К лекции 2: язык как знаковая система. Понятие знака. Виды отношений между знаками. Функции языка. Язык и речь. Язык и мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К лекции 2: язык как знаковая система. Понятие знака. Виды отношений между знаками. Функции языка. Язык и речь. Язык и мышление.



Ключевые термины по теме:

знак: языковой vs неязыковой

иконический знак

знак-символ

знак-индекс

произвольность знака

постоянство vs изменчивость знака

парадигматика vs синтагматика

эпидигматика

функции языка

 

Практические задания для студентов:

1) Определите виды следующих знаков:

2х2 = 4, Н2О _____________

Посторонним вход запрещен. Keep off the grass. ____________

Я, ты, он, она. ________________

cat – cats, house – house, child – children, orang – orangorang _______________

чух-чух, гав-гав, кукареку, oink-oink, ba-ba ___________________

2) Иконичность как свойство языкового знака представляет собой частичный изоморфизм (подобие) между внеязыковой реальностью и средствами, а также способами ее отражения в языке. Определите, в чем заключается иконический характер следующих слов, предложений и грамматических конструкций:

I taught Harry Greek – I taught Greek to Harry

a fabulous purple satin cover

The bird flew waaaaaay up there

I was wondering if you wanted an ice-cream?

What was your name, please?

ding-dong, ping-pong, pitter-patter

крыша дома – крышка от кастрюли, ручка чайника – ручка от двери, кнопка звонка – кнопка от дивана

I drive through the gates and urge the reluctant taxi along mile after mile after mile after mile after mile after mile of road until we arrive at the ranch house [Fry, 2009:221].

I’m sorry for being late – I’m sorry that you were not able to come

rumah (дом) – rumahrumah (дома), savali (он/она идет) – savavali (они идут), alofa (он/она любит) – alolofa (они любят)

Следует помнить, что принцип иконичности соблюдается в языках мира непоследовательно: существует немало исключений и даже примеров, противоречащих иконичности. Так, в америндийском языке джемез некоторые существительные образуют единственное и двойственное число посредством аффикса –sh, присоединяемого к основе слова с грамматическим значением «как минимум три», т.е. логически более простое понятие выражается морфологически сложнее:

ср. hhu «как минимум три кедра» hhush «один или два кедра»

hwuuy’a «как минимум три сорняка» hwuuy’ash «один или два сорняка»

kaapoe «как минимум три палатки» kaapoesh «одна или две палатки»

 

 

3) В таблице приводятся некоторые наиболее распространённые английские междометия и выражаемые ими функции. Используя понятия знака-индекса и знака-символа, покажите ограниченный характер выражаемого междометиями значения. Приведите пример синонимичного или эквивалентного знака-символа, в котором определенное физическое или эмоциональное состояние является частью денотативного значения. Назовите русские междометия, выражающие сходное содержание. В каких случаях имеет место межъязыковое расхождение в функции междометий?

Междометие Функция
Ah! радость или удивление
Aha! удивление, триумф, решение умственной задачи
Ahem! знак привлечения внимания
Bah! презрение
boo презрение, неодобрение
ho-hum скука, утомление
Ouch! внезапная боль
Phew! отвращение или усталость
Pshaw! нетерпение или презрение
tsk-tsk жалость, раздражение или неодобрение
tut-tut неодобрение
ugh страх или отвращение

 

4) Какие из приводимых ниже слов являются историзмами, а какие архаизмами. К каким эпохам относятся данные архаизмы и историзмы?:

алтын, боярин, забрало, кольчуга, ветрило, заморский, сей, палица, алкать, купец, царь, приказчик, истукан, негодяй, стряпчий, белогвардеец, пятилетка, нэп, стиляга, отроковица, штиль, муʹзыка, зерцало, кутафья, хинь.

5) Определите значение следующих историзмов и архаизмов: бармы, власяница, воевода, боярин, вече, дьяк, плаха, разрядная книга, светский, лях, гиль, земь, заутра, вечор, дотоле, борзый, мошонка

6) Общеизвестно, что язык, используемый в различных сферах деятельности, отличается специфическими особенностями, составляющими то, что в языковедении принято называть «дискурсом». Ниже приводятся некоторые слова и выражения из книги Л.М. Анисова (2007), посвященной жизнеописанию святителя Иннокентия (1797-1879), митрополита Московского и Коломенского. Распределите приводимые ниже слова по следующим группам: устаревшие, термины, возвышенные, эвфемизмы. Определите значение незнакомых слов. В чем, по Вашему мнению, заключается основная особенность религиозного дискурса?

кончина, первопрестольная, архимандрит, клирос, святый, келейник, упраздниться, всенощное бдение, близ, уповать на к-л (ч-л), паче чаяния, литургия, пастырь, пόстриг, равноапостольный, тамошний, антиминс, ныне, роптать, исполинский, загодя, испрашивать разрешения, мощи, покои, причетник, епархия, утлый, спошпешник, отказать 100 рублей, хиротония, наказать (сделать что-либо), личное свидание, возгласить ектению, рассадник просвещения, расслабленный, надобность, синодальный, приложиться (к иконе).

 

7) Какие из приводимых ниже слов является глобализмами – международными словами, присутствующими в сходной фономорфологической форме во всех языках мира?

дисплей, монитор, закон, мониторинг, указ, супермаркет, ксерокс, вера, футбол, спорт, киллер, бодибилдинг, дайвинг, серфинг, любовь, террор, право, перемена, бокс.

 

8) Различают следующие типы варьирования экспонента языкового знака, при котором его денотативное (предметно-образное) значение остается неизменным. В каких случаях остается неизменным и его коннотативное значение, а в каких слово приобретает дополнительные коннотативные оттенки смысла?

· Фонетическое варьирование: галоша – калоша, творог – творόг, свёкла – свеклá, ноль – нуль, матрас – матрац, фόльга – фольга, афёра – афера, мизéрный – мизерный, обеспéчение – обеспечение, обусловливать – обуславливать, pernickety – persnickety, shard –sherd.

· Словообразовательное варьирование: подсолнух – подсолнечник, тапочек – тапочка, зал – зала, табурет – табуретка, диалектный – диалектальный.

· Стилистическое варьирование: голос – глас, борода – брада, щеки – ланиты, правая рука – десница, левая рука – шуйца, подросток – отрок.

· Региональные варианты: головастик – толстоголовёнок (новгородск.), родственники – родичи (рязанск.).

 

9) Согласно В.Г. Гаку, существует 4 принципиальных изменения функционирования языкового знака. Приведите пример (из русского и английского языка) на каждое из приводимых автором изменений:

· использование старого знака для нового денотата

· введение нового знака для старого денотата

· введение нового знака для нового денотата

· прекращение употребления знака

10) Объясните разницу между звуковым статусом следующих слов:

гавкать – лаять, to bay – to wow-wow, to below – to moo, to neigh – to whinny.

11) Польский ученый А. Шафф разработал приводимую ниже типологическую классификацию знаков. Приведите примеры каждого вида знака и скажите, каким образом данная классификация отличается от традиционной классификации знаков на индексы, символы и иконы:

 

 

Знаки
естественные
признаки, симптомы
искусственные
словесные
несловесные
замещающие
сигналы
символы
собственно замещающие

12) Прокомментируйте следующую таблицу, отражающую сущность языкового знака:

ЗНАК
другие знаки (парадигматические и синтагматические отношения)
интерпретатор (человек)
значение, понятие (означаемое)
референт (денотат)
акустический образ (означающее)

 

13) Приведите примеры, с которыми слова забота, память, уважение и их английские эквиваленты вступают в синтагматические и парадигматические отношения.

14) Приведите примеры следующих языковых функций и скажите, в какой степени название функции отражает ее суть. Какие еще функции существуют у языка?

· аккумулятивная

· директивная

· номинативная

· экспрессивная

· магическая

· дейктическая

· суггестивная

15) Назовите языковые функции, реализующиеся в следующих отрывках:

а) Супплетивизм – это образование грамматических форм слова от разных корней.

 

б) О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

(Ф. Тютчев)

 

в) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Господи, Великий, Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомления сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно (молитва оптинских старцев).

 

г) Правила этикета:

Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.

По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы отдать честь.

 

16) Прокомментируйте следующие высказывания ученых, занимавшихся проблемой связи языка и мышления. Чья точка зрения представляется вам наиболее и наименее адекватной. Ответ обоснуйте.

· «Язык абсолютно неадекватен логическому мышлению и постоянно искажает его» (Б. Рассел)

· «Мысли умирают в ту минуту, когда воплощаются в слова» (А. Шопенгауэр)

· «Кто способен мыслить только при посредстве речи, тот еще не испытал, что значит отвлеченное и подлинное мышление» (Е. Дюринг)

· «Возникая и развиваясь одновременно, язык и мышление порождаются трудом; язык овеществляет мышление» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

· «Мысль не воплощается, а совершается в слове. Единицы речи и единицы мысли не совпадают. Речь – это нависшее облако, которое проливается дождем слов» (Л.С. Выготский).

· «Можно говорить об определенном влиянии языка на мышление человека, хотя этот вектор взаимоотношения языка и мышления не является доминирующим – основной вектор, несомненно, направлен в сторону влияния мышления на язык» (З.Д. Попова, И.А. Стернин).

 

17) Прокомментируйте высказывание известного лингвиста, профессора МГУ С.Г. Тер-Минасовой о связи слова, реального мира и понятия. Можно ли говорить о том, что язык представляет собой зеркальное отражение внешнего мира? Исходя из мнения автора, попытайтесь определить, что такое понятие и чем понятие отличается от значения языкового знака.

Слово выражает не сам предмет реальности, а его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением, понятием об этом предмете. Понятие же составляется на уровне обобщения нескольких основных признаков, образующих это понятие, и поэтому представляет собой абстракцию, отвлечение от конкретных черт. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению различен у разных народов, что обусловлено различием истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями), так и индивидуально (спецификой восприятия мира, свойственной данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку [Тер-Минасова, 2000:40].

 

18) Вплоть до начала 20 века психологи, антропологи и языковеды высказывались крайне скептически по поводу наличия мышления у слепых, глухих и тем более слепоглухонемых людей. Однако в середине 20 века психологи-гуманисты И.А. Соколянский и А.И. Мещяриков занялись подвижнической работой по развитию мышления слепоглухонемых детей, в результате чего некоторые из их воспитанников достигли столь высокого уровня развития, что получили высшее образование в ведущих вузах СССР и России, защитили кандидатские и докторские диссертации. Подумайте, какой метод по обучению функционально ограниченных детей, в частности слепоглухонемых, можно использовать в целях развития их мышления? За счёт какого органа чувств можно развивать таких детей?

 

19) Как вы думаете, о чем свидетельствует возможность профессиональным наборщиком автоматически и без ошибок набирать текст на компьютере, параллельно занимаясь посторонним делом – разговором с коллегой, просмотром телепередачи, прослушиванием радиопрограммы и т.д.? Почему при наборе бессмысленного текста степень автоматизма резко падает?

 

20) Подумайте, что является универсальным – процесс мышления или содержание мышления? Посмотрите определение термина «суждение» в словаре (или другом источнике) и скажите, из каких компонентов оно состоит? Можно ли говорить о том, что суждение – это универсальная форма мысли?

 

 

21) Согласно вульгарно-материалистической теории поведения американского ученого Л. Блумфильда, известной как «бихевиоризм», языковое поведение человека определяется его инстинктами по принципу «стимул – реакция». По Л. Блумфильду, язык – одна из форм поведения человека, помогающая ему удовлетворять свои потребности с помощью других людей. Например, когда Джил при виде яблони говорит своему спутнику Джеку «Я хочу есть», идущий рядом с ней Джек срывает яблоко и передает его Джил, которая удовлетворяет свою потребность в еде. В таком понимании мысль приравнивается к деятельности речевого аппарата говорящего по принципу «говорю то, что думаю» или «сообщаю о том, в чем я в данный момент испытываю потребность» – физиологическую или психологическую. Мышление адресата сообщения приравнивается к немедленному исполнению услышанного. Прокомментируйте данную теорию, приводя факты как в ее поддержку, так и в опровержение.

 

22) Лингвистическая задача:

а) Учёные подсчитали, что в течение жизни человек говорит в среднем два с половиной года. Исходя из среднестатистической продолжительности жизни 55 лет и возможности озвучить 10 страниц печатного текста формата А4 (14 шрифт, Times New Roman) за час, подсчитайте, сколько страниц печатного текста человек произносит за свою жизнь.

 

б) Согласно статистическим данным, знание всего одной тысячи слов позволяет понимать около 75 % текста на родном языке. Знание двух тысяч слов – около 85 процентов. Подсчитайте, сколько тысяч слов остается на долю оставшихся 15 %, если известно, что запас слов среднестатистического образованного человека составляет 30.000.

 

Задания для самостоятельной работы:

а) Найдите в контексте употребления (в художественной литературе) слова, представляющие собой различные виды знаков – символы, индексы и иконы.

 

б) На примере следующих слов покажите, что понятие «произвольности языкового знака» является относительным. Какие из приведенных слов в большей степени произвольны, чем другие? Какие слова можно назвать мотивированными? Чем это обусловлено?

скворечник – birdhouse, подснежник – snowdrop – Scheeglöckchen, будка – kennel – doghouse, пончик – a dough-nut, очки – glasses, наушники – ear-phones, командировка – business-trip, свидание – a date, стол – table – Tisch – mesa – τράπεζα (trapeza).

 

в) По данным списка неологизмов университета Бирмингем за период с 1994 по 2012 подберите 10-15 неологизмов и дайте им определения исходя из контекста употребления (http://rdues.bcu.ac.uk/neologisms.shtml)

 

г) Подберите ретронимы (на английском) к следующим словам и выражениям. Можно ли говорить о том, что ретронимы имеют положительные коннотации по сравнению с неонимами? Ответ обоснуйте. Дайте перевод соответствующих неонимов и ретронимов на русский.

 

E-book

cell-phone

skim milk

artificial egg

artificial language

Digital computer

Liquid soap

Disposable diapers

Machine translation

 

д) Прослушайте краткую популярную телепередачу с ведущей И. Шухаевой и назовите разницу между языком, речью и словом, а также основные функции языка – так, как это представляют себе цитируемые автором личности (http://www.youtube.com/watch?v=LKhGjibXsaA)

 

е) Самостоятельно или в группе придумайте 2, 3 обобщающих упражнения по темам лекции 2.

Назовите критерии, в соответствии с которыми вы составляли упражнения. Какой возрастной группе подойдут составленные вами упражнения?

ж) Критическое эссе по одной из тем:

Язык и мышление: две стороны одной медали.

К вопросу о ведущей языковой функции.

Язык и речь: что важнее?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.052 с.)