Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имя числительное. Местоимение

Поиск

Цель: уяснить лексические, морфологические и синтаксические особенности русских имен числительных и местоимениях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять числительные и местоимения в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

План

1.Имя числительное как часть речи.

2.Разряды имен числительных.

3.Количественные числительные.

4.Собирательные и дробные числительные.

5.Вопрос о порядковых числительных.

1.Местоимение как часть речи.

2.Морфологические признаки и синтаксические функции местоимений.

3.Переход слов из других частей речи в местоимения (прономинализация).

Задания и методические рекомендации

1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия.

2.(устное) Прочитайте сказку Ф.Кривина «Имя числительное» («Тысяча штук»), обращая внимание на написание выделенных слов. Определите, о каких грамматических свойствах имен числительных говорится в сказке.

Когда Тысяча явилась в предложение, все места были уже заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть здесь самое главное.
– Миллион извинений, – сказала Тысяча. – Я отниму у вас не больше одной минуты.
– Пожалуйста, – любезно ответило Слово. – Слушаю вас.
– Помогите мне устроиться в предложении, – попросила Тысяча. – Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
– Чем же я могу вам помочь?
– О, ведь вы здесь самое большое слово, самый главный член предложения!
– К сожалению, я – не главный член предложения, – сказало слово с действительным сожалением. – Я всего лишь деепричастие... Так сложились обстоятельства – ничего не поделаешь.
– А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?
– Что величина! Вон видите – самое короткое слово? В нем всего четыре буквы. А ведь это – подлежащее!
– Так вот оно какое, подлежащее! – протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилась к подлежащему.
Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.
– Существительное, – коротко представилось оно Тысяче. – А ваше имя?
– Числительное, – сказала Тысяча и тут же добавила: – Можете называть меня просто – Тысяча. Так меня называют все знакомые.
И Тысяча изложила Существительному свою просьбу.
– Право, не знаю, как вам помочь, – сказало Существительное. – Все вакансии у нас заняты... Разве что зачислить вас на должность служебного слова?
Тысяча слегка поморщилась.
– Нет, для этого дела я вряд ли подойду, – сказала она и, немного подумав, предложила: – А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места...
– Дело не в месте, – сказало Существительное. – Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы – я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств...
– Зачем вам качества? – прервала его Тысяча, смелея. – У меня есть количество – и этого достаточно.
– Количество? – переспросило Существительное. – Что ж, количество – это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.
И Тысяча осталась при Существительном.
Сначала оно пробовало давать ей самые мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялась Существительному, но даже не хотела с ним согласоваться.
Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.
А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.
Так оно склонилось перед ее количеством.

3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Она (н_)кому (не)пр_надлежала у нее (не)было собстве_ного имени и (н_)кто (не)мог(бы) сказать где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Когда гонимая голодом или потребностью в общени_ она показ_валась на улице ребята бросали в нее к_мнями и палками взрослые улюлюкали и страшно противно св_стели. (Не)помня себя от страха перемет_ваясь со стороны в сторону натыкаясь на загорожи и людей она мчалась на край поселка и пряталась (в)глубине больш_го сада, в одном извес_ном ей месте... Только один раз мужик пож_лел собаку, грязную и (не)красивую. (Л.Андреев)

4. Подготовьтесь к небольшой самостоятельной работе (20 - 25 мин.) по именным частям речи.

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С. 208- 241.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 198 - 205.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С. 297 - 308.

Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.149 - 155.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.138 – 139, 393 - 394.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.109 - 111.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С..

 


Практическое занятие № 13

Тема: Глагол

Цель: уяснить понятие о глаголе как самостоятельной части речи, еголексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

План

1.Глагол как часть речи.

2. Инфинитив глагола. Суффиксы инфинитива и прошедшего времени.

3. Категория вида глагола. Образование видовых форм глагола. Двувидовые и одновидовые глаголы.

4. Глаголы переходные и непереходные.

6.Категория залога.

Задания и методические рекомендации

1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание.

1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов-Микитов) 6. Снег искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку.

7. В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды. 8. Все выше поднимает_ся солнце. 9. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. 10. Рождает_ся новый день. 11. В природе все пробуждает_ся. 12. Все вокруг внезапно меняет_ся.

(По И.Соколову-Микитову)

2.Определите, с помощью каких грамматических средств образованы коррелятивные (соотносительные) пары глаголов несовершенного и совершенного вида.

Класть - положить, брать - взять, говорить - сказать, оправдать - оправдывать, спросить - спрашивать, обуть - обувать, перечитать - перечитывать, засыпать - засыпать, играть - сыграть, забрать - забирать, ложиться - лечь, прыгать - прыгнуть, крепнуть - окрепнуть, запретить - запрещать.

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.208 - 214.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 189 - 193.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.290 - 293.

Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.125 - 132.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.231 - 232.


Практическое занятие № 14

Причастие и деепричастие

Цель: уяснить понятие о причастии и деепричастии как особых формах глагола, их лексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять в речи русские причастия и деепричастия в соответствии с нормами русского литературного языка.

План

1. Причастие и деепричастие как особые формы глаголов.

2.Образование действительных и страдательных причастий.

3.Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности.

4.Образование и значение форм деепричастий.

5.Переход деепричастий в наречия и предлоги (адвербиализация и препозиционация).

Задания и методические рекомендации:

1.Спишите текст, образовывая от глаголов в скобках страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев (обложить) ветвями саксаула было (разбросать) посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой каме_ный идол (высечь) из целого камня глядел слепыми выпуклыми глазами, держа в руках каме_ную чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники спешились и поочередно пол_жили идолу в чашу по кусочку (вялить) баранины лепешек или (не)сколько зерен ячменя. (В.Ян)

2. Выпишите только словосочетания с причастиями, вставьте пропущенные буквы.

Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо выпече_ный хлеб, выкраше_ный пол, сплете_ные ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал, асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка, хорошо выбеле_на, растеря_ные в дороге вещи, ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная погода, груже_ные кирпичом машины.

3. Переставьте предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.

Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного спутника Земли.

4. Переведите словосочетания на русский язык, сопоставьте суффиксы деепричастий в обоих языках.

Прийнявши на роботу, під'їхавши до лісу, висушивши білизну, зосередивши погляд, наближаючись до паркану, не розбираючи дороги, несучи вагу, перетинаючи шлях, вказуючи путь, минаючи стежки, вітаючися з товаришами, побудувавши кам'яницю, почувши розмову, побачивши особняк, не мовлячи ані слова, кинувши дім, дзенькаючи ковзанами, гріючись на сонечку, не відповідаючи на запитання, не гаючи часу.

5 (устное). Решите задачку. Подсказка: составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия.

От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь?

 

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.263 - 274.

Совр. русск. лит. язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 211, 221 - 239.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.333 - 338.

Шанский, Тихонов. Часть 2. Словообраз. Морфология. - М., 1981. - С.221 - 229.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.115 - 119.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.234 - 236.


Практическое занятие № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.86 (0.012 с.)