Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периоды в психическом развитииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Hеpавномерность и стадиальность - основные закономерности развития детской психики. В отечественной психологии впервые вопрос о существовании стабильных и критических периодов был поставлен П.П.Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и др. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие ребенка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Они охватывают достаточно продолжительный период времени в несколько лет. Изменения в психике ребенка происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период. В относительно устойчивые стабильные возрасты, отмечал Л.С. Выготский, "развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования" (4. С. 249). Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского с учетом современных представлений о границах возрастов, можно выделить следующие стабильные периоды в детском развитии:
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значимости для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко - два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер, при этом в очень короткий срок ребенок меняется весь в целом. По мнению Л.С.Выготского, критические периоды следует рассматривать как "поворотные пункты" в детском развитии. В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой фаз: предкритической, критической, посткритической. Л.С.Выготский предлагал определять критический возраст, отмечая кульминационные точки или вершины кризиса, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о кризисах 3, 7 и 12-16 лет, последний часто обозначается как кризис подросткового возраста. Л.С.Выготский выделял еще кризис новорожденности, кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет). С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во-первых, следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и воспитателей он становится совершенно другим. В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, "разрушительный" характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее, и т.п. В-четвертых, в кризисные периоды, по выражению Л.С. Выготского, всякий ребенок становится "относительно трудновоспитуемым" по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Известно, что кризисы по-разному протекают у разных детей: у одних - сглажено, почти незаметно, у других - остро и болезненно, тем не менее, определенные трудности воспитания в критические периоды возникают в отношении каждого ребенка. Наиболее ярко "относительная трудновоспитуемость" и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать последние от негативных образований стабильных периодов (детской лжи, зависти, ябедничества и др.), так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случае существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое "семизвездие кризиса". 1. Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания,так как в последнем случае ребенок отказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет этого делать или хочет заниматься чем-то другим. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Проявления детского негативизма хорошо известны родителям. Один из типичных примеров. Мама предлагает сыну ложиться спать: "Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят". Сын устал и хочет спать, но упрямо твердит: "Нет, я хочу гулять." "Хорошо, - говорит мама одевайся, иди гулять.". "Нет, я спать буду!" - отвечает сын. В этой и аналогичных ситуациях взрослый может добиться нужного результата, изменив свое требование на противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказание в этом случае оказываются бесполезными. 2. Второй симптом кризиса - упрямство, такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что-то сделать или получить какую-то вещь потому, что ему это интересно. В отличие от настойчивости, мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом, потому, что "он так сказал". При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности. 3. Третий симптом - строптивость наиболее ярко проявляется в период кризиса трех лет. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством ("Да ну!") на все, что ему предлагают и что с ним делают. 4. Четвертый симптом - своеволие проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, он хочет все делать сам. Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя, на нормы и правила поведения), эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу - потребность ребенка в социальном признании, стремление к самостоятельности. Hаpяду с основными, выделяют еще три дополнительных симптома кризиса. Первый из них - протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порою совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье. Другой симптом - обесценивание - может проявляться по отношению к взрослым (ребенок говорит им "плохие" слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребенка появляются слова, которые обозначают все плохое, отрицательное, он с удовольствием произносит их, несмотря на запреты взрослых. В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом - деспотизм, когда ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление подчинить своим желаниям действия окружающих, занять главное, центральное место в жизни семьи. Негативная симптоматика наиболее полно и подробно описана в отношении кризиса трех лет. Практическая работа с детьми показывает, что описанные симптомы в той или иной степени свойственны всем критическим возрастам, но при этом они имеют различные внутренние механизмы. Так, своеволие в трехлетнем возрасте основано на осознании себя как субъекта деятельности. При этом способность анализировать свои возможности и предвидеть результаты своих действий у ребенка еще не сформирована, поэтому трехлетний ребенок часто требует невозможного. Уговоры и убеждения в этом возрасте часто оказываются безрезультатными, так как ребенок еще не может осознать всех условий ситуации, он не может рассуждать логично. Тактика поведения взрослого в этот период заключается в том, чтобы переключить внимание ребенка на другую деятельность или привлекательный предмет, отвлечь его. Это возможно, так как внимание в трехлетнем возрасте еще очень неустойчиво. В старшем дошкольном возрасте стремление к самостоятельности (своеволие) основано на осознании своих возможностей и опирается на достаточно обширный индивидуальный опыт ребенка. С помощью взрослого старший дошкольник может анализировать свои действия и их результаты, делать логические выводы. В работе с детьми 6-7-летнего возраста надо не запрещать, а убеждать, предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно, предварительно обсудив с ним способы действий, научив тому, что он еще не умеет, но очень хочет делать. Чувство ревности в трехлетнем возрасте еще неосознанно. Ребенок не позволяет подходить к своей маме другим детям, говорит: "Моя мама!". В старшем дошкольном возрасте ревность возникает на основе осознания изменений отношения к себе взрослых и своего места в семье при рождении другого ребенка. Внешние проявления ревности в старшем дошкольном возрасте могут быть менее заметны, чем в три года. Ребенок становится плаксивым, капризным, подавленным, неуверенным в себе, у него появляются страхи, повышается тревожность. Л.И.Божович отмечает, что негативное поведение детей в критические периоды говорит об их фрустрированности[1]. Известно, что фрустрация возникает в ответ на ограничение каких-то значимых для человека потребностей. Поэтому можно сделать вывод о том, что на стыке двух возрастов наиболее остро и болезненно переживают кризис дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития. Причины негативных образований кризисных периодов, писал Л.С.Выготский, следует искать прежде всего в социальной ситуации развития ребенка. Социальная ситуация развития - это "своеобразное, специфическое для данного возраста... отношение между ребенком и окружающей его действительностью" (4. С.258). На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное положение в системе общественных отношений, которое определяется, с одной стороны, объективными условиями жизни общества, с другой - общепринятыми представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Этот обобщенный образ ребенка, преломляясь через представления, систему ценностей и жизненных ориентиров, существующих в каждой семье, определяет индивидуальные черты социальной ситуации развития для каждого конкретного ребенка, систему применяемых к нему педагогических требований и воспитательных воздействий. Уже с первых дней жизни у ребенка имеются некоторые первичные потребности. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает отрицательные переживания, беспокойство, тревогу, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности. В процессе развития происходят значительные изменения в сфере потребностей, которые наиболее отчетливо проявляются к концу каждого возрастного периода. Если взрослые не учитывают этих изменений, а система их требований ограничивает или подавляет потребности ребенка, у него возникает состояние фрустpированности, что, в свою очередь, приводит к тем или иным негативным проявлениям в поведении. Эти противоречия в наибольшей степени обостряются в переходные периоды, когда происходят резкие, скачкообразные изменения всей психики. Л.С. Выготский писал, что в переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям. Иными словами, изменения педагогической системы не поспевают за стремительными изменениями личности ребенка. Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис. Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Как отмечал А.Н. Леонтьев, "неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии... Кризисов совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием" (5. С.288). Психологический смысл критических (переходных) возpастов и их значение для понимания психического развития ребенка заключаются в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и к другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание. Изменяются не только отдельные психические функции и процессы, перестраивается функциональная система сознания ребенка в целом. Появление в поведении ребенка симптомов кризиса свидетельствует о том, что он перешел на более высокую возрастную ступень. Л.С.Выготский подчеркивал, что кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов - это оборотная сторона тех изменений личности ребенка, которые составляют главный и основной смысл всякого критического возраста. Самое существенное содержание развития в критические периоды заключается в возникновении психических новообразований. Кризисы проходят, а возрастные новообразования остаются.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.009 с.) |