Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имя числительное. МестоимениеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: уяснить лексические, морфологические и синтаксические особенности русских имен числительных и местоимениях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять числительные и местоимения в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. План 1.Имя числительное как часть речи. 2.Разряды имен числительных. 3.Количественные числительные. 4.Собирательные и дробные числительные. 5.Вопрос о порядковых числительных. 1.Местоимение как часть речи. 2.Морфологические признаки и синтаксические функции местоимений. 3.Переход слов из других частей речи в местоимения (прономинализация). Задания и методические рекомендации 1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия. 2.(устное) Прочитайте сказку Ф.Кривина «Имя числительное» («Тысяча штук»), обращая внимание на написание выделенных слов. Определите, о каких грамматических свойствах имен числительных говорится в сказке. Когда Тысяча явилась в предложение, все места были уже заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть здесь самое главное. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Она (н_)кому (не)пр_надлежала у нее (не)было собстве_ного имени и (н_)кто (не)мог(бы) сказать где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Когда гонимая голодом или потребностью в общени_ она показ_валась на улице ребята бросали в нее к_мнями и палками взрослые улюлюкали и страшно противно св_стели. (Не)помня себя от страха перемет_ваясь со стороны в сторону натыкаясь на загорожи и людей она мчалась на край поселка и пряталась (в)глубине больш_го сада, в одном извес_ном ей месте... Только один раз мужик пож_лел собаку, грязную и (не)красивую. (Л.Андреев) 4. Подготовьтесь к небольшой самостоятельной работе (20 - 25 мин.) по именным частям речи. Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С. 208- 241. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 198 - 205. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С. 297 - 308. Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.149 - 155. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.138 – 139, 393 - 394. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.109 - 111. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С..
Практическое занятие № 13 Тема: Глагол Цель: уяснить понятие о глаголе как самостоятельной части речи, еголексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. План 1.Глагол как часть речи. 2. Инфинитив глагола. Суффиксы инфинитива и прошедшего времени. 3. Категория вида глагола. Образование видовых форм глагола. Двувидовые и одновидовые глаголы. 4. Глаголы переходные и непереходные. 6.Категория залога. Задания и методические рекомендации 1. Подготовьте устные ответы на все пункты плана практического занятия. 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание. 1. Стало см_ркат_ся. 2. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. 3. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. 4. Все из рук валит_ся. 5. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов-Микитов) 6. Снег искрит_ся, сверкает на солнце. 7. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку. 7. В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды. 8. Все выше поднимает_ся солнце. 9. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. 10. Рождает_ся новый день. 11. В природе все пробуждает_ся. 12. Все вокруг внезапно меняет_ся. (По И.Соколову-Микитову) 2.Определите, с помощью каких грамматических средств образованы коррелятивные (соотносительные) пары глаголов несовершенного и совершенного вида. Класть - положить, брать - взять, говорить - сказать, оправдать - оправдывать, спросить - спрашивать, обуть - обувать, перечитать - перечитывать, засыпать - засыпать, играть - сыграть, забрать - забирать, ложиться - лечь, прыгать - прыгнуть, крепнуть - окрепнуть, запретить - запрещать. Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.208 - 214. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 189 - 193. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.290 - 293. Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.125 - 132. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.231 - 232. Практическое занятие № 14 Причастие и деепричастие Цель: уяснить понятие о причастии и деепричастии как особых формах глагола, их лексических, морфологических и синтаксических особенностях в сопоставлении с украинским языком; развивать умение употреблять в речи русские причастия и деепричастия в соответствии с нормами русского литературного языка. План 1. Причастие и деепричастие как особые формы глаголов. 2.Образование действительных и страдательных причастий. 3.Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности. 4.Образование и значение форм деепричастий. 5.Переход деепричастий в наречия и предлоги (адвербиализация и препозиционация). Задания и методические рекомендации: 1.Спишите текст, образовывая от глаголов в скобках страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев (обложить) ветвями саксаула было (разбросать) посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой каме_ный идол (высечь) из целого камня глядел слепыми выпуклыми глазами, держа в руках каме_ную чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники спешились и поочередно пол_жили идолу в чашу по кусочку (вялить) баранины лепешек или (не)сколько зерен ячменя. (В.Ян) 2. Выпишите только словосочетания с причастиями, вставьте пропущенные буквы. Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо выпече_ный хлеб, выкраше_ный пол, сплете_ные ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал, асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка, хорошо выбеле_на, растеря_ные в дороге вещи, ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная погода, груже_ные кирпичом машины. 3. Переставьте предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы. Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного спутника Земли. 4. Переведите словосочетания на русский язык, сопоставьте суффиксы деепричастий в обоих языках. Прийнявши на роботу, під'їхавши до лісу, висушивши білизну, зосередивши погляд, наближаючись до паркану, не розбираючи дороги, несучи вагу, перетинаючи шлях, вказуючи путь, минаючи стежки, вітаючися з товаришами, побудувавши кам'яницю, почувши розмову, побачивши особняк, не мовлячи ані слова, кинувши дім, дзенькаючи ковзанами, гріючись на сонечку, не відповідаючи на запитання, не гаючи часу. 5 (устное). Решите задачку. Подсказка: составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия. От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь?
Литература: Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.263 - 274. Совр. русск. лит. язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 211, 221 - 239. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.333 - 338. Шанский, Тихонов. Часть 2. Словообраз. Морфология. - М., 1981. - С.221 - 229. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.115 - 119. Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.234 - 236. Практическое занятие № 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.86 (0.012 с.) |