Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Жан тайно влюблен в Изабеллу, но не уверен, вызывает ли он у той ответное чувство. Ему хотелось бы знать, чем обусловлены ее улыбки при встречах-составляют ли они особенность ее манеры общения (внутренняя причина) или же они адресованы специально ему (внешняя причина) и, таким образом, имеют для него особое значение. Жану известно, что большинство людей, испытывая чувство к другому человеку, выражают ею главным образом улыбками (обычное поведение). Он замечает, что Изабелла всегда улыбается ему при встрече (постоянное поведение) и, с другой стороны, что она улыбается далеко
не всем (отличающееся поведение). Таким образом, в соответствии со шкалой Келли Жан, по-видимому, мог бы объяснить поведение Изабеллы ситуацией (в данном случае-своим присутствием), а не просто складом личности девушки. Прежде чем сделать окончательный вывод о том, что поведение Изабеллы свидетельствует о ее любви, он должен убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что поведение Изабеллы постоянно - что она улыбается не только тогда, когда хочет получить от него записи лекций (менее обычное поведение, обусловленное специфической внешней причиной) (см. примечание к схеме 11.1). Во-вторых, необходимо правильно расшифровать значение постоянного поведения Изабеллы. Как отмечает Эбби (Abbey, 1982), мужчины часто ошибаются в интерпретации, принимая улыбку или интерес со стороны женщины за попытку обольщения или поиск интимного контакта. Поэтому не исключено, что Изабелла хочет всего-навсего наладить с Жаном прочные дружеские отношения. Наверное, Жану проще всего было бы выяснить ситуацию, прямо спросив об эгом девушку, пока улыбка не перестала быть избирательной. Резюме 1. На самых разных уровнях - от атома до Вселенной - элементы объединяются в системы, которые в свою очередь образуют структуры со все более сложной организацией. Человек представляет собой лишь одно из звеньев этого континуума, а его равновесие и выживание возможно лишь в группе - составной части человеческого общества. 2. Размеры и защита территории зависят у человека от культуры, возраста, социального положения и т. п. Межличностная дистанция определяется степенью интимности отношения между людьми. 3. Окружающая среда и такие факторы, как перенаселенность, шум и загрязнение, иногда оказывают на людей пагубное влияние. 4. В каждой из групп, к которым принадлежит гот или иной человек. он занимает определенное социальное положение, с которым связана роль, позволяющая другим членам группы ожидать от него определенного поведения. 5. Существуют разные формы власти. Лидерство, по-видимому, зависит в основном от способности человека выдвинуться в тот момент. когда в группе ощущается в том потребность. 6. Конформизм развивается главным образом под влиянием социального давления; хотя в современном обществе альтруистическое поведение все еще продолжает играть важную роль, конформизм может стать причиной настоящей апатии у свидетелей драматических событий. 7. Влечение одного человека к другому определяется множеством факторов. В первую очередь это такие внешние факторы, как физическая близость, компетентность и взаимное вознаграждение. 8. Важную роль в коммуникации у людей играет невербальный язык. включающий выражение лица, телодвижения, прикосновения и голос. Человек и другие люди 117 В любой момент сам характер общения между людьми составляет некую метакоммуникацию, указывающую на то, как следует понимать передаваемую во время общения информацию. Метакоммуникация лежит в основе «двойного принуждения». 9. Наше восприятие других людей чаще всего основано на том впечатлении, которое они на нас произвели, а также на объяснении причин их поведения их внутренними склонностями или той ситуацией, в которой они оказались. 10. Стереотипы состоят из зачастую слишком привычных упрощенных представлений о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. 11. Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Они формируются с детства и «кристаллизуются» в возрасте от 20 до 30 лет. 12. Центральные установки изменяются всегда с большим трудом, чем периферические. Изменение установок зависит от множества факторов, связанных с качествами коммуникатора, характером информации и особенностями реципиента. 13. Когда наши убеждения приходят в противоречие с фактами,'мы оказываемся в ситуации когнитивного диссонанса, 'выйти из которой можно, либо изменив установки, либо отвергнув факты или преуменьшив их значение, либо, наконец, найдя веские основания для сохранения прежних установок. 14. О предубеждении говорят в тех случаях, когда мы выносим свое суждение о других людях, даже не познакомившись с ними. Предубеждение позволяет человеку успокоиться насчет ценности собственной персоны, а также направить свою агрессивность на «группу-мишень» во время кризиса. Материал для самопроверки Заполнить пробелы 1. Животное маркирует.. вокруг гнезда или норы внутри своего жизненного...... 2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется.....; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется...... 3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся........... и........... 4. Социальное положение человека связано с его...... на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им..... определенного поведения. 5. Власть..... обеспечивается доскональным знанием той или иной области человеческой деятельности, что, например, характерно для..... и вообще...... 6. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико..... конформности, а человек испытывает большую потребность в...... 7 Хотя человеческая история и изобилует примерами...... недавние наблюдения выявили многочисленные случаи со стороны свидетелей ситуаций 8 Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими особенностями как, с нами.,, а также 9 Как полагасг Мерабян, смыст слов передает % содержания сообщения, а выражение лица % 10 Невербальный язык включает,,,,, 11 Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над», т е над тем что буквально означает смысл 12 представляет собой ситуацию, в кс '"орой никакой невозможен 13 Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект, когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект, выражающийся в том, что наши первые впечатления наиболее 14 Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им, либо, в которых эти тюди оказались 15 Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях, сравнительно представление 16 Установка имеет три измерения и 17 Многие из наших установок формируются в результате контакта с, свою форму они, однако, приобретают в возрасте от до 18 Установка легче изменяется в том случае, есчи коммуникатор внушает, если он говорит не слишком, если он, и похож на нас самих 19 Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно от мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать, если он не свою установку 20 Наша к сообщению тем больше, чем больше оно нас, с учетом сложившейся для нас, наших и нашей 21 Механизм избирав жного позволяет человеку сохранять и своих установок, но и ю же самое время редко делает его более 22 Согласно Фестингеру стремление сохранить своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы возникающий, и искать доводы, чтобы себя, что сделанный нами выбор-наилучший 23 Чтобы поддерживать высокий уровень с другими людьми, мы скчон ны или даже расхождение между нашими и их установками 24 О предубеждении говорят в том случае, когда мы о человеке или о ipynne людей, даже не с ними и не зная причин их 25 Предубеждение, в частности, позволяет направлять на «группу-ми шень», которой, таким образом, отводится роль Верно или неверно? 1 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций 2 Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы связанные с чувством одиночества, уходом в себя и апатией 3 В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно 4 Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств 5 Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства Человек и другие люди 119 6 Взаимное в течение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них 7 Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом 8 В отличие от стран с латинской культурой в странах с англо-саксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации 9 Метакоммуникация это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию 10 Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством 11 Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, нежели внутренними 12 Стереотип это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты 13 Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 тет и впостед-ствии изменить их очень трудно 14 Если коммуникатор внушает доверие, для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, бьпа доступна реципиенту 15 В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху 16 Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия 17 В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор 18 Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми 19 Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori 20 Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди Выбрать правильный ответ 1 Свою территорию животные а) разделяют с другими сородичами, б) ожесточенно защищают от всякого вторжения, в) защищают от сородичей, г) ограничивают только тем местом, где расположено гнездо или нора 2 Чрезмерная птотность населения чаще всего усиливает у людей а) чувство одиночества, б) чувство «анонимности», в) уход в себя г) Все ответы верны 3 Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей а) уменьшение агрессивности, б) усиление взаимопомощи, в) ухудшение успеваемости в школе г) Все ответы верны 4 Социальные роли связаны а) с социальным положением, б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы, в) с фактическим поведением человека. г) Все ответы верны.. Власть человека, представляющего существующий порядок, называется а) законной; б) властью вознаграждения; в) принудительной; г) властью эксперта.. Конформизму особенно сильно подвержены а) очень дисциплинированные люди; б) сравнительно умные люди; в) люди, неустойчивые к стрессу, г) Ни один из ответов не верен. Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить а) «распылением» ответственности; б) уменьшением остроты ситуации; в) боязнью принять решение в присутствии других. г) Все ответы верны. Вероятность увлечься другим человеком возражает, если он а) часто находится поблизости; б) обладает качествами, противоположными нашим собственным; в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся. г) Все ответы верны. Интерес к другому человеку можно невербально выразить а) помещенными на бедра руками: б) пронзительным голосом; в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника. г) Ни один из ответов не верен. Двойное принуждение а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации; б) связано с невозможностью выбора; в) позволяет избежать шизофренического поведения. г) Ни один из ответов не верен. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом а) первичности; б) ореола; в) плацебо; г) Пигмалиона. Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами, если это поведение является а) постоянным, мало отличающимся и необычным б) постоянным, отличающимся и обычным: в) непостоянным, мало отличающимся и необычным. г) Ни один из ответов не верен. Стереотипы а) представляют собой результат нашего лично! о опыта; б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей; в) всегда являются предубеждениями. г) Ни один из ответов не верен. Установки а) определяются только нашими мнениями и убеждениями; б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства:
Человек и другие люди 121 в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни. г) Все ответы верны. 15 Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он а) внушает доверие; б) любезен; в) похож на нас самих. г) Все ответы верны. 16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента; б) часто видоизменяться; в) взывать главным образом к страху. г) Ни один из ответов не верен. 17. Реципиент сообщения склонен а) легко менять свои установки; б) объективно расшифровывать сообщение; в) проявлять избирательность восприятия. г) Все ответы верны. 18. Если мы стараемся убедить себя. что сделанный нами выбор-наилучший, мы тем самым пытаемся а) усилить когнитивный диссонанс; б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением; в) увеличить когнитивное расхождение. г) Ни один ответ не верен. 19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны а) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением; б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других; в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми. г) Все ответы верны. 20. Предубеждения а) чаще всего создаются у авторитарной личности; б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны; в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень». г) Все ответы верны. Ответы Заполнить пробелы 1 -территорию, пространства: 2-личной, публичной; 3 - перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4-ролью, ожидать; 5 эксперта, ученого, профессионала: 6-давление, одобрении; 7-альтруизма, апатии, критических; 8 - внешними, физическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9-7, 55; 10-выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения, голос; 11 коммуникацией, сообщения; 12-«Двойное принуждение», выбор; 13 ореола, первичности, стойки; 14 поведение, склонностями, ситуация; 15-расхожее, упрощенное: 16-когнитивное, аффективное, поведенческое; 17 родителями, окончательную. 20, 30 лет; 18 доверие, быстро, привлекателен, любезен: 19 отличаться, последствия, изменит: 20-восприимчивость, касается, ситуации, нужд. цели; 21 восприятия, стабильность, согласованность. объективным; 22-непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 -согласия, преуменьшить, отрицать; 24—судим, познакомившись, поведения; 25-агрессивность. «козла отпущения».
Г шва II Верно или неверно? I В, 2 Н, 3 Н, 4 В, 5 Н, 6 Н, 7 В, 8 Н, 9 В, 10 В, 11 В, 12 Н, 13 Н, 14 Н, 15 В 16 Н 17 В, 18-Н, 19 В, 20 Н Выбрать правильный ответ 1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 а, 6 в, 7 г, 8 а, 9 в, 10 б, 11 б, 12 г, 13 г, 14 б, 15 г, 16 а 17 в 18 г 19-6, 20-г Литература Aronson E binder D E (1965) "Gain and loss of esteem as determinants of interpersonal attractiveness", Journal of Experimental Social Psychology, n 1,p 156 171 Afch S E 1951 "Effects of group pressure on the modification and distortion of Judgments", in H Geutskow (Ed), Groups, leadership and men, Pittsburgh (Pa), Carnegie Bateson G (1972) Vers une ecologie de 1'espnt, tomes 1 et IT, Pans, Ed du Seuil 1977 et 1980 Beilharz R G Mylrea P J (1963) "Social position and movement orders of dairy heifers". Animal behavior, n 11, p -''^ Bickman L Teger A Gabriele T Mclaiiulilin С Berqer M Sunday E (1973) "Dormitory density and helping behavior". Environment and behavior, n° 5 p 465 490 Carbone T (1975) "Stylistic variables as related to source of credibility A content analysis approach", Speech Monographs, n° 42, p 99 106 Cohen S Glass D D Singer J E (1973) "Apartment noise, auditory discrimination, and reading ability in children", Journal of Experimental Social Psychology, n 9 p 407 422 Constanzo P R (1970) "Conformity and development as function of self-blame, Journal of Personality and Social Psychology, n 14, 366 374 Crutihfield R S (1955) "Conformity and Character" American Psychologist, n 10 p 191 198 Donnerste in E Wilvon D W (1976) ' Effects of noise and perceived control on ongoing and subsequent aggressive behavior', Journal of Personality and Social Psychology, n 34 (5), p 774 781 Durden-Smith J 1980 "How to win the mating game by a nose". Next, nov-dec, p 85 89 Festmqer L 1957 A theoly of cognitive dissonance Stanford, Cat Stanford University Press French J R P Jr Raien В 1959 "The basis of social power, in D Cartwnght (Ed) Studies in social power, Ann Harbor Mich Institute of Social Research, p 150 167 Hall E T 1966 The hidden dimension, New York, Doubleday Heider F 1958 The psychology of interpersonal relations, New York, Wiley Hess EH (1965) 'The role of pupil size in communication'. Scientific American, n°223 (5), p 110 119 Hoflmg С К Botzman E Dairy mple S Grace's N Pierce С М (1966) "An experimental study in nurse-physician relationships", Journal of Nervous and Mental Disease, n 143, p 171 180 Jones E E Kanduse D E Kcl!\ H H Nisbett R E Vahens S Wemer W 1971 Attribution Perceiving the cause of behavior. New York, General Learning Press
Чеювек и другие люди Kelley Н Н 1967 "Attribution theory in social psychology", in D Levine (Ed) Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb University of Nebraska Press Kleinke С L (1977) 'Compliance to requests made by gazing and touching experimenters in field settings', Journal of Experimental Social Psychology n° 13 p 218 223 Latane В Dailn J M 1970 The unresponsive bystander Why doesn't he help9, New York Appleton-Century-Crofts Le Magnen J 1952 "Phenomenes olfacto-sexuels chez 1'homme", Archives de Psychologie Ley en's J P 1979 Psychologie sociale, Bruxelles, P Mardaga ed Mehrahian A 1972 Nonverbal communication Chicago Aldine Atherton Miller N Maruvama G Beaber R J Valone К (1976) "Speed of speech and persuasion", Journal of Personality and Social Psychology, n 34, P 615 624 Montmolhn G de, 1977 L'mfluence sociale Phenomenes, facteurs et theories, Pans PUF Most. oiici S 1979 Psychologie des minonles actives, Pans, PUF Page R A (1977) 'Noise and helping behavior", Environment and Behavior, n° 9, p 311 334 Sch/elderup-Ehhe Г (1913) "Social behavior in Birds" Handbook of Social Psychology, С Murchmson (Ed), Worcester, Mass, dark University Press, 1935, p 947 972 Watzlannk P Веаып J H Jackson D D (1967) Une logique de la communication, Pans, Ed du Seuil, 1972 Wilder D (1977) Perception of groups, size of opposition and social influence", Journal of Experimental Social Psychology, n° 13, p 253 268 Zilman D Baron R A Tambonm R (1981) "Social costs of smoking Effects of tobacco smoke in hostile behavior". Journal of Applied Social Psychology, n 11 (6) p 548 561
Глава 12 «Иные» Введение Вот мы и подошли к последней главе книги. В предшествующих главах мы пытались разобраться, как человек воспринимает, чувствует, обучается, думает, говорит, творит..., как развиваются эти разнообразные процессы и каким образом они позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми. Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия, которые могут помешать развитию человека, до сих пор предполагалось, что мы все проходим в общих чертах сходный, как бы идеальный и более или менее стандартный жизненный путь, который приводит каждого к отвечающим его природе целям. Иными словами, до сих пор мы рассматривали некоего «абстрактного» человека, противостоящего жизни вообще. Еще раз повторим, однако, что каждый человек уникален, и в каждом отдельном случае речь идет о жизни, восприятиях, переживаниях, потребностях, планах и трудностях данного человека. Сталкиваясь с затруднениями, он волей-неволей повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс. В таких бесконечных «переговорах» с окружающим миром и другими людьми большинству удается сохранять относительное равновесие. Однако некоторые люди. слишком хрупкие или плохо подготовленные к жизни, «спотыкаются» в самом начале жизненного пути или позднее, когда жизнь подвергает их серьезным испытаниям. Их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним внимание других, а потом их отгесняюг в сторону, отчуждают и превращают в «иных». В результате общество часто берет на себя «ответственность» за таких людей, которая в лучшем случае оборачивается помощью, а в худшем -изоляцией или попыткой насильственного возвращения к нормальной жизни. Тревога и стресс Как говорилось в главе 6, живое существо, ведущее непрерывую борьбу за свою адаптацию, снабжено такими механизмами, как эмоции и в особенности тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или «кризисной» ситуации. Такие «Иные» 125 механизмы, свойственные высшим животным, должны были играть важную роль в поведении наших предков, выживание которых существенным образом зависело от способности к «противостоянию». Современная жизнь, однако, сильно изменила условия нашего существования, так что эта готовность к противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы выжить. Между тем соответствующие механизмы сохраняются и продолжают действовать в самых разнообразных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное отношение к выживанию: во время разлуки, при потере близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необходимых для успеха в учебе и профессиональной деятельности, и т. д. С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. 'Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т. п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Селье (см. гл. 6). К несчастью, стресс нередко приводит к весьма печальным послед-сгвиям в виде различных физиологических нарушений. Чаще всего это головные боли1 и язва желудка (см. документ 6.10), но бывают и другие расстройства, обусловленные причинами эмоционального порядка: артериальная гипертензия, артрит, астма (если только она не аллергического происхождения), колиты и даже некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют психосоматическими. Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности, что побуждает окружающих людей задумываться о смысле подобной трансформации. Вопрос, имеющий центральное значение для объяснения человеческо- ' Головная боль обусловлена длительным возбуждением нервных волокон, окружающих кровеносные сосуды, ответственные за кровоснабжение черепа; эти госуды находятся в состоянии хронического расширения из-за постоянной потребности лицевых мышц, напряженных вследствие тревош или досады, в притоке насыщенной кислородом крови. Хроническое расширение сосудов приводит к освобождению простагландина Ед, который участвует в возникновении болевых сигналов и синтез которого можег блокироваться аспирином. 126 Глава 12 то поведения, можно сформулировать следующим образом: какое поведение следует считать нормальным^ От ответа на него зависит и то, как следует определять отклонение, какой смысл нужно вкладывать в это понятие и, главное, в каких случаях поведение человека можно расценивать как «аномальное». Что такое аномальное поведение? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта (см. гл. 9), речь идет здесь о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные, организованные и т.д.1 Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, «вышедшего из всех нормальных рамок», все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Поведение будет считаться тем «ненормальнее», чем больше опасности оно будет представлять для самого человека или для окружающих. В качестве примеров можно привести суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка. Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что «расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Из главы 5 мы уже знаем, что наше восприятие действительности организуется и «стандартизируется» головным мозгом, важная функция которого состоит в фильтрации внешних сигналов. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки 1 Считают, что в США у 10% детей есть шансы на то, что на протяжении жизни у них возникнет какое-либо психическое расстройство. Фактически в психологической помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев. «Иные» 127 этих сигналов связано с риском неправильной адаптации. Именно так обстоит дело у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные. Кроме того, дело может заключаться и в изменении уровня сознания, связанном с его «помрачением», что может стать причиной зрительных или слуховых галлюцинаций. Такого рода частые погружения во внутренний мир нормально воспринимаются лишь у некоторых народов, где их рассматривают как способ общения с «потусторонним миром». Как говорилось в главе 4, западная культура единственно нормальным состоянием сознания признает экстравертированное сознание. Но еще сильнее, чем перечисленные симптомы, внимание к человеку могут привлечь эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, преодолевать которую человек не в состоянии. Наконец, бывает, что и без каких-либо эмоциональных расстройств человек оказывается неспособным преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми. Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться (см. документ 12.1). Споры начинаются тогда, когда нужно решить, какой должна быть эта поддержка-социальной, психологической или медицинской. Выбор, который в этих случаях необходимо сделать, по существу, зависит от того подхода, к которому прибегают в попытках объяснить аномальное поведение, а также определяется историей борьбы с «безумием» в нашем обществе. Некоторые подходы к пониманию аномального поведения Демонология На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение человека объясняли присутствием «злого духа», которого во что бы то ни стало нужно было изгнать с помощью заклинаний и дурного с ним обращения. Чаще всего, однако, подобные меры не действовали; церковь пребывала в убеждении, что ведьмы и колдуны заключили с дьяволом нерасторжимый договор. и поэтому их нужно просто уничтожать, сжигая на костре. В 1484 году 128 Глава 12 Рис. 12.1. Уверенность в том, что психические расстройства связаны с одержимостью бесом, приводила к изобретению различных способов избавления человека от дьявола. В средние века «ведьм» сжигали (А). Всего только столетие назад некоторые медики проповедовали насильственные методы борьбы с безумием (Б), а другие, как это видно из рисунка 1880 года (В), пытались успокаивать безумных, помещая их в специальные клетки. папа Иннокентий VII издал даже специальную буллу, призывавшую духовенство к безжалостному истреблению «ведьм». На протяжении последующих столетий «безумцев» продолжали подвергать изоляции, избегая общения с ними или даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где гноили вместе с преступниками. В других странах их помещали на особые суда - «корабли сумасшедших», которые спускались по рекам, время от времени останавливаясь у пристаней, где из этого устраивали зрелища для публики (Foucault, 1972). В XVI и XVII веках начинают (особенно в Англии) открываться приюты для умалишенных, предназначенные для изоляции лиц с психическими расстройствами. Здесь, однако, их ждала не более завидная участь, чем в тюрьмах. Очень часто их заковывали в цепи или сажали в клетки, чтобы утихомирить (рис. 12.1). Только в конце XVIII века безумием занялась медицинская наука 1, назвав это расстройство, подобно органическим нарушениям, болезнью. Такое признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия «психическое заболевание». ' Это событие связывают с именем французского врача Пинеля; на одной из картин того времени изображено, как он приказывает снять цепи с «безумных и умалишенных» (рис. 12.2). «Иные» 129 Рис. 12.2. Филипп Пинель был первым врачом, который в 1792 году потребовал освободить «умалишенных», содержавшихся в приюте Бисетр в Париже, от сковывавших их цепей и начал относиться к ним как к психически «больным» людям. Этот гуманный акт открыл эру психиатрии. Медицинский подход На протяжении XIX столетия ученые исследовали симптомы различных психических нарушений, описывали и классифицировали их, а также. разрабатывали методы лечения того или иного расстройства с целью вернуть больного к нормальной жизни. В 1883 году немецкий психиатр Крепелин опубликовал первое «Руководство по психиатрии», в котором даются названия, описания и систематика «душевных болезней». Веру людей в медицину укрепило и открытие вакцинации французским ученым Луи Пастером, показавшим, что причиной многих болезней являются микроорганизмы, в частности бактерии. Разработанные позднее методы лечения сифилиса и тифа', при которых, как известно, возможны психические осложнения, подкрепили мысль о том, что у всех душевных болезней есть свои органические причины. В свою очередь неврологические исследования показали, насколько тесно некоторые области мозга связаны с такими функциями, как речь и отдельные специфические формы поведения. Что касается наследуемости психических болезней, то результаты наблюдений над близнецами, родители которых страдали такими ' Третичный сифилис может приводить к утрате контроля над мышцами, к слепоте, глухоте и серьезным психическим нарушениям. Тиф в определенной ""адии сопровождается сильной лихорадкой и делирием (бредом). 130 Г.шиа 12 болезнями, большей частью интерпретировались учеными в пользу представлений об их наследственной передаче'. Наконец, в 50-е годы нынешнего столетия бурное развитие психофармакологии и открытие успокаивающего или возбуждающего действия некоторых лекарственных препаратов вселило во всех психиатров веру в то, что в контроле нашего поведения, возможно, участвуют биологические механизмы. Это стало еще более правдоподобным, когда в 70-е годы была выявлена роль нейромедиаторов, недостаток или избыток которых в организме, по-видимому, играет важную роль в развитии некоторых поведенческих расстройств. Психоаналитический подход Один психиатр прославился тем, что предложил психологическую модель, объясняющую возникновение «душевной болезни». Речь идет о Фрейде и его теории психоанализа. Напомним, что, согласно Фрейду, мысли и поведение человека по большей части имеют бессознательную природу. Чаще всего они возникают в результате конфликта между связанным с реальностью сознанием, с одной стороны, и подсознательными сексуальными или агрессивными побуждениями-с другой. Кроме того, Фрейд показал, что некоторые симптомы у больных можно снять, «высвободив» под гипнозом эмоции и чувства, связанные с определенными травматизирующими событиями, пережитыми в детстве, а затем подавленные. Так, у одной из пациенток Фрейда нормальное дыхание восстановилось после того, как под гипнозом ей стало понятно чувство вины, пережитое одним душным вечером, когда, бодрствуя у изголовья умирающего отца, она захотела оставить его и уйти на какой-то праздник. По Фрейду, этот пример позволяет объяснить, каким образом подавление молодой девушкой своих потребностей привело к конфликту, проявившемуся впоследствии на физиологическом уровне.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.018 с.) |