. Гештальттерапия преследует цель довести до сознания человека, что ему следует делать, а не что ему хочется делать. 21. Цель эмотивно-рациональной терапии заключается в том, чтобы клиент понял, что в его поведении иррационально. 22. Терапия реальностью преследует цель довести до сознания человека смысл. который он хочет придать своей жизни, и значение его поступков в зависимости от этого смысла. 23. Трансакционный анализ выявляет то обстоятельство, что в своих взаимоот- «Иные» 209 ношениях (трансакциях) с другими мы по большей части исполняем определенные неосознаваемые роли. 24. Групповая терапия может быть первым этапом на пути реинтеграции человека в реальную жизнь, так как она предоставляет ему возможность «столкновений» с другими людьми. 25. Систематическая десенсибилизация заключается в сочетании неприятного раздражителя или состояния с той ситуацией, которая обычно доставляет удовлетворение. 26. Аверсивное обусловливание и имплозивная терапия могут быть сопряжены с проблемами этического порядка.?7. Метод накопления жетонов предусматривает развитие у больного чувства бережливости. 28. Используя метод поведенческого повторения, терапевт предлагает повторять или воспроизводить вслед за ним действия, которые он сформулировал специально для пациента и которые могли бы помочь тому справиться с собственными проблемами. 29. Группы взаимопомощи очень часто способствуют появлению новых форм психологического посредничества. 30. Своими успехами терапевтические сообщества отчасти обязаны той иерархической структуре, которая устанавливается в них, чтобы социально защитить пациента. Выбрать правильный ответ 1. Колит и язва желудка а) суть психосоматические расстройства; б) часто не обусловлены органическими причинами; в) тесно связаны с тревогой и фрустрацией. г) Все ответы верны. 2. Понятие «психическая норма» а) основано на объективных данных; б) лежит между двумя четко определенными полюсами; в) в разных культурах почти не различается. г) Ни один из ответов не верен. 3. В западном обществе «безумные» а) всегда находились под защитой церкви; б) начиная с 16-го века были окружены заботой врачей; в) всегда подвергались изоляции и вызывали неприязненное отношение. г) Ни один из ответов не верен. 4. Медицинский подход к психическим заболеваниям возник в связи а) с появлением классификации психических болезней по их симптомам; б) с открытиями в области неврологии; в) с прогрессом психофармакологии. г) Все ответы верны. 5. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность а) отыскивать реалистичные решения проблем; б) руководствоваться принципом реальности; в) регулировать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я». г) Все ответы верны. 6. Выбор поведения, ориентированного на достижение более высокой цели, чем первоначально поставленная, но недостижимая, - это один из механизмов психологической защиты, называемый 210 Глава 12 а) замещением; б) проекцией; в) рационализацией; г) сублимацией. 7. Суть проекции заключается а) в приписывании другим людям собственных чувств; б) в ориентации поведения на доступную цель; в) в отрицании реальных фактов; г) в выборе поведения, противоположного подавленному. 8. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться а) фобии; б) антисоциальные формы поведения; в) чувство поражения и бессилия. г) Все ответы верны. 9. Мысль, что «все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить», а) иррациональна; б) лежит в основе многих неадекватных форм поведения; в) базируется на фундаментальной потребности человека. г) Все ответы верны. 10. По Роджерсу равновесие реального «Я» нарушается, когда оно а) слишком полно соответствует идеальному «Я»; б) деформируется под влиянием определенного жизненного опыта; в) перестает соответствовать представлениям человека о самом себе. г) Ни один из ответов не верен. 11. По мнению сторонников социо-культурного подхода, «психическое заболевание» представляет собой а) миф; б) неосознанный выбор, сделанный больным; в) признак выздоровления, а не разрушения. г) Верны все ответы. 12. В DSM III делается попытка а) придать единообразие категориям психических расстройств и их симптомов; б) классифицировать психические расстройства, исходя из гипотез об их происхождении; в) провести более четкую грань между неврозами и психозами. г) Все ответы верны. 13. Болезнь Альцгеймера а) поражает около 5% всех людей старше 65 лет; б) связана с нарушением васкуляризации головного мозга;' в) исчезает под влиянием надлежащего лечения; г) характеризуется легкими расстройствами памяти. 14. По всей видимости, шизофрения обусловлена а) генетическими причинами; б) внешними причинами; в) биохимическими причинами. г) Ничего определенного о причинах шизофрении сказать нельзя. 15. Биполярное расстройство а) относится к категории аффективных расстройств; б) выражается в потере контроля над эмоциональной сферой; в) характеризуется чередованием маниакального и депрессивного состояний. г) Все ответы верны. «Иные» 211 16. Боязнь микробов, заставляющая человека десятки раз в день мыть руки, является а) фобическим расстройством; б) паническим расстройством; в) обсессивно-компульсивным расстройством; г) конверсионным расстройством. 17. Паралич руки, не вызванный какой-либо видимой причиной, представляет собой а) психосоматическое расстройство; б) ипохондрическое расстройство; в) диссоциативное расстройство. г) Ни один из ответов не верен. 18. Феномен множественной личности представляет собой а) шизофреническое расстройство; б) соматоформное расстройство; в) биполярное расстройство; г) диссоциативное расстройство. 19. Опасность «приклеивания ярлыка» состоит в том, что а) в значительной мере игнорируется анализ динамики поведения; б) поведение больного интерпретируется в зависимости от «ярлыка». в) личностная проблема превращается в медицинскую. г) Все ответы верны. 20. Электрошоковая терапия а) убедительно доказала свою эффективность; б) вызывает много побочных эффектов; в) все чаще используется в клиниках. г) Все ответы верны. 21. Химиотерапия а) бурно развивалась в 30-е годы; б) эффективна при многих психических заболеваниях; в) позволила сократить время пребывания в психиатрических больницах. в) Все ответы неверны. 22. Недавние исследования показывают, что а) большинство психических расстройств исчезает независимо от того, проводилась психотерапия или нет; б) улучшение состояния после психотерапии легче замечают сами пациенты, чем сторонние наблюдатели; в) 75% больных, не подвергавшихся психотерапии, чувствуют себя так же, как и те, что ей подвергались. г) Ни один из ответов не верен. 23. Среди главных элементов психоаналитической терапии выделяются а) эмпатия; б) перенос; в) безусловно положительное отношение к пациенту. г) Все ответы верны. 24. Прибегая к терапии, центрированной на клиенте, терапевт должен а) интерпретировать мысли и чувства клиента; б) довести до его сознания игнорировавшиеся им прежде физические ощущения; в) дать клиенту возможность выражать чувства, не боясь подвергнуться осуждению; 212 Глава 12 г) довести до сознания клиента иррациональные аспекты его мыслей. 25. Терапия, направленная на развитие у клиента способности брать на себя ответственность по принципу «договора» и придерживаться реалистически поставленных перед собой целей, называется а) трансакционным анализом; б) экзистенциальной терапией; в) гештальттерапией. г) Ни один из ответов не верен. 26. Групповая терапия предполагает а) дискуссии под руководством терапевта; б) контакты с членами группы на вербальном уровне; в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы. г) Все ответы верны. 27. Аверсивное обусловливание а) чаще всего используется для лечения алкоголиков и социопатов; б) состоит в сочетании неприятного раздражителя с ситуацией, дающей удовлетворение; в) сопряжено с проблемами этического порядка. г) Все ответы верны. 28. Метод накопления жетонов а) представляет собой одну из форм контр-обусловливания; б) предполагает поведенческое повторение; в) позволяет пациенту получать некоторые привилегии за всякое улучшение поведения. г) Все ответы верны. 29. Группы взаимопомощи а) объединяют людей, переживающих сходные проблемы; б) часто возникают внутри терапевтических сообществ; в) редко способствуют появлению новых способов психологического посредничества. г) Ни один из ответов не верен. 30. Терапевтические сообщества а) пытаются пробудить у своих членов чувства сопричастности и свободы; б) главным образом сосредоточены на заботах о пациентах; в) начиная с 60-х годов переживают упадок. г) Все ответы верны. Ответы Заполнить пробелы 1-выживание, тревога; 2 - физиологические, психосоматическими; 3-редко, норм, отклонениями, галлюцинациями, стрессом, неспособностью; 4-одержимости бесом; 5 - тюрьмы, приюты, медицина; 6 - психиатрии, психические; 7 неврологии, психофармакологии, психиатров, биологическими; 8-«Оно», удовольствия, реальности; 9-«Я», ситуаций, тревогу, механизмами психологической защиты; 10-реакционное, противоположных, подавлены; II-сублимация; 12-проекции, «Сверх-Я»; 13-научения, внешними; 14-когнитивного, неадаптивными, иррациональных; 15 - равновесия, реального; 16-социо-культурного, миф, ответственность; 17-возрасте, органическую, функциональную; 18-аномалиями, отравлениями, деменции; 19-когнитивной, эффективные, утратой; 20- «Иные» 213 (Ьобические, панические, обсессивно-компульсивные; 21-соматоформным; 22 распад; 23-идентификации, необычные, функции, тревогу; 24-гибкость, адаптивность, стрессу; 25-«больного», неповторимой, кризис; 26-электрошок, психохирургия, химиотерапия; 27 - сократить, уменьшилось; 28-лучше; 29-интра-психические, поведенческие; 30 - подсознательные, подавленными; 31-самоуважения, равновесия; 32-осознал, целое; 33-ситуации, иррациональных; 34-экзистенциальную, реальности, трансакционный, психодраму; 35 -понять, гармоничные; 36-обусловливания, противоположным, неадаптивному; 37-жетонов, поведение, привилегии; 38-самоконтроля, вознаграждать; 39-изоляции, стресса, советами, информацией; 40-терапевтические, атмосферу, свободным, выражать. Верно или неверно 1 Н- 2-Н- 3-Н- 4 В; 5-Н; 6-В; 7-В; 8-Н; 9-Н; 10-В; 11-Н; 12-В; 13-Н; 14-В; 15-Н; 16-В; 17-Н; 18-В; 19-В;20-Н;21-В;22-Н;23-В;24-В;25-Н; 26-В^ 27-Н; 28-В; 29-В; 30-Н. Выбрать правильный ответ 1-г2-г;3-в;4-г;5-г;6-г;7-а;8-г;9-г; 10-6; 11-г; 12-а;13-а; 14-г; 15-г; 16-в; 17-г; 18-г; 19-г; 20-6; 21-в; 22-6; 23-6; 24-в; 25-г; 26-г; 27-г; 28-в; 29-г; 30-а. Литература Barnes M., Berke J., 1973. Mary Barnes: un voyage a travers la folie, Paris, Seuil. Berne E., 1977. Analyse transactionelle et psychotherapie, Paris, Payot. Bettelheim В., 1979. Un lieu ou renattre, Paris, Laflbnt. Blanche/ L., Lavigueur H., Dauphinais R. (nov. 1981). "L'mtervention en reseau, un modele alternatif de prise en charge communautaire", Sante mentale au Quebec, vol. VI, n° 2, p. 126-132. BouchardC.. 1983. "Non a la prevention", dans Psychotherapies, attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (ed.), p. 203-221. Blum J.D. (nov. 1978). "On Changes in Psychiatric Diagnosis Over Time", American Psychologist, vol. 33, n° 11, p. 1017-1031. Deligny F„ 1975. Nous et 1'innocent, Paris, Maspero. Denis G., Toussignant M.. Laforest L. (1973). "Prevalence de cas d'interet psychiatrique dans une region du Quebec", Canadian Journal of Public Health, n° 64, p. 387-397. Dongier M., 1967. Nevroses et troubles psychosomatiques, Bruxelles, Dessart. Dreyfus C., 1975. Les groupes de rencontre, Paris, Retz. Ellis A., 1962. Reason and emotion in psychotherapy. New York, Lyie Stewart. Eysenck H.J. 1952). "The effects of psychotherapy: an evaluation", Journal of Consulting Psychology, n° 16, p. 319-324. Feldman M.P., Macculloch M.J., 1971. Homosexual behavior: therapy and assessment, Oxford (England), Pergamon Press. Fontaine 0., 1978. Introduction aux therapies comportementales, Bruxelles, Mardaga. Fowcauh M., 1972. Histoire de la folie a 1'age classique, Paris, Gallimard. Franki V., 1974. La psychotherapie et son image de 1'homme, Paris, Ed. Resma. Freud A., 1967. Le moi et les mecanismes de defense, Paris, P.U.F. 214 Глава 12 Glasser W., 1971. La "reality therapy", Paris, EPI Ed. Goffman E., 1968. Asiles, Paris, Les Editions de Minuit. Guertin M., Lecomie Y. (juin 1983). "Editorial", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, n° 1. p. 5. Kazdin A.E., Wllcoxon L.H. (sept. 1976). "Systematic desensitization and non-specific treatment effects: a methodological evaluation". Psychological Bulletin, vol. 83, n 5, p. 729-758. Laing R,D., 1970. La politique de 1'experience, Paris, Stock. Laing R.D., 1986. La voix de 1'experience, Paris, Seuil. Lavoie F., 1983. "Les groupes d'entraide", dans J. Arseneau et coil., Psychotherapies, Attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (e'i), p. 181-202. Lecomte Y., Tourigny Ch. (jitm 1983). "La communaute therapeutique", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, n° 1, p. 107-134. Leighton D.C. et col!. (1971). "Psychiatric disorder in a Swedish and a Canadian community: an exploratory study", Soc. Sci. Med., n° 5, p. 200. Lovaas 1.0. 1977. The autistic child, New York, Irvington Publishers. May R., 1976. Le desir d'etre: Psychologie existentielle, Paris, Ed. de 1'Epi. Minuchin S., 1979. Families en therapie, Paris, Delage. Moreno J.L„ 1965. Psychotherapie de groupe et psychodrame, Paris, P.U.F. Mosher L., Mem A., 1978. "Lowered barriers in the Community: the Soteria Model", in: L. I. Stein, M. A. Test (Eds.), Alternatives to Mental Hospital Treatment, New York, Plenum Press, p. 75-113. Mousseau J. (oct. 1971). "Le discours de ranti-psychiatrie", Psychologie, n° 21, p. 51-58. Owen F., Crow T.,J„ Poulter M., Cross A.J., Longden A., Riley G.J. (1978). "Increased dopamine receptor sensitivity in schizophrenia", Lancet II, p. 223-226. Peris F., 1977. Gestalt-therapie: technique d'epanouissement personnel, Montreal, Stanke. Plamandon M. (juin 1983). "Les alternatives en sante: enjeux et perspectives", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, n° 1, p. 100-106. Rogers C. R. "La relation therapeutique: les bases de son efiicacite". Bulletin de Psychologie, n° 17, p. 1-9. Romeder J.M., 1982. Les groupes d'entraide au Canada, Ottawa, Ministere de Sante et du Bien-etre social. Rosenhan D.L. (1973). "On being sane in insane places". Science, n° 179, p. 250-258. Satir V., 1970. Therapie du couple et de la familie, Paris, Ed. de 1'Epi. Scheflin A. W., Opton E.M., 1978. L'homme programme, Montreal, Stanke. Schreiber F.R., 1978. Sybil, Paris, J'ai lu. Shapiro A. K., Morris L. A., 1978. "Placebo effects in medical and psychological therapies", in.: Garfield S. L. et Bergin A. E., Handbook of psychotherapy and behavior change, John Wiley and Sons. Sloane R., Bruce et coil., 1975. Psychotherapy versus Behavior therapy, Harvard University Press. Smith M.L., Glass G.V. (1977). "Meta-analysis of psychotherapy outcome studies", American Psychologist, n° 32, p. 752-760. Strole L., Longer T.S., Michael S. Т., Opiier M.K., Rennie T.A., 1962. Mental Heatlth in the Metropolis, New York, McGraw-Hill. Stolz S.R., Wenckowski L.A., Brown £.S. (1975). "Behavior modification: a perspective on critical issues", American Psychologist, n° 30, p. 1027-1048. Szasz Т., 1977. Le mythe de la maladie, Paris, Payot. Wolpe J., 1975. Pratique de la therapie comportmentale, Paris, Masson.
Приложение А Биологические основы поведения Наследственность и размножение Миллиарды клеток, из которых построено человеческое тело, берут начало от одной-единственной клетки (зиготы), образованной слиянием яйцеклетки и сперматозоида.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.016 с.) |