Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
НОУ ВПО ИУБиП Проект «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе» Кафедра «Психология»
В.И. Пищик КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА (учебно-методический комплекс)
Ростов-на-дону Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов специальности 030301 – Психология. Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» от 26 сентября 2009 г. Протокол № 3 Рецензенты: д.псх.н., проф. А.К. Белоусова к.псх.н., доцент И.В. Корсун СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 2. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 2.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ 2.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 3. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) 4. СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВ 5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 7. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ Разработка и внедрение корпоративной культуры в большинстве крупных фирм цивилизационных стран, ее проявление не только и не столько в сознании сотрудников фирм, сколько в их поведении, наглядно показали значимость данного феномена в мировом масштабе. В связи с этим перенесение практики разработки и внедрения разных образов корпоративной культуры на российскую почву является актуальной и социально значимой задачей. Поэтому для специалиста-психолога и менеджера так актуальны знания об условиях формирования, структуре и диагностике корпоративной культуры. Наглядные примеры видов корпоративных культур известных компаний позволят студентам глубже проникнуть в суть данного феномена. Целью дисциплины «Корпоративная культура» является формирование у студентов представления о закономерностях формирования корпоративной культуры, о ее составляющих, особенностях ее проявлений и управления в организациях. Задачи: 1. раскрыть специфику корпоративной культуры; 2. ознакомить с историей развития представлений о корпоративной культуре в России и других странах; 3. показать студентам различные подходы к исследованию явлений и феноменов корпоративной культуры; 4. на практике продемонстрировать различные составляющие корпоративной культуры организаций; 5. продемонстрировать значимость выявления закономерностей формирования корпоративной культуры для современной экономики и социальных сфер общества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1 Тема 2 Типы корпоративной культуры Критерии типологий культур. Типология С. Ханди – культура власти, роли, задачи, личности. Культура «оранжереи», «собирателей колосьев», «огорода», «французского сада», «крупных плантаций», «лианы», «косяка рыб», «кочующей орхидеи» (М. Бурке). Корпоративный тип культуры, консультативный, «партизанский», предпринимательский (Р. Акофф). Культура высокого риска и быстрой обратной связи, культура низкого риска и быстрой обратной связи, культура высокого риска и медленной обратной связи, культура низкого риска и медленной обратной связи (А.А. Кеннеди). Культура индивидуализма и коллективизма (Г. Ховстед). Культуры, основанные на различных ценностных ориентациях (Ф. Клукхона, Ф.Л. Штротбека). Корпоративные культуры, выделяемые в России (органическая, бюрократическая, предпринимательская, партисипативная). Тема 3 Виды корпоративной культуры Виды корпоративных культур: сильные и слабые культуры экономических систем. Бесспорные и небесспорные культуры. Открытые, закрытые культуры. Обезличенные, персонализированные культуры. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко представляют корпоративную культуру как совокупность поведенческих норм, ритуалов, символов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию. Тема 4 Тема 5 Тема 6 Управления
Корпоративные стандарты Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему: · отношения с коллегами (отношения руководителей и подчиненных, поведение в конфликтных ситуациях, правила взаимозаменяемости, общение при заказчике, порядок повышения квалификации и обучение нового сотрудника); · отношения с клиентами (приветствие, ведение переговоров, разговоры по телефону, расчеты, поведение в конфликтной ситуации, прощание); · рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведение на рабочем месте, передача его другому исполнителю); · отношения с внешней средой (защита интересов компании, сохранение коммерческой тайны, способы представления компании).
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985. 2. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 3. Банки на развивающихся рынках: в 2-х т. Т. I: Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. М.: Финансы и статистика, 1994. 4. Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1994. 5. Брэддик У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997. 6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998. 7. Докучаев, М. В. 1958-.Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Academia, 2003. 8. Забелин П.В., Моисеева И.К. Основы стратегического управления. М.: «Маркетинг», 1997. 9. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений / Э.А. Капитонов; Науч. ред. д.филос.н. Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 10. Корпоративная культура: психология и технология разработки и внедрения / Науч. Ред. А.Д. Карнышев. Иркутск: Изд.-во БГУЭП, 2007. 11. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие для студ. упр. и экон. спец. вузов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2001. 12. Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001. 13. Шульц Д. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Кларк Э. Вокруг корпоративного костра. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 2. А. Кубанейшвили Преобразование компании - начните с корпоративной культуры // Управление персоналом, №4, 2001. 3. Кунце Й. Корпоративная религия. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004. 4. Имаи, Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; пер. с англ. [Т. Гутман; науч. ред.: Ю. Адлер; предисл.: В.А. Лапидус, Ю. Адлер]. - 3-е изд. - Москва: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2006. 5. Клещев А. Г. Развитие корпоративной культуры фирмы. Кострома, 1999 6. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: ДЕЛО, 2001. 7. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация". - М.: Логос, 2002. 8. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2005. 9. Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2000.
СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1) Подготовить доклад на тему:
1. Психологический портрет организации. 2. Факторы, определяющие корпоративную культуру. 3. Корпоративная культура, основанная на контроле. 4. Корпоративная культура, основанная на нормах. 5. Классификации типов культур. 6. Инновационные процессы в организации и корпоративная культура. 7. Виды корпоративной культуры. 8. Стили управления менеджера и корпоративна культура организации. 9. Феномен приверженности организации и корпоративна культура. 10. Стратегия и корпоративная культура. 11. Повышение чувства ответственности за дело фирмы. 12. Механизмы развития корпоративной культуры. 13. Механизм участия развития корпоративной культуры. 14. Действия руководителя в поддержку корпоративных ценностей. 15. Информация в организации. 16. Система поощрений в организации. 17. Мотивация персонала и корпоративная культура. 18. Особенности корпоративного общения. 19. Связь корпоративной и организационной культуры. 20. Формирование корпоративной культуры. 21. Методы диагностики корпоративной культуры. 22. Особенности корпоративной культуры в различных странах. 23. Управление корпоративной культурой компании. 24. Сложности командоформирования.
2) Провести диагностику корпоративной культуры, используя методики приложения. Определить тип и вид культуры, опираясь на полученные данные.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Корпоративная культура в производственных и коммерческих организациях. 2. Сущность корпоративной культуры и ее функции. 3. Социально-психологические и личностные компоненты корпоративной культуры. 4. Срок функционирования, уровень развития коллектива предприятия и его психологический климат. 5. Характер собственности организации и ее связь с типом корпоративной культуры. 6. Специфика деятельности и ориентированность предприятия на конкретные запросы потребителя. 7. Виды корпоративной культуры. 8. Опыт разработки корпоративной культуры. 9. Гендерные аспекты в корпоративной культуре. 10. Роль оценки и самооценки личности в структуре корпоративной культуры. 11. Удовлетворенность характеристиками работы и корпоративная культура. 12. Стили и методы руководства при различных корпоративных культурах. 13. Инструменты корпоративной культуры. 14. Психологические характеристики миссии. 15. Кодекс служебной этики и корпоративная культура. 16. Стратегия развития и корпоративная культура. 17. Разработка системы стимулирования работников. 18. Материальное и моральное стимулирование. 19. Социально-психологическое исследование корпоративной культуры организации. 20. Знаково-символические элементы корпоративной культуры. 21. Корпоративный сайт. 22. Корпоративное общение. 23. Миссия и базовые ценности организации.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник OCS (Allen, Meyer) Направлен на исследование приверженности персонала организации Инструкция: Оцените свое отношение к вашей организации по 5-ти балльной шкале. 1 – это абсолютно ко мне не относится 2 – это немного меня характеризует 3 – это характеризует меня в среднем 4 – это в основном меня характеризует 5 – это полностью ко мне относится
Утверждения:
1. Я на самом деле считаю проблемы этой организации своими проблемами. 2. Меня учили ценить сохранения верности организации. 3. Слишком многое в моей жизни было бы нарушено, если бы я решил, что хочу сейчас уйти из своей организации. 4. Я думаю, что мог бы легко привязаться к другой организации так же, как я привязан к этой. 5. Я не думаю, что в наше время имеет смысл желание быть "человеком компании". 6. Я не боюсь уйти со своей работы, не имея никакой альтернативы трудоустройства. 7. Я испытываю большое удовольствие, находясь на работе. 8. Я принимаю все культурные нормы нашей компании. 9. Я чувствую необходимость изменить свой должностной статус на более высокий. 10. Много отрицательных моментов у меня связаны с теперешней компанией. 11. Не все распоряжения начальства я должен выполнять вовремя и полностью. 12. Меня устраивает мое должностное положение на работе. 13. меня понимают и принимают на работе, к моему мнению прислушиваются. 14. Я думаю, что творческий потенциал наших сотрудников растет вместе с успехами фирмы. 15. Не все мои ожидания оправдались относительно нашей организации. 16. Я чувствую свое одиночество на работе все здесь мне чужие. 17. Я не уйду из компании сейчас, потому что у меня есть чувство долга перед людьми. 18. Я уверен, что нашим сотрудникам мало возможности для реализации своих способностей. 19. Я многим обязан организации в целом. 20. Я сам определил выбор данной работы. 21. Мне посоветовали выбрать для работы данную организацию. 22. Я не чувствую себя членом семьи в компании.
Обработка результатов:
Подсчитываются баллы по каждому фактору.
Низкий уровень проявления фактора – 7 Средний уровень – 8– 14 Высокий – 15–20
Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (О)– стремление прилюбых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на Совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных -заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего». 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас. Текст анкеты 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: A. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; B. Сознания того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол),то я хотел бы быть A. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; B. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4. Мне нравится, когда люди: A. Радуются выполненной работе; Б. С удовольствием работают в коллективе; B. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; Б. Были верны и преданы мне; B. Были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: A. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; B. Кто может многого достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается; Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют. 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; B. Недостаточно хорошо знает свой предмет. 9. В детстве мне больше всего нравилось: A. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; B. Когда меня за что-нибудь хвалили. 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: A. Добился успеха в жизни; Б. По-настоящему увлечен своим делом; B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь, школа должна: A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: A. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; B. Для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; B. Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю, когда: A. Другие люди меня ценят; Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы; B. Приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан Б. Написали о моей деятельности; B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: A. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17. Для меня нет ничего хуже, чем: A. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; B. Потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: A. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы; B. Здравый практичный ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: A. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют; B. Возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: A. Работаешь над важным для всех делом; B. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: A. Доступным; Б. Авторитетным; B. Требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; B. О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: A. Дирижером; Б. Композитором; B. Солистом. 24. Мне бы хотелось: A. Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе; B. Организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: A. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; B. Его не нужно было упрекать за выполненную работ 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: A. В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы; B. Занимаясь своим любимым делом. Методика Рокича МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА» Укажите, пожалуйста, Вашу должность Каков Ваш трудовой стаж Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания. Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом — 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено. Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.
Вопросы второй группы Методика «Уровень организационной культуры» (ОК) Диагностическая цель. Изучение уровня организационной культуры предприятия по основным направлениям: трудовая деятельность, коммуникации, управление, мотивация и мораль.,
Инструкция. Ниже представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия, сгруппированных в четыре секции: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам — 0 баллов и т. д. Текст опросника 1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью. 2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников. 3. Наша деятельность четко и детально организована. 4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников. 5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности. 6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций. 7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения. 8. *Рвение и инициатива у нас поощряются. 9. В наших подразделениях налажена разумная системы выдвижения на новые должности. 10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.) 11. Наши работники участвуют в принятии решений. 12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом. 13. Рабочие места у нас обустроены. 14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации. 15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников. 16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки. 17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой. 18. У нас поощряется двухсторонняя коммуникация. 19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения. 20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников. 21. Работа для меня интересна. 22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству. 23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом всех реальностей обстановки. 24. Рвение к труду у нас всячески поощряется. 25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная. 26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления. 27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками. 28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения. 29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию. Обработка и интерпретация результатов. 1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов. 2. Подсчитайте средний балл по секциям: работа — 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25; коммуникаций — 2, 6, 10, 14, 18, 22; управление — 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28; мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29. Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов — 290, наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»: 290-261 — очень высокий; 260-175 — высокий; 174-115 — средний; ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания paсcматриваемого отношения: 1) Полностью положительное; 2) Положительное; 3) Пол-' ностью отрицательное; 4) Отрицательное; 5) Противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как вцелом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к циональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса. Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования— 5^-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ А. Ф. ФИДЛЕРА Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается! слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (напр
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.012 с.) |