Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология самоконструирования в пространстве психологического времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое время является ключевой составляющей человеческой жизни. Самоконструирование в пространстве психологического времени раскрывается в тезисе: вы живете так, как вы обращаетесь со своим временем. У каждого человека вырабатывается свое отношение к понятию «время». Это один из стереотипов, которым человек научается за свою жизнь. Одни люди приучаются высоко ценить традиции и устоявшиеся нормы, и их жизнь оказывается тесно связана с прошлым («ориентация в прошлое»). Другие спешат ставить перед собой все новые и новые цели и постоянно стремятся к ним. Они живут, думая только о следующем дне («ориентация в будущее»). Третьи живут под напором повседневной рутины, сосредоточиваются на том, чтобы просто справиться с текущими делами. Философия «жить сегодняшним днем» называется «ориентацией на настоящее». Чрезмерная концентрация только на прошлом или настоящем может стать причиной депрессии [12, с. 125]. Время — наиважнейший элемент в организации жизненного опыта человека. Конструируя в пространстве своего будущего, следует исходить из того, что оно вероятностно. Поэтому нужно выделять и рассматривать разные пути решения задач в будущем. Для этого можно помещать в свое будущее символы, ориентиры достижений, жизненные ценности, т. е. психологические знаки, предполагающие оптимальные направления продвижения. Свое будущее следует представлять в качестве возможности, а не факта. Обязательно нужно выделять несколько 432 Глава 1 3. Человек как активным субъект своей жизнедеятельности направлении предполагаемого движения, чтооы не оказаться связанным единственным «верным» путем. Строгое следование ранее задуманному плану ставит человека в ситуацию отсутствия выбора, что может привести к стрессу или депрессии. Один из эффективных приемов, усиливающих данную пснхотех-нологпю, — формирование особых («измененных», трансовых) состояний сознания, получивших название медитативных (медитация, эриксонианский гипноз и другие недирективные методы). При этом изменяются физиологические процессы организма, гормональная активность, ЭЭГ головного мозга, метаболизм в целом. Такие психотехники позволяют человеку выйти за пределы обычного состояния и осознать, что принятые в физическом мире представления о пространстве и времени условны и относительны. Новый опыт восприятия пространства и времени позволяет человеку освободиться от ограничений трехмерного мира повседневной жизни и испытать ощущение безвременности. Психологически это действует как восстановительный потенциал. Психика эффективно избавляется от накопившихся отрицательных впечатлений; мозг не заполнен мыслями о прошлом или будущем и в нем нет волнений, негативных мыслей, предчувствий, разочарований. В философских учениях Востока медитация означает многое: взгляд вовнутрь, спокойное самонаблюдение, рефлексию и осознание самого себя, осознанность сознания, беспристрастное наблюдение потока меняющихся мыслей, ощущений, влечений и видений до тех пор, пока не распознается их природа и источник. Но это только первые шаги. На последующих стадиях «практикующий меняет роль интеллектуального наблюдателя на роль испытывающего более глубокую реальность, а именно: вневременной и универсальный источник всех феноменов, которые можно наблюдать при созерцании потока сознания» [12, с. 135]. Парадигмы психологии труда История науки — это история колебательных процессов смены ее парадигм. В естественных науках можно выделить две основные мета-парадигмы, которые образно были названы «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм). В конце XX в. на процессы практики, теории и методологии психологии труда активно влияли общие тенденции изменений соци- Практические задания 433 альных и культурных ценностей, коснувшиеся всех гуманитарных наук. В конце столетия, как и в его начале, в психологии доминирует «линия Платона»: психофизиология, психогенетнка, психофизика все более оттесняются на периферию науки, их статус занижается, уважение к научным фактам все чаще подменяется «декларацией о намерениях». Напротив, принципы гуманистической психологии к концу XX в. утвердились среди ее самых «технических» родственниц. Достаточно обратить внимание лишь на изменения названий монографий ведущих специалистов в области психологии труда, изданных в 1997— 2002 гг. (В. А. Бодрова, А. А. Деркача, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Ю. К. Стрелкова и др.). Явно просматриваются новые тенденции расширения интерпретации учеными-психологами содержания феномена «труд человека». В ряде случаев мы встречаем и элементы зкзистенционального подхода к проблеме «человек в системе трудовой деятельности». На рубеже веков в общей психологии и других ее ветвях активно пересматривается понимание человека как субъекта, как личности, как индивидуальности, мира и пространства его ценностей и смыслов. Параллельно с этим четко вырисовываются тенденции создания «индустрии психотехнологий», обещающих быстрое и эффективное обучение всему и вся, быстрый и неограниченный успех в жизни всем, всем, всем. Вопросы 1. Изменился ли, и если да, то как и насколько, человек как субъект труда за последнее столетие? 2. Как изменилось понимание сущности человека в гуманистических науках за тот же период? 3. Каковы реальные перспективы дальнейшего генезиса человека как субъекта труда? 4. В чем состоят ключевые механизмы психотехнологий самоменеджмента? Практические задания 1. Составить план-проспект выступления Президента США (премьер-министра Великобритании, главы Православной церкви, Папы Римского) но поводу одного из важных политических событий. 434 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 2. Сравните ваши тезисы с основными положениями речи главы государства (церкви). Выделить элементы сходства и отличия. 3. Освоить одну из психотехник. Провести эксперимент. Сравнить результаты запланированной практической деятельности до и после использования психотехники. Сделать выводы. Литература Абульханова К. А. Время жизни и время личности. СПб., 2001. Бакштапский В. Л., Жданов О. И. 10 000 дней: менеджмент жизни. М., 2001. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М, 2001. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.; СПб., ' 2003. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спорте. М., 1981. Деркач А. А. Методолого-прнкладные основы акмеологических исследований. М, 1999. Иванова Е. М. Психотехнологня изучения человека в трудовой деятельности. М„ 1992. Климов Е. А. Психология профессионала. М, 1996. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М, 1999. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектностн. Ростов-на-Дону, 1996. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М, 2001. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
Глава 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.34.62 (0.009 с.) |