Общее представление о корпоративной культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о корпоративной культуре



1. Понятие «культура», «корпоративная культура».

2. Субъекты корпоративной культуры.

3. Признаки корпоративной культуры организации.

Литература:

1. Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.

2. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие для студ. упр. и экон. спец. вузов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2001.

3. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация". - М.: Логос, 2002.

4. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: стратегическое

направление развития социально-трудовых отношений / Э.А. Капитонов; Науч. ред. д.филос.н. Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

5. Докучаев, М. В.(1958-.Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития / М.В. Докучаев. - М.: Academia, 2003.

 

2) Виды и типы корпоративной культуры.

1. Открытые/закрытые культуры.

2. Сильные/слабые культуры

Литература:

1. Корпоративная этика: Учеб. пособие / [Авт.- сост. Кузнецов Игорь Николаевич]. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.2. Причина О. С., Ольга Сергеевна. Корпоративная культура: потенциал инновационной деятельности / Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2002.

3. Кукура, С. П. Теория корпоративного управления / С.П. Кукура. - М.: Экономика, 2004.

4. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура: (социологический аспект) / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. - Ростов-на-Дону: [Ростиздат], 2001.

5. Корпоративная культура: учеб. пособие / под ред. А.Г. Поршнева, Б.З. Мильнера. - М.: ГОУ ВПО ГУУ, 2003.

 

3) Структура корпоративной культуры.

1. Составляющие корпоративной культуры.

2. Различные взгляды на элементы системы корпоративной культуры.

Литература:

1. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности " Лингвистика и межкультур. коммуникация" / Т. Н. Персикова. - М.: Логос, 2004.

2. Мюллер, Андреас П. Организационная коммуникация: структуры и практики / Андреас П. Мюллер, Альфред Кизер; пер. с англ. [и науч. ред. А.А. Киселевой]. - Харьков: Гуманитарный центр, 2005.

3. Корпоративная культура делового общения: гл. правила общения и поведения в соврем. об-ве: [анализ психол., этич., ритор. правил корпоратив. культуры делового общения, вооружитесь соврем. науч. и прикладными знаниями в сфере общения для успеш. проф. деятельности] / [авт.-сост. И. Н. Кузнецов]. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.

4. Корпоративная культура: учебное пособие / [ авт.-сост. И.Н. Кузнецов]. - Минск: Книжный Дом: Мисанта, 2006.5. Капитонов, Эдуард Алексеевич.

Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений / Э.А. Капитонов; Науч. ред. д.филос.н. Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

 

4) Международные особенности корпоративных культур организаций.

1. Особенности российской корпоративной культуры.

2. Американские корпоративные культуры.

3. Японская корпоративная культура.

Литература:

1. Имаи, Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; пер. с англ. [Т. Гутман; науч. ред.: Ю. Адлер; предисл.: В.А. Лапидус, Ю. Адлер]. - 3-е изд. - Москва: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2006.

2. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация". - М.: Логос, 2002.

3. Докучаев, М. В.(1958-. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития / М.В. Докучаев. - М.: Academia, 2003.

4. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: ДЕЛО, 2001.

5. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

 

5) Развитие корпоративной культуры.

1. Этапы развития организации и место в нем корпоративной культуры.

2. Особенности развития корпоративной культуры.

Литература:

1. Блинов А. О. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие для экон. колледжей и вузов; Новая гум. акад. "Гелан", Ин-т упр. и образоват. технологий. - М.: Гелан, 2001.

2. Гончарук В. А. Развитие предприятия; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2000.

3. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: [Организация и стратегия. Современные технологии. Корпоративная культура.]: Учеб. пособие для вузов. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000.

4. Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2000.

5. Клещев А. Г. Развитие корпоративной культуры фирмы. Кострома, 1999

6. А. Кубанейшвили Преобразование компании - начните с корпоративной культуры // Управление персоналом, №4, 2001.

 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.

2. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Банки на развивающихся рынках: в 2-х т. Т. I: Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. М.: Финансы и статистика, 1994.

4. Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1994.

5. Брэддик У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.

7. Докучаев, М. В. 1958-.Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Academia, 2003.

8. Забелин П.В., Моисеева И.К. Основы стратегического управления. М.: «Маркетинг», 1997.

9. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений / Э.А. Капитонов; Науч. ред. д.филос.н. Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

10. Корпоративная культура: психология и технология разработки и внедрения / Науч. Ред. А.Д. Карнышев. Иркутск: Изд.-во БГУЭП, 2007.

11. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие для студ. упр. и экон. спец. вузов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2001.

12. Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.

13. Шульц Д. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кларк Э. Вокруг корпоративного костра. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. А. Кубанейшвили Преобразование компании - начните с корпоративной культуры // Управление персоналом, №4, 2001.

3. Кунце Й. Корпоративная религия. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004.

4. Имаи, Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; пер. с англ. [Т. Гутман; науч. ред.: Ю. Адлер; предисл.: В.А. Лапидус, Ю. Адлер]. - 3-е изд. - Москва: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2006.

5. Клещев А. Г. Развитие корпоративной культуры фирмы. Кострома, 1999

6. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: ДЕЛО, 2001.

7. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация". - М.: Логос, 2002.

8. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

9. Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2000.

 

СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВ

    Структура рейтингов Максим балл
    Стартовый рейтинг Ответы на теоретические вопросы  
  1 модуль Первый рейтинг Ответы на 20 тестов Выполнение практической работы Подготовка доклада на тему    
  2 модуль Второй рейтинг Ответы на 20 тестов. Выполнение практической работы Активность на семинарских занятиях.  
    Всего  

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1) Подготовить доклад на тему:

 

1. Психологический портрет организации.

2. Факторы, определяющие корпоративную культуру.

3. Корпоративная культура, основанная на контроле.

4. Корпоративная культура, основанная на нормах.

5. Классификации типов культур.

6. Инновационные процессы в организации и корпоративная культура.

7. Виды корпоративной культуры.

8. Стили управления менеджера и корпоративна культура организации.

9. Феномен приверженности организации и корпоративна культура.

10. Стратегия и корпоративная культура.

11. Повышение чувства ответственности за дело фирмы.

12. Механизмы развития корпоративной культуры.

13. Механизм участия развития корпоративной культуры.

14. Действия руководителя в поддержку корпоративных ценностей.

15. Информация в организации.

16. Система поощрений в организации.

17. Мотивация персонала и корпоративная культура.

18. Особенности корпоративного общения.

19. Связь корпоративной и организационной культуры.

20. Формирование корпоративной культуры.

21. Методы диагностики корпоративной культуры.

22. Особенности корпоративной культуры в различных странах.

23. Управление корпоративной культурой компании.

24. Сложности командоформирования.

 

 

2) Провести диагностику корпоративной культуры, используя методики приложения. Определить тип и вид культуры, опираясь на полученные данные.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Корпоративная культура в производственных и коммерческих организациях.

2. Сущность корпоративной культуры и ее функции.

3. Социально-психологические и личностные компоненты корпоративной культуры.

4. Срок функционирования, уровень развития коллектива предприятия и его психологический климат.

5. Характер собственности организации и ее связь с типом корпоративной культуры.

6. Специфика деятельности и ориентированность предприятия на конкретные запросы потребителя.

7. Виды корпоративной культуры.

8. Опыт разработки корпоративной культуры.

9. Гендерные аспекты в корпоративной культуре.

10. Роль оценки и самооценки личности в структуре корпоративной культуры.

11. Удовлетворенность характеристиками работы и корпоративная культура.

12. Стили и методы руководства при различных корпоративных культурах.

13. Инструменты корпоративной культуры.

14. Психологические характеристики миссии.

15. Кодекс служебной этики и корпоративная культура.

16. Стратегия развития и корпоративная культура.

17. Разработка системы стимулирования работников.

18. Материальное и моральное стимулирование.

19. Социально-психологическое исследование корпоративной культуры организации.

20. Знаково-символические элементы корпоративной культуры.

21. Корпоративный сайт.

22. Корпоративное общение.

23. Миссия и базовые ценности организации.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку Количество часов Форма контроля
       
  Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов корпоративной культуры. 4/6 Рейтинги
  Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати по проблемам психологии общения 8/10
  Провести самостоятельную практическую работу 10/10
  Составить перечень упражнений в рамках одной из техник развития коммуникативных навыков. 8/10
  Проведение диагностической работы 8/10
  Подготовить сообщение на одну из предложенных тем. 10/10
  Организовать круглый стол на заданную тему 6/10
  Составить тренинг на любую тему в рамках корпоративной культуры 6/20
  Итого: 60/86

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Опросник OCS (Allen, Meyer)

Направлен на исследование приверженности персонала организации

Инструкция: Оцените свое отношение к вашей организации по 5-ти балльной шкале.

1 – это абсолютно ко мне не относится

2 – это немного меня характеризует

3 – это характеризует меня в среднем

4 – это в основном меня характеризует

5 – это полностью ко мне относится

 

Утверждения:

 

1. Я на самом деле считаю проблемы этой организации своими проблемами.

2. Меня учили ценить сохранения верности организации.

3. Слишком многое в моей жизни было бы нарушено, если бы я решил, что хочу сейчас уйти из своей организации.

4. Я думаю, что мог бы легко привязаться к другой организации так же, как я привязан к этой.

5. Я не думаю, что в наше время имеет смысл желание быть "человеком компании".

6. Я не боюсь уйти со своей работы, не имея никакой альтернативы трудоустройства.

7. Я испытываю большое удовольствие, находясь на работе.

8. Я принимаю все культурные нормы нашей компании.

9. Я чувствую необходимость изменить свой должностной статус на более высокий.

10. Много отрицательных моментов у меня связаны с теперешней компанией.

11. Не все распоряжения начальства я должен выполнять вовремя и полностью.

12. Меня устраивает мое должностное положение на работе.

13. меня понимают и принимают на работе, к моему мнению прислушиваются.

14. Я думаю, что творческий потенциал наших сотрудников растет вместе с успехами фирмы.

15. Не все мои ожидания оправдались относительно нашей организации.

16. Я чувствую свое одиночество на работе все здесь мне чужие.

17. Я не уйду из компании сейчас, потому что у меня есть чувство долга перед людьми.

18. Я уверен, что нашим сотрудникам мало возможности для реализации своих способностей.

19. Я многим обязан организации в целом.

20. Я сам определил выбор данной работы.

21. Мне посоветовали выбрать для работы данную организацию.

22. Я не чувствую себя членом семьи в компании.

 

Обработка результатов:

Факторы приверженности Номера утверждений
Эмоциональная приверженность компании 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22  
Нормативная приверженность компании 2, 5, 8, 11, 14, 17, 18  
Текущая приверженность организации 3, 6, 9, 12, 15, 19, 20, 21

 

 

Подсчитываются баллы по каждому фактору.

 

Низкий уровень проявления фактора – 7

Средний уровень – 8– 14

Высокий – 15–20

 

Определение направленности личности» (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в насто­ящее время используется ориентационная анкета, впер­вые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответству­ющие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей сте­пени выражает его мнение или соответствует реальнос­ти, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. От­вет «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, остав­шийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направлен­ности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направ­ленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на пря­мое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении ста­туса, властность, склонность к соперничеству, раздражи­тельность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление прилюбых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на Совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных -заданий или оказанию искрен­ней помощи людям, ориентация на социальное одобре­ние, зависимость от группы, потребность в привязаннос­ти и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, спо­собность отстаивать в интересах дела собственное мне­ние, которое полезно для достижения общей цели.

 

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с но­мером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соот­ветствующие столбцы. Остальные ответы нигде не запи­сываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди ва­риантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правиль­ным» или «лучшим» для вас.

Текст анкеты

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол),то я хотел бы быть

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом пред­мете;

B. Создает в коллективе такую атмосферу, при кото­рой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несим­патичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

B. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь, школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика;

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной ра­боты;

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­
ном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне
довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным;

Б. Авторитетным;

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером;

Б. Композитором;

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работ

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

B. Занимаясь своим любимым делом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.142 с.)