Классификация детских игр, своеобразие каждого вида игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация детских игр, своеобразие каждого вида игр



 

Классификация детских игр.

Своеобразие каждого вида игр.

 

1 Возможны различные подходы к выбору основания для классификации детских игр:

с точки зрения развития и воспитания выделяют игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравствен­ное, эстетическое воспитание;

• при учете возрастного подхода - игры дошкольников, младших школь­ников, подростков, старшеклассников;

• с социально-психологической точки зрения - массовые, групповые, ин­дивидуальные;

• с точки зрения управления игрой - стихийные, педагогически управляемые;

по происхождению - игры, придуманные самими детьми (самодеятель­ные, вольные), и созданные для детей народной или научной педагоги­кой (в том числе дидактические);

по характеру отражения действительности - репродуктивные, творческие;

• по используемому материалу - словесные, предметные (с мячом, ска­калкой, кубиками);

• по месту проведения.

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Различают два основных типа игр:

• со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содер­жатся в них в скрытом виде);

• с открытыми (фиксированными) правилами. Здесь правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это харак­терно для дидактических и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттрак­ционов и пр.

 

2. В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

• творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драмати­зации, режиссерские, строительно-конструктивные);

• дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

• подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают:

• стремление детей к активности, самостоятельности;

• детское подражание;

• удовлетворение потребности в реализации жизненных и художествен­ных впечатлений;

• своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

 

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит созда­ние чего-то нового, оригинального.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или науч­ной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

Особенности сюжетно-ролевой игры

 

Основные понятия сюжетно-ролевой игры

Ролевая (бессюжетная) игра

Игра-драматизация

Режиссёрские игры

 

1. Основные понятия сюжетно-ролевой игры: тема, содержание, вообра­жаемая ситуация, сюжет, роль.

Тема и содержание - отображаемая в игре область действительности.

Воображаемая ситуация - образ игры, ее модель, возникающая в ре­зультате перенесения реальных значений и отношений с одних объек­тов на другие, расположенные в поле игрового действия.

Сюжет - последовательность воспроизводимых детьми действий, со­бытий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры.

Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.

Тема, содержание, воображаемая ситуация и роль претерпевают изме­нения на протяжении всего дошкольного возраста.

 

2. Ролевая (бессюжетная) игра возникает как результат развития вообра­жения, способности к подражанию взрослым, различным животным, машинам. В таких играх воспроизводится не столько усложняющаяся последовательность действий, сколько сам образ объекта подражания. Поэтому в ролевых играх у малышей действия однотипны (собака лает, паровоз гудит, машина урчит). На основе ролевого подражания возни­кают игры-грезы, игры-фантазии.

 

3. Игра-драматизация представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жест­ким каноном, как это имеет место в театральной пьесе, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Импровизация может касаться не только текста, но и сценического дей­ствия. В этом смысле буквальное воспроизведение детьми сказки, сти­хотворения, чтение литературного текста по ролям, участие в создан­ной взрослыми литературно-музыкальной композиции в строгом значении этого слова не есть игра. В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передается дос­ловно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, са­мостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействия и отношения героев.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обыч­ной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игры-драматизации дошкольников в основном воспроизводят жизнен­ные впечатления по сценарию, созданному взрослыми или с их помо­щью. Эти игры полезны для развития воображения и образной, вырази­тельной речи.

В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с произведениями народного фольклора и художественной литературы инсценируются сюжеты кино- и телефильмов.

Элементы драматизации помогают детям совершать воображаемые пу­тешествия в историю.

 

4. Начиная с дошкольного возраста (и до подросткового) распространены режиссерские игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за зверей в I зверинце, автомашины, трамвай, пешеходов на улице, героев при­думанной страны и т. д.

Режиссерские игры могут быть и групповыми: каждый ведет какие-либо игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизиро­ванного концерта, спектакля. В таких играх накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.007 с.)