Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Льюис Морган (1818-1881) и материалистическая концепция эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюционная идея, предложенная американским антропологом Льюисом Морганом, сосредоточивается на технологии. Морган был первым в большом ряду технологических детерминистов, которые основными движущими силами социальных изменений считали изобретения и открытия, постепенно трансформирующие образ жизни человеческой популяции. Морган верил, что единообразие и непрерывность эволюции вытекают из универсальности и постоянства человеческих потребностей. Типичные для людей потребности в пище, жилье, комфорте, безопасности и т.д. стимулируют неустанный поиск средств для их удовлетворения, приводят к технологическим новшествам. Когда же они появляются, изменяется весь характер общества, в том числе формы семейной жизни, системы родства, сферы экономики и политики, культурные ценности и повседневная жизнь. В истории человечества можно выделить три фазы: дикость, варварство и цивилизацию, которые преодолеваются благодаря значительным технологическим прорывам. Так, в период «ранней дикости» люди пользовались простейшими орудиями для сбора фруктов и орехов. На стадии «средней дикости» уже был открыт огонь и освоена рыбная ловля, в период «поздней дикости» были изобретены лук и стрелы, крайне облегчившие охоту. На стадии «раннего варварства» значительным технологическим усовершенствованием явилось изобретение посуды, «среднего варварства» - одомашнивание животных и ирригация как новый способ ведения сельского хозяйства. В эпоху «позднего варварства» было начато производство железа и железных инструментов, имевшее революционное значение. Наконец, зарождение «цивилизации» отмечено изобретением фонетического алфавита и письменности (182; 181). Такой способ однопричинного, технологического объяснения стал весьма популярным. Его взяла на вооружение марксистская школа, в частности, Фридрих Энгельс использовал идеи Моргана в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Позднее эти идеи были подхвачены представителями неоэволюционизма, например, Лесли Уайтом и Герхардом Ленски (см. гл. 8). Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции Французский классик социологической мысли Э. Дюркгейм был последовательным антиредукционистом, ибо отказался искать причины социальных феноменов где бы то ни было, кроме как в области особой социальной реальности (своеобразных «социальных фактов»). Такая ориентация отчетливо выражена в его взглядах на социальную эволюцию, которые он изложил в ранней работе «О разделении общественного труда» (99). Основное направление эволюции Дюркгейм усматривал в том, что с течением времени в обществе все более углубляется разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта тенденция связана с демографическими факторами: рост населения приводит к увеличению физической «плотности» и усиливает «плотность» моральную, т. е. интенсивность контактов, сложность социальных связей или, короче говоря, качество социальных уз. Следуя идее Спенсера, Дюркгейм сконструировал дихотомическую типологию обществ, основанную на различном качестве социальных связей: «механическую солидарность», которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций; и «органическую солидарность», в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий. Причем типологию он рассматривал в хронологической последовательности, имеющей начальную и конечную точки социальной эволюции: история движется от «механической солидарности» к «органической». Полярные типы могут быть представлены в схематическом виде (табл. 7.2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.007 с.) |