Ее сущность и основные юридические свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ее сущность и основные юридические свойства



Основным источником конституционного права является Конституция, понимаемая в юридической науке как основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов и органов самоуправления.

Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio -установление. Конституционное право как отрасль российского права берет свое начало от понятия «конституция».

Конституции как основной закон государства появились в конце XVIII века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и Польше.

В России борьба за утверждение конституционного правления началась в XIX веке, но в условиях царизма принять конституцию не удалось. Первая конституция России была принята в 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. стала первой в мире конституцией государства рабочих и крестьян. В связи с принятием Конституции СССР изменялась и дополнялась Конституция РСФСР в 1925 г., в 1937 г., в 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования, поэтому, как правило, носит долгосрочный характер.

Конституция - акт, обладающий особыми чертами и юридическими свойствами, отличающими ее от текущего законодательства.

Принимаемая народом или от имени народа конституция охватывает все сферы жизни общества, первично, легитимно устанавливая в них базовые основы общественных отношений.

К основным юридическим свойствам Конституции РФ можно отнести такие как: верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие, порядок принятия и внесение в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Верховенство Конституции РФ, установленное ч.2 ст.4, проявляется в утверждении на всей территории нашей страны конституционного строя, как основы правового государства, подчинении государства праву, подчинении всех субъектов общественной жизни, без всякого исключения, ее нормам. Последнее имеет исключительное значение для единства права при федеральном устройстве государства. Отрицание верховенства Конституции РФ и федеральныхзаконов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законодательства субъектов РФ может привести не только к войне законов, но и к развалу, в конечном счете, РоссийскойФедерации.

Одним из наиболее важных проявлений верховенства конституции является ее высшая юридическая сила по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. В ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Более того, являясь основным базовым законом, Конституция РФ, как ядро правовой системы, сама определяет процесс правотворчества, т.е. устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, наименование актов, их юридическую силу, порядок и процедуру принятия. В самом тексте Конституции РФ содержится отсылка к четырнадцати ФКЗ и к более сорока ФЗ, принятие которых обеспечивает наиболее полную реализации ее положений. В случае коллизии между требованиями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами действует конституционная норма, а акт, ей противоречащий, подлежит изменению или отмене.

Конкретизация конституционных положений в текущем законодательстве не означает, что реализация конституционных норм без этого невозможна. Согласно ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют прямое действие. Конституционными нормами необходимо руководствоваться во всех случаях, включая рассмотрение отдельных дел судами и в органах исполнительной власти. К примеру, такая необходимость возникает, когда конституционные нормы по самому их смыслу не требуют дополнительной регламентации или когда нормативно-правовой акт, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с ее положениями и т. д.

Кроме долгосрочного характера, что отмечалось выше, конституции, как закону, требуется стабильность. В Конституции РФ это специальным,усложненным порядком ее изменения, внесения поправок. Этот порядок установлен самой Конституцией РФ в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» и ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 г.

Согласно ст. 134 данной главы предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В Конституции РФ установлен различный порядок для изменения положений гл. 1, 2 и 9 и 3-8.

Для пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 необходимо, чтобы предложение о таком пересмотре получило поддержку трех пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что в свою очередь становится основанием для созыва, в соответствии с федеральным конституционным законом, Конституционного Собрания. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Этот проект принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при проведении которого Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки и изменения к гл. 3-8 Конституции РФ (ст. 136) принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108), который предусматривает одобрение большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двумя третями субъектов Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень всех ее субъектов.

Юридическим свойством Конституции РФ является ее особая охрана, которая обеспечивается всей системой органов государственной власти. Правовая охрана Конституции РФ (ст. 71) обеспечивается с помощью конституционного контроля, относящегося к ведению Российской Федерации.

Особое место в защите Конституции РФ и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции РФ (ст. 80). В содержание присяги Президента РФ входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ (ст. 82). Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации.

Важную роль в охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, включая не вступившие в силу международные договоры России, рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти, проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов, дает толкование Конституции РФ (ст. 125).

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы государственной власти - Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ в пределах своей компетенции, установленной законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.005 с.)