Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имя числительное. МестоимениеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Цель: уяснить лексические, морфологические и синтаксические особенности русских имен числительных и местоимениях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять числительные и местоимения в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. План 1.Имя числительное как часть речи. 2.Разряды имен числительных. 3.Количественные числительные. 4.Собирательные и дробные числительные. 5.Вопрос о порядковых числительных. 1.Местоимение как часть речи. 2.Морфологические признаки и синтаксические функции местоимений. 3.Переход слов из других частей речи в местоимения (прономинализация). Задания и методические рекомендации 1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия. 2.(устное) Прочитайте сказку Ф.Кривина «Имя числительное» («Тысяча штук»), обращая внимание на написание выделенных слов. Определите, о каких грамматических свойствах имен числительных говорится в сказке. Когда Тысяча явилась в предложение, все места были уже заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть здесь самое главное. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Она (н_)кому (не)пр_надлежала у нее (не)было собстве_ного имени и (н_)кто (не)мог(бы) сказать где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Когда гонимая голодом или потребностью в общени_ она показ_валась на улице ребята бросали в нее к_мнями и палками взрослые улюлюкали и страшно противно св_стели. (Не)помня себя от страха перемет_ваясь со стороны в сторону натыкаясь на загорожи и людей она мчалась на край поселка и пряталась (в)глубине больш_го сада, в одном извес_ном ей месте... Только один раз мужик пож_лел собаку, грязную и (не)красивую. (Л.Андреев) 4. Подготовьтесь к небольшой самостоятельной работе (20 - 25 мин.) по именным частям речи. Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С. 208- 241. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 198 - 205. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С. 297 - 308. Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.149 - 155. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.138 – 139, 393 - 394. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.109 - 111. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С..
Практическое занятие № 13 Тема: Глагол Цель: уяснить понятие о глаголе как самостоятельной части речи, еголексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. План 1.Глагол как часть речи. 2. Инфинитив глагола. Суффиксы инфинитива и прошедшего времени. 3. Категория вида глагола. Образование видовых форм глагола. Двувидовые и одновидовые глаголы. 4. Глаголы переходные и непереходные. 6.Категория залога. Задания и методические рекомендации 1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия. 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание. 1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов-Микитов) 6. Снег искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку. 7. В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды. 8. Все выше поднимает_ся солнце. 9. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. 10. Рождает_ся новый день. 11. В природе все пробуждает_ся. 12. Все вокруг внезапно меняет_ся. (По И.Соколову-Микитову) 2.Определите, с помощью каких грамматических средств образованы коррелятивные (соотносительные) пары глаголов несовершенного и совершенного вида. Класть - положить, брать - взять, говорить - сказать, оправдать - оправдывать, спросить - спрашивать, обуть - обувать, перечитать - перечитывать, засыпать - засыпать, играть - сыграть, забрать - забирать, ложиться - лечь, прыгать - прыгнуть, крепнуть - окрепнуть, запретить - запрещать. Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.208 - 214. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 189 - 193. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.290 - 293. Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.125 - 132. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.231 - 232. Практическое занятие № 14 Причастие и деепричастие Цель: уяснить понятие о причастии и деепричастии как особых формах глагола, их лексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять в речи русские причастия и деепричастия в соответствии с нормами русского литературного языка. План 1. Причастие и деепричастие как особые формы глаголов. 2.Образование действительных и страдательных причастий. 3.Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности. 4.Образование и значение форм деепричастий. 5.Переход деепричастий в наречия и предлоги (адвербиализация и препозиционация). Задания и методические рекомендации: 1.Спишите текст, образовывая от глаголов в скобках страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев (обложить) ветвями саксаула было (разбросать) посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой каме_ный идол (высечь) из целого камня глядел слепыми выпуклыми глазами, держа в руках каме_ную чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники спешились и поочередно пол_жили идолу в чашу по кусочку (вялить) баранины лепешек или (не)сколько зерен ячменя. (В.Ян) 2. Выпишите только словосочетания с причастиями, вставьте пропущенные буквы. Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо выпече_ный хлеб, выкраше_ный пол, сплете_ные ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал, асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка, хорошо выбеле_на, растеря_ные в дороге вещи, ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная погода, груже_ные кирпичом машины. 3. Переставьте предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы. Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного спутника Земли. 4. Переведите словосочетания на русский язык, сопоставьте суффиксы деепричастий в обоих языках. Прийнявши на роботу, під'їхавши до лісу, висушивши білизну, зосередивши погляд, наближаючись до паркану, не розбираючи дороги, несучи вагу, перетинаючи шлях, вказуючи путь, минаючи стежки, вітаючися з товаришами, побудувавши кам'яницю, почувши розмову, побачивши особняк, не мовлячи ані слова, кинувши дім, дзенькаючи ковзанами, гріючись на сонечку, не відповідаючи на запитання, не гаючи часу. 5 (устное). Решите задачку. Подсказка: составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия. От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь?
Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.263 - 274. Совр. русск. лит. язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 211, 221 - 239. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.333 - 338. Шанский, Тихонов. Часть 2. Словообраз. Морфология. - М., 1981. - С.221 - 229. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.115 - 119. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.234 - 236. Практическое занятие № 15
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |