Общая характеристика конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика конституционного права



Российское право представляет собой единую по своей сущности, содержанию и предназначению систему общеобязательных, установленных государством норм, подразделяющихся на отрасли. Ведущей из них является конституционное право.

Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод правового регулирования, под которым понимается совокупность специфических приемов, способов и средств воздействия на участников правоотношений, в конституционном праве многоаспектен.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод получил в юридической науке наименование «метод властеотношений». Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться молениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, является установление конкретных полномочий и обязанностей их участников (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.). Методу конституционного права свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования, закрепление моральных принципов и категорий общественных идеалов. В конституционном праве используются и классические способы воздействия на участников общественных отношений, такие как дозволение, запрет, предписание, установление равенства сторон в отношениях.

Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности метода, можно сформулировать его понятие как отрасли российского права.

Конституционное право как отрасль права представляет совокупность правовых норм по предмету регулирования преимущественно на основе «властеотношений», через которые обеспечивается организационное и функциональное единство обществ как целостной системы.

Нормы конституционного права обладают общими признаками, характерными для норм иных отраслей права: обязательностью, государственным установлением, обеспечением их реализации с помощью системы государственных гарантий, защитой от нарушений принудительными средствами и т. д.

Вместе с тем им присущ ряд специфических особенностей. Нормы конституционного права являются ядром правовой системы, основополагающими для норм других отраслей права, и их структурная особенность такова, что они не имеют санкций. Санкции содержатся в других законодательных актах иных отраслей права (уголовного, административного, гражданского и т.д.).

Нормы конституционного права можно классифицировать по различным основаниям (признакам, критериям). Так, например, по характеру содержащихся предписаний они могут быть управомочивающими, обязывающими, запрещающими. В правовой литературе можно встретить деление конституционных норм на общие и специальные, федеральные, республиканские и т. д.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно объединить в группы, которые в свою очередь образуют систему конституционного права. А именно:

- закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя
Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);

- устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и
гражданина (гл.2 Конституции РФ, законодательные акты о гражданстве, о
статусе иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев);

- закрепляющие Федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ,
Федеративный договор, двухсторонние договоры России с отдельными ее
субъектами);

- регулирующие порядок образования и деятельности системы органов
государственной власти (гл. 4-7 Конституции РФ, законодательство о выборах, о
статусе депутатов);

- регулирующие порядок образования и деятельности системы органов
местного самоуправления (гл. 8 Конституции РФ, законодательство о местном
самоуправлении);

- закрепляющие порядок внесения конституционных поправок и
пересмотр конституции (гл. 9 Конституции РФ, законодательство о
референдуме).

Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

- народ (участие в референдумах, выборах в органы законодательной власти федерации, органы власти субъектов федерации);

- Российское Федеративное государство;

субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

административно-территориальные единицы - районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

- государственные органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

- Президент РФ - глава Российского государства;

- главы государств-субъектов Российской Федерации;

- общественные объединения граждан - партии, общественные организации, движения, комитеты и т.д.;

- депутаты представительных органов;

- комиссии и комитеты органов законодательной власти;

- общие собрания граждан, сельские сходы;

- избирательные комиссии;

- граждане Российской Федерации;

- иностранцы и лица без гражданства.

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Так, например: ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение конституционно-правовых отношений между федерацией и ее субъектом. Событиями как юридическими фактами могут являться, например, рождение и смерть человека, влекущие за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений по поводу гражданства, пользования конституционными правами и свободами.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. Наиболее распространенным критерием их классификации является подразделение на группы в зависимости от субъектов (перечисленывыше), являющихся одной их второй данного правоотношения. По целевомуназначению различают правоустановительные и правоохранительные конституционно-правовые отношения, по времени действия - срочные и постоянные.

Источниками российского конституционного права являются правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - главный источник конституционного права.
2. Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом.

3. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных
области и округов, входящих в состав Российской Федерации. Принимаются
законодательными органами соответствующих субъектов.

4. Законы Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает существование двух видов -законов: федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ).

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию ФЗ, определен самой Конституцией РФ в более чем сорока статьях.

Так урегулированию федеральными законами подлежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст. 3), порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6), установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст. 29), установление условий и порядка пользования землей (ст. 36), регламентирование судопроизводства (ст. 47, 49, 50, 51), утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст. 55), определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59), регламентирование вопросов двойного гражданства (ст. 62), регулирование отношений автономных округов с краем или областью (ст. 66), установление статуса столицы (ст. 70), установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75), определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81), закрепление статуса Совета Безопасности (ст. 83), установление порядка формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы ( ст. 96), установление состава ипорядка

деятельности Счетной палаты (ст. 101), установление статуса судей (ст.ст. 121-124),

определение полномочий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, в особом, более усложненном порядке, установленным ст. 108 Конституции РФ. Регулированию федеральными конституционными законами подлежат: порядок введения режима чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 56), принятие в федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66), порядок использования референдумов (ст. 84), определение режима военного положения (ст. 87), регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103), определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114), установление судебной системы (ст. 118), закрепление порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128), установление оснований и порядок созыва Конституционного Собрания (ст. 135), внесение изменений в ст.65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137).

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а для федерального конституционного закона такой датой является день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня первого опубликования их полного текста в официальных изданиях: «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ, им же они и направляются для официального опубликования.

Федеральные конституционные и федеральные законы имеют верховенство над всеми актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации.

5. Подзаконные акты: Указы и распоряжения Президента РФ, акты палат Федерального Собрания, Постановления и распоряжения Правительства РФ являются важными источниками конституционного права. Акты, принимаемые ими, издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и каждым, соответственно, в рамках своей компетенции. Подзаконные акты (указы, постановления) обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания и вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования в этих изданиях. Официальными также являются тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром «Система». Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, обязательному официальному опубликованию не подлежат и вступают в силу со дня их подписания.

Дела о соответствии Конституции РФ актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения.

6.Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как конституции республик (уставы - области, края и т. д.), законы, принимаемые высшими представительными органами субъектов РФ, указы, принимаемые главами республик-государств в составе РФ, постановления и распоряжения правительств и исполнительных органов субъектов РФ.

7. Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора.

8. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть
акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях
военного или чрезвычайного положения.

Следует отметить, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.

 

2. Конституция РФ - основной источник конституционного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.03 с.)