Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Аполлонович Белелюбский

Поиск

(1845 - 1922)

 

 

Н. А. Белелюбский родился в марте 1845 г. в Харькове, в

семье известного инженера путей сообщения [5]. В 1862 - 1*6* гг. семья Белелюбских жила в Таганроге. По окончании Таганрогской гимназии с золотой медалью Н. А. Белелюбский поступил в

Петербургский институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1867 г. За отличные успехи его имя заносят на мраморную доску, а самого оставляют в институте преподавателем по строительной механике, мостам и гидравлике. Уже в 1873г. Н. А. Белелюбский избирается профессором строительной механики и

заведующим механической лабораторией.


*2

 

 

Через год после окончания института молодому инженеру

было поручено заменить деревянные мосты Петербург-Московской

железной дороги на металлические. Всего было разработано более 5* типов пролётных строений, а также составлены подробные проекты переустройства больших мостов. Уже тогда Н. А. Белелюбский заложил основы современного индустриального

строительства искусственных сооружений.

В 1975 г. Н. А. Белелюбский при проектировании Сызранского

моста через р. Волгу сформулировал и успешно применил принцип

расчёта размывов под мостами: размывы под мостом,

возникающие при стеснении потока, прекращаются, как только скорость течения воды в размытом русле снижается до русловой бытовой. Это положение впоследствии получило название постулата Белелюбского. В 1**5 г. основоположник современного этапа науки о проектировании мостовых переходов О. В. Андреев доказал, что этот постулат является формулировкой одного распространённого частного случая, строгого, современного

решения задачи о размывах под мостами [1].

За 55 лет инженерной и научной деятельности Николая

Аполлоновича ни один крупный мост в России не был построен без его участия в качестве автора проекта, консультанта или члена

приемной комиссии.

Лично и под его руководством было разработано более 100

проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по его проектам, превышает 17 км. В их числе четыре моста через Волгу,

мосты через Днепр, Обь, Каму, Оку, Неву, Амударью, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селенгу, Ингулец, Чусовую, Березину и

другие.

Выдающимся памятником инженерного искусства является

мост через Волгу у Сызрани, построенный по его проекту в 187*- *888 гг. Этот большой мост раскосной системы имеет 13 пролётов по 107 м. Общая длина его около 1,5 км. Длительное время этот

мост был самым большим в Европе. Мост действует до сих пор.


*3

 

 

Замечателен мост Н. А. Белелюбского через Днепр у

Днепропетровска. Как и Сызранский, он представлял собой сквоз- ную трубу, внутри которой проходили поезда, а поверху - безрель-

совый транспорт.

Основными направлениями в работе возглавляемой Н. А.

Белелюбским механической лаборатории были: испытания цемен- тов русских заводов, обоснование их применения взамен импорт- ных; доказательство необходимости замены в мосто-строении сварочного железа литым (сталью); испытания рельсов и обоснование пересмотра их профиля; исследования железо- бетонных конструкций, разработка отечественных норм и техни- ческих условий проектирования и возведения железобетонных

сооружений.

Н. А. Белелюбский первым заметил более высокие качества

литого железа (стали) по сравнению со сварочным, использо- вавшимся в мостовых конструкциях, и с 1883 г. внедрял его в

отечественное мостостроение. Сделано это было значительно раньше, чем в других странах, несмотря на сопротивление Министерства путей сообщения, и принесло ему мировое

признание.

С появлением железобетона Н. А. Белелюбский сразу же

высоко оценил новый строительный материал и предсказал ему большое будущее. Он провел испытания железобетона и активно пропагандировал его среди русских инженеров, консультировал

проектирование и строительство виадука в Варшаве, моста через Десну у Чернигова, маяка в Николаеве и других железобетонных

сооружений.

Н. А. Белелюбский прославился и как первоклассный препо-

даватель. «Курс строительной механики», изданный им впервые в 1885 г., долгое время был самым популярным учебником для

студентов и настольной книгой многих инженеров.

Как непременный член Международной ассоциации железно-

дорожных конгрессов он принимал участие во всех конгрессах,

проходивших в Брюсселе, Милане, Париже, Петербурге, Лондоне,


1*

 

 

Вашингтоне, Берне, выступая с докладами или председатель-ствуя

на них.

Он участник многих международных выставок, где показывал

достижения в области мостостроения и исследования материалов.

На международных выставках в Эдинбурге (1890), Чикаго (*8*3),

Стокгольме (1897) он получил золотые медали, а в Париже (190*) -

высшую награду - Гран-при.

На Всемирной выставке в Париже (1889), организованной в

ознаменование 100-летия Французской революции 1789 г., от имени русской делегации он приветствовал и вручил подарок предсе- дателю Французского клуба инженеров Г.Эйфелю - автору проекта

знаменитой Эйфелевой башни, построенной к выставке.

Н. А. Белелюбский представлял нашу страну на междуна-

родных конференциях по испытанию материалов в Мюнхене, Дрездене, Париже, Берлине, Цюрихе, Стокгольме, Будапеште,

Брюсселе, Копенгагене.

С образованием Международного общества по испытанию

строительных материалов он с **95 г. - член Совета общества, а с

19*2 г. - его президент.

О мировом признании заслуг Н. А. Белелюбского свидетель-

ствует избрание его почётным доктором инженерных наук в Германии, почётным членом общества гражданских инженеров во

Франции, почётным членом Бетонного института в Англии.

Он состоял членом инженерного совета Министерства путей

сообщения и около 20 лет был председателем мостовой комиссии. Под его руководством готовились технические условия и другие

нормативные документы.

Специалист мировой известности, гордость русского мосто-

строения Николай Аполлонович Белелюбский занимает достойное место в ряду таких выдающихся корифеев строительного искусства,

как Владимир Григорьевич Шухов и Федор Осипович Шехтель.


15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.011 с.)