Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций по курсу (представлен в приложении)

Поиск

ГЛОССАРИЙ

Движущие силы и условия развития личности

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. – в концепции Бубинштейна - это путь становления ее индивидуальности личности.

ИНДИВИД – биологическая сущность человека; по Леонтьеву – понимание человека как представителя вида Homo sapiens.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это неповторимое сочетание в человеке его индивидных, личностных и субъектных черт.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – переживание повышенной личностной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

ЛИЧНОСТЬ – (в широком смысле) – общественная сущность человека; социальный индивид, субъект общественных отношений. Определения личности: 1/ по Рубинштейну - целостная совокупность внутренних условий, определяющих закономерности психических процессов и их развития; 2/ по Мясищеву – система отношений, структурированных по степени обобщенности: от связей человека с отдельными сторонами действительности до связей со всей действительностью в целом; 3/ по Леонтьеву – качественно новое образование человека, формирующееся благодаря жизни в обществе через деятельность с другими людьми; 4/ по Ананьеву – социальный индивид, объект и субъект общественно-исторического процесса.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – в теории социального научения Роттера – обобщенное восприятия того, в какой степени человек контролирует подкрепления в своей жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ – уровень личностного развития, характеризующийся развитым чувством ответственности, способностью к активному участию в социальной жизни, эффективному использованию знаний и способностей, умением устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими, способности к конструктивному решению различных жизненных задач на пути к полноте самореализации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – в отличие от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями развития личности, условиями жизни, обучения и воспитания.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

УСТАНОВКА – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основной целесообразной избирательной активности человека.

ЭКЗОПСИХИКА - в концепции Лазурского - внешний механизм человеческой психики, определяющейся отношениями личности со средой, зависит от внешних условий.

ЭНДОПСИХИКА – в концепции Лазурского – ядро личности; внутренний механизм человеческой психики, проявляющейся в психических функциях: внимании, памяти, эмоциональности, волевых усилиях, способностях, характере.

 

Теории личности

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

АРХЕТИП – термин аналитической психологии Юнга, ее центральное понятие – первообраз, структурный элемент психики, образец поведения, мышления, восприятия относительно какого-либо объекта или ситуации, скрытый в коллективном бессознательном.

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – в теории Хорни – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – в теории Эриксона – внутреннее ощущение, что социальный мир - это безопасное и стабильное место, где люди заботливы и надежны.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – по Фромму – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы с целью избавления от чувства одиночества и отчужденности от других людей.

ВОЛЯ (Will). Способность организовать свое «я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – теория Олпорта, особо выделяющая устойчивые черты личности, обеспечивающие постоянство поведения с течением времени и с изменением ситуаций.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого человека и тех процессов, с помощью которых люди стремятся к достижению жизненных целей.

ИНДИВИДУАЦИЯ – термин, использованный Юнгом для обозначения процесса интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (Intentionality). Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – по Юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – в теории Адлера – глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми.

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – в теории Адлера – тенденция преувеличивать собственную значимость с целью преодоления постоянного ощущения неполноценности.

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ – в теории Фрейда женский вариант Эдипова комплекса - бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с ним негативные установки к матери.

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – концепция Мясищева, согласно которой психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ – в теории Келли - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется интерпретация, понимание и оценка объектов мира, других людей и своего жизненного опыта.

ЛОГОТЕРАПИЯ – в теории Франкла - направление психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни.

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (Neurotic anxiety). Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания.

НОРМАЛЬНАЯ ТРЕВОГА (Normal anxiety). Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ВИНА (Guilt). Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения (separation guilt), преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать выбор и т. д.

САМОАКТУАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – в теории Маслоу - человек, удовлетворивший свои дефицитарные потребности и развивший максимально свой потенциал; человек, вышедший на уровень самоактаулизации.

САМОСТЬ – в теории Юнга – своеобразный центр коллективного бессознательного, его центральный архетип - недостижимая инстанция в процессе индивидуализации, центр структуры личности, в котором интегрируются все противоборствующие силы.

СВОБОДА (Freedom). Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Мэй различал два вида свободы — свободу действия (freedom of action) и свободу бытия (freedom of being). Первую он называл экзистенциальной свободой, вторую -сущностной свободой.

СУДЬБА (Destiny). Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, не означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба — это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель.

ТРЕВОГА (Anxiety). Опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности. Мэй выделяет два вида тревоги: нормальную и невротическую.

ЭГО - ИДЕНТИЧНОСТЬ – в теории Эриксона – совокупность представлений о себе, дающий возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в теории Фрейда - бессознательное эротическое влечение мальчика к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу.

 

 


Приложение. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

 

МАТЕРИАЛЫ НА ЭЛЕКТРОННЫХ
НОСИТЕЛЯХ

Рис. 1. Иерархическая структура факторов (P) — психотизм, (E) — экстраверсия/интроверсия и (N) — нейротизм (Источник: схема «Биологические измерения личности» из Handbook of personality: Theory and research, H. J. Eysenck, L. A. Pervin (Ed.)).

 

Рис. 2. Организация поведения в виде специфических действий, привычных реакций, черт и типов. Кроме настойчивости и социальной робости, в формирование типа интроверсии вносят вклад и другие черты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни

Таблица 1. Сводная таблица преимуществ и недостатков, связанных с применением трех методов исследования в психологии личности

 

Метод исследования Преимущества Недостатки
Метод изучения клинических случаев 1. Показывает сложность и уникальность индивидуума 2. Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий 1. Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные 2. Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя 3. Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными
Корреляционный метод 1. Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям 2. Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни 3. Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем 1. Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны 2. Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной» 3. Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными
Экспериментальный метод 1. Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению 2. Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности 3. Сбор данных, их запись и анализ объективизированы 1. Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям 2. Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях 3. На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представления о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастия экспериментатора)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.011 с.)