Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеал и общественно-необходимое действиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы уже подчеркнули важность ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ, но оно тесно связано с более высоким понятием ИДЕАЛ. И по этой причине нам нужно более подробно познакомиться с ним и с его свойствами. Как мы уже отмечали, ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ достижимо. ИДЕАЛ же, в отличие от него, в принципе НЕДОСТИЖИМ. ИДЕАЛ необходим, как ЭТАЛОН для выбора ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ДЕЙСТВИЯ, лежащего в ОСНОВАНИИ МОДУЛЯ, нужен, как основа для определения направления. Существует где-то Северный полюс. Для большинства людей это – такая недостижимая абстракция! Но если подходить строго, то можно сказать, что никто из людей там так и не бывал! Просто, с какой-то точностью измерения, люди были рядом с полюсом, очень близко, может быть даже в долях миллиметра, но все-таки – рядом! Не в том значение полюса, кто на нем был, а кто нет. Значение полюса в том, что этот НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ дает возможность точно измерять и прокладывать курс, направление к любой ЦЕЛИ (уточним, хоть СОЗИДАТЕЛЬНОЙ, хоть РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ), и через возможность измерения курса организует и упорядочивает ДЕЙСТВИЯ по достижению ЦЕЛИ, что и делает ее достижимой. В этом значение полюса как ИДЕАЛА. Этот пример наглядно показывает сугубо практическое значение ИДЕАЛА в области навигации. Точно так же накапливает человечество ИДЕАЛЫ для практических действий и в других сферах жизни. ИДЕАЛЫ служат для проверки ДЕЙСТВИЙ. ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Совокупность накопленных ИДЕАЛОВ, способность ДЕЙСТВОВАТЬ в соответствии с ними, способность вовремя увидеть отступления от ИДЕАЛОВ, вовремя вернуться на путь движения к ним, и составляет главное достояние любой нации, любого народа, составляют суть его ДУХОВНОГО ДОСТОЯНИЯ, которое, в свою очередь, обеспечивает основу его процветания, в том числе и материального благополучия.
51. ИДЕАЛЫ У РАЗНЫХ НАРОДОВ РАЗНЫЕ! Необходимо отметить еще один момент. ИДЕАЛЫ, раз они являются продуктом развития данного народа, данного общества, данного исторического периода, у каждого народа, у каждой страны имеют свои особенности. В каких-то своих частях это различие может не очень бросаться в глаза, а в других – быть очень заметным. Для негра в тропиках ИДЕАЛ – быть без одежды, а для ненца, живущего на южном побережье Северного ледовитого океана – совсем наоборот. Бывает, целые народы изнуряют себя и других, добиваясь неправильных ЦЕЛЕЙ, что были поставлены под действием УЩЕРБНЫХ ИДЕАЛОВ. Такова, например, идея мирового господства, идея выведения расы господ и расы рабов и ряд других.
52. У РАЗНЫХ НАРОДОВ И ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ ИДЕАЛОВ РАЗНЫЕ. Например, в общественном сознании нашего народа слова ИДЕАЛ, ИДЕАЛЬНЫЙ всегда связаны с поиском высшего совершенства в области чего-то, безусловно, хорошего, возвышенного и очень нужного всем. ИДЕАЛ, в душе нашего народа, это непрерывный поиск всем нужного совершенства в самом высшем своем проявлении. Эта, казалось бы, совершенно отвлеченная от практики особенность передается из поколения в поколение, будучи растворенной в сказках, разговорах, традициях, высших формах творчества наиболее выдающихся представителей народа (писателей, артистов, композиторов, конструкторов, изобретателей), в народном творчестве и т.д., дает свои совершенно удивительные практические плоды! Мы уже упоминали о теории изобретательства, разработанной Г.С.Альтшуллером, давшей огромный практический эффект. В ее основе лежит понятие об ИДЕАЛЬНОМ КОНЕЧНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ. Это "отвлеченное" понятие органически выросло из общего понятия ИДЕАЛЬНОГО, свойственного именно нашему народу. Примеров пользы этого понятия из области материального производства можно привести очень много. Достаточно вспомнить, что с использованием теории Г.С.Альтшуллера созданы многие десятки тысяч, если уже не сотни тысяч великолепных и нужных людям изобретений. Но здесь примеры приводятся не ради их самих, а только для показа контраста ИДЕАЛОВ у разных народов. Поэтому снова вернемся к показу различий. У народов различен даже дух сказок. Сравните, например, нашу сказку "По щучьему веленью" с такой, как "Кот в сапогах". Наша сказка сказочные чудеса дает герою за доброту, отзывчивость. Те, кто знаком с теорией изобретательства Альтшуллера, сразу же в присказке "По щучьему велению, по моему хотению езжайте, сани, в лес сами!" увидят мощный творческий инструмент для расковывания воображения, для разбивания сложившихся стереотипов мышления, который помогает формулировать при решении творческих задач ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Совершенно другая сказка "Кот в сапогах". Там герой фактически все блага получает за хитрость и обман. И даже... в каком-то смысле и за убийство. Ведь великана-то кот перехитрил и съел! Соответственно и мораль из этой сказки, как ни смотри, а подспудно такая: перехитри, съешь, и в награду будешь жить во дворце, чужими трудами созданном. Кто-то, возможно, в этом месте и возразит, зачем так понимать все слишком прямолинейно! Ну что же, перечитайте и проанализируйте сказку сами. Уже упоминавшийся Г.Эмерсон, сделавший чрезвычайно много для практического выстраивания эффективной экономики, в своем творчестве поднявшийся до осознания особой важности ИДЕАЛОВ в экономике, тем не менее, не делает особого различия между ИДЕАЛАМИ и ЦЕЛЯМИ. По Г.Эмерсону, ИДЕАЛ это просто ЦЕЛЬ, к которой неотступно и непрерывно стремится какая-то организация в своей деятельности. Да, эта ЦЕЛЬ должна быть всесторонне продумана, но нигде нет и тени намека, что ИДЕАЛ – это высшая форма выражения ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО СОВЕРШЕНСТВА, ПРЕДЕЛ, к которому стремится это совершенство. Нет такого понятия в западном общественном сознании (менталитете, как иногда сейчас говорят), потому оно отсутствует и в творчестве даже наиболее талантливых и человеколюбивых его представителей.
В то же время для нашего народа такое высокое восприятие ИДЕАЛА – норма. Например, в словаре слов А.С.Пушкина дано такое определение ИДЕАЛА. "ИДЕАЛ – мыслимый, воображаемый образец прекрасного, совершенного... цель художества есть ИДЕАЛ, а не нравоучение. Но писатели французские поняли одну только половину истины неоспоримой, и положили, что и нравственное безобразие может быть ЦЕЛЬЮ поэзии, то есть ИДЕАЛОМ!" (выделено мной, авт.)
Обратите внимание на то, что Пушкин различает понятия ЦЕЛЬ и ИДЕАЛ. "Нравственное безобразие" он называет ЦЕЛЬЮ, и возмущен тем, что такую ЦЕЛЬ поставили на то место, где положено быть ИДЕАЛУ. По Пушкину "нравственное безобразие" никак не может быть ИДЕАЛОМ. Недаром Моцарт у Пушкина произносит: «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО – ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ!» У Лескова есть великолепный рассказ "Неразменный рубль". В этом рассказе, и для ребятишек очень полезном, и для взрослых, есть интересный образ для размышлений о полезном и пустом. Образ этот – неразменный рубль. На этот рубль можно покупать все, что душе угодно. И после каждой покупки неразменный рубль снова и снова возвращается его владельцу, но происходит это только в том случае, если покупается полезное, на самом деле полезное. А если заплатить этим рублем за пустое, то этот рубль тут же безвозвратно исчезает. И в рассказе показывается, что не всегда просто определить, что есть полезное, а что не очень. Само существование такого рассказа и пояснение на ярких примерах, что есть полезное, а что пустое, показывает, что на Руси очень большое внимание уделялось воспитанию такого мышления, которое могло бы в таких сложных вещах свободно ориентироваться. Нужно отметить и другое. Определение ИДЕАЛА в понимании нашего народа, как стремление к наивысшему созидательному совершенству, имеет то, если можно так выразиться, инструментальное преимущество, что поощряет непрерывный поиск такого совершенства, заставляет иметь его в поле зрения в приложении к любому жизненному проявлению, а это позволяет в свою очередь накапливать нашему народу наиболее совершенные способы и в преодолении трудностей, и в общем строе жизни. Как-то в печати встретился отчет об исследовании: кто, что и в каких количествах дал миру в области науки и техники. И оказалось, что РОССИЯ – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ дали миру около 70% самых важных научных и технических решений. И это несмотря на сильнейший террор, устроенный в нашей стране против изобретателей, ученых и инженеров, да и просто сообразительных людей международными силами. Как это было сделано, почему этого террора не видели люди и какова в этом процессе роль РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ, мы в соответствующем разделе будем говорить. Правда, нужно отметить и недостаток нашего способа формирования ИДЕАЛОВ, когда ГЕНИЙ и ЗЛОДЕЙСТВО – вещи несовместные. Наш народ по этой причине легко поддается обману, это обратная сторона нашей медали. Наш народ, даже будучи многократно обманут одним и тем же противником и одним и тем же способом, долго не может понять обмана, поверить, что на самом деле кто-то обман может поставить в ЦЕЛЬ, к которой можно сознательно стремиться, что стремление к обману может быть смыслом жизни, что можно сознательно жить только за счет обмана и что в способах обмана можно так же совершенствоваться, как и в любом другом деле. Нас легко обманывать. До нас долго не доходит, а зачем это нужно, обманывать? Раз у самого обман никогда в списках добродетелей не стоял, то не верится и все тут! Причем эта общественная особенность настолько сильная, что оказывает самое серьезное влияние даже на наше историческое развитие. Видимо, во многом этим объясняется некоторые "аномалии" и в смене общественно- исторических формаций в нашей стране, общая нетипичность нашего развития. Например, наш народ не знал рабовладельческого строя. Наша страна никогда не имела колоний, в обычном их смысле, и не стремилась их иметь. Далеко не друг нашей страны, умнейший человек и политический деятель Англии, страны, имевшей гигантские колонии, У.Черчиль, размышляя о вопросах колонизации, говорил, что следует различать три вида ее.
ПЕРВЫЙ, испано-американский, когда процесс колонизации идет с поголовным истреблением коренного населения. Вспомним, что этот вывод сделан на основе известных и очевидных фактов. В процессе колонизации Америки погибли ацтеки, майя, индейцы вместе с великими достижениями культуры и цивилизации этих народов. США возникли на крови уничтоженных ими народов! И до сих пор эта страна сохраняет свой кровавый менталитет. В доказательство посмотрите хотя бы их фильмы! Они говорят сами за себя! А электронные игры? Убийство, кровь, убийство.
ВТОРОЙ, английский, когда метрополия живет за счет окраин, за счет покоренных народов в своих колониях. Этот вывод также из практики. Полмира или даже больше работало на "владычицу морей".
ТРЕТИЙ, русский, когда окраины живут за счет метрополии. И здесь вывод У.Черчиля основан на практике. Особенно такая тенденция была сильна в советское время, которому Черчиль был современником, и когда, благодаря помощи "центра", многие малочисленные и окраинные народы смогли не только выжить, но и получили, впервые за свою историю, письменность, возможность умножать и сохранять свое культурное наследие. Видимо, по причине такого строения наших ИДЕАЛОВ, наш народ, умея великолепно работать и головой, и руками, НЕ УМЕЕТ и НЕ МОЖЕТ ПРИСВАИВАТЬ СЕБЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА ДРУГИХ СТРАН и НАРОДОВ. Не знает и не понимает, как это делается, зачем это делается, кем делается и, как следствие из такого состояния духа, до сих пор не научился как следует СОХРАНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА ОТ РАЗНОГО РОДА ПОХИТИТЕЛЕЙ. Во многом по этой причине не видит наш народ и ведущейся против него ИНФОРМАЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ АГРЕССИИ.
В этом смысле Россия, а позже и СССР, были самой своеобразной колонией всего мира, от которой кормился почти любой, кто только хотел. О чем разговор, когда окружение царя сплошь состояло из немцев, французов, голландцев и др., когда в ответ на вопрос царя о желанной награде один из русских фельдмаршалов с горечью отвечал царю: "Государь, назначь меня немцем!" Правда, в советском периоде жизни нашей страны, было время, когда нам почти удалось освободиться от иностранного владычества, но закрепить эти позиции наш народ в ту пору не сумел в силу причин, о которых будет удобнее сказать в другом месте. Еще одна особенность нашего народа, связанная с особенностями построения ИДЕАЛОВ. Наш народ, всегда имея в виду ИДЕАЛЫ, стремясь к ним, видит себя таким несовершенным, что легко соглашается с различными очернителями, когда они стараются через такое очернение прививать нашему народу комплекс неполноценности. Какие только оскорбления без ропота не проглатывают наши люди сейчас: "совки", "люмпены", "быдло", "гомосоветикус"! И здесь названы не самые оскорбительные из всех. Но правда и другое. Когда наш народ вдруг понимает, что его действительно обманывают, он быстро возводит борьбу с обманщиком или оскорбителем в ИДЕАЛ, и, как говорится, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ставить ИДЕАЛЫ и добиваться их осуществления, наш народ умеет лучше многих. Не отсюда ли и родилось зарубежное наблюдение: РУССКИЕ ДОЛГО ЗАПРЯГАЮТ, ДА БЫСТРО ЕЗДЯТ! Так что у нас нет повода для уныния и разочарования в принципах построения наших ИДЕАЛОВ, что выработали наши предки. Они (ИДЕАЛЫ и ПРИНЦИПЫ) совершенны, дают великолепные результаты для повседневной практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.008 с.) |