Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды в психическом развитии

Поиск

 

Hеpавномерность и стадиальность - основные закономерности развития детской психики. В отечественной психологии впервые вопрос о существовании стабильных и критических периодов был поставлен П.П.Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и др.

В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие ребенка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Они охватывают достаточно продолжительный период времени в несколько лет. Изменения в психике ребенка происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период. В относительно устойчивые стабильные возрасты, отмечал Л.С. Выготский, "развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования" (4. С. 249).

Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского с учетом современных представлений о границах возрастов, можно выделить следующие стабильные периоды в детском развитии:

 

младенческий возраст (2 мес.-1 год) раннее детство (1-3 года) дошкольный возраст (3-7 лет)   младший школьный возраст (7-11 лет) подростковый возраст (11-15 лет) старший школьный возраст (15-17 лет)

 

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значимости для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко - два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер, при этом в очень короткий срок ребенок меняется весь в целом. По мнению Л.С.Выготского, критические периоды следует рассматривать как "поворотные пункты" в детском развитии.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой фаз: предкритической, критической, посткритической. Л.С.Выготский предлагал определять критический возраст, отмечая кульминационные точки или вершины кризиса, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о кризисах 3, 7 и 12-16 лет, последний часто обозначается как кризис подросткового возраста. Л.С.Выготский выделял еще кризис новорожденности, кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во-первых, следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и воспитателей он становится совершенно другим. В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, "разрушительный" характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее, и т.п. В-четвертых, в кризисные периоды, по выражению Л.С. Выготского, всякий ребенок становится "относительно трудновоспитуемым" по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Известно, что кризисы по-разному протекают у разных детей: у одних - сглажено, почти незаметно, у других - остро и болезненно, тем не менее, определенные трудности воспитания в критические периоды возникают в отношении каждого ребенка.

Наиболее ярко "относительная трудновоспитуемость" и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать последние от негативных образований стабильных периодов (детской лжи, зависти, ябедничества и др.), так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случае существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое "семизвездие кризиса".

1. Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания,так как в последнем случае ребенок отказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет этого делать или хочет заниматься чем-то другим. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.

Проявления детского негативизма хорошо известны родителям. Один из типичных примеров. Мама предлагает сыну ложиться спать: "Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят". Сын устал и хочет спать, но упрямо твердит: "Нет, я хочу гулять." "Хорошо, - говорит мама одевайся, иди гулять.". "Нет, я спать буду!" - отвечает сын. В этой и аналогичных ситуациях взрослый может добиться нужного результата, изменив свое требование на противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказание в этом случае оказываются бесполезными.

2. Второй симптом кризиса - упрямство, такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что-то сделать или получить какую-то вещь потому, что ему это интересно. В отличие от настойчивости, мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом, потому, что "он так сказал". При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

3. Третий симптом - строптивость наиболее ярко проявляется в период кризиса трех лет. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством ("Да ну!") на все, что ему предлагают и что с ним делают.

4. Четвертый симптом - своеволие проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, он хочет все делать сам.

Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя, на нормы и правила поведения), эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу - потребность ребенка в социальном признании, стремление к самостоятельности. Hаpяду с основными, выделяют еще три дополнительных симптома кризиса.

Первый из них - протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порою совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье. Другой симптом - обесценивание - может проявляться по отношению к взрослым (ребенок говорит им "плохие" слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребенка появляются слова, которые обозначают все плохое, отрицательное, он с удовольствием произносит их, несмотря на запреты взрослых.

В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом - деспотизм, когда ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление подчинить своим желаниям действия окружающих, занять главное, центральное место в жизни семьи.

Негативная симптоматика наиболее полно и подробно описана в отношении кризиса трех лет. Практическая работа с детьми показывает, что описанные симптомы в той или иной степени свойственны всем критическим возрастам, но при этом они имеют различные внутренние механизмы. Так, своеволие в трехлетнем возрасте основано на осознании себя как субъекта деятельности. При этом способность анализировать свои возможности и предвидеть результаты своих действий у ребенка еще не сформирована, поэтому трехлетний ребенок часто требует невозможного. Уговоры и убеждения в этом возрасте часто оказываются безрезультатными, так как ребенок еще не может осознать всех условий ситуации, он не может рассуждать логично. Тактика поведения взрослого в этот период заключается в том, чтобы переключить внимание ребенка на другую деятельность или привлекательный предмет, отвлечь его. Это возможно, так как внимание в трехлетнем возрасте еще очень неустойчиво.

В старшем дошкольном возрасте стремление к самостоятельности (своеволие) основано на осознании своих возможностей и опирается на достаточно обширный индивидуальный опыт ребенка. С помощью взрослого старший дошкольник может анализировать свои действия и их результаты, делать логические выводы. В работе с детьми 6-7-летнего возраста надо не запрещать, а убеждать, предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно, предварительно обсудив с ним способы действий, научив тому, что он еще не умеет, но очень хочет делать.

Чувство ревности в трехлетнем возрасте еще неосознанно. Ребенок не позволяет подходить к своей маме другим детям, говорит: "Моя мама!". В старшем дошкольном возрасте ревность возникает на основе осознания изменений отношения к себе взрослых и своего места в семье при рождении другого ребенка. Внешние проявления ревности в старшем дошкольном возрасте могут быть менее заметны, чем в три года. Ребенок становится плаксивым, капризным, подавленным, неуверенным в себе, у него появляются страхи, повышается тревожность.

Л.И.Божович отмечает, что негативное поведение детей в критические периоды говорит об их фрустрированности[1]. Известно, что фрустрация возникает в ответ на ограничение каких-то значимых для человека потребностей. Поэтому можно сделать вывод о том, что на стыке двух возрастов наиболее остро и болезненно переживают кризис дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития.

Причины негативных образований кризисных периодов, писал Л.С.Выготский, следует искать прежде всего в социальной ситуации развития ребенка. Социальная ситуация развития - это "своеобразное, специфическое для данного возраста... отношение между ребенком и окружающей его действительностью" (4. С.258).

На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное положение в системе общественных отношений, которое определяется, с одной стороны, объективными условиями жизни общества, с другой - общепринятыми представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Этот обобщенный образ ребенка, преломляясь через представления, систему ценностей и жизненных ориентиров, существующих в каждой семье, определяет индивидуальные черты социальной ситуации развития для каждого конкретного ребенка, систему применяемых к нему педагогических требований и воспитательных воздействий.

Уже с первых дней жизни у ребенка имеются некоторые первичные потребности. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает отрицательные переживания, беспокойство, тревогу, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности. В процессе развития происходят значительные изменения в сфере потребностей, которые наиболее отчетливо проявляются к концу каждого возрастного периода. Если взрослые не учитывают этих изменений, а система их требований ограничивает или подавляет потребности ребенка, у него возникает состояние фрустpированности, что, в свою очередь, приводит к тем или иным негативным проявлениям в поведении.

Эти противоречия в наибольшей степени обостряются в переходные периоды, когда происходят резкие, скачкообразные изменения всей психики. Л.С. Выготский писал, что в переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям. Иными словами, изменения педагогической системы не поспевают за стремительными изменениями личности ребенка. Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис.

Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Как отмечал А.Н. Леонтьев, "неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии... Кризисов совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием" (5. С.288).

Психологический смысл критических (переходных) возpастов и их значение для понимания психического развития ребенка заключаются в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и к другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание. Изменяются не только отдельные психические функции и процессы, перестраивается функциональная система сознания ребенка в целом. Появление в поведении ребенка симптомов кризиса свидетельствует о том, что он перешел на более высокую возрастную ступень.

Л.С.Выготский подчеркивал, что кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов - это оборотная сторона тех изменений личности ребенка, которые составляют главный и основной смысл всякого критического возраста. Самое существенное содержание развития в критические периоды заключается в возникновении психических новообразований. Кризисы проходят, а возрастные новообразования остаются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.01 с.)