Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория самоактуализации (А.Маслоу)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А.Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Он считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, так как нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями. Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творческим потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость является способностью слышать эти слабые, хрупкие внутренние голоса-импульсы. А. Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. К фундаментальным потребностям он относит: 4. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) 5. потребность в безопасности (стабильность, порядок) 6. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 7. потребность в уважении (самоуважение, признание) 8. потребности самоактуализации (развитие способностей) Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней. Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Мотивы роста, называемые метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост. Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Самоактуалнзация - полное использование талантов, способностей, возможностей ценностей. А. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. А. Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные. Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических. Были получены следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 8. "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней"; 9. "принятие (себя, других, природы)"; 10. "спонтанность, простота, естественность"; 11. "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); 12. "некоторая отъединенность и потребность в уединении"; 13. "автономия, независимость от культуры и среды"; 14. "постоянная свежесть оценки"; 15. "мистичность и опыт высших состояний"; 16. "чувства сопричастности, единения с другими (gemeinschaflugetuhl); 17. "более глубокие межличностные отношения"; 18. "демократическая структура характера"; 19. "различение средств и целей, добра и зла"; 20. "философское, невраждебное чувство юмора"; 21. "самоактуализирующееся творчество"; 22. "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры". А. Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны. Им также были свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д. В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей ведущих к самоактуализации. 1. "Прежде всего, самоактуализацня означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием". Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими. 2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном. 3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью А. Маслоу понимает сердцевину, природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. 4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. А. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. 5. Первые пять шагов помогают развить способность "лучшего жизненного выбора". Верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. А. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума - выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия. 6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать" Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. 7. "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. "Пик-переживания" - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. А. Маслоу отмечает, что "пик-переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. В такие моменты человек думает, действует и чувствует наиболее ясно и точно. "Плато-переживание"."Пик-переживания" - вершины, которые могут длиться несколько минут или несколько часов, редко дольше. А. Маслоу описывает и более устойчивые и длительные переживания, называя их "плато-переживаниями". Они представляют собой новый и более глубокий способ видения и переживания мира, создающее новые оценки и усиленное сознавание мира. 8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Защиты искажают образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов. Маслоу описал дополнительно еще два механизма защиты от самоактуализации. «Комплекс Ионы», характеризующийся страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. «Десакрализация» - это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Эупсихика – это идеальное общество которое может быть создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личному развитию, так и к исполнению своей работы и совершенству в своей жизни. А. Маслоу также описывал эупсихическое или просвещенное управление в противоположность авторитарному управлению бизнесом. Авторитарный менеджер предполагает, что рабочие и администрация имеют фундаментально противоположные, несовместимые цели, что работающие хотят заработать как можно больше с минимальными усилиями, и потому за ними надо тщательно смотреть. Просвещенное управление предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничении и контроле администрации. Маслоу, однако, указывает, что просвещенный подход лучше всего применим к устойчивым, психологически здоровым работникам. Враждебно настроенные, подозрительные люди, может быть, будут лучше работать в авторитарной структуре и непродуктивно используют свободу. Эупсихический менеджмент применим лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться самоуправлением. Термин "синергия" первоначально был использован учительницей Маслоу, Рут Бенедикт, для обозначения степени межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное действие или "кооперацию". Она означает также объединенное действие, в котором общий результат больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности. В условиях низкой социальной синергии успех одного является потерей или неудачей для другого. В условиях высокой социальной синергии кооперация максимизируется. В условиях высокой социальной синергии культурная система верований усиливает кооперацию и позитивные чувства между индивидуумами, помогая минимизировать конфликт и разногласия. А. Маслоу также писал о синергии в индивидуумах. Отождествление с другими способствует высокой индивидуальной синергии. Если успех других является источником подлинного удовлетворения для индивидуума, то помощь предлагается свободно и великодушно. Здесь в некотором смысле соединяются "эгоистический" и альтруистический мотивы. Помогая другому, индивидуум получает и сам удовлетворение. Синергия может также существовать внутри индивидуума как единство между мыслью и действием. Принуждение себя к действию указывает на определенный конфликт мотивов. В идеале человек делает то, что ему следует делать. Лучшее лекарство - то, которое не только эффективно, но и хорошо на вкус.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.013 с.) |