Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-педагогическое проектирование↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебный процесс «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» Паскаль
Компоненты структуры учебного процесса Учебный процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Учебный процесс создается педагогом. где бы не протекал учебный процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ → ПРИНЦИПЫ → СОДЕРЖАНИЕ → МЕТОДЫ → СРЕДСТВА → ФОРМЫ
ЦЕЛЬ – отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия к которому стремится педагог и ученик. ПРИНЦИПЫ – предназначены для определения основных направлений достижения цели. СОДЕРЖАНИЕ – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. МЕТОДЫ – это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. СРЕДСТВА – это материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. ФОРМА организации педагогического процесса придает ему логическую завершенность, законченность. Ведущими формами организации учебного процесса являются уроки.
Динамичность учебного процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Учебный процесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура учебного процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур учебный процесс включает еще более сложную структуру – психологическую, которая в свою очередь имеет три подструктуры: 1. познавательные процессы - восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2. мотивация учения - проявление учащимися интереса, склонностей, динамики эмоционального настроя; 3. напряжение - подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Чтобы учебный процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление -есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Процесс управления состоит из следующих компонентов: · постановка цели; · информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); · формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; · проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм); · реализация проекта; · контроль за ходом выполнения; · корректировка; · подведение итогов.
УРОК-ПРОЕКТ «Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которой является не обучение, а открытие» М. Маклюэн
Каждый урок является звеном в системе уроков. Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей. На уроках изобразительного искусства в основном можно выделить два типа методов, подразделяющиеся по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материалаи по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения (И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина). 1. Традиционные методы: а) репродуктивный метод -предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем. Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения), метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. б) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти. Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами). 2. Эвристические (творческие) методы: а) метод проблемного изложения («метод творческих заданий»)— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения. Он является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. б) частично-поисковый метод («метод совместного творчества») - поиск средств выражения. Сущность которого выражается в таких его характерных признаках: 1) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; 2) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся… Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или выполняя проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа. в) исследовательский метод («метод самостоятельного художественного творчества») - предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему: 1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается некий отрезок учебного времени; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; 2) учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; 3) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью. Кафедра «Рисунок, живопись и скульптура» Учебный проект «Сказочный город» Автор: Сосновская Е.В. студент гр. А 07-31 Красноярск, 2012 Образец 2. Титул текстовой части Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Институт архитектуры и дизайна Кафедра «Рисунок, живопись и скульптура» Специальность «Изобразительное искусство» Специализация «Декоративно - прикладное искусство»
Учебный проект «Сказочный город» Содержание
Введение ………………………………………………………………………4
Раздел 1. «Сказочный город» Урок 2. «Мы в сказке» Знакомство с основами композиции, развитие умения воплощать в эскизе фантазийный образ города. Урок 3. «Мастерская города» Умение переносить задуманный образ сказочного города с эскиза на картон в натуральную величину. Знакомство с техникой батика. Урок 4. «Цветной городок» Умение последовательно выполнять работу в технологии «холодный батик», переносить задуманный на ткань резервом. создание эскизов в цвете. Урок 5. «Сказка оживает» Закрепление полученные знаний, умений и навыков на основе создания итоговой декоративной композиции в цвете на тему «сказочный город». Образец 6. Выходные сведения текстовой части
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Институт архитектуры и дизайна Кафедра «Рисунок, живопись и скульптура» Специальность «Изобразительное искусство» Специализация «Декоративно-прикладное искусство»
«Сказочный город» Список литературы Основная литература: 1. Ампилогов О.К. Учебно-методическое пособие «Преддипломная подготовка». СФУ, Красноярск, 2012 2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997. 3. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003. 4. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с. 5. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с. 6. Кузин В.С. Психология живописи [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. «Изобразительное искусство»: рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005. 7. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов.: допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989 8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с.: ил 9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. - 4-е изд., стереотип.. - М.: Академия, 2008. - 365 с.: цв.ил., ил.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 - АБ.1нт(3)
Дополнительная литература 1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994 2. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил. 5. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001. 6. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г. 7. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 8. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994. 9. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г. 10. Лук А. И. Мышление и творчество. — М., 1976. 11. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г. 12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 13. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985. 14. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М. изд. «просвещение» 1987. 15. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995. 16. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006. 17. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240. 18. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995. 19. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». - М.: изд. «Просвещение», 1982. 20. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.: ил 21. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002. 22. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО "Попурри", 2000.
Информационные ресурсы: 1. http: // psy. 1 septmber. ru/ - школьный психолог 2. kazinka.narod.ru — В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы) 3. www.iro.yar.ru — материалы по дидактике 4. www.edu.ru — Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru — Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)
Учебно-педагогическое проектирование Учебно-методическое пособие к аудиторной и самостоятельной работе
Красноярск СФУ
УДК 645.456.4 (07) ББК 37 134 1я 73 Т338
Составитель Е.Е. Вотякова
Т338 Теория и методика обучения изобразительному искусству ОПД. Ф. 4 Учебно-педагогическое проектирование: учебно-методическое пособие к аудиторной и самостоятельной работе, вид издания [Электронный ресурс] / сост. Е.Е. Вотякова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.
В учебно-методическом пособии изложены основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей, даны теоретические и практические знания относительно требований к учебному проекту, результаты которого дают возможность методически грамотно использовать педагогический и художественный опыт, систему профессиональных понятий, закономерностей и форм их применения в разработке второй части дипломной работы. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050602.65 «Изобразительное искусство». УДК 645.456.4 (07) ББК 37 134 1я 73 © Сибирский федеральный университет, 2012
Учебное издание
Подготовлено к публикации издательским центром БИК СФУ
Подписано в свет (дата) г. Заказ ____. Тиражируется на машиночитаемых носителях.
Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391)206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие посвящено изучению последовательности выполнения задач учебно-педагогического проектирования и является теоретической и практической платформой, предшествующей выполнению дипломной работы. Круг вопросов выстраивается вокруг основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Студенты получают теоретические и практические знания относительно требований к учебному проекту, результаты которого дают возможность методически грамотно использовать педагогический и художественный опыт, систему профессиональных понятий, закономерностей и форм их применения. Раздел «Учебно-педагогическое проектирование» изучается на 5 курсе, в 9 семестре на специальности 050602.65 «Изобразительное искусство». В разделе рассматриваются два основные блока: I блок - «учебный процесс» — Круг вопросов выстраивается вокруг методологических основ структурирования учебного процесса. Проводится анализ и определение различных обуславливающих, составляющих учебный процесс. Поиск максимально эффективного решения проблем обучения, развития и воспитания средствами изобразительного искусства. Умение правильно поставить цели и задачи предмета с учётом всех составляющих компонентов учебного процесса. II блок – «УРОК-ПРОЕКТ» — Помогает проникнуть в глубинную сущность проектирования урока. Проводится детальное рассмотрение основных компонентов структуры учебного процесса по выбранной теме дипломной работы, которая предполагает инновационные ситуации, выявление методической проблемы целой серии уроков, которые выстраиваются в логические группы. Ведется поиск наилучших методических решений. Цель раздела: развить у выпускников умение эффективно разрабатывать урок, проектировать программу, выявлять и решать методическую проблематику, владеть грамотной подачей материала. Задачи раздела: 1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных задач; 2. Знание дидактических основ художественного творчества, в рамках требований Образовательного стандарта специальности и педагогической квалификации «Учитель изобразительного искусства». 3. Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и логического изложения материала. 4. Совершенствование формирования общего эстетического вкуса; 5. Теоретическая и практическая подготовка к выполнению дипломной работы.
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины: - умение создавать (планировать, разрабатывать) уроки с учетом разных видов и жанров изобразительного искусства, на разнообразные темы, несущие в своем содержании образное начало; - закрепление на практике умений и навыков планирования и проведения уроков разнообразной тематики с учетом психологических, возрастных, физических характеристик детского контингента; - овладение, основами самостоятельного творческого исследования проблемы, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего времени обучения в вузе; - умение последовательно работать над учебно-педагогическим проектом, овладение навыками грамотной подачи материала. Учебный процесс «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» Паскаль
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.01 с.) |