Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе»

Поиск

НОУ ВПО ИУБиП

Проект «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе»

Кафедра «Психология»

 

 

В.И. Пищик

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

(учебно-методический комплекс)

 

Ростов-на-дону


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов специальности 030301 – Психология.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» от 26 сентября 2009 г. Протокол № 3

Рецензенты: д.псх.н., проф. А.К. Белоусова

к.псх.н., доцент И.В. Корсун

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

2. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

2.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

2.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

4. СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВ

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

7. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Разработка и внедрение корпоративной культуры в большинстве крупных фирм цивилизационных стран, ее проявление не только и не столько в сознании сотрудников фирм, сколько в их поведении, наглядно показали значимость данного феномена в мировом масштабе. В связи с этим перенесение практики разработки и внедрения разных образов корпоративной культуры на российскую почву является актуальной и социально значимой задачей. Поэтому для специалиста-психолога и менеджера так актуальны знания об условиях формирования, структуре и диагностике корпоративной культуры. Наглядные примеры видов корпоративных культур известных компаний позволят студентам глубже проникнуть в суть данного феномена.

Целью дисциплины «Корпоративная культура» является формирование у студентов представления о закономерностях формирования корпоративной культуры, о ее составляющих, особенностях ее проявлений и управления в организациях.

Задачи:

1. раскрыть специфику корпоративной культуры;

2. ознакомить с историей развития представлений о корпоративной культуре в России и других странах;

3. показать студентам различные подходы к исследованию явлений и феноменов корпоративной культуры;

4. на практике продемонстрировать различные составляющие корпоративной культуры организаций;

5. продемонстрировать значимость выявления закономерностей формирования корпоративной культуры для современной экономики и социальных сфер общества.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

  №   Наименование темы   Всего Аудиторная работа
Лек. Сем. Практ.
1. История зарождения представлений о корпоративной культуре        
  Общие представления о корпоративной культуре        
  Структура корпоративной культуры        
  Типы корпоративной культуры        
  Виды корпоративной культуры        
  Формирование корпоративной культуры        
  Преданность организации как составляющая корпоративной культуры        
  Методы и технологии диагностики корпоративной культуры        
  Специфика российских и зарубежных корпоративных культур        
  Особенности взаимосвязи стратегии компании и ее корпоративной культуры        
  Роль культуры в развитии инноваций        
  Управление корпоративной культурой        
  Ценности организации и персонала        
  Особенности корпоративного общения        
  Командоформирование        
  Творчество персонала в организации        
  Самоменеджмент        
           
           
Всего        

 

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1

Тема 2

Типы корпоративной культуры

Критерии типологий культур. Типология С. Ханди – культура власти, роли, задачи, личности. Культура «оранжереи», «собирателей колосьев», «огорода», «французского сада», «крупных плантаций», «лианы», «косяка рыб», «кочующей орхидеи» (М. Бурке). Корпоративный тип культуры, консультативный, «партизанский», предпринимательский (Р. Акофф). Культура высокого риска и быстрой обратной связи, культура низкого риска и быстрой обратной связи, культура высокого риска и медленной обратной связи, культура низкого риска и медленной обратной связи (А.А. Кеннеди). Культура индивидуализма и коллективизма (Г. Ховстед). Культуры, основанные на различных ценностных ориентациях (Ф. Клукхона, Ф.Л. Штротбека). Корпоративные культуры, выделяемые в России (органическая, бюрократическая, предпринимательская, партисипативная).

Тема 3

Виды корпоративной культуры

Виды корпоративных культур: сильные и слабые культуры экономических систем. Бесспорные и небесспорные культуры. Открытые, закрытые культуры. Обезличенные, персонализированные культуры. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко представляют корпоративную культуру как совокупность поведенческих норм, ритуалов, символов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию.

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Управления

Тип совместной деятельности Тип управления Рычаг управления
Индивидуальный Рыночный Деньги
Последовательный Бюрократический Сила
Взаимодействующий Авторитарный Авторитет
Творческий Демократический, коллективный Знания

Корпоративные стандарты

Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выпол­нять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:

· отношения с коллегами (отношения руководителей и подчи­ненных, поведение в конфликтных ситуациях, правила взаимоза­меняемости, общение при заказчике, порядок повышения квали­фикации и обучение нового сотрудника);

· отношения с клиентами (приветствие, ведение переговоров, разговоры по телефону, расчеты, поведение в конфликтной ситу­ации, прощание);

· рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведе­ние на рабочем месте, передача его другому исполнителю);

· отношения с внешней средой (защита интересов компании, сохранение коммерческой тайны, способы представления компа­нии).

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.

2. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Банки на развивающихся рынках: в 2-х т. Т. I: Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. М.: Финансы и статистика, 1994.

4. Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1994.

5. Брэддик У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.

7. Докучаев, М. В. 1958-.Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Academia, 2003.

8. Забелин П.В., Моисеева И.К. Основы стратегического управления. М.: «Маркетинг», 1997.

9. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений / Э.А. Капитонов; Науч. ред. д.филос.н. Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

10. Корпоративная культура: психология и технология разработки и внедрения / Науч. Ред. А.Д. Карнышев. Иркутск: Изд.-во БГУЭП, 2007.

11. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие для студ. упр. и экон. спец. вузов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2001.

12. Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.

13. Шульц Д. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кларк Э. Вокруг корпоративного костра. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. А. Кубанейшвили Преобразование компании - начните с корпоративной культуры // Управление персоналом, №4, 2001.

3. Кунце Й. Корпоративная религия. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004.

4. Имаи, Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; пер. с англ. [Т. Гутман; науч. ред.: Ю. Адлер; предисл.: В.А. Лапидус, Ю. Адлер]. - 3-е изд. - Москва: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2006.

5. Клещев А. Г. Развитие корпоративной культуры фирмы. Кострома, 1999

6. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: ДЕЛО, 2001.

7. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация". - М.: Логос, 2002.

8. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

9. Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2000.

 

СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВ

    Структура рейтингов Максим балл
    Стартовый рейтинг Ответы на теоретические вопросы  
  1 модуль Первый рейтинг Ответы на 20 тестов Выполнение практической работы Подготовка доклада на тему    
  2 модуль Второй рейтинг Ответы на 20 тестов. Выполнение практической работы Активность на семинарских занятиях.  
    Всего  

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1) Подготовить доклад на тему:

 

1. Психологический портрет организации.

2. Факторы, определяющие корпоративную культуру.

3. Корпоративная культура, основанная на контроле.

4. Корпоративная культура, основанная на нормах.

5. Классификации типов культур.

6. Инновационные процессы в организации и корпоративная культура.

7. Виды корпоративной культуры.

8. Стили управления менеджера и корпоративна культура организации.

9. Феномен приверженности организации и корпоративна культура.

10. Стратегия и корпоративная культура.

11. Повышение чувства ответственности за дело фирмы.

12. Механизмы развития корпоративной культуры.

13. Механизм участия развития корпоративной культуры.

14. Действия руководителя в поддержку корпоративных ценностей.

15. Информация в организации.

16. Система поощрений в организации.

17. Мотивация персонала и корпоративная культура.

18. Особенности корпоративного общения.

19. Связь корпоративной и организационной культуры.

20. Формирование корпоративной культуры.

21. Методы диагностики корпоративной культуры.

22. Особенности корпоративной культуры в различных странах.

23. Управление корпоративной культурой компании.

24. Сложности командоформирования.

 

 

2) Провести диагностику корпоративной культуры, используя методики приложения. Определить тип и вид культуры, опираясь на полученные данные.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Корпоративная культура в производственных и коммерческих организациях.

2. Сущность корпоративной культуры и ее функции.

3. Социально-психологические и личностные компоненты корпоративной культуры.

4. Срок функционирования, уровень развития коллектива предприятия и его психологический климат.

5. Характер собственности организации и ее связь с типом корпоративной культуры.

6. Специфика деятельности и ориентированность предприятия на конкретные запросы потребителя.

7. Виды корпоративной культуры.

8. Опыт разработки корпоративной культуры.

9. Гендерные аспекты в корпоративной культуре.

10. Роль оценки и самооценки личности в структуре корпоративной культуры.

11. Удовлетворенность характеристиками работы и корпоративная культура.

12. Стили и методы руководства при различных корпоративных культурах.

13. Инструменты корпоративной культуры.

14. Психологические характеристики миссии.

15. Кодекс служебной этики и корпоративная культура.

16. Стратегия развития и корпоративная культура.

17. Разработка системы стимулирования работников.

18. Материальное и моральное стимулирование.

19. Социально-психологическое исследование корпоративной культуры организации.

20. Знаково-символические элементы корпоративной культуры.

21. Корпоративный сайт.

22. Корпоративное общение.

23. Миссия и базовые ценности организации.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку Количество часов Форма контроля
       
  Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов корпоративной культуры. 4/6 Рейтинги
  Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати по проблемам психологии общения 8/10
  Провести самостоятельную практическую работу 10/10
  Составить перечень упражнений в рамках одной из техник развития коммуникативных навыков. 8/10
  Проведение диагностической работы 8/10
  Подготовить сообщение на одну из предложенных тем. 10/10
  Организовать круглый стол на заданную тему 6/10
  Составить тренинг на любую тему в рамках корпоративной культуры 6/20
  Итого: 60/86

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Опросник OCS (Allen, Meyer)

Направлен на исследование приверженности персонала организации

Инструкция: Оцените свое отношение к вашей организации по 5-ти балльной шкале.

1 – это абсолютно ко мне не относится

2 – это немного меня характеризует

3 – это характеризует меня в среднем

4 – это в основном меня характеризует

5 – это полностью ко мне относится

 

Утверждения:

 

1. Я на самом деле считаю проблемы этой организации своими проблемами.

2. Меня учили ценить сохранения верности организации.

3. Слишком многое в моей жизни было бы нарушено, если бы я решил, что хочу сейчас уйти из своей организации.

4. Я думаю, что мог бы легко привязаться к другой организации так же, как я привязан к этой.

5. Я не думаю, что в наше время имеет смысл желание быть "человеком компании".

6. Я не боюсь уйти со своей работы, не имея никакой альтернативы трудоустройства.

7. Я испытываю большое удовольствие, находясь на работе.

8. Я принимаю все культурные нормы нашей компании.

9. Я чувствую необходимость изменить свой должностной статус на более высокий.

10. Много отрицательных моментов у меня связаны с теперешней компанией.

11. Не все распоряжения начальства я должен выполнять вовремя и полностью.

12. Меня устраивает мое должностное положение на работе.

13. меня понимают и принимают на работе, к моему мнению прислушиваются.

14. Я думаю, что творческий потенциал наших сотрудников растет вместе с успехами фирмы.

15. Не все мои ожидания оправдались относительно нашей организации.

16. Я чувствую свое одиночество на работе все здесь мне чужие.

17. Я не уйду из компании сейчас, потому что у меня есть чувство долга перед людьми.

18. Я уверен, что нашим сотрудникам мало возможности для реализации своих способностей.

19. Я многим обязан организации в целом.

20. Я сам определил выбор данной работы.

21. Мне посоветовали выбрать для работы данную организацию.

22. Я не чувствую себя членом семьи в компании.

 

Обработка результатов:

Факторы приверженности Номера утверждений
Эмоциональная приверженность компании 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22  
Нормативная приверженность компании 2, 5, 8, 11, 14, 17, 18  
Текущая приверженность организации 3, 6, 9, 12, 15, 19, 20, 21

 

 

Подсчитываются баллы по каждому фактору.

 

Низкий уровень проявления фактора – 7

Средний уровень – 8– 14

Высокий – 15–20

 

Определение направленности личности» (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в насто­ящее время используется ориентационная анкета, впер­вые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответству­ющие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей сте­пени выражает его мнение или соответствует реальнос­ти, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. От­вет «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, остав­шийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направлен­ности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направ­ленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на пря­мое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении ста­туса, властность, склонность к соперничеству, раздражи­тельность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление прилюбых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на Совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных -заданий или оказанию искрен­ней помощи людям, ориентация на социальное одобре­ние, зависимость от группы, потребность в привязаннос­ти и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, спо­собность отстаивать в интересах дела собственное мне­ние, которое полезно для достижения общей цели.

 

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с но­мером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соот­ветствующие столбцы. Остальные ответы нигде не запи­сываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди ва­риантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правиль­ным» или «лучшим» для вас.

Текст анкеты

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол),то я хотел бы быть

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом пред­мете;

B. Создает в коллективе такую атмосферу, при кото­рой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несим­патичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

B. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь, школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика;

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной ра­боты;

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­
ном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне
довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным;

Б. Авторитетным;

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером;

Б. Композитором;

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работ

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

B. Занимаясь своим любимым делом.

Методика Рокича

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ

ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

Укажите, пожалуйста, Вашу должность

Каков Ваш трудовой стаж

Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два зада­ния.

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом — 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.

Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с ле­вой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетво­ряется в настоящее время лучше и больше чем все осталь­ные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим бал­лом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в боль­шей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.

N ВОПРОС      
  Благополучие в семейных отношениях      
  Удовлетворенность во взаимоотношени­ях с сотрудниками      
  Личная комфортность и удовлетворен­ность в жизни      
  Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности ра­ботой      
  Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее      
  Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе      
  Свобода выбора и смены вида профес­сиональной деятельности      
  Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководите­лями      
  возможность для самосовершенствова­ния и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий      
  Комфортность условий труда      
  Наличие авторитета среди сотрудников      
  Спокойствие и уверенность в благопо­лучии и обеспеченности семьи в на­стоящем и будущем.      
  Материальная достаточность и удовлет­воренность денежным содержанием      
  Высокие результаты труда и их признание      
  Соответствие позиции лидера реально­му статусу      
  Степень совпадения личных и служеб­ных интересов      
  Наличие авторитета среди вышестояще­го начальства      
Я вопрос-      
  Удовлетворенность взаимоотношениями на работе      
    Признание руководством личных уси­лий и их оптимальности в достиже­нии результатов труда      
    Более престижная и оплачиваемая про­фессиональная деятельность      
    Удовлетворенность результатами само­совершенствования и самореализации в избранном виде деятельности      
    Удовлетворенность престижностью      
    Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе      
    Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником      
    Преобладание хорошего, приподнятого настроения      
    Мотивация профессиональной деятель­ности и удовлетворенность личным участием в ней      
    Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи      
             

Вопросы второй группы

Методика

«Уровень организационной культуры» (ОК)

Диагностическая цель. Изучение уровня организаци­онной культуры предприятия по основным направлени­ям: трудовая деятельность, коммуникации, управление, мотивация и мораль.,

 

Инструкция. Ниже представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия, сгруппированных в четыре секции: работа, коммуника­ции, управление, мотивация и мораль.

При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установ­кам — 0 баллов и т. д.

Текст опросника

1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.

2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.

3. Наша деятельность четко и детально организована.

4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.

5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые спе­циальности.

6. На нашем предприятии налажена система комму­никаций.

7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения.

8. *Рвение и инициатива у нас поощряются.

9. В наших подразделениях налажена разумная систе­мы выдвижения на новые должности.

10. У нас культивируются разнообразные формы и ме­тоды коммуникаций (деловые контакты, собрания, ин­формационные распечатки и др.)

11. Наши работники участвуют в принятии решений.

12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.

13. Рабочие места у нас обустроены.

14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.

15. У нас организована профессиональная (продуман­ная) оценка деятельности работников.

16. Взаимоотношения работников с руководством дос­тойны высокой оценки.

17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.

18. У нас поощряется двухсторонняя коммуникация.

19. Дисциплинарные меры у нас применяются как ис­ключения.

20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.

21. Работа для меня интересна.

22. На нашем предприятии поощряется непосредствен­ное обращение мастеров и бригадиров к руководству.

23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с уче­том всех реальностей обстановки.

24. Рвение к труду у нас всячески поощряется.

25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная.

26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.

27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками.

28. Наше предприятие постоянно нацелено на ново­введения.

29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию.

Обработка и интерпретация результатов.

1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.

2. Подсчитайте средний балл по секциям:

работа — 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25;

коммуникаций — 2, 6, 10, 14, 18, 22;

управление — 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;

мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Индекс «ОК» определяется по общей сумме получен­ных баллов.

Наибольшее количество баллов — 290, наи­меньшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»:

290-261 — очень высокий;

260-175 — высокий;

174-115 — средний;

ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.

 

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого под­разделения. Тип отношения выводится аналогично проце­дуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания paсcматриваемого отношения:

1) Полностью положительное; 2) Положительное; 3) Пол-' ностью отрицательное; 4) Отрицательное; 5) Противоречи­вое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как вцелом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к циональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; ког­нитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, при­чем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования— 5^-10 мин. Простота обработки результатов дает возмож­ность быстрого их получения.

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

А. Ф. ФИДЛЕРА

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается! слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологичес­кая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положи­тельная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается сред­ний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что до­пускает анонимное обследование, а это повышает ее на­дежность. Надежность увеличивается и в сочетании с дру­гими методиками (напр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.013 с.)