Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И становление профессионализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Субъекта Рассмотрим некоторые формальные аспекты проблемы. Различая в деятельности две фундаментальные характеристики — предметность ' Как найти, удержать, приумножить деньги. Самые действенные системы. СПб., 2003. С. 241. 12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма 387 и осмысленность, или предметность и субъектность [83, 84, 85], в данной работе мы акцентируем внимание на первой из них — операциональной стороне деятельности, определяемой предметными характеристиками объекта, подчиняющего своей логике логику отдельных действий субъекта. Совместная деятельность имеет общую для ее субъектов операциональную структуру, что дано по определению и по ее сущности, общую мотивацпонно-смысловую структуру [83, 84], а также общность интерперсоналыюго пространства взаимодействующих субъектов [124]. При этом пространство деятельности многомерно, не изотропно, а дискретно. Профессиональные взаимодействия являются частным случаем совместной деятельности субъектов. Очевидно, что ее успех зависит от пропорционального соотношения активности со-субъектов профессиональной диады, дриады и т. п. и от интегрированности их активности, ее полноты, насыщенности, что, пожалуй, даже важнее их номинальных пропорций. Однако закономерности интеграции активности субъектов совместной профессиональной деятельности в психологии труда пока изучались недостаточно. Взаимодействие субъектов в совместной деятельности обладает дополнительным (аддитивным) эффектом, превышающим простую сумму их активности. При совместной деятельности в группе может возникать социальная фацилитация, т. е. ситуация, когда присутствие других облегчает деятельность индивида, способствует успеху, повышает производительность труда. Вместе с тем объединение физической и социальной активности людей может иметь и отрицательные эффекты, например снижение производительности труда индивида в группе, блокирование социальной активности индивида (эффект М. Рннгельмана — прогрессивное снижение усилий участников пропорционально увеличению группы; «групповое единомыслие» — снижение интеллектуальной эффективности, искажения оценок действительности и моральных качеств членов группы; издержки неадекватного стиля руководства и т. д.). На уровне функционирования организации и ее подразделений эти аспекты входят в компетенцию психологии управления, социальной психологии. Разнообразные эффекты непосредственных производственных взаимодействий субъектов, однако, пока еще мало учитываются традиционной психологией труда. Анализ взаимодействий субъектов совместной деятельности указывает на необходимость введения таких функциональных единиц, как «диада» («учитель-ученик», «врач-больной», «психотерапевт- 388 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера клиент» и т. п.), «триада» («тренер — спортсмен - партнер», «вышестоящий руководитель - руководитель - подчиненный»), целостно отражающих иерархические взаимодействия партнеров, а также единицы «психологическая ниша», отражающей закономерности «горизонтального» распределения социальной активности субъектов в пространстве деятельности. «Диады» и «триада», полученная на моделях спортивной, врачебной, педагогической, управленческой деятельности [124], являются устойчивым социально-психологическим образованием, которое отражает неоднородность социальной группы, конкретизирует функциональные и межличностные взаимодействия и взаимоотношения субъектов и нередко становится определяющим условием их профессионального становления и развития. Так, например, в спортивных единоборствах высших ступеней мастерства достигают только спортсмены, соответствующие по своим психофизиологическим особенностям своему тренеру. «Триада» есть социально-психологическая система, в пространстве которой действует, взаимодействует и поступает человек как субъект. Это система, которая явно или неосознанно для субъекта труда регулирует многие и многие проявления его личности. Это своего рода устойчивый момент, инвариант «инобытия личности в других» (по А. В. Петровскому), совокупность неформализованных аспектов взаимодействия людей (по М. Поланп). «Триада» отражает взаимопроникновение предметной деятельности и личностной взаимной «включенности» ее субъектов. Но речь не идет только лишь о взаимных симпатиях субъектов, их «конвенциональных ролях» как партнеров и пр. Все гораздо сложнее и глубже. Каждый случай индивидуален, отношения партнеров определяются их индивидуальностями, иерархией позиций и другими личностно значимыми условиями («акме-событиями»). Характерные примеры — совершенно разные стили взаимодействий певицы Г. П. Вишневской с режиссером А. Б. Петровским и дирижером А. Ш. Мелик-Пашаевым (см. вышеприведенные фрагменты); особенности взаимоотношений актера М. А. Ульянова и режиссера Р. Н. Симонова, М. А. Ульянова и его педагога Б. Е. Захавы. Проблема детерминации профессионального становления субъекта труда социально-психологическими факторами (характер функциональных и межличностных взаимодействий с коллегами и со «значимыми другими», групповые нормы, стиль руководства, корпоративная культура) пока остается вне поля внимания классической психологии труда, видимо, в силу ограничений традиционной парадигмы. 12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера 389
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.005 с.) |