Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения конструктивным умениям

Поиск

 

1. Характеристика игр со строительнымматериалом

2. Методика обучения конструктивнымумениям

 

1. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны доста­точно давно и включены во многие системы воспитания детей дош­кольного возраста. Особенностью игр со строительным материалом явля­ется то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной челове­ческой деятельности. Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются" следующие виды строительного материала: специально созданный, природный и подсобный.

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сю­жетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

 

2. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной дея­тельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.

Эффективность любого обучения, в том числе и конструктивным уме­ниям, зависит от того, насколько оно интересно ребенку, вызывает его активность. Для того чтобы сформировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки. Используется также прием сотвор­чества: педагог предлагает детям (в разных возрастных группах) достро­ить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.

Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действитель­ной жизни.

На протяжении всех возрастных этапов воспитатель использует игры со строительным материалом для обогащения сенсорного опыта детей.

Впроцессе обучения конструктивным умениям используются различ­ные методические приемы:

• демонстрация образца;

• показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;

• постановка проблемной задачи;

• сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать.

Виды конструирования

 

1. Понятие конструирования

Конструирование по образцу

Конструирование по условиям

Конструирование по замыслу

 

1. Конструирование - целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт. В этом отношении конст­руктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной дея­тельности (рисованием, лепкой). В то же время конструирование предъяв­ляет специфические требования, поскольку конструктивная деятельность предполагает свои способы действия, приемы обследования и построе­ния конструкции.

Конструирование развивает умение видеть предмет, способность улав­ливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть собран. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструк­тивные свойства.

Выделяют три вида конструирования (по B.C. Мухиной):

• по образцу;

• по условиям;

• по замыслу.

 

2. Конструирование по образцу - детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца. Конструирование по образцу происходит по-разному. Простейший слу­чай, когда при детях строят образец.

Более сложный вид конструирования, когда ребенок смотрит на уже собранный образец. В этом случае перед ним встает особая задача: выч­ленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным эта­пом конструирования становится обследование образца. В процессе об­следования у ребенка складывается более правильное представление о конструируемом предмете.

Конструктивная деятельность требует также от ребенка умения выделять основные части образца. Деятельность, состоящая лишь из точного вос­произведения образца, не развивает умения творчески решать конст­руктивные задачи. Этой цели отвечает конструирование по целостному образцу (не расчлененному на отдельные детали), когда ребенок в ре­зультате обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести образец.

 

3. Конструирование по условиям. Этот тип конструирования имеет свою специфику: ребенок начинает строить конструкцию на основе не образ­ца, а условий, которые обусловлены задачами игры или поставлены воспитателем.

Конструирование по условиям требует от ребенка четкой организации деятельности, оно способствует развитию творчества и инициативы, интереса к варьированию.

 

4. Конструирование по замыслу. К этому типу конструирования побуждает ребенка игровая деятельность. Для игры требуются сооружения не толь­ко из специального строительного материала, но и из любых окружаю­щих детей предметов. Часто возникает необходимость в постройках, кото­рыми ребенок мог бы пользоваться сам, лично.

Использование построек в игре придает большой практический смысл конструированию детей и изменяет его характер. Дети начинают конст­руировать не только ради того, чтобы их постройка была похожа на какой-либо предмет, но и для того чтобы поиграть с этой постройкой.

Подобная установка вызывает у детей иное отношение к самому про­цессу конструирования: они стремятся сделать такую постройку, чтобы ее качества соответствовали задуманной игре.

Конструирование по образцу, по условиям и по замыслу - это не эта­пы, последовательно сменяющие друг друга. Все типы конструирования перемежаются в зависимости от задачи и ситуации, и каждый развивает в ребенке специфические способности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.01 с.)