Некоторые закономерности психология памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые закономерности психология памяти



1. Человек помнит все, что воспринял на протяжении своей жизни;

2. Оперативная память человека одновременно может вместить в себя лишь 7 плюс-минус 2 элементов;

3. Запоминается лучше всего первое и последнее (эффект края);

4. Лучше всего запоминается хорошо структурированный материал;

5. Хранящиеся в бессознательном воспоминания оказывают сильное внимание на нашу жизнь и опосредуют наши действия и наше восприятие (как системы конденсированного опыта);

6. Человек, как правило, забывает подавляющее число событий своего раннего детства (инфантильная амнезия);

7. Ранние воспоминания человека, как правило, отображают цели и стиль его жизни;

8. У человека могут возникать «ложные воспоминания», скрывающие за собой вытесненный материал;

9. Человек склонен не допускать в свою оперативную память травматические для него переживания;

10. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала;

11. Эффект Раншбурга — частный случай интерференции в памяти, исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характеризуется затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала[62];

12. Закон Йоста — эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную;

13. Закон Рибо — закономерность, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо, согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности. Происходит утрата чувствований и привычек. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке;

14. Закон Ганзена—Игонина о слоистом строении памяти;

15. Закон Генерации о приоритете в запоминании собственных идей;

16. Закон Джеймса о закономерностях удержания информации сознанием в течение длительного времени;

17. Закон Эббингауза о соотношении числа элементов для запоминания с количеством повторов для этого запоминания.

 

Некоторые закономерности психологии способностей [63]

1. Начиная с пяти лет, математический интеллект мальчиков начинает значительно превосходить математический интеллект девочек;

2. Если при помощи тестов из­мерять интеллект у людей разного возрас­та, то выявляется следующую закономерность: до 17—18 лет интеллект с возрастом повы­шается, затем в течение некоторого време­ни показатели остаются неизменными, после чего происходит снижение интеллек­та с возрастом;

3. Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и жен­щин. В то же время у мужчин больше раз­брос: среди них больше как очень умных, так и очень глупых. Эти данные хорошо согласуются с теорией Геодакяна, выдви­гающей тезис, что мужское начало связа­но с выработкой новых возможностей, а женское — с сохранением генетического достояния. В этом плане объяснимо боль­шее число «выплесков» у мужчин;

4. Между мужчинами и женщинами на­блюдается также некоторая разница в вы­раженности различных сторон интеллек­та. До пятилетнего возраста этих различий нет. С 5-ти лет мальчики начинают пре­восходить девочек в сфере пространствен­ного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербаль­ных способностей. Мужчины значимо превосходят женщин в математических способностях. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди осо­бо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина. Споры вызывает природа этих различий. Одни исследователи считают, что их мож­но отнести за счет генетики. Другие, бо­лее феминистски ориентированные, ут­верждают, что их основа — наше обще­ство, которое ставит мужчин и женщин в неравные условия;

5. Плодовитость представителей точных наук с возрастом понижается значительно в меньшей степени, нежели у гуманитариев, писателей, поэтов и художников. При этом творческие личности, обладающие высокой известностью, в значительной большей степени, чем их менее известные коллеги, сохраняют свои возможности, несмотря на преклонные годы. Особенно это касается композиторов;

6. Таким образом, работа над собой и постоянная творческая активность позволяет нивелировать влияние старости на плодотворность деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)