Аналитическая психология К.Г.Юнг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая психология К.Г.Юнг



Динамический аспект функционирования психики представлен понятием либидо. Либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.

На основе анализа обширного материала клинических и экспериментальных исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология. Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида "человек" и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремится к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень – противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (мышление ортогонально чувствам, сенсорика - интуиции), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивидуальном, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Например, человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, например, сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.

Единство личности обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символическое выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естественный характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личности и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания. Наиболее реально ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательные и бессознательные части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности. На пути индивидуации личность переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой жизни: отношение к другим, их влияние на человека. (Персона), выбор, принятие решений (Это), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности – Самости.

Динамика личности может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами человек может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собствсвенную надличную силу. При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и человек чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами. Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на других людей.

Развитие личности имеет определенное направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. Для аналитической психологии характерен телеологический подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера. 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личности в прошлом. Теория Юнга объединяет эти точки зрения, реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей человека.

В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физическая и психологическая реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.

 

 

Антипсихиатрия (Р.Д.Лэйнг)

В основе концепции Лэйнга лежит понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, то есть ощущающей непоколебимую уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности других людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или основной, базисной) онтологической защищенности нарушается, и у человека возникает тревога или беспокойство, которое испытывается, как наличие угрозы собственного существованию в качестве личности Лэйнг описывает три основные формы такой тревоги.

1. Поглощение, то есть страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе. Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет человека бояться потерять при взаимоотношении с другими людьми свою автономную идентичность. При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой ненависти. Основным маневром, используемым для сохранения своей идентичности, является изоляция.

2. Взрыв, то есть переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страшной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна. Реальность, угрожающая поглощением или взрывом, является преследователем.

3. Оцепенение и деперсонализация. Оцепенение – особая форма страха, вследствие которого человек цепенеет (обращается в камень), а также "магическое действие", которым некто пытается обратить человека в камень. Такое действие, направленно на отрицание личностной автономии человека, овеществление, деперсонализацию его личности. Депероснализованные личности предрасположены к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личность не обладает чувством целостности и ощущает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с "духом". Такие личности чувствуют себя невоплощенными и переживают свое "Я" в большей или меньшей степени отделенным от тела, которое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собственного бытия. Невоплощенное "Я" становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собств. образы, свой отдельный внутренний мир. Такие ощущения характерны для шизоидных личностей и шизофреников, при этом создается система воплощенных "ложных Я", заменяющих при взаимодействии с другими людьми внутреннее и невоплощенное "Я" человека. Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личности. В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личность, а общество, превращающее человека в психотика посредством так называемой двойной связи (когда к человеку одновременно предъявляются исключающие друг друга требования). При этом шизофреник, не только не является по-настоящему больным, но даже нормальнее многих "нормальных" обитателей этого мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.026 с.)