Понятие и значение учета правовых документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение учета правовых документов



Учет еще называют справочно-информационной работой, что тоже верно.

Учет правовых актов — это разновидность систематизации новых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в кон трольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.

Во-первых, велико его значение для реализации права, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство надо иметь под рукой, уметь в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия.Во -вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибиться нельзя, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами.

В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.

В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодифика ции, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальнаястадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение.

В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции.

Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.

Технико-юридические правила проведения учета отражают особенности этого вида систематизации.

Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и т.д.

Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.

Следует различать две разновидности учета правовых актов:

- официальный. Официальный учет ведут юридические службы

государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как

федерального, так и субъектов Федерации) ведется Государственно-

правовым управлением Администрации Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ –Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых.

- неофициальный.Различными организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Фонд правовых документов имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отме­ну, изменения, дополнения. В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии.

Критериями систематизации могут быть:

· вид юридического документа (нормативные, интерпретацион­ные и т.п.);

· орган, издавший документ (законодательный орган, Прези­дент, Правительство, ведомствр, судебный орган и т.п.);

· время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);

· юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т.п.);

· его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, граждан­ско-правовые, финансово-правовые и т.п.);

· предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и т.п.). Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.

Способы учета могут быть различными. Перечислим их:

1) картотеки — самый простой способ учета. Информация, зане­сенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов об­ратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в опреде­ленном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наиме­нование, дата принятия и т.п.;

2) сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень не­большом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в опреде­ленном порядке в особых папках;

3) журналы. В них также всего лишь фиксируются реквизиты пра­вовых актов по разработанной схеме;

4) информационно-поисковые системы по праву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.006 с.)