Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект лекций по курсу (представлен в приложении)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЛОССАРИЙ Движущие силы и условия развития личности ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. – в концепции Бубинштейна - это путь становления ее индивидуальности личности. ИНДИВИД – биологическая сущность человека; по Леонтьеву – понимание человека как представителя вида Homo sapiens. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это неповторимое сочетание в человеке его индивидных, личностных и субъектных черт. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – переживание повышенной личностной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. ЛИЧНОСТЬ – (в широком смысле) – общественная сущность человека; социальный индивид, субъект общественных отношений. Определения личности: 1/ по Рубинштейну - целостная совокупность внутренних условий, определяющих закономерности психических процессов и их развития; 2/ по Мясищеву – система отношений, структурированных по степени обобщенности: от связей человека с отдельными сторонами действительности до связей со всей действительностью в целом; 3/ по Леонтьеву – качественно новое образование человека, формирующееся благодаря жизни в обществе через деятельность с другими людьми; 4/ по Ананьеву – социальный индивид, объект и субъект общественно-исторического процесса. ЛОКУС КОНТРОЛЯ – в теории социального научения Роттера – обобщенное восприятия того, в какой степени человек контролирует подкрепления в своей жизни. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ – уровень личностного развития, характеризующийся развитым чувством ответственности, способностью к активному участию в социальной жизни, эффективному использованию знаний и способностей, умением устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими, способности к конструктивному решению различных жизненных задач на пути к полноте самореализации. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – в отличие от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями развития личности, условиями жизни, обучения и воспитания. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. УСТАНОВКА – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основной целесообразной избирательной активности человека. ЭКЗОПСИХИКА - в концепции Лазурского - внешний механизм человеческой психики, определяющейся отношениями личности со средой, зависит от внешних условий. ЭНДОПСИХИКА – в концепции Лазурского – ядро личности; внутренний механизм человеческой психики, проявляющейся в психических функциях: внимании, памяти, эмоциональности, волевых усилиях, способностях, характере.
Теории личности
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации. АРХЕТИП – термин аналитической психологии Юнга, ее центральное понятие – первообраз, структурный элемент психики, образец поведения, мышления, восприятия относительно какого-либо объекта или ситуации, скрытый в коллективном бессознательном. БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – в теории Хорни – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – в теории Эриксона – внутреннее ощущение, что социальный мир - это безопасное и стабильное место, где люди заботливы и надежны. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – по Фромму – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы с целью избавления от чувства одиночества и отчужденности от других людей. ВОЛЯ (Will). Способность организовать свое «я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости. ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – теория Олпорта, особо выделяющая устойчивые черты личности, обеспечивающие постоянство поведения с течением времени и с изменением ситуаций. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого человека и тех процессов, с помощью которых люди стремятся к достижению жизненных целей. ИНДИВИДУАЦИЯ – термин, использованный Юнгом для обозначения процесса интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (Intentionality). Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – по Юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – в теории Адлера – глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – в теории Адлера – тенденция преувеличивать собственную значимость с целью преодоления постоянного ощущения неполноценности. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ – в теории Фрейда женский вариант Эдипова комплекса - бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с ним негативные установки к матери. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – концепция Мясищева, согласно которой психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ – в теории Келли - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется интерпретация, понимание и оценка объектов мира, других людей и своего жизненного опыта. ЛОГОТЕРАПИЯ – в теории Франкла - направление психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (Neurotic anxiety). Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания. НОРМАЛЬНАЯ ТРЕВОГА (Normal anxiety). Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ВИНА (Guilt). Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения (separation guilt), преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать выбор и т. д. САМОАКТУАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – в теории Маслоу - человек, удовлетворивший свои дефицитарные потребности и развивший максимально свой потенциал; человек, вышедший на уровень самоактаулизации. САМОСТЬ – в теории Юнга – своеобразный центр коллективного бессознательного, его центральный архетип - недостижимая инстанция в процессе индивидуализации, центр структуры личности, в котором интегрируются все противоборствующие силы. СВОБОДА (Freedom). Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Мэй различал два вида свободы — свободу действия (freedom of action) и свободу бытия (freedom of being). Первую он называл экзистенциальной свободой, вторую -сущностной свободой. СУДЬБА (Destiny). Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, не означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба — это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель. ТРЕВОГА (Anxiety). Опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности. Мэй выделяет два вида тревоги: нормальную и невротическую. ЭГО - ИДЕНТИЧНОСТЬ – в теории Эриксона – совокупность представлений о себе, дающий возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в теории Фрейда - бессознательное эротическое влечение мальчика к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу.
Приложение. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
МАТЕРИАЛЫ НА ЭЛЕКТРОННЫХ Рис. 1. Иерархическая структура факторов (P) — психотизм, (E) — экстраверсия/интроверсия и (N) — нейротизм (Источник: схема «Биологические измерения личности» из Handbook of personality: Theory and research, H. J. Eysenck, L. A. Pervin (Ed.)).
Рис. 2. Организация поведения в виде специфических действий, привычных реакций, черт и типов. Кроме настойчивости и социальной робости, в формирование типа интроверсии вносят вклад и другие черты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни Таблица 1. Сводная таблица преимуществ и недостатков, связанных с применением трех методов исследования в психологии личности
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.011 с.) |