К лекции 7: Системные отношения в лексике: синонимы и антонимы. Меронимы, эвфемизмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К лекции 7: Системные отношения в лексике: синонимы и антонимы. Меронимы, эвфемизмы.



Ключевые термины по теме:

синоним

типы и критерии синонимии

доминантный синоним

коннотация

антонимы (комплементарные, градуальные, конверсивы)

типы антонимов

меронимы

эвфемизмы

 

Практические задания для студентов:

1) Определите тип коннотации следующих слов из отрывка книги Р. Даля «Чарли и шоколадная фабрика». Дополните список двумя-тремя прилагательными.

 

He’s gone off the rocker!’ shouted one of the fathers, and the other parents joined in the chorus of frightened shouting. ‘He’s crazy!’ they shouted.

‘He’s balmy!’ ‘He’s nutty!’ ‘He’ screwy!’ ‘He’s batty!’ ‘He’s dippy!’ ‘He’s dotty!’ ‘He’s daffy!’ ‘He’s goofy!’ ‘He’s beany!’ ‘He’s buggy!’ ‘He’s wacky!’ ‘He’s loony!’.

 

2) Подберите производный и непроизводный антоним для следующих английских слов. В каком случае производный антоним меняет свое значение таким образом, что переходит в другой антонимический ряд?

Производный антоним Непроизводный антоним

famous

sensitive

faithful

proper

trustworthy

moral

safe

wise

standard

profitable

continuous

material

3) Определите общий семантический компонент антонимических пар. Какие пары не являются антонимами?

верх-низ

дождь-снег

белый-черный

горячий-холодный

вода-пламень

мать-дочь

родитель-ребенок

сын-пасынок

дочь-падчерица

свежий-черствый

старый-молодой

старый-свежий

близкий-далекий

близкий-дальний

раздобреть-разозлиться

раздобреть-похудеть

худой-хороший

худой-толстый

 

4) Разновидностью антонимии является энантиосемия – совмещение противоположных значений в рамках одного слова. По данным словарей определите энантиосемы следующих слов и выражений:

одолжить

прослушать

завязать

наверно

с, with

просмотреть

to overlook

to sanction

to leave

apparent

cleave

to dust

to skin

Still waters run deep.

A rolling stone gathers no moss.

 

5) Подберите разные антонимы к следующим словам в зависимости от возможных значений, реализуемых словом:


Зеленый


Тяжелый


Жёсткий


Мягкий


Light


White


Seamless


Callous


Soft

 

6) «Четвертый лишний»:

рожа-морда-рыло-лик

лик-морда-рожа-лицо

лик-морда-лицо-рубильник

спать-почивать-дрыхнуть-засыпать

лингвистика-языкознание-языковедение-языкотворчество

душный-спёртый-затхлый-тяжелый

bold-bald-dauntless-courageous

fearful-timid-timorous-afraid

to take-to grasp-to grab-to steal

disease-ailment-malaise-condition

to jump-to leap-to spring-to kick

treeless-childless-starless-painless

inordinate-inadequate-indecent-intense

dirty-filthy-grimy-slimy

 

7) Какие из представленных ниже слов английского языка должны в первую очередь вводиться при обучении лексики на начальном и среднем этапе освоения языка. Обоснуйте ответ, ссылаясь на семантический, структурный и частотный критерии.

 

tomb – sepulcher

kind – benevolent

kennel – doghouse

room – chamber

flat – apartment

to hate – to abhor

to pretend – to feign

sadness – despondency

grief – mortification

aver – hate

respect – reverence

aggressive – belligerent

to absorb – to imbibe

drinking – bibulous

famous – renowned

pugilism – boxing

sans – without

 

8) Закончите следующие семантические пропорции:

слышать: слушать = видеть:?, обонять:?

выскрести кастрюлю: выскрести грязь из кастрюли = вымести комнату:?, выбить ковер:?

защищать: подзащитный = учить:?, лечить:?, обслуживать:?

мешать: помогать = препятствовать:?, противодействовать:?

injury: whiplash = flower:?, cloth pattern:?, ice-cream:?

feeling: love = state:?

revolting: food = noisome:?, abominable:?

mellifluous: voice = scrumptious:?

seam: garment = suture:?

book: jacket = pillow:?

cell-phone: landline = egg powder:?

furniture: chair: rocking chair = kitchen utensils:?:?

cereals: semolina = pipe:?

9) Лингвистическая задача:

а) Восстановите синонимический ряд английских слов, исходя из описания их коннотаций:

коннотация продолжительности (долго), причины и образа действия – коннотация продолжительности (недолго), причины и образа действия – коннотация сопутствующих черт (наличие препятствия, помехи) – коннотация продолжительности, образа действия, сопутствующих черт.

б) Назовите нейтральное слово, перефразированное посредством следующих эвфемизмов.

sanitation engineer →

correction officer →

the C-word →

senior moment →

john, a place of ease, a privy chamber, a necessary room, the smallest room in the house, where the queen goes alone →

to see a man about a dog, to spend a penny →

lived-in →

road apples →

grass →

to go for a Burton →

to lay off, to give the air, to make redundant, to let go, to deselect, to downsize, to halve the footprint

 

Задания для самостоятельной работы:

а) Критическое эссе по одной из тем:

Разговорным синонимам не место в художественной литературе!

Какие синонимы должны водиться на среднем этапе обучения английскому языку?

Эвфемизмы и политически корректная речь.

б) Подберите различные типы антонимов в контексте употребления (из периодической или художественной литературы):

· градуированные (градуальные)

· комплементарные (дополнительные)

· конверсивы

 

 

в) На материале различных частей речи продемонстрируйте следующие виды коннотаций:

· образа действия,

· степени,

· стилистическую коннотацию,

· коннотацию сопутствующих черт,

· коннотацию причины.

 

г) Прослушайте краткое объяснение (интернет-урок) учителя русского языка и литературы Мухина Владислава Александровича о том, что такое омонимы, синонимы и антонимы и ответьте на следующие вопросы (http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/leksika/omonimy-sinonimy-antonimy):

1) Какое объяснение омонимии предлагает автор? Достаточно ли примеров он приводит, объясняет ли разницу между многозначным словом и омонимом?

2) Что говорит автор о проблеме взаимозаменяемости синонимов? Удачным ли вам кажется пример из русского языка, приводимый им?

3) Исходя из лекционного материал, скажите, какие типы антонимов приводит автор в качестве примера? Следует ли упомянуть и другие типы?

4) Каким образом можно дополнить объяснение автором того, что такое синонимы и антонимы?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.018 с.)