Глава 3. Охрана труда и окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Охрана труда и окружающей среды



 

Сложившаяся экологическая ситуация в Украине характеризуется высоким уровнем загрязнения окружающей среды, опасность вредного воздействия на природу и человека и ухудшением экологического состояния. Это придает большое значение проблеме охраны труда и окружающей среды, вынуждает предприятия стремиться к созданию безопасных условий труда, а также к ограничению вредного влияния на окружающую среду.

 

3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды

 

Охрана труда является обязательным и важным элементом организации любого предприятия. Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Вопросы охраны труда на предприятии имеют огромное значение и регулируются государством.

Правовыми основами охраны труда регулируются организация работы в области охраны труда в производственном процессе, планирования и финансирования мероприятий, структура службы, надзор и контроль, расследование и учет несчастных случаев, компенсация материального ущерба, ответственность за нарушение требований охраны труда и т.д.

Вопросы, касающиеся окружающей среды, актуальные, потому что они являются источником ресурсов для жизни и деятельности человека.

Под охраной окружающей среды понимают мероприятия, направленные на сохранение земельных ресурсов, недр, лесов, водоемов, атмосферы и другое.

Для улучшения экологической ситуации в Украине необходимо совершенствовать законы, касающиеся вопросов охраны окружающей среды, снизить вредные выбросы на предприятиях, произвести замену устаревшего оборудования, обеспечить такое положение общественных отношений, который способствовал бы достижению гармонии экологических и экономических интересов общества.

Требования по охране труда определяются законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность труда.

Охрана труда в Украине определяется Законом Украины об охране труда, системой стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарными нормами и правилами, специальными мижгалузевеми (ДНАОП) и галузевеми (НАОП) нормами и стандартами, СНиПами, ДСТУ.

Так как исследование проводилось в высшем учебном заведении, то необходимо обратить внимание на все опасные и вредные факторы, которые могут навредить здоровью студентов и сотрудников ВУЗа, и негативно повлиять на уровень работоспособности. К негативным факторам на рабочем месте сотрудников и студентов ВУЗа можно отнести: шум, повышенная или пониженная температура воздуха, пониженная влажность, качество освещения помещения, запыленность. Также важными являются мероприятия по пожарной безопасности помещения и защита от поражения электрическим током.

3.1.1 Характеристика помещения

Характеристика рабочего помещения приведена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 - Характеристика рабочего помещения

Наименование показателя Значение показателя Критерий (обоснование) выбора значения показателя Обозначение и наименование регламентирующе-го документа
1.Помещения,количество рабочих мест Площадь помещения Комфортные условия труда СНиП 2.09.04-87  

Продолжение таблицы 3.1

2. Благоприятные условия микроклимата Температура, влажность, скорость движения воздуха   Комфортные условия труда ГОСТ 12.1.005-88.CCБТ  
3Производственное освещение        
3.1 Вид естественного освещения боковое Комфортные условия труда ДБН Б 2.5-28-2006  
3.2. Вид искусственного, источники света ЛБ-80, ЛБ-65   Комфортные условия труда ДБН Б 2.5-28-2006  
3 Класс помещения по опасности поражения эл. током Помещения без повышенной опасности   Безопасность условий труда ГОСТ 12.1.004-91.ССБТ  
4. Категория помещения по пожарной опасности Категория Д Безопасность условий труда ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ  
5. Класс зоны помещений по пожарной опасности Пожаро - опасная зона класса П-Па Безопасность условий труда ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ  

 

До опасных и вредных производственных факторов относят факторы,

влияющие на рабочих и приводят к заболеванию, ГОСТ 12.0.003-74,ССБТ, опасные и вредные производственные факторы.

 

3.1.2 Вредные и опасные факторы рабочего помещения

 

При проведении экспериментальной части нашей работы установлено, что на работников могут негативно влиять такие вредные и опасные факторы:

- Запыленность;

- Пониженное освещение;

- Шум, вибрация;

- Психофизиологический фактор;

- Повышенная или пониженная температура воздуха.

Перечень вредных и опасных факторов, сопровождающих работу на производстве, а также источники их возникновения приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Перечень вредных и опасных производственных факторов

Вредные и опасные факторы Источники возникновения
1. Пожароопасность помещения Сеть питания ПК, оргтехника
2. Вибрация Дополнительный фактор при ремонтных работ или с верхнего этажа
3. Шумы Вентиляторы ПК, шум на улице, в коридорах
4. Микрочастицы пыли Внешние источники; папки с документацией
5. Психофизиологические факторы   Перенапряжение зрения, эмоциональные перегрузки
6. Психологические факторы Неблагоприятный психологический климат, конфликтная среда
7. Пониженная подвижность воздуха, температура, пониженная влажность Микроклимат помещения: состояние систем отопления, кондиционирования, вентиляции
8. Неблагоприятное освещение Нерациональная организация освещения рабочих мест

 

Помещение соответствует санитарным нормам проектирования заведений. В помещении два окна, установлен кондиционер, имеется искусственное освещение.

В помещении периодически выполняются комплексы мероприятий, направленных на оздоровление условий труда работников и студентов и повышения производительности труда, устранения неблагоприятно действующих на здоровье вредных факторов и предупреждения профессиональных заболеваний. Их характер и вид определяются особенностями выполняемой работы и техникой, которая используется.

 

3.2 Производственная санитария

Работа в помещении не требует физического напряжения, но требует максимальной концентрации внимания и держит его в постоянном напряжении. Поэтому эта работа, в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 отнесена к легкой категории 1а - легкие физические, исходя из следующих факторов: категории тяжести работ, периода года. Энергозатраты составляют до 139 Вт.

Оптимальные нормы температуры параметров метеорологических условий применительно к категории работ и в зависимости от периода года приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Оптимальные параметры микроклимата

Категория работ Период года Температура Относительная влажность % (не больше) Скорость движения воздуха, м / с (не более)
Легкая первая Холодный 22-24 40-60 0,1
Легкая первая Теплый 23-25 ​​ 40-60 0,1

Сохранение оптимальных параметров микроклимата в помещении обеспечивает ощущение комфорта, создает предпосылки для высокого уровня работы.

С целью профилактики различных заболеваний, а также для обеспечения условий нормальной работы в отделе применяются различные методы и средства предупреждения воздействия вредных производственных факторов на организм человека.

Поскольку в воздухе рабочей зоны учебных групп отсутствуют вредные вещества, токсический пыль, повышенное содержание тепла и влаги, то оптимальные параметры микроклимата регулируются с помощью приточно-вытяжной вентиляции. Исходя из этого, количество воздуха, которое необходимо подавать в помещение для обеспечения необходимых параметров воздушной среды определяют по следующей формуле (5.1):

 

L = n ∙ L '[м3 / ч]..... (3.1)

где n - количество работающих, чел.;

L '- расход воздуха принимается по санитарным нормам

(СН-245-71), приходится на человека в зависимости от объема помещения V, м3.

При отношении <20, L '= 30 м3 / ч. V = 56 м3, n = 12.

L = 12х30 = 360 [м3 / ч]

3.2.1 Освещение производственного помещения

В отделе применяется естественное боковое освещение ДБН Б 2.5-28-2006 - Производственно и искусственное освещение.

Нормы естественного освещения для отдела представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 Нормы освещенности производственных помещений

 

Характеристика зрительной работы Минимальный размер объекта разрез-ния, мм Разряд, подразряда зрительной работы Контраст объекта различения с фоном Харак-терис-тика фона Искусственное освещение Естественное освещение  
Вид осветления Минимальное осветление Вид осветления ,% ,%
Средней точности 0,5-1,0 IV Большой Светлый Общее   боковое 1,5 1,35

 

Для определения нормированного значения КЕО для условий г. Харькова воспользуемся формулой

ЕN = енmN,.................................................... (3.2)

где ен - значение КЕО с учетом характера зрительной работы;

mN - коэффициент светового климата, mN = 0,9;

N - номер группы обеспеченности естественным светом.

ЕN = 1,5 х0, 9 = 1,35

Искусственное освещение создается электрическими источниками света.

Разряд зрительной работы, обусловлен наименьшим объектом различения - IV (работа средней точности с наименьшим объектом различения от более чем 0,5 мм до 1,0 мм), минимальное нормируемая освещенность 300 лк.

Для расчета общего равномерного освещения при горизонтальной рабочей поверхности основным является метод коэффициента использования светового потока, учитывающий световой поток, отраженный от потолка и стен. Световой поток рассчитывается по формуле:

.................................... (3.3)

где Emin - нормированная минимальная освещенность, лк;

k - коэффициент запаса;

S - освещаемая площадь, м2;

Z - коэффициент минимальной освещенности (коэффициент неравномерности освещения);

N - число светильников;

n - число ламп в светильнике;

η - коэффициент использования светового потока в долях единицы.

С учетом разряда зрительных работ (IV) Emin = 300 лк.

Освещаемая площадь S = 28 м2

Коэффициент запаса k учитывает запыленность помещения, снижение светового потока ламп в процессе эксплуатации. Значение k = 1,2.

Коэффициент минимальной освещенности Z характеризует неравномерность освещения. Для люминесцентных ламп Z = 1,1.

Для определения коэффициента использования светового потока ή находят индекс помещения и и предполагаемые коэффициенты отражения поверхностей помещения: потолки ρп, стен ρс, пола гг (для светлых административно-конторских помещений: ρcтл = 70%, ρстн = 50%, ρр = 30%), выбирают тип светильника.

Для освещения помещения применяются люминесцентными лампами как с гигиенической так и с экономической точек зрения. Для снижения пульсации люминесцентных ламп до нормальных величин следует использовать дволампови светильники с лампами типа ЛБ, ЛТВ, ЛХБ, ЛТПЦ, ЛН.

Индекс помещения определяется по формуле:

....................................(3.4)

где А, В, h - длина, ширина и расчетная высота (высота подвеса светильника над рабочей поверхностью) помещения, м;

...............................(3.5)

где Н - геометрическая высота помещения;

hсв - свес светильника. Конечно hсв = 0,2 ~ 0,8 м;

hp - высота рабочей поверхности. hp = 0,8... 1,0 м.

А = 8 м; В = 3,5 м; h = 3 - 0,2 - 0,8 = 2м, и = 1,22.

На основе полученного значения и коэффициента использования светового потока η = 49%.

Итак, световой поток, согласно формуле (5.2), равна:

лм.

В качестве источника света используются люминесцентные лампы мощностью 40 Вт или энергосберегающие мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ, ЛДЦ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава, цветовая температура излучения которых находится в диапазоне 3500-4200 К.

На основе рассчитанного значения светового потока подбирается ближайшая стандартная лампа, в данном случае это люминесцентная лампа ЛДЦ 40-4 со значением светового потока Фл ~ 1995 лм.

После этого рассчитывается необходимое количество этих ламп для рассматриваемого помещения:

Округляем до целого и получаем, что в помещении нужно установить

6 светильников. Схема расположения светильников представлена на рис 3.1.

Рисунок 3.1 Схема расположения светильников

 

 
 

В рабочем помещении искусственное освещение выполняется системой общего равномерного освещения. Общее освещение выполнено в виде прерывистых линий светильников. Линии светильников расположены слева от рабочих мест параллельно линии расположения учебных мест. Количество светильников в линии равна трем. В каждом светильнике две лампы типа ЛДЦ 40-4. Коэффициент запаса светильников равен 1,2, коэффициент пульсации ламп - 5%, для чего расположенные рядом светильники подключены к разным фазам трехфазной сети. Таким образом, общее количество светильников равно 6, что соответствует расчетному значению количества светильников данного типа. Можно сделать вывод, что система искусственного освещения данного помещения удовлетворяет предъявленным требованиям.

 

3.3 Производственный шум и вибрация

 

Высокий уровень шума и вибрации - один из самых распространенных вредных факторов на рабочем месте, он вызывает утомление, снижение производительности труда, а при длительном воздействии расстройство здоровья и даже появление профессиональных заболеваний. Повышенный уровень шума влияет на систему пищеварения и кровообращения, сердечно-сосудистую систему. Шум не только ухудшает самочувствие человека, но и снижает производительность труда на 10-15% процентов. В связи с этим борьба с ним имеет не только санитарно-гигиеническое, но и большое технико-экономическое значение.

Источником шума и вибрации для работников является шум на улице, в коридорах.

Кроме того, это может быть шум от других источников, находящихся в рабочем помещении. Для снижения негативного воздействия шума и вибрации применяют перекрытия между помещениями, обшивку стен, которая способствует возникновению акустического эффекта, перфорированные стены между помещениями, шумопоглощающие мягкие шторы. Важное профилактическое значение имеют организационных-технические мероприятия, такие как своевременный ремонт, уход и ответственное хранение оборудования. Важную роль в борьбе с шумом играют архитектурно-строительные и планировочные решения при проектировании и строительстве помещений.

 

Таблица 3.5 Допустимые уровни шума в производственных помещениях

Вид трудовой деятельности Уровни звукового давления в дБ, в активных полосах со средне геометрическими частотами, Гц Эквивалентные уровни звука, дБа Организационно-технические меры защиты
  обучение, творческая деятельность                     Своевременный ремонт, уход и соответствующее хранение оборудования
                       

 

3.4 Уровень ионизации воздуха помещения

В кабинетах, где применяются персональные компьютеры уровень ионизации воздуха на расстоянии 0,3 м от работающего экрана видеомонитора не должен быть ниже 200 и более 5000 легких положительных и отрицательных ионов обоих знаков (отдельно) в куб. см воздуха.

 

Таблица 3.5 Уровни ионизации воздуха помещений

  Уровни Количество ионов в 1 см3 воздуха Организационно-технические меры защиты
n+ n- соблюдение правил пользования ЭВМ
Минимальные значения    
Оптимальные значения 1500-3000 3000-5000
Максимально-допустимые значения    

 

Техника безопасности

Поскольку источниками питания ЭВМ является электрический ток, то основное внимание при анализе потенциальных опасностей и разработке соответствующих защитных мер необходимо уделить вопросам электробезопасности.

По степени опасности поражения электрическим током помещения приравнивается к помещениям без повышенной опасности, в соответствии с

ПУЭ-87, правила построения електроустанов. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. -Пожарная безопасность.

Основными мерами защиты от поражения электрическим током являются:

- Обеспечение недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением, для случайного прикосновения;

- Контроль и профилактика повреждений изоляции;

- Организация безопасной эксплуатации бытовых электроприборов

 

3.6 Пожарная безопасность

Понятие пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае ее возникновения предотвращает воздействия на людей опасных факторов пожара и обеспечивает защиту материальных ценностей.

Использование электрооборудования соответствует классу пожарной зоны помещения категории Д, степень огнестойкости III. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ-Пожарная безопасность.

Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и пожарной защиты и организационных мероприятий.

Система предотвращения пожара исключает возможность образования горючей среды и появления в нем источников зажигания, поддерживает ее температуру и давление уровней по горючести и др..

Организационными мерами по обеспечению пожарной безопасности обучение служащих правилам пожарной безопасности, разработка и реализация норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке работы с пожароопасный материалами.

Для эвакуации людей и материальных ценностей разработаны схемы эвакуации. Ширина, высота и пропускная способность проходов и выходов соответствует противопожарным нормам ОНТП 24-86.

 

Охрана окружающей среды

Закон Украины о «Охрана окружающей среды» был принят 25 июня 1991 года (Закон Украины об охране окружающей среды от 25.06.1991р. Редакции Закона 1993,1996 гг)

Закон определяет правовые, экономические, социальные основы охраны окружающей среды. Задачи Закона заключается в регулировании отношений в области охраны природы, использовании и воспроизводстве природных ресурсов, обеспечении и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности человека, сохранение природных ресурсов, генетического фонда нации, ландшафтов и других природных объектов.

При массовом использовании мониторов и компьютеров нельзя не учитывать их влияние на окружающую среду на всех стадиях: при изготовлении, эксплуатации и после окончания их срока службы. Сегодня действуют экологические стандарты, определяющие требования к производству и материалам, используемым в конструкции приборов. Они не должны содержать фреонов, хлоридов, бромидов (BS 7750) ТСО '95.

В стандартах ТСО'99 заложено ограничение по кадмия в светочувствительном слое экрана дисплея и ртути в батарейках. Аппараты, тара и документация должны допускать нетоксичную переработку после использования.

Международные стандарты, начиная с ТСО'92 включают требования пониженного энергопотребления и ограничения допустимых уровней мощности, потребляемых в неактивном режиме.

Работа на ПК типа IBM PC / AT не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. После окончания срока службы он полностью подлежит вторичной переработке, а также аппараты, тара, документация должны допускать нетоксичную переработку после использования.

Необходимо выполнять требования стандарта ISO - 14000, определяющий требования к организации производственного процесса с минимальным ущербом для окружающей среды.

 

 

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3

 

В этой части работы были изложены требования к группе в качестве рабочего места студентов и сотрудников ВУЗа. Созданные условия должны обеспечивать комфортную работу. На основании изученной литературы по данной проблеме, были указаны оптимальные размеры рабочего стола, рабочей поверхности, а также проведен выбор системы освещения помещения. Соблюдение условий, определяющих оптимальную организацию рабочего места позволит сохранить хорошую работоспособность в течение всего рабочего дня, повысит как в количественном, так и в качественном отношениях производительность труда.

Проблемы охраны окружающей среды не только экологические и технологические, но и экономические, социальные и политические. Социалистическая система хозяйствования располагает большими возможностями по сравнению с системой частного предпринимательства в области охраны окружающей среды. Разрядка международной напряжённости и прекращение гонки вооружений, за которые последовательно выступает CCCP, позволило бы не только существенно увеличить помощь развивающимся странам, но и выделить гораздо больше средств непосредственно на охраны окружающей среды во всём мире.

Значительным достижением в развитии международных усилий по охране окружающей среды является установление сотрудничества СССР с США на основе соглашений от 23 мая 1972 и 3 июля 1974, которые предусматривают двустороннее сотрудничество, разработки мер по предотвращению заражении, разработку основ регулирования влияния человеческой деятельности на природу, а также создание на территориях обеих стран естественных зон — биосферных заповедников для сохранения ценных пород растительного и животного мира, для проведения научных исследований по охране окружающей среды.

 

ВЫВОДЫ

 

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье (после развода родителей) обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, эмоциональное отвержение.

По результатам экспериментально-психологического исследования личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей можно сделать выводы:

1. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

2. У детей разведенных родителей формируется личностная тревожность, т. к. со стороны матери наблюдается отсутствие отзывчивости, проявления симпатии, а со стороны отца – агрессивность, излишнее самоутверждение, эмоциональная холодность. А у детей из полных семей наблюдается более благоприятная ситуация, т. к. со стороны родителей наблюдается стремление удовлетворять желания своих детей.

3. Дети разведенных родителей обладают выраженной ригидностью и дезадаптивностью, достаточно негативно относятся к семье как социальному институту, а также к сексуальным отношениям, коллегам по работе (учебе).

Сильно переживают грустные события, а их эмоции относительно радостных событий недостаточно ярки. В их семьях матери склонны проявлять директивность и недостаточно интересуются своими детьми. Но несмотря на это, подростки из неполных семей испытывают более нежные чувства к матери, нежели к отцу, по отношению к которому склонны демонстрировать выраженные негативные и даже враждебные чувства.

4. Почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях. Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.

Итак, можно сделать вывод о том, что в неполных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным и противоречивым по сравнению с полными семьями, при этом наблюдается следующая тенденция: чем хуже отношения между родителями и детьми, тем более выраженными у подростков будут негативные личностно-эмоциональные особенности, а именно тревожность, низкая самооценка.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.

2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с. 329.

3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.

4. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. – психология. 1998. – №1. – с. 18–32.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

6. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

7. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности (пер. с англ. Е. Егоровой) // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

8. Л. Вассерман, И. Горьковая, Е. Ромицына. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004 – 256 с.

9. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора // Дошкольное воспитание. – 1998. – №12. – с. 83–88.

10. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 208 с.

11. Владин В.З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата.: Солнце, 1998 – 278 с.

12. Воспитание детей в неполной семье / Общ. ред. и предисл. Н.М. Ершовой. – М.: Прогресс, 1980.

13. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.

14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. – 1985. – №2.-С. 186–187.

15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 271.

16. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. №11. С. 111.

17. Дементьева Н.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи – М.: Наука, 1998 – 278 с.

18. Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония – М.: Педагогика, 2004 – 380 с.

19. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: Юнити, 2004 – 350 с.

20. Зацепин В.И. Молодая семья/В.И. Зацепин.–Киев, 1991. – 145 с.

21. Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков // Помоги себе сам. – 2000. – май (№5). – с. 6.

22. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2005. – 320 с.

23. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М.: Юнити, 2002 – 410 с.

24. Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций: Метод. пособие /Межрегион. Акад. упр. персоналом; Под ред. Л.Ф. Бурлачука. – К.: МАУП, 1994. – 107 с.,

25. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003 – 720 с.

26. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. Тверь: Дора, 2001 – 314 с.

27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Юнити, 2001 – 465 с.

28. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Дело, 2004 – 356 с.

29. Лечение неврозов у детей // Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1977.

30. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. РузскойА.Г. – М.: Воронеж: «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модэк», 1997. –384 с.

31. Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2000. – №4. с. 23.

32. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Юнити, 2003 – 455 с.

33. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996 – 190 с.

34. Осипова А.А. общая психокоррекция. учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 554 с.

35. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений \ под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004 – 328 с.

 

Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

 

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Методика имеет две формы:

1.для детей 4 – 6-8 лет;

2.для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа "этого члена семьи мама слишком балует";

4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться".

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи". А примером второй: "этот человек любит крепко обнимать меня".

Методика имеет 11 шкал:

1. Нежные чувства, исходящие от ребенка;

2. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства

исходящие от ребенка;

3. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;

4. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие

от ребенка;

5. Нежные чувства, получаемые ребенком;

6. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства,

получаемые ребенком;

7. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком;

8. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые

ребенком;

9. Материнская сверхопека;

10. Отцовское сверхпотакание;

11. Материнское сверхпотаконие.

Перед проведением методики испытуемому была представлена следующая инструкция: «Перед тобой лежит бланк с 99 высказываниями, соотнеси, пожалуйста, каждое высказывание с тем, кому оно больше подходит. В бланки есть колонки под названием «мама», «папа», «братья, сестры», «другие родственники», «я», «никому» поставь свой ответ в виде знака в какую-нибудь колонку. Будь внимателен! Каждое высказывание можно соотнести только с каким-то одним членом семьи».

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

 

Вопросы теста

Нежные чувства, исходящие от ребенка

0. Этот член семьи очень хороший.

1. Этот член семьи очень веселый.

2. Этот член семьи всегда помогает другим.

3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.

4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.

5. Этот член семьи много шутит.

6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.

7. Этот член семьи — хороший спортсмен.

8. С этим членом семьи хорошо играть.

9. Этот член семьи очень добрый.

Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие

от ребенка

10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.

11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.

12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом

семьи.

13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.

14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше,

чем о ком-либо другом.

15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена

семьи.

16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.

17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.

Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка

20. Этот член семьи иногда слишком суетится.

21. Этот член семьи иногда придирается.

22. Этот человек иногда портит чужие забавы.

23. Этот член семьи иногда вспыльчив.

24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.

25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.

26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.

27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.

28. Этот человек не очень терпелив.

29. Этот член семьи иногда слишком зол.

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка

30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.

31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался

прочь.

32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.

33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.248 (0.187 с.)