Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика конституционного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Российское право представляет собой единую по своей сущности, содержанию и предназначению систему общеобязательных, установленных государством норм, подразделяющихся на отрасли. Ведущей из них является конституционное право. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод. Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления. Метод правового регулирования, под которым понимается совокупность специфических приемов, способов и средств воздействия на участников правоотношений, в конституционном праве многоаспектен. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод получил в юридической науке наименование «метод властеотношений». Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться молениям стороны, наделенной такими полномочиями. Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, является установление конкретных полномочий и обязанностей их участников (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.). Методу конституционного права свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования, закрепление моральных принципов и категорий общественных идеалов. В конституционном праве используются и классические способы воздействия на участников общественных отношений, такие как дозволение, запрет, предписание, установление равенства сторон в отношениях. Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности метода, можно сформулировать его понятие как отрасли российского права. Конституционное право как отрасль права представляет совокупность правовых норм по предмету регулирования преимущественно на основе «властеотношений», через которые обеспечивается организационное и функциональное единство обществ как целостной системы. Нормы конституционного права обладают общими признаками, характерными для норм иных отраслей права: обязательностью, государственным установлением, обеспечением их реализации с помощью системы государственных гарантий, защитой от нарушений принудительными средствами и т. д. Вместе с тем им присущ ряд специфических особенностей. Нормы конституционного права являются ядром правовой системы, основополагающими для норм других отраслей права, и их структурная особенность такова, что они не имеют санкций. Санкции содержатся в других законодательных актах иных отраслей права (уголовного, административного, гражданского и т.д.). Нормы конституционного права можно классифицировать по различным основаниям (признакам, критериям). Так, например, по характеру содержащихся предписаний они могут быть управомочивающими, обязывающими, запрещающими. В правовой литературе можно встретить деление конституционных норм на общие и специальные, федеральные, республиканские и т. д. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно объединить в группы, которые в свою очередь образуют систему конституционного права. А именно: - закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя - устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и - закрепляющие Федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, - регулирующие порядок образования и деятельности системы органов - регулирующие порядок образования и деятельности системы органов - закрепляющие порядок внесения конституционных поправок и Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др. Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают: - народ (участие в референдумах, выборах в органы законодательной власти федерации, органы власти субъектов федерации); - Российское Федеративное государство; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа; административно-территориальные единицы - районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села; - государственные органы законодательной, исполнительной, судебной власти; - Президент РФ - глава Российского государства; - главы государств-субъектов Российской Федерации; - общественные объединения граждан - партии, общественные организации, движения, комитеты и т.д.; - депутаты представительных органов; - комиссии и комитеты органов законодательной власти; - общие собрания граждан, сельские сходы; - избирательные комиссии; - граждане Российской Федерации; - иностранцы и лица без гражданства. Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Так, например: ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение конституционно-правовых отношений между федерацией и ее субъектом. Событиями как юридическими фактами могут являться, например, рождение и смерть человека, влекущие за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений по поводу гражданства, пользования конституционными правами и свободами. Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. Наиболее распространенным критерием их классификации является подразделение на группы в зависимости от субъектов (перечисленывыше), являющихся одной их второй данного правоотношения. По целевомуназначению различают правоустановительные и правоохранительные конституционно-правовые отношения, по времени действия - срочные и постоянные. Источниками российского конституционного права являются правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - главный источник конституционного права. 3. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных 4. Законы Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает существование двух видов -законов: федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ). Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию ФЗ, определен самой Конституцией РФ в более чем сорока статьях. Так урегулированию федеральными законами подлежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст. 3), порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6), установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст. 29), установление условий и порядка пользования землей (ст. 36), регламентирование судопроизводства (ст. 47, 49, 50, 51), утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст. 55), определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59), регламентирование вопросов двойного гражданства (ст. 62), регулирование отношений автономных округов с краем или областью (ст. 66), установление статуса столицы (ст. 70), установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75), определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81), закрепление статуса Совета Безопасности (ст. 83), установление порядка формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы ( ст. 96), установление состава ипорядка деятельности Счетной палаты (ст. 101), установление статуса судей (ст.ст. 121-124), определение полномочий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, в особом, более усложненном порядке, установленным ст. 108 Конституции РФ. Регулированию федеральными конституционными законами подлежат: порядок введения режима чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 56), принятие в федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66), порядок использования референдумов (ст. 84), определение режима военного положения (ст. 87), регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103), определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114), установление судебной системы (ст. 118), закрепление порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128), установление оснований и порядок созыва Конституционного Собрания (ст. 135), внесение изменений в ст.65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137). На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а для федерального конституционного закона такой датой является день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня первого опубликования их полного текста в официальных изданиях: «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ, им же они и направляются для официального опубликования. Федеральные конституционные и федеральные законы имеют верховенство над всеми актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации. 5. Подзаконные акты: Указы и распоряжения Президента РФ, акты палат Федерального Собрания, Постановления и распоряжения Правительства РФ являются важными источниками конституционного права. Акты, принимаемые ими, издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и каждым, соответственно, в рамках своей компетенции. Подзаконные акты (указы, постановления) обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания и вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования в этих изданиях. Официальными также являются тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром «Система». Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, обязательному официальному опубликованию не подлежат и вступают в силу со дня их подписания. Дела о соответствии Конституции РФ актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ. Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. 6.Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как конституции республик (уставы - области, края и т. д.), законы, принимаемые высшими представительными органами субъектов РФ, указы, принимаемые главами республик-государств в составе РФ, постановления и распоряжения правительств и исполнительных органов субъектов РФ. 7. Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы 8. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть Следует отметить, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.
2. Конституция РФ - основной источник конституционного права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.011 с.) |