Характеристика товарных рынков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика товарных рынков



Потребительский рынок - совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Ежедневно население приобретает сельскохозяйственную продукцию, в свежем виде и переработанную, в частных и государственных магазинах, на мелкооптовых рынках, реализуемую как посредниками, так и самими производителями.

Рынок продовольственных товаров очень изменчив. Появление новых технологий, методов маркетинга, конъюнктурных или политических изменений сразу же сказывается на состоянии продовольственных рынков. процесс.

Отечественный рынок агропромышленной продукции переживает трудные времена:

· Потребители жалуются на высокие и нестабильные цены на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

· Производители обеспокоены сокращением числа оптовых покупателей, контролем над ценами со стороны посреднических структур, несоответствием между закупочными и розничными цепами и т. д.

· Общество в целом озабочено: растущей стоимостью "потребительской корзины"; низким уровнем жизни населения; использованием и сохранением природных ресурсов; общим состоянием аграрной экономики.

Рынок предприятий - совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.

Предприятия сферы общественного питания, пищевой и легкой промышленности, гостиничного бизнеса, оптовые и розничные торговцы приобретает сельскохозяйственную продукцию, в свежем и переработанном виде, у фермеров и коллективных производителей или посредников для достижения своих предпринимательских целей.

В повышении эффективности рынка продуктов питания заинтересованы и фермеры, и предприятия занятые переработкой сельскохозяйственного сырья, и посредники, и потребители, и общество в целом. Ситуация в России сегодня такова, что одни регионы достигли уровня продовольственного самообеспечения и являются активными поставщиками на всероссийский рынок, другие - имеют ограниченные возможности для вывоза продовольствия за пределы своих районов и областей третьи - являются традиционными импортерами продуктов питания.

По данным администрации Карачаево-Черкесской автономной республики совокупный объем предложения молочных продуктов в 1999 г. составлял около 56% от потребности, а сам рынок молочной продукции характеризуется рядом особенностей:

· значительной емкостью, обусловленной биологическими нормами потребления продукции;

· практическим отсутствием ограничений по номенклатуре реализуемой продукции;

· жесткими сроками реализации и условиями хранения молочной продукции;

Существуют:

Регионы традиционного земледелия, производящие сельскохозяйственную продукцию в объемах достаточных для собственных нужд либо превышающих эти нужды

Регионы, в которых прямо или косвенно ограничен вывоз сельскохозяйственной продукции:

республики - Адыгея, Татарстан, Башкортостан;

области - Оренбургская, Воронежская, Курская, Ростовская, Пензенская, Тульская, Ульяновская, Волгоградская, Самарская,

Пермская (включая Коми-Пермяцкий АО), Саратовская;

края - Краснодарский, Ставропольский, Алтайский).

Регионы, традиционно ввозящие сельскохозяйственную продукцию.

Мировой опыт позволяет сформулировать определенные тенденции, характерные для развития рынка продовольствия. Они связаны с процессом адаптации пищевой промышленности к изменяющимся условиям рынка и новым технологиям, с конкурентной борьбой на продовольственном рынке, государственным регулированием производства и распределения сельскохозяйственной продукции и др.

Взаимодействие цивилизованного субъектов рынка продуктов питания, в частности, проявляется в распространении закупок у производителей скота и птицы на контрактной основе. Механизмом, координирующим это взаимодействие, являются контракты между пищевой промышленностью и крупными предприятиями розничной торговли. Для агробизнеса характерна вертикальная интеграция, которая часто перерастает рамки одной страны.

Транснациональные корпорации, занимаясь например, производством мясных консервов, используют ресурсы (семена кормовых культур, комбинированные корма, химические препараты, эмбрионы, скот, автоматизированное перерабатывающее оборудование, оптовую и розничную торговлю) рассредоточенные в различных стран и объединенные в единую операционную структуру.

Запомни!

Рынок предприятий имеет целый ряд существенных отличий отпотребительского рынка, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними:

Емкость рынка

Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке (обычно) за год.

Емкость рынка по некоторому товару рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики (в физических единицах или в стоимостных показателях) по формуле:

где

С - емкость рынка (полное потребление товара на данном рынке страны);

R - национальное производство конкретного товара в данной стране;

Р - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;

Е - экспорт;

I - импорт;

D - снижение (М - увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей товаров в данной стране;

Ео - косвенный экспорт;

Iо - косвенный импорт.

Косвенный экспорт - это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу. Например, при анализе емкости рынка отдельных видов продукции растениеводства и животноводства (овощей и фруктов, зерна, мяса и шерсти т.д.), в качестве косвенного экспорта можно учесть их объемы в вывезенных за границу изделиях пищевой или легкой промышленности (консервы, супы, каши, кондитерские изделия и т.п.

При определении емкости рынка потребительских товаров учитываются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень цен и другие факторы, обусловливающие тенденции изменений покупательского спроса населения.

Устанавливая емкость рынка товаров производственного назначения, необходимо иметь в виду основные тенденции развития отраслей экономики, возможности осуществления соответствующих инвестиционных проектов. Не имеет смысла выходить на рынок, если емкость его невелика, и она не станет расти в ближайшей перспективе.

Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал, его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рис. 5.2.

Рис.5.2.Взаимосвязь рыночного потенциала, емкости рынка и рыночной доли предприятия

Сегментация рынка

Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей. Занимаясь предпринимательской деятельностью, необходимо ориентироваться на наиболее перспективные целевые рынки. Это позволяет не распылять ресурсы, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп покупателей, обслуживание которых приносит предприятию максимальную выгоду.

Максимальная эффективность достигается за счет сегментации рынка.

Известно, что любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и мотивами совершения покупок. Поэтому производители и представители сбытовых организаций должны осознавать, что невозможно учесть такое разнообразие факторов, влияющих на принятие решения о покупке предлагаемых товаров и услуг в условиях конкуренции, если ориентироваться на весь рынок.

Другой крайностью может являться выпуск и реализация ограниченного ассортимента товаров, рассчитанных на усредненного потребителя. Только отношение к рынку как некоторой дифференцированной структуре в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара может обеспечить успех в предпринимательской деятельности.

Сегментация рынка - классификация групп потенциальных потребителей на основе различий в их нуждах, вкусах и/или поведении.

В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбирать определенные группы (рыночные сегменты),предъявляющие более или менее однородные требования к товару.

Таким образом, сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, совокупность потребителей одинаково реагирующих на одни и те же побудительные стимулы.

Сегмент рынка формируется в следующей последовательности:

· анализируются требования покупателей относительно товара предприятия;

· формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару;

· изучаются возможности производства товара, отвечающего требованиям определенных групп покупателей;

· оценивается конкурентоспособность товара;

· определяется экономическая эффективность формирования сегмента рынка;

· разрабатывается маркетинговая программа.

Именно этим достигается адресность в деятельности предприятия, что в свою очередь повышает эффективность всех маркетинговых мероприятий.

Сегментация рынка позволяетрешить следующие задачи:

 

В соответствии со своими целями предприятие может использовать следующие способы охвата рынка:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.015 с.)