Определение финансового предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение финансового предпринимательства



Основы предпринимательства.

1. Понятие предпринимательской деятельности

В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода).

В принципе, такое понимание предпринимательства зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально «предпринимателями» назывались лица, которые проявляли инициативу в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур).

Развитие современного предпринимательства тесно связано с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период конца 18 начала 19 веков предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, т.е. лица, вкладывающие средства в создание и организацию работы фабрик – крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

Несмотря на длительную историю становления и развития предпринимательства экономическая теория не дает до сих пор его четких критериев и определений.

Так, в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательской деятельности (предпринимательству) дается следующее определение: это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Под это определение, в принципе, попадает любая спекулятивная деятельность и даже деятельность незаконных групп.

 

2.Отличия предпринимательства от бизнеса

Предпринимательство часто отождествляется с понятием «бизнес». Хотя оба эти понятия тесно связаны, у них разный смысл. Бизнес – это не только предпринимательство, но и сделки купли продажи, коммерческое или производственное предпринимательство, политика отдельного предпринимательства или целой фирмы.

Синонимом слова «бизнес» является коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность. Поэтому бизнесменом можно назвать не только владельца какого-либо дела, но и менеджера, нанятого для управления той или иной фирмой.

К предпринимателям близки многие бизнесмены, однако далеко не все бизнесмены фактически являются предпринимателями и не могут претендовать на этот «титул». Бизнесменами можно считать посредников в торговых операциях, банкиров, биржевых посредников, дилеров и т.д.

Предпринимательство является частным и особым видом бизнеса, отличающимся постоянством получения дохода из деятельности учрежденного и работающего предприятия, действующего в рамках закона. Это деятельность, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

 

3. Признаки предпринимательства: базовые и вторичные

Выделяют необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Основными критериями, позволяющими отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо – к предпринимателям, являются:

1. Управление капиталом с целью получения прибыли; к предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и др. капиталом, общественная, благотворительная и др. деятельность, не имеющая целей извлечения прибыли.

2. Активность субъекта предпринимательской деятельности; данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от собственности на капитал, землю, средства производства.

3. Систематичность предпринимательской деятельности; критерий позволяет исключить из рассмотрения в качестве предпринимательства случайные, эпизодические акты, принесшие прибыль их субъекту.

4. Самостоятельность и ответственность субъекта предпринимательской деятельности; каждый, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия.

5. Инновационность, т.е. наличие в структуре деятельности организационных, экономических, организационно-экономических, социально-психологических и прочих инноваций, обеспечивающих новое сочетание факторов производства или их элементов.

Тем не менее, не всякий новый мелкий бизнес является предпринимательским. Например, открывая еще один китайский ресторан, хозяйствующий субъект определенно рискует. Но то что он делает, делалось раньше, и притом много раз. Он не создает ни нового источника удовлетворения, ни нового потребительского спроса. Поэтому в этом смысле он не является предпринимателем, даже несмотря на то, что он рискует в своем начинании.

Т.е., чтобы предприятие считалось предпринимательским, оно вдобавок к тому, что оно новое, оно еще должно пытаться создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяя и преобразуя ценностные установки.

6. Следование общепринятым в конкретный исторический момент нормам ведения бизнеса. Данный критерий позволяет решить проблему отнесения к предпринимательству некоторых пограничных видов деятельности по извлечению прибыли.

7. Исходно заданная потенциальная рискованность деятельности в условиях неопределенности среды, не гарантированность предпринимательского дохода.Данный критерий учитывает риск предпринимательской деятельности, который не может быть предотвращен средствами страхования и подобными им.

4. Перечислите группы общества, составляющие базу отечественного предпринимательства

Предпринимателями (субъектами предпринимательства) в рамках закона могут выступать граждане страны, признанные дееспособными, граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Три общественные группы выступают в качестве основной социальной базы формирования отечественного предпринимательства.

Во-первых, это управленцы разного уровня власти. Управляющие – наиболее влиятельная социальная группа, которая распоряжается материальными и другими ресурсами общества, обладает полезными социальными связями.

Вторая группа – это специалисты. Трудности бюджетного финансирования, невозможность реализовать себя привели их в группу предпринимателей. Однако до 30% занятых в частном секторе работают в нем частично (это их вторая работа) – они предпочитают рассматривать государственный сектор как своеобразную форму страхования.

В-третьих, молодежь, те, кто учатся или не так давно завершили обучение. Большинство из них оценивают предпринимательство как открытый канал социальной мобильности и быстрого достижения хорошего материального положения.

Кроме того, в качестве социальной базы современного предпринимательства выступают и криминальные элементы, чьи первоначальные капиталы получены противоправными действиями.

 

5.Тенденции развития современного предпринимательства

Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.

 

Экономический рост и технологический прогресс в развитых странах в основном происходят ЗА СЧЕТ деятельности крупных корпораций. В особенности их позиции сильны в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.

Сам процесс образования крупных объединений продолжается уже более столетия, причем размеры существующих только увеличиваются. Такая тенденция наблюдается и сегодня. Зная это, можно выделить четыре основных причины, стимулирующих рост корпораций:

1. Технологическую экономию, т.е. стремление к получению прибыли на масштабе производства. В результате автоматизации и усиления специализации, рост производства приводит к сокращению средних издержек на единицу продукции.

2. Экономию на росте, т. е. на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Такая экономия образуется в результате несбалансированности роста фирмы, что приводит к постоянному возникновению новых неиспользуемых в данный момент времени производственных и финансовых ресурсов. Экономия от их использования становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Благодаря этому образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.

3. Экономия на трансакционных издержках. Это расходы, связанные с функционированием рыночной системы, сократить их можно путем ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, а также диверсификации. О. Вильямсон, опираясь на исследование изменений организационных форм корпораций в США, произошедших за 150 лет, в результате которых образовались современные фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций»[1].

4. Стремление к получению конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных или мировых рынках, которые включают в себя:

‑ общий объем операций фирмы;

‑ рыночные квоты;

‑ выгоды от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм;

‑ возможности внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов в зависимости от особенностей национального государственного регулирования, изменения валютных паритетов, национальных систем цен, тарифов;

‑ возможность оперативного реагирования на изменение обстановки на мировых рынках.

Однако, несмотря на то, что крупные промышленные концерны продолжают играть решающую роль в экономике, со временем (с учетом изменяющихся условий хозяйствования) такая концентрация производства достигает пределов эффективности и целесообразности, что соответственно ведет к неуправляемости, бюрократизации управления, падению производительности труда. В результате этого технологически обусловленная экономия на масштабе производства при дальнейшем росте компании поглощается издержками на содержание аппарата управления, на поддержание контроля над деятельностью всех подразделений.

Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо уметь приспосабливаться к изменяющейся ситуации, обладать гибкостью, быстротой реакции, возможностью быстро внедрять и осваивать новые технологии. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению размеров создаваемых предприятий, а крупные промышленные гиганты приступили к реорганизации своих предприятий.

Бурный рост малого предпринимательства в развитых странах начался в 1970-80-е годы[2]. После периода мировых кризисов (энергетического, сырьевого и других) быстрее приспособиться к ситуации в производстве и на рынке смогли именно мелкие и средние фирмы. В результате этого малый бизнес стал тем элементом, без которого не произошло бы развитие крупного бизнеса и всей экономики.

Помимо объективных условий, росту малого предпринимательства (до 70-90% от общего числа действующих предприятий) способствовали следующие факторы:

  1. Преимущества малого бизнеса, связанные с большей гибкостью и мобильностью на рынке. Мелкие фирмы быстро появляются и также быстро исчезают, переходя из одного сегмента в другой, оперативно реагируя на изменения экономической ситуации.
  2. Научно-технические факторы, технологические изменения, доступность новых технологий и средств производства, а также высокая восприимчивость малых предприятий к новым идеям открыли путь малому бизнесу к ранее недоступным отраслям ‑ металлургической и обрабатывающей промышленности, машиностроению, производству сложного электротехнического оборудования и т.п.
  3. Как правило, провинциальные, местные рынки не представляют серьезного интереса для крупных корпораций, которые часто оставляют их малым предприятиям. Поэтому на таких региональных рынках мелких фирм особенно много. Близость к ресурсам, хорошее знание спроса и клиентуры, специфика продукции позволяют малым предприятиям очень эффективно действовать на местных рынках.
  4. Развитие малого бизнеса помогает решать одну из основных проблем современной экономики - проблему занятости. В результате экономических кризисов происходит сокращение занятых на крупных компаниях, которые в итоге находят работу на малых предприятиях. С 1970 по 1985 в США мелкие фирмы создали 35 млн. рабочих мест, в то время как крупные компании и государственные предприятия потеряли около 6 млн. рабочих мест[3].
  5. Развитие сферы обслуживания, появление ряда новых услуг (деловых, профессиональных и т.п.) также способствовало росту малого бизнеса, особенно бурно развивающегося именно в этой области экономики.
  6. Одним из главных факторов успешного развития и быстрого роста малых предприятий стала государственная политика развитых индустриальных стран, направленная на поддержание и поощрение малого предпринимательства.

Кроме того, малый бизнес отличается методами управления ‑ простотой, гибкостью принятия решений, отсутствием бюрократического аппарата, в некоторых случаях совмещением функций управления и владения. Очень важную роль здесь играет человеческий фактор. Реализация технических и деловых идей, общее дело, мотив прибыли привлекают людей, позволяя добиваться высоких показателей производительности труда.

В то же время, развитие малого предпринимательства сдерживает стремление крупных производителей к монополизации рынка. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание.

6.Определение производственного предпринимательства

К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции (например, сбыт продукции) играют вторичную роль.

 

7. Определение коммерческого (торгового) предпринимательства

Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродажи товаров и услуг.

Предпринимательский доход – дополнительный доход от управления. Излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или способностям анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Таким образом, прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:

- обычная прибыль делового человека

- излишек над обычной прибылью (плата за риск и новые идеи).

Под капиталом понимаются материальные или финансовые средства, а также интеллектуальные наработки и организаторские навыки, используемые в процессе производства и его обслуживания и служащие средством извлечения прибыли.

Иными словами:

- все технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законных основаниях, но не обязательно на правах собственности;

- материализованные элементы оборотного капитала (сырье, материалы, квалификационный уровень рабочей силы, приспособления и т.д.)

- оборотные (в денежной форме) средства

- интеллектуальная собственность (собственно предпринимательская идея, способ производства, изменение товарных или качественных характеристик и т. д.

Где

Тэ – технические элементы производства

Оэ+с – оборотный капитал плюс оборотные средства

Ис – интеллектуальная собственность.

 

Потребность предпринимателя в каком-то объеме капитала зависит от планов предпринимателя и от отрасли, на внедрение в которую и рассчитана предпринимательская идея.

Есть весьма капиталоемкие отрасли, есть те, которые не требуют весьма значительных вложений капитала.

 

31.Первоначальный капитал

Первоначальным называется капитал, пускаемый в оборот в момент начальной точки отсчета практической реализации предпринимательского проекта или в момент начальной стадии деятельности предпринимателя.

Это не только категория, необходимая для реализации проекта, но и та, по которой судят партнеры о деловом авторитете предпринимателя.

При организации нового предприятия или проекта необходимо иметь в виду подразделение капитала на основной и оборотный, т.к. возврат оборотного капитала происходит намного быстрее, чем возврат основного.

Кроме того, нужно учитывать, что соотношение между основным и оборотным капиталом различно в разных отраслях.

 

На этапе предварительных расчетов предприниматель озабочен поиском наиболее экономичного способа получения в собственное распоряжение того, что нужно для нормальной организации производственного процесса.

Во-первых, проводится сравнительный анализ всех выявленных возможных форм получения того, что необходимо для начала реализации идеи.

Во-вторых, в условиях РФ формирование первоначального предпринимательского капитала имеет свои особенности, связанные с отсутствием, как необходимой инфраструктуры, так и готовности общества оказать содействие.

 

32.Суть концепции «механизм скрытых партнерских связей

Концепции «механизма скрытых партнерских связей». Содержание этой концепции можно представить следующим образом:

§ Разрабатывается предпринимательский проект производства конкретного товара.

§ Осуществляется расчленение проекта на отдельные составные части.

§ Размещаются заказы у партнеров на производство отдельных деталей и компонентов товара.

§ Партнеры по мере изготовления деталей и компонентов осуществляют их поставку в адрес предпринимателя – автора проекта.

§ Предприниматель осуществляет только лишь сборку из деталей и компонентов, получаемых от партнеров.

§ Предприниматель осуществляет упаковку и маркировку товара, изготовленного на основе изложенной схеме.

§ Предприниматель поставляет готовый к потреблению товар потребителю (торговому агенту) и получает от него средства за реализуемый товар.

§ Получив деньги за реализованный товар, предприниматель осуществляет платежи своим партнерам – поставщикам отдельных деталей и компонентов товара.

§ По окончании первого оборота капитала начинаются те же самые действия, выводящие предпринимателя на новый оборот.

Производство товара на таких условиях, в принципе, возможно, осуществлять с «нулевым» капиталом. Капитал будет нужен только для обустройства помещения.

Но этот вариант возможен, если партнеры не требуют предоплаты, а производят детали на условиях последующей оплаты.

 

Если изготовители требуют предоплаты возможен вариант получения кредита от торгового агента, который будет продавать товар предпринимателя.

Если агент не предоставляет кредит, то есть возможность получения банковской ссуды (поскольку речь идет о незначительной сумме).

В любом случае использование данной концепции в некоторых случаях несет предпринимателю определенную выгоду.

 

33. Способы формирования первоначального капитала

Значимым для предпринимателя является вопрос – где взять требуемый объем первоначального капитала.

В рамках этой проблемы особое внимание обычно обращают на возможные способы формирования первоначального капитала.

К ним относятся:

1) финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);

2) личные сбережения (не только в денежной, но и вещевой, товарной форме)

3) заемные средства. Этот способ формирования капитала в условиях РФ имеет широкое распространение, это так называемый «рост с нуля». В этом случае получить кредит не так-то просто: нужны твердые гарантии.

34.Выбор решения о различных источниках формирования капитала

Предприниматель не может исходить только из собственных расчетов на основе потребностей для начала реализации предпринимательской идеи.

Для принятия решения ему необходима уверенность в том, что предстоящее вложение капитала будет действительно выгодным для него.

Свое решение предприниматель принимает на основе двух главных критериев:

- своих способностей

- своих возможностей

Принятие решения предполагает также убежденность в его целесообразности. Во внимание принимаются следующие факторы:

Срок окупаемости проекта

35.Критерии и факторы принятия решения о формировании капитала

Предприниматель при осмыслении проблем формирования предпринимательского капитала должен принять решение исходя из следующих факторов:

ü Экономических условий возможного осуществления предпринимательской деятельности;

ü Законодательства в сфере предпринимательства, нормативных актов, разрешающих или запрещающих что-либо;

ü Уровня конкуренции в сфере, в которой предприниматель действует;

ü Системы экономических приоритетов, которой придерживается потребитель;

ü Доступности и научно-производственного уровня всего того, что предпринимателю необходимо приобрести;

ü Наличия и условий привлечения рабочей силы требуемой квалификации.

 

36.Предпринимательский риск

Предпринимательским называют риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.

В указанных видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов. А риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов.

Что предлагается.

Здесь может быть две концепции:

а) для товаров, предназначенных широкому кругу потребителей, следует применить общепринятое и понятное наименование, избегая сложной тех. и спец. терминологии

б) товары узкопрофессионального или спец. назначения, должны называться точно, с применением тех. терминологии

Эти приёмы позволяют выделить среди общего потока покупателей более вероятных партнёров и определить границы рынка сбыта.

Кто предлагает.

Покупатель в общем случае подготовлен: он знает рынок и производителей данного товара, имеет информацию об уровне цен и характерных типах товаров и услуг. Массовый покупатель ищет хороший товар в известной фирме.

Условия поставки.

Они значительно повлияют на уровень цены. Где и каким образом можно приобрести и как доставить – актуальнейший вопрос.

Оптовые поставки.

Для оптовых поставок должна быть указана ёмкость минимальной поставки (партии); скидки на большие партии и виды упаковок.

Цена.

При принятии всех предыдущих условий обсуждается уровень цен и валюта цены. Рекомендуется приводить сравнение цен на продукцию не конкурентов, а на собственную ранее выпущенную продукцию.

В этом же пункте указываются возможные скидки, например скидки для агентов.

Сервис и гарантии.

Важно предоставить покупателю информацию о сервисном обслуживании товара, о возможности покупки запчастей и расходных материалов; о гарантийном сроке; обслуживании и ремонте.

Срок действия оферты.

Указывается, до какого срока оферент принимает акцепт оферты.

Адрес оферента.

53.Разновидности оферты

Различают:

Основы предпринимательства.

1. Понятие предпринимательской деятельности

В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода).

В принципе, такое понимание предпринимательства зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально «предпринимателями» назывались лица, которые проявляли инициативу в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур).

Развитие современного предпринимательства тесно связано с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период конца 18 начала 19 веков предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, т.е. лица, вкладывающие средства в создание и организацию работы фабрик – крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

Несмотря на длительную историю становления и развития предпринимательства экономическая теория не дает до сих пор его четких критериев и определений.

Так, в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательской деятельности (предпринимательству) дается следующее определение: это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Под это определение, в принципе, попадает любая спекулятивная деятельность и даже деятельность незаконных групп.

 

2.Отличия предпринимательства от бизнеса

Предпринимательство часто отождествляется с понятием «бизнес». Хотя оба эти понятия тесно связаны, у них разный смысл. Бизнес – это не только предпринимательство, но и сделки купли продажи, коммерческое или производственное предпринимательство, политика отдельного предпринимательства или целой фирмы.

Синонимом слова «бизнес» является коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность. Поэтому бизнесменом можно назвать не только владельца какого-либо дела, но и менеджера, нанятого для управления той или иной фирмой.

К предпринимателям близки многие бизнесмены, однако далеко не все бизнесмены фактически являются предпринимателями и не могут претендовать на этот «титул». Бизнесменами можно считать посредников в торговых операциях, банкиров, биржевых посредников, дилеров и т.д.

Предпринимательство является частным и особым видом бизнеса, отличающимся постоянством получения дохода из деятельности учрежденного и работающего предприятия, действующего в рамках закона. Это деятельность, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

 

3. Признаки предпринимательства: базовые и вторичные

Выделяют необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Основными критериями, позволяющими отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо – к предпринимателям, являются:

1. Управление капиталом с целью получения прибыли; к предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и др. капиталом, общественная, благотворительная и др. деятельность, не имеющая целей извлечения прибыли.

2. Активность субъекта предпринимательской деятельности; данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от собственности на капитал, землю, средства производства.

3. Систематичность предпринимательской деятельности; критерий позволяет исключить из рассмотрения в качестве предпринимательства случайные, эпизодические акты, принесшие прибыль их субъекту.

4. Самостоятельность и ответственность субъекта предпринимательской деятельности; каждый, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия.

5. Инновационность, т.е. наличие в структуре деятельности организационных, экономических, организационно-экономических, социально-психологических и прочих инноваций, обеспечивающих новое сочетание факторов производства или их элементов.

Тем не менее, не всякий новый мелкий бизнес является предпринимательским. Например, открывая еще один китайский ресторан, хозяйствующий субъект определенно рискует. Но то что он делает, делалось раньше, и притом много раз. Он не создает ни нового источника удовлетворения, ни нового потребительского спроса. Поэтому в этом смысле он не является предпринимателем, даже несмотря на то, что он рискует в своем начинании.

Т.е., чтобы предприятие считалось предпринимательским, оно вдобавок к тому, что оно новое, оно еще должно пытаться создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяя и преобразуя ценностные установки.

6. Следование общепринятым в конкретный исторический момент нормам ведения бизнеса. Данный критерий позволяет решить проблему отнесения к предпринимательству некоторых пограничных видов деятельности по извлечению прибыли.

7. Исходно заданная потенциальная рискованность деятельности в условиях неопределенности среды, не гарантированность предпринимательского дохода.Данный критерий учитывает риск предпринимательской деятельности, который не может быть предотвращен средствами страхования и подобными им.

4. Перечислите группы общества, составляющие базу отечественного предпринимательства

Предпринимателями (субъектами предпринимательства) в рамках закона могут выступать граждане страны, признанные дееспособными, граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Три общественные группы выступают в качестве основной социальной базы формирования отечественного предпринимательства.

Во-первых, это управленцы разного уровня власти. Управляющие – наиболее влиятельная социальная группа, которая распоряжается материальными и другими ресурсами общества, обладает полезными социальными связями.

Вторая группа – это специалисты. Трудности бюджетного финансирования, невозможность реализовать себя привели их в группу предпринимателей. Однако до 30% занятых в частном секторе работают в нем частично (это их вторая работа) – они предпочитают рассматривать государственный сектор как своеобразную форму страхования.

В-третьих, молодежь, те, кто учатся или не так давно завершили обучение. Большинство из них оценивают предпринимательство как открытый канал социальной мобильности и быстрого достижения хорошего материального положения.

Кроме того, в качестве социальной базы современного предпринимательства выступают и криминальные элементы, чьи первоначальные капиталы получены противоправными действиями.

 

5.Тенденции развития современного предпринимательства

Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.

 

Экономический рост и технологический прогресс в развитых странах в основном происходят ЗА СЧЕТ деятельности крупных корпораций. В особенности их позиции сильны в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.

Сам процесс образования крупных объединений продолжается уже более столетия, причем размеры существующих только увеличиваются. Такая тенденция наблюдается и сегодня. Зная это, можно выделить четыре основных причины, стимулирующих рост корпораций:

1. Технологическую экономию, т.е. стремление к получению прибыли на масштабе производства. В результате автоматизации и усиления специализации, рост производства приводит к сокращению средних издержек на единицу продукции.

2. Экономию на росте, т. е. на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Такая экономия образуется в результате несбалансированности роста фирмы, что приводит к постоянному возникновению новых неиспользуемых в данный момент времени производственных и финансовых ресурсов. Экономия от их использования становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Благодаря этому образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.

3. Экономия на трансакционных издержках. Это расходы, связанные с функционированием рыночной системы, сократить их можно путем ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, а также диверсификации. О. Вильямсон, опираясь на исследование изменений организационных форм корпораций в США, произошедших за 150 лет, в результате которых образовались современные фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций»[1].

4. Стремление к получению конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных или мировых рынках, которые включают в себя:

‑ общий объем операций фирмы;

‑ рыночные квоты;

‑ выгоды от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм;

‑ возможности внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов в зависимости от особенностей национального государственного регулирования, изменения валютных паритетов, национальных систем цен, тарифов;

‑ возможность оперативного реагирования на изменение обстановки на мировых рынках.

Однако, несмотря на то, что крупные промышленные концерны продолжают играть решающую роль в экономике, со временем (с учетом изменяющихся условий хозяйствования) такая концентрация производства достигает пределов эффективности и целесообразности, что соответственно ведет к неуправляемости, бюрократизации управления, падению производительности труда. В результате этого технологически обусловленная экономия на масштабе производства при дальнейшем росте компании поглощается издержками на содержание аппарата управления, на поддержание контроля над деятельностью всех подразделений.

Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо уметь приспосабливаться к изменяющейся ситуации, обладать гибкостью, быстротой реакции, возможностью быстро внедрять и осваивать новые технологии. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению размеров создаваемых предприятий, а крупные промышленные гиганты приступили к реорганизации своих предприятий.

Бурный рост малого предпринимательства в развитых странах начался в 1970-80-е годы[2]. После периода мировых кризисов (энергетического, сырьевого и других) быстрее приспособиться к ситуации в производстве и на рынке смогли именно мелкие и средние фирмы. В результате этого малый бизнес стал тем элементом, без которого не произошло бы развитие крупного бизнеса и всей экономики.

Помимо объективных условий, росту малого предпринимательства (до 70-90% от общего числа действующих предприятий) способствовали следующие факторы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.103 с.)